СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ НАШЕЛ ВИНОВНУЮ В СМЕРТИ РАУЗЫ ГАЛИМОВОЙ

Сегодня директор магазина «Магнита» в Кронштадте 43-летняя Ольга Конюхова официально стала фигуранткой двух уголовных дел. ГСУ следственного комитета по Санкт-Петербургу предъявило Конюховой обвинение в самоуправстве (ч. 1 ст. 330 УК РФ) и в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ). Одновременно прокуратура северной столицы заявила об окончании целой череды проверок, которым подвергся кронштадтский магазин. Общий ущерб краснодарской торговой сети, принадлежащей предпринимателю Сергею Галицкому, пока никто не подсчитывал, но можно предполагать, что он вполне ощутимый. Ничего бы этого не было, если бы 3 февраля 2015 года 81-летняя пенсионерка и блокадница Рауза Галимова не забыла бы заплатить за три пачки масла, а Конюхова отнеслась бы к этому с пониманием вместо того, чтобы вызывать полицию.

Теперь СК обвиняет Конюхову в том, что она, «имея возможность предпринять разумные превентивные меры, спровоцировала конфликтную ситуацию, отказавшись принять у женщины предложенные ею денежные средства в качестве оплаты». Кроме того, она «вместе с неоплаченным товаром изъяла имущество, принадлежавшее потерпевшей, высказав в ее адрес негативную оценку», чем и создала «психотравмирующую ситуацию», которая и привела к инфаркту и смерти Галимовой.

Как сообщил «БИЗНЕС Online» старший помощник руководителя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Сергей Капитонов, в отношении Конюховой уже избрана мера пресечения — подписка о невыезде. Где в настоящее время находится обвиняемая, известно, по всей видимости, только следствию. Из квартиры в Кронштадте Конюхова съехала вскоре после огласки конфликта вместе со всей своей семьей и даже удалила свою страницу «ВКонтакте». Тем не менее Капитонов отметил, что Кронштадт — всего лишь один из районов Петербурга, но есть и другие районы. «Страну Конюхова не покидала, она в пределах «досягаемости», — заверил он.

Характерно, что из фабулы происшедшего, изложенной СК, почему-то выпали действия наряда полиции, вызванного Конюховой. Таким образом, ей в одиночку предстоит держать ответственность за гибель пожилой женщины.

Другая гроза пришла к «Магниту» со стороны прокуратуры Петербурга, которая вначале инициировала проверки кронштадского магазина, а сегодня вкратце о них отчиталась. Проверки надзорных ведомств установили, что в магазинных помещениях нарушены нормы пожарной безопасности (нет исправных огнетушителей и системы пожарной сигнализации, эвакуационный выход захламлен и закрыт), на витринах присутствует просроченная молочная продукция и пр. В результате Конюховой, равно как и юрлицу, владеющему магазином, — ЗАО «Тандер», предстоит ответить еще и по административным делам.

Между тем торговая сеть «Магнит», насчитывающая 9 711 магазинов, по-прежнему остается мишенью для общественного негодования. В Петербурге 120 точек сети даже взяли под охрану полиции после того, как аноним сообщил по телефону о намерении взорвать один из магазинов. А социальные активисты проводят по всей России акцию «Принеси «Магниту» масло», которая кроме северной столицы уже затронула Москву, Самару, Волгоград, Норильск и Ростов-на-Дону. У входа в магазины оставляют или даже раздают по три пачки сливочного масла, ставших ценой жизни блокадницы.

«ЕСЛИ «МАГНИТ» ЗАТОПЧУТ, ЭТО БУДЕТ БЕЗУМИЕМ»

О том, следует ли принимать жесткие репрессивные меры в отношении кронштадтского «Магнита» и его директора Конюховой, «БИЗНЕС Online» расспросил экспертов.

— К сотрудникам магазина «Магнит» предъявляются требования, которые вряд ли предъявишь к серьезным и ответственным работникам любой другой сферы, — считает Юрий Кобаладзе, журналист, профессор МГИМО, генерал майор СВР, который сам долгое время работал управляющим директором по корпоративным отношениям X5 Retail Group (владелец торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Копейка»). — Мы должны понимать, что, как правило, в сетевых магазинах работают люди не с нобелевскими премиями и не с тремя высшими образованиями. Их приучают слепо действовать по инструкции — они и действовали в данном случае по инструкции, конечно, не предполагая, чем это может закончиться.

— А разве они не могли поступить иначе?

— Конечно, могли. Директор кронштадтского «Магнита» в ситуации с Галимовой могла повести себя по-другому, но для этого она должна быть другим человеком. Но в инструкции ведь этого не предусмотришь. У нас все разные: полицейские, кондукторы, водители. Как вам понравились норильские машинисты, которые медведя переехали и сняли это на видео? Но это ведь не значит, что все машинисты сволочи и надо отменить движение поездов. А мы ведем сейчас именно к этому: раз варвары из «Магнита» бабушку убили, давайте мы все эти магазины прикроем. И все пойдем на рынок. Вот к какому бреду мы сейчас идем.

Если сегодня выступить адвокатом торговых сетей, на тебя сразу ополчатся: «Ах, вам не жалко бедную старушку, которую эти варвары отправили в тюрьму». Любая попытка оправдать действия сотрудников магазина приводит к тому, что ты сразу попадаешь в категорию таких же варваров. На самом деле воровство в магазинах имеет катастрофический размах. И определенная категория бабушек — я сейчас не о Раузе Галимовой говорю, может, она святая — воруют так, что мама не горюй. Вообще, воровство в магазинах — это бич. Поэтому и принимаются подобные инструкции на случай, если покупатель что-то украл или не заплатил за продукт. Как-то магазины должны себя защищать. Когда я работал, существовала категория так называемого семейного воровства: заходит семья, открывает стеллаж с кефиром, молоком или йогуртом и выпивает. И ничего сделать невозможно — только заставить оплатить, потому что ущерб меньше тысячи рублей не подлежит уголовной ответственности. И как с этим бороться?

Мы боролись: вели разъяснительную работу, выявляли этих воров с накладными карманами в одежде.

— Какое отношение это имеет к Раузе Галимовой? Следствие ведь не нашло в ее действиях злого умысла...

— Я не знаю подробностей. Конечно, жалко эту женщину, которая пережила войну, блокаду и так нелепо погибла. Но если мы сведем все только к слезам и плачу и забудем о проблеме, у нас так и будут воровать. Работники магазина — такие же люди со своими недостатками, как и все остальные. И они тоже воруют из собственного магазина — и кассиры, и продавцы — это наш национальный бич! А мы случившееся используем только для того, чтобы бросить камень в торговые сети и сказать, что мы все честные и хорошие, а вот это — сволочи! И это происходит в то время, когда все беды и все стрелы финансового кризиса будут нацелены на торговые сети, на их наценки, на то, что, дескать, мы нищаем, а они этим пользуются. Давайте еще введем фиксированные цены на продукты — это приведет к удорожанию всех продуктов. Мы такие люди — у нас же нет здравого смысла.

Я сам не слежу за интернетом, но я представляю, что там сейчас творится по поводу смерти пенсионерки. При том, что «Магнит» — это фантастическая сеть. Я бы не сказал этого три года назад, когда сам работал в этой системе и воспринимал краснодарскую сеть как конкурентов. Но сейчас не восхищаться их достижениями невозможно. Это отечественная сеть, которая развилась с нуля. Их надо только поощрять. А сейчас начнутся призывы к закрытию магазинов «Магнит», потому что там, дескать, работают убийцы. Это в том числе откроет дорогу конкурентам. Я бы не сводил все к проискам конкурентов, но развернувшаяся кампания, конечно, уже нанесла моральный ущерб Сергею Галицкому. 90 процентов людей, которые на эту тему рассуждают, далеки от проблемы и руководствуются только одним: жалко бабушку. Да, всем жалко, и мне жалко. Но надо шире смотреть. Какие сейчас призывы звучат: запретить им закупки, наценки — вплоть до того, чтобы поставить человека с ружьем к каждому магазину.

— Вы считаете, что в припадке негодования мы растопчем своих ретейлеров и сделаем себе еще хуже?

