Марсель Гилязов
Марсель Гилязов: «Стремимся выйти на следующий этап — уже самостоятельное осуществление строительства»

ОТ БРУСЧАТКИ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ СВАЙ

— Марсель Ахатович, ваша организация «Цементоптторг-СтройСервис» занимается производством стройматериалов, но при этом первая часть названия указывает на оптовую торговлю цементом. Почему так произошло?

— Непосредственно сама компания «Цементоптторг» — это один из крупнейших дилеров цемента в Казани и Татарстане. Его наименование вполне можно назвать брендом в своей области. Я также владел компанией «Фатум», которая занималась производством брусчатки. Мы покупали сырье у «Цементоптторга», с этого и началось сотрудничество с его владельцем Андреем Викторовичем Шишикиным. Он тоже уже давно хотел реализовывать не только сырье, но и готовую продукцию. Лет 6 назад появилась идея совместить возможности двух предприятий. В итоге в октябре 2010 года было образовано новое юридическое лицо: «Цементоптторг-СтройСервис», в котором я являюсь генеральным директором и владельцем трети уставного капитала предприятия. Теперь мы являемся авангардом группы компаний «Цементоптторга» и стремимся выйти на следующий этап — уже самостоятельное осуществление строительства. Тогда будет замкнут полный производственный цикл.

«У нас два основных направления производства: брусчатка и железобетонные сваи. Причем сваи мы запустили только год назад, но они уже занимают 70 процентов объема нашего производства»

— Сейчас на какой продукции специализируетесь?

— У нас два основных направления производства: брусчатка и железобетонные сваи. Причем сваи мы запустили только год назад, но они уже занимают 70 процентов объема нашего производства. Продолжаем и производство брусчатки: это и тротуарная плитка, дорожные бортовые камни, бордюры, водостоки, керамзитобетонные блоки, облицовочный кирпич. Плюс при необходимости занимаемся и собственно укладкой, благоустройством территории. С недавних пор можем и сами строить: получили СРО, порядка 1,1 тысячи свай уже самостоятельно погрузили в грунт.

— То есть вы почти вышли на полный цикл?

— СРО у нас есть, практически сможем все сами делать. Все самому, конечно, невозможно сделать, будем на субподряд нанимать строителей, какие-то работы сами будем выполнять.

— Какой оборот вашего предприятия?

— Обороты у нас идут по возрастающей, за 2014 год составили порядка 300 миллионов рублей.

— Сколько на производстве работников?

— На сваях работают 40 сотрудников. На всех производствах и в целом по группе компаний — больше 100 человек.

— Каковы объемы производства? И какое место на рынке занимаете?

— Брусчатку в сутки выпускаем где-то на 600 - 800 квадратных метров. Годовой объем — 100 тысяч квадратных метров. В этом сегменте являемся одними из лидеров, наш основной конкурент — казанская фирма «Коламбия». По сваям за год вышли на лидирующее место на казанском рынке — порядка 130 кубов железобетона в сутки, больше 20 тысяч свай за прошлый год выпустили.

«По сваям за год вышли на лидирующее место на казанском рынке — порядка 130 кубов железобетона в сутки, больше 20 тысяч свай за прошлый год выпустили»

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ ВЫРОСЛА ДО 15%

— Как на вас, на производителя стройматериалов, повлияло падение рубля?

— Мы почувствовали подорожание металла, о чем говорил и президент РТ Рустам Нургалиевич Минниханов. Действительно, считаем подорожание необоснованным. Это же наш российский металл, в нашей же стране добывается и производится, а цена выросла. На сваи идет много металла, и мы работаем с пятью ведущими компаниями в Казани. Цена начала расти в начале декабря и поднялась с 26 - 27 тысяч рублей за тонну до 35. То есть практически на 30 - 40 процентов. А когда мы в прошлом году запускали производство, металл стоил только 24 тысячи. То есть рост за год на 50 процентов. Я часто разговариваю с представителями «металлистов», раньше они валили на ситуацию с Украиной, что оттуда перестал идти металл и из-за этого появился дефицит. Сейчас непонятно, чем объясняют, думаю, просто хотят секундную прибыль получить.

— Это как-то уже отразилось на себестоимости вашей продукции?

— Да, из-за этого стоимость свай выросла на 10 -15 процентов.

— И это, конечно, приведет к удорожанию недвижимости. На сколько?

— Себестоимость ее возросла, это точно. На сколько возрастет рыночная стоимость, не могу сказать, так как в нее заложена прибыль подрядчиков и заказчиков. Самое интересное, что, слава Богу, цемент уже давно не повышался, он занял свою нишу и держится. Более того, по брусчатке мы уже три года как прайс не пересматривали, потому что составляющие, даже если и колеблются, то незначительно и сезонно. Вообще, мы цены спекулятивно не меняем, только под воздействием внешних факторов: если поменялось у поставщиков, если повышают заводы.

— Как часто заводы понижают стоимость продукции?

— Если цементные, то это происходит к концу сезона. Вот металл не хочет нынче понижаться. Но зимой дороже становятся инертные материалы, например, щебень. И цены нивелируются.

— В Татарстане нет собственного производства цемента. Сезонный дефицит цемента в республике планировали снизить за счет строительства терминалов-накопителей. Что-то подобное есть у вас?

— Есть, специальные банки в позапрошлом году построили для перекачки в них цемента из вагонов.

«Я думаю, многие компании встанут в этом году, у нас тоже были мысли приостановить расширение производства. Но решили, что, раз уж начали процесс, надо продолжать»

— А как повлияет кризис на производителей стройматериалов?

Я думаю, многие компании встанут в этом году, у нас тоже были мысли приостановить расширение производства. Но решили, что, раз уж начали процесс, надо продолжать. К тому же нам пришлось стать частичными собственниками одного из заводов ЖБИ. И там, на новой территории, хотим запустить производство плит перекрытий без опалубочного производства на улице Технической. Так что будем обгонять в кризис, если нам это удастся. Остальные-то год простоят, а мы к 2016 году будем во всеоружии. Есть шанс двинуться вперед.

— Почему стали собственниками завода ЖБИ?

— Не хотелось размещать дорогостоящее оборудование где-то на арендуемых площадях. Сами понимаете, аренда — это же временный процесс. Поэтому пришлось подбирать площадку и становиться ее собственниками. Не будешь же перетаскивать оборудование с одного места на другое, это просто нереальные потери.

— Во сколько обойдется новый проект? Будете использовать заемные средства?

— Весь проект оценивается в 40 миллионов рублей. Первоначально планировали использовать часть своих средств для переоборудования цеха, а часть взять в лизинг, по которому у нас в прошлом году был необычный опыт. Впервые с 1992 года, как занимаюсь бизнесом, почувствовал поддержку со стороны государства — по программе «Лизинг-грант» получили 880 тысяч рублей, было очень приятно. Однако сейчас условия изменились, сам лизинг получить стало гораздо сложнее из-за роста процентов. В итоге мы напрямую договорились с производителем о частичном снижении цены, и будем все делать на свои деньги. Получается, что сейчас предпринимателям между собой найти общий язык намного легче , чем с лизинговыми компаниями.

«Во все кризисные времена основным локомотивом экономики является строительство, которое и выносит всю экономику вперед»

КРИЗИС? ПОКА РАБОТАЕМ, РАБОТАЕМ И РАБОТАЕМ

— Почему могут встать предприятия? Из-з трудностей в получении заемных средств?

— И поэтому, и потому что конкуренция возрастет, так как большие госзаказы сократятся. Например, по «Смарт сити» приостановлен проект.

— Насколько сложнее сейчас получить кредит для бизнеса?

— Вообще, есть некий парадокс, недавно купили отечественное оборудование, но на кредитные деньги от немецкой фирмы «Сименс Финанс». Это тоже следствие санкций, текущей экономической и политической ситуации.

— А как обстоят дела с получением лизинга?

— Проблемы здесь есть, так как по сравнению с прошлым годом подросли ставки. Некоторые лизинговые компании вообще прекратили деятельность. Надеемся, что после кризиса все выправится и встанет на свои места.

— Сумеете реализовать новую продукцию в условиях кризиса?

— Я думаю, сможем, потому что кризис не вечен, это уж однозначно. К тому же часть времени пойдет на отладку, запуск, выход на рынок. К этому времени уже, мы надеемся, наше правительство что-нибудь сделает и все станет нормально (улыбается). И потом, во все кризисные времена основным локомотивом экономики является строительство, которое и выносит всю экономику вперед. Вспомните, например, Великую депрессию в Америке — они же строили дороги, различные сооружения, и именно строительство вытащило общество из кризиса. Это и вклад в свою инфраструктуру, и создание рабочих мест. И опять же деньги не уходят за границу. Умные люди использовали эту стратегию, надеемся, что и у нас получится.

— Ваша компания как готовится к кризисным явлениям?

— Честно говоря, пока работаем, работаем и работаем. Гибче к клиентам где-то подходим, пытаемся найти пути внутренней экономии. Не за счет сокращений персонала, а с технической точки зрения. Так, на новом производстве поставили светодиодное освещение для экономии электроэнергии. Вольготная жизнь заканчивается, надо вдумчивее подходить к расходам.

— Учитывая кризисы прошлых лет, какие выводы сделали?

— Я как-то пытался посидеть и вспомнить, что же там было в 2008 и 1998 годах, но ничего отрицательного не вспомнил. Наверное, какие-то трудности были, но... Может, наш сектор под это сильно не попадал. Пока и этот кризис не очень сильно заметен, посмотрим, как там дальше будет. А так, через месяц уже весна, начало активных строительных работ. Кризис — ну, год пройдет — и закончится. Ничего страшного.

«Мы всегда стремимся работать только с современными технологиями. Брусчатку мы производим только методом вибропрессования, что дает возможность выпускать очень широкий ассортимент, подобного которому в Казани больше ни у кого нет»

СЕКРЕТЫ БАУМАНСКОЙ БРУСЧАТКИ

— Давайте поговорим о брусчатке. Какие есть особенности в этом сегменте?

— Сваи в землю забил, и их уже не увидишь, а брусчатка всегда на глазах. У меня уже привычка, приезжаю в Европу и сразу смотрю под ноги: как там брусчатка уложена, как выглядит. Фотографирую, дети тоже фотографируют. Потом некоторое из подсмотренного внедряем в производство. Хочется, чтобы наш мир стал более красивым, асфальт под ногами надоел уже. Взять другие города, например, Нижний Новгород — такой же город по бюджету и количеству жителей, но потребление брусчатки там в разы больше, чем у нас. Дело в менталитете.

— Самая знаменитая брусчатка в Казани — на Баумана. Знаю, что она производства казанской фирмы «Коламбия».

— Баумана — это их работа, но не вся. Моя компания «Фатум» изготавливала и мостила брусчатку на участке от Чернышевского до Кремля. Необычно, что пришлось укладку на Баумана выполнять зимой, с помощью парников. А я сам пришел в бизнес из армии, отучившись в казанском танковом училище и дослужившись до командира роты. Поэтому танкистов знакомых было очень много, и мы укрывали «парники» исключительно танковым брезентом (смеется).

— Есть другие примечательные места Казани, где также ваша брусчатка?

— К Универсиаде занимались благоустройством возле новой чаши загса. Также укладывали брусчатку на перроне центрального железнодорожного вокзала, на перроне и площадке возле нового Северного вокзала, поставляли ее для нового здания КАИ... Все не перечислить, мы очень хорошо поработали. У нас же есть и дилеры, про которых мы и не знаем, для каких объектов они материал забирают. Много частных клиентов. Мы даже умудряемся с нижнекамскими поставщиками конкурировать, хотя доставка, конечно, сильно «съедает» прибыль.

— Кто ваши заказчики среди крупных строительных компаний?

— По брусчатке среди наших клиентов есть «КамГЭСстройснаб», «Маг-Строй», «Арт Альянс», другие.

— Есть какие-нибудь уникальные особенности производства вашей брусчатки?

— Мы всегда стремимся работать только с современными технологиями. Брусчатку мы производим только методом вибропрессования, что дает возможность выпускать очень широкий ассортимент, подобного которому в Казани больше ни у кого нет. Мы даже стали немножко заложниками этой ситуации. Если раньше человек приходил и выбирал между двумя видами в течение пяти минут, то сейчас уже час-полтора клиенты не могут определиться, на чем остановить свой выбор.

— На каком оборудовании работаете?

— У нас все оборудование российского производства, но из сегмента дорогого и конкурентоспособного оно сопоставимо с зарубежными аналогами.

— Где же в России производят качественное оборудование?

— Тульские оружейники нам помогают