ЗАБАСТОВКИ И ДЕФОЛТЫ В НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ США

Сегодня на открытии торгов котировки нефти марки Brent выросли до $60,3 за баррель, что на 5,8% выше уровня закрытия торгов в четверг. Так дорого нефть не стоила с 29 декабря прошлого года. По сравнению с минимумом этого года в $45,2 цена прибавила 33,4%. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», не склонны связывать этот скачок с какими-либо политическими событиями, в том числе подписанными вчера новыми минскими соглашениями.

По словам Анны Кокоревой — аналитика «Альпари», среди причин возобновившегося роста — затянувшаяся забастовка рабочих нефтяной отрасли и удручающее положение нефтедобывающих компаний в США. Действительно начавшаяся 1 февраля забастовка работников НПЗ, которые обслуживают такие компании, как Exxon Mobil, Chevron и Shell, продолжается. Более того, к 9 бастующим НПЗ примкнули еще два нефтеперерабатывающих завода, обслуживающих компанию BP. Таким образом, доля остановившихся заводов от всех мощностей отрасли достигла почти 15%.

Одновременно с забастовкой, похоже, начинает воплощаться в жизнь желание Саудовской Аравии придушить добывающие компании США. Например, крупнейшая в Техасе нефтедобывающая компания Apache объявила, что намерена к концу месяца сократить количество буровых установок на 70%. С начала падения нефтяных котировок стоимость акций этой компании упала на 40%. Такая же участь постигла ценные бумаги и иные нефтегазовые и нефтесервисные корпорации Америки — Total SA, BP PLC и Royal Dutch Shell Plc, которые отчаянно пытаются сократить расходы на добычу.

Обвал цен на нефть уже привел к разорению, к примеру, американской компании Laricina Energy, добывавшей нефть из битуминозных песков. А 9 января подала заявление о начале процедуры банкротства техасская компания WBH Energy, которая специализировалась на добыче сланцевой нефти. В середине января стало известно, что крупнейшая в мире сервисная компания в области добычи нефти и газа — американская Schlumberger — планирует сократить 9 тыс. сотрудников. А буквально в начале текущей недели другой крупный игрок — американская нефтесервисная компания Halliburton, сократившая в январе 1 тыс. человек, работающих за пределами США, заявила, что намерена уволить еще 6,4 тыс. сотрудников.

УВИДИМ ЛИ $200 ЗА БАРРЕЛЬ?

Как указывает Валерий Полховский, аналитик ГК Forex Club, нефтесервисная компания Baker Hughes на прошлой неделе зафиксировала снижение количества буровых установок США до 1140 единиц, что является трехлетним минимумом. Специфика же сланцевой добычи состоит в том, что необходимо постоянно бурить большое число скважин, так как они быстро иссякают. Соответственно, ближе к маю или июню рост добычи в США может остановиться.

Добавим, что возможные негативные для нефтяной отрасли последствия из-за резкого сокращения инвестиций в разведку и добычу прогнозировал президент РФ Владимир Путин, который во время недавнего визита в Египет заявил: «В определенный момент может произойти мощная ценовая коррекция в обратную сторону, которая станет настоящим экономическим шоком». Аналогичную оценку еще в конце января давал глава ОПЕК Абдалла аль-Бадри, который не исключил, что в перспективе трех-четырех лет цены могут пойти и до $200 за баррель.

СПАСИБО QE ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

В пользу роста цен работает и еще один мощный фактор — монетарный. Так, подъему нефтяных котировок не могла не способствовать объявленная 22 января Европейским ЦБ программа количественного смягчения (по аналогии со знаменитым QE от ФРС). Речь идет о вливании на рынок 1,1 трлн. евро: ежемесячно по 60 млрд. до сентября 2016 года. Не исключено, что программа может быть расширена и продлена.

Добавим, что не один ЕЦБ помогает сырьевым товарам удерживаться в цене. С дефляцией, наводняя рынок ликвидностью, активно борется другой влиятельный регулятор международных финансов — Банк Японии. В Китае также активно насыщают систему свежими деньгами, снижая требования для банков. Банки Австралии и Канады пошли на снижение ставок, чтобы компенсировать своим бюджетам падение стоимости сырьевых товаров.

После сильного укрепления доллара США до многолетних максимумов к большинству валют ФРС тоже может задуматься о поддержке конкурентоспособности американских товаров и не спешить с поднятием ставок. Да и рабочие места в США, которые последние пару лет активно создавались в сфере нефтедобычи, теперь оказались под угрозой. А ориентир безработицы для американского регулятора является, наряду с инфляцией, ключевым.

«ЦЕНА ДОЛЖНА БЫТЬ В ДИАПАЗОНЕ 50 - 70 ДОЛЛАРОВ»

Впрочем, несмотря на все эти факторы, аналитики очень сдержанны в прогнозах дальнейшего роста нефтяных цен. По мнению Кокоревой, ситуация в нефтяной отрасли будет ухудшаться, пока котировки не восстановятся до $80 за баррель, но, с другой стороны, именно эти ухудшения подстегивают рост цен на нефть. $80 за баррель, по ее мнению, станет максимальной отметкой в этом году. Что касается ближайших целей, то в начале следующей недели котировки Brent могут достигнуть отметки $63 за баррель, после чего их может ожидать очередная коррекция.

Тем не менее, по мнению Станислава Клещева — управляющего директора, главного аналитика инвестиционного департамента ВТБ24, говорить о развороте тренда все-таки можно: «Сейчас, после того как пройдено сопротивление на уровне чуть ниже 60 долларов за баррель, где мы стояли последнюю неделю, следующая цель — 68 долларов. При благоприятном стечении обстоятельств цены могут уйти туда достаточно динамично. Если учитывать, каким стремительным было восстановление до 60 долларов — буквально за три дня котировки взлетели на 20 процентов, то ситуация может повториться. За неделю, может быть, полторы. При этом среднюю цену нефти на 2015 год мы прогнозируем на уровне 70 долларов за баррель», — говорит аналитик.

От чрезмерного оптимизма предостерегает директор фонда энергетического развития Сергей Пикин: «Я бы не говорил о развороте рынка, а говорил бы о коррекции, которая продолжается после существенного падения. Коррекция связана с ожиданием, что снижение инвестиционной деятельности и снижение бурения должны привести к снижению добычи. Пока фактически эта информация не подтверждается по снижению производства нефти, наоборот, производство только растет». По его мнению, цена должна быть в диапазоне $50 - 70, но любое геополитическое событие может дать цене серьезный толчок вверх.

69650.JPG
Наиль Маганов заявил, что даже $40 за баррель не будут для «Татнефти» критичны

ИЗ КАЖДОГО НЕФТЯНОГО РУБЛЯ ТАТАРСТАН ПОЛУЧАЕТ 7 КОПЕЕК

В любом случае отскок цены от катастрофического диапазона $40 - 50 за баррель заставляет с некоторым облегчением вздохнуть многих в России и Татарстане. Напомним, что в конце декабря министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что ведомство подготовит поправки к бюджету страны на 2015 год, исходя из предполагаемой цены на нефть $60 за баррель и курса доллара, составляющего 51 рубль.

А вот российский ЦБ, по словам первого заместителя председателя Ксении Юдаевой, заложил в базовый сценарий развития цену на нефть $50 за баррель.

Что касается Татарстана, то на октябрьской сессии Госсовета РТ Радик Гайзатуллин сообщил, что бюджет на 2015 год сформирован исходя из $100 за баррель. Тогда нефть стоила $83, что, по расчетам минфина, не несло серьезных угроз для бюджета. Но уже тогда Гайзатуллин оговорился: «Если будет падение ниже 80 долларов, то тогда начнется минусовая.... Расчеты мы с «Татнефтью» провели — пока бюджет не теряет. А дальше уже пойдет снижение». Добавим, что с тех пор бюджет республики не пересматривался.

Впрочем, не было бы счастья, да несчастье помогло. В последние годы в ходе реформы межбюджетных отношений федеральный центр серьезно перераспределил нефтяную ренту в свою пользу. Поэтому зависимость бюджета Татарстана от «Татнефти» не так велика, как принято думать.

Как рассказывал в конце октября Гайзатуллин, по итогам 9 месяцев 2014 года нефтяная отрасль республики обеспечила 295 млрд. рублей или 61% налоговых и неналоговых платежей в бюджеты всех уровней. Однако из этой суммы консолидированному бюджету Татарстана причитается лишь 21,7 млрд. рублей, то есть 7,3%. В целом «Татнефть», конечно, была и есть крупнейшим налогоплательщиком республиканского бюджета, но на ее долю приходится лишь 13% общих доходов. В основном это доходы по налогу на прибыль, где доля нефтяной компании составляет порядка 40%. Критически зависит от поддержки «Татнефти» и ГЖФ — ему нефтяники за 9 месяцев перечислили 2,4 млрд. — 48% от общих поступлений.

Сам гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов на пресс-конференции по итогам года заявил, что даже $40 за баррель не будут для компании критичны.

СПРОС НА НЕФТЬ БОЛЕЕ ОПТИМИСТИЧЕН, ЧЕМ В 2014 ГОДУ

Что стало причиной нефтяного ралли, каковы ориентиры цены на нефть в ближайшее время? За комментариями «БИЗНЕС Online» обратился к экспертам.

Вячеслав Кулагин — директор центра изучения мировых энергетических рынков Института энергетических исследований РАН:

— Основной фактор, в принципе, понятен — это то, что сбалансировались спрос и предложение. Это было на рынке проблемой, когда спрос был значительно ниже предложения, соответственно, это подтолкнуло к дисбалансу. На фоне того, что цены были низкими, целый ряд компаний объявил о приостановке новых проектов, о ненаращивании темпов реализации действующих проектов. В итоге это привело к тому, что предложение несколько просело. Но при этом проседанию предложения навстречу пошел фактор со стороны спроса. Спрос в 2015 году смотрится более оптимистично, чем он выглядел в конце 2014 года. Соответственно, когда предложение у нас, скажем так, сокращается, а спрос растет, то они выходят в эту точку равновесия. Это приводит к тому, что цена определяется не рыночным фактором — переизбытком на рынке, а факторами фундаментальными. То есть стоимостью добычи, переработки, транспортировки.

Понятно, что есть целый ряд вспомогательных факторов, которые на это влияют в разные стороны: возможности кредитования компаний, учетные ставки, точечная отчетная статистика, которая сейчас появляется по запасам. Все вместе это и накладывает свой отпечаток на ту цену, которую мы сегодня видим.

ПРИ ЦЕНЕ НИЖЕ $80 ПОДАВЛЯЮЩАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТОВ НЕЖИЗНЕСПОСОБНА

Кирилл Тачинников — старший аналитик ФГ БКС:

— Непохоже, что итог минских переговоров способствовал росту нефти даже в рамках теории заговора. Я думаю, что это больше рыночный фактор. Ничего такого, чтобы это произошло именно сегодня, нет, то есть это, наверное, такие торговые моменты. Но в целом да, тренд по крайней мере пока что изменился. И во многом благодаря тому, что идет постоянная информация о сокращении планируемых инвестиций, гораздо меньше число буровых установок, которые используются. Периодически выступают топ-менеджеры крупных компаний, которые говорят, что те или иные проекты будут нежизнеспособны при такой цене на нефть. Они их замораживают или меняют конфигурацию.

Во вторник вышел обзор международного энергетического агентства, который, наоборот, способствовал тому, что цены несколько скорректировались. Согласно прогнозам МЭА, не так быстро будет нивелироваться перепроизводство нефти. Но непохоже, чтобы рынок в это надолго поверил, и я думаю, что у нас был еще один отскок после предыдущего падения.

Технический отскок уже произошел, а планомерный разворот, я думаю, пока маловероятен в ближайшие несколько месяцев. В силу того, что по-прежнему требуется некоторое время для того, чтобы фактические объемы поставок нефти сократились. Плюс достаточно большое количество нефти было закуплено нефтетрейдерами, которые сейчас будут эти запасы реализовывать — по мере того, как будет сокращаться предложение и расти спрос на «высоком сезоне». Это окажет сдерживающее воздействие на цены. Во втором полугодии — да, уже можно говорить, что есть дальнейший положительный тренд, но наверняка судить сложно.

При цене ниже 80 долларов за баррель подавляющее число проектов, связанных с трудно извлекаемой нефтью, нежизнеспособно. Плюс сейчас в такие проекты будут закладывать дополнительные риски, что требует еще более высокой цены для того, чтобы они реализовывались. А без реализации этих проектов навряд ли будет возможно свести среднесрочный баланс спроса и предложения. При том что особенно спрос, учитывая более низкие цены на нефть, скорее всего, будет расти как минимум не медленнее, чем ожидалось. И поэтому я думаю, что через год-два, наверное, мы должны выйти на 80 долларов. Но это с учетом фундаментальных факторов, может быть, появятся какие-то обстоятельства, которые могут этому помешать. На 2015 год наш прогноз средней цены — 60 долларов.

ДИАПАЗОН НА БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ — $60 - 63

Сергей Козловский — руководитель аналитического отдела Grand Capital:

— Рынок нефти после снижения в среду на фоне публикации роста запасов нефти в США продолжил демонстрировать позитивную динамику. В пятницу эталонная марка Brent поднялась выше 60 долларов за баррель (впервые с декабря 2014 года) и на момент написания статьи торгуется выше 60,40 доллара.

Стремительный рост котировок нефти связан с сокращением инвестиционных проектов и закрытием имеющихся месторождений. Так, компания Apache ранее объявила о намерении сократить число буровых установок на 70 процентов. Один из ведущих игроков рынка французская компания Total сообщила о планах снижения расходов на геологическую разведку.

С учетом массового сокращения расходов нефтяными компаниями, а также уменьшения числа буровых установок цены на нефть получают поддержку в настоящий момент. Сворачивание новых проектов приведет к уменьшению будущих поставок в перспективе двух-трех лет. Пока же рынок сырой нефти продолжит консолидироваться с сохранением темпов умеренного роста, пока не станет понятно, будет ли и далее снижаться объем добычи сланцевой нефти в США. Котировки Brent способны уже к середине следующей недели достигнуть уровня середины декабря 2014 года — 63 доллара. Далее рынок будет ожидать новую порцию новостей, консолидируясь в диапазоне 60 - 63 долларов за баррель (по Brent).

Среднюю котировку нефти марки Brent по году мы видим на уровне 65 долларов.