— Все это уже проходили наши торговые сети. Я говорю это как человек, который уже не имеет к ним отношения. Вы знаете, что торговые сети сделали фантастический шаг вперед за последние годы? За 20 лет существования рыночной экономики у нас появились в том числе и свои продуктовые торговые сети, которые вполне конкурентоспособны по отношению к западным. И сами все отрегулировали и наладили. А сейчас в условиях кризиса им и без того плохо будет, а мы еще разворачиваем общественную кампанию с призывами торговые сети лягать. Долягаемся...

Что за бред, что в торговых сетях все дорого и покупателю надо уходить на рынок? Во-первых, кто вам даст на рынке гарантию качества? Вас там обманут 10 раз. Во-вторых, кто вам сказал, что на рынке дешевле? Этого не может быть.

Есть целая категория бабушек, которые ходят по сетевым магазинам с записными книжками и компьютерами и отслеживают цены. Сколько раз они ко мне подходили и говорили: вот в «Пятерочке» самые низкие цены, какие вы молодцы!

Допустим, проводятся акции в пользу населения. Какие-нибудь яйца по рублю штука (условно). Так вот эти яйца по рублю скупали тоннами и увозили из магазина и за углом продавали. Или объявишь акцию на какой-нибудь йогурт, и через пять минут этого йогурта уже нет. Почему? Потому что эти пытливые бабушки придут и за пять минут все сметут и отнесут на рынок.

Я убежден: если сейчас провести исследование, выяснится, что те же бабушки теперь воруют так... А попробуй останови их в том же «Магните» — что начнется? Трижды теперь директор подумает, прежде чем это сделать, а может, еще и спасибо скажет: дескать, украли, и ладно, уходите из нашего магазина. Вот к чему приводят общественные истерики. Если «Магнит» затопчут обратно в ноль, это будет безумием. Мне Сергея Галицкого, который кормит весь юг России и открывает современные чистые магазины, искренне жалко.

«ИДЕТ ОХОТА НА ВЕДЬМ»

Ильдус Янышев — директор агентства экономической безопасности «Контр»:

— Начнем с того, что в корзинке этой женщины были найдены неоплаченные товары. И администрация магазина имела право составить по этому поводу акт и вызвать правоохранительные органы. Насколько я знаю, эта женщина погибла не в самом магазине, а в полиции. С таким же успехом СК должен быть возбудить уголовное дело и в отношении полицейских, которые доставили женщину в отдел, и проверить, были ли ими допущены какие-то действия, которые привели могли привести к ее смерти. Но у меня есть ощущение, что действия СК в отношении «Магнита» во многом вызваны резонансностью этого дела. Я понимаю, что это была пожилая женщина, блокадница, но думаю, что СК во многом руководствуется шумихой, поднятой вокруг данного дела. Общество ждет решительных и жестких мер, спусковым крючком для начала которых стало слово «блокадница». Но я не думаю, что директор магазина предприняла какие-то меры, которые хотя бы косвенно могли привести к смерти покупательницы.

Хамства ведь у нас везде много, так же как и много неоплаченных покупок в магазине. Строго по закону, кто бы там ни был, никому не дано права нарушать закон. Работники магазина или охраны обязаны составить документ о произошедшем, а судебные органы — принять решение о наказании. В данном случае я считаю, что с формальной точки зрения сотрудники магазина поступили абсолютно законно.

Как на это обвинение директору «Магнита» отреагируют директора других магазинов? Сейчас будет зеленый свет всем неоплаченным покупкам. Всех мелких воришек будут просто отпускать с миром, чтобы не затевать скандал. И этим обязательно воспользуются недобросовестные покупатели, пойдет волна краж из магазинов.

Марсель Шамсутдинов — управляющий группой компаний «Райдэн», председатель ТРО партии «ПАРНАС»:

— Что я могу сказать по поводу этих действий следственного комитета... Судя по всему, началась «охота на ведьм». Вместо того чтобы заниматься делом, ловить коррупционеров... Я знаком со многими следователями, и мне «товарищи офицеры» рассказывают, что у них есть масса материла на коррупционеров, на людей, которые воруют миллиарды, нет только приказа сверху, чтобы «брать» этих людей. В общем, ведут «охоту на ведьм» вместо того, чтобы заниматься реальной экономикой, реальной политической и экономической реформами.

Вместе с тем эти действия следственного комитета вряд ли скажутся на уменьшении хамства в наших магазинах и увеличении хорошего расположения к покупателю. Сложившуюся ситуацию может изменить только экономическая конкуренция. Когда в соседнем магазине будут говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», — улыбаться, то есть с почтением относиться к людям, которые оставляют в магазине деньги, тогда другой магазин, где хамят, тут же разорится. И это лучшее орудие в борьбе с хамством. А все окрики — это PR-кампания для нашего политически невежественного населения. Нам все время повторяют: придет очередной царь и нас рассудит. Сколько можно наступать на эти грабли?!

«ОНА УМЕРЛА, НЕ ПЕРЕЖИВ УНИЖЕНИЯ»

Сергей Ракша — председатель общественной организации «Правда о еде», Санкт-Петербург:

— То, что мы организовали «доставку» цветов и пачек масла к магазину «Магнит», — это личная позиция, не имеющая никакого отношения к моей профессиональной деятельности. Несколько лет назад мы с моим братом Максимом создали общественную организацию «Правда о еде», которая занимается пищевой безопасностью. Именно поэтому магазины, так сказать, вошли в сферу нашего внимания.

На мой взгляд, со стороны следственного комитета было вполне логично возбудить уголовное дело и разбираться в произошедшем, дать оценку действиям сотрудников магазина. Наш общественный запрос, в котором мы обратили внимание на произошедшее, таким образом был удовлетворен.

Можно ли искоренить хамство в наших магазинах? Я думаю, можно. Это можно подтвердить на примере других отраслей. Возьмите, например, такси в Москве. Еще два года назад это было абсолютно полубандитское сообщество. Пассажира могли и обокрасть, и оскорбить. Сейчас благодаря действиям властей и, может быть, даже больше — мобильным приложениям типа «Яндекс. Такси» — эта отрасль стала очень цивилизованной. Автопарк обновился, цены снизились, а таксисты уже боятся быть хамами, боятся обманывать пассажиров, потому что из-за этого у них снизится рейтинг и они могут потерять возможность зарабатывать деньги. Если владельцы этих магазинов введут мониторинг за действиями своих сотрудников и нормальную систему санкций, то там можно навести порядок.

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— По моему личному мнению, это возмутительный случай, когда пожилую женщину при не выясненных до конца обстоятельствах стали подвергать унижениям, задержаниям. Конечно же, все эти действия были совершены с особым цинизмом. Дать оценку действиям следственного комитета я не могу, потому что не знаю подробностей дела. Об этом вам, наверное, лучше спросить у адвокатов. Давайте подождем решения суда по этому делу, а следственный комитет вправе выдвигать обвинение при наличии признаков преступления. Процессуальные основания для этого у них есть. А с хамством в магазинах лучше всего бороться, просто бойкотируя их. Сейчас, слава богу, рынок — есть из чего выбрать. Если в этом магазине тебе нахамили — не ходи туда больше.

Марат Бариев — депутат Госдумы РФ:

— У меня очень негативное отношение к этому печальному событию. В отношении пожилого покупателя были применены прямо-таки репрессивные методы. Стоимость трех пачек масла — не больше 200 рублей, и эту проблему можно было решать на месте. А вместо этого вызвали полицию и отправили женщину в отдел. Я даже вспомнить не могу каких-то подобных историй. Конечно, усугубляет это все то, что женщина была блокадницей, что она очень многое пережила. Черствость и такое жесткое отношение работников магазина она пережить не смогла, что и способствовало ее смерти. С другой стороны, это говорит и о черствости, об ожесточении наших людей. Там же много людей было в этом магазине, и никто не подумал, как по-иному разрешить эту ситуацию. Даже если бы она была виновата. Конечно, из-за такого однобокого подхода работники магазина заслуживают как минимум общественного осуждения. Следственный комитет принял меры в соответствии с законодательством, и я поддерживаю его сотрудников хотя бы потому, что они не оставили это дело незамеченным. После этого другие задумаются и не будут повторять таких поступков.

Конечно, случай очень печальный. Когда мы узнали, что это была татарка, наша соплеменница, нам стало вдвойне тяжелее. Она умерла, не пережив такого унизительного отношения к себе. Ценой ее жизни мы получили урок, как нельзя обходиться с людьми, к чему может привести такое черствое, бездушное к ним отношение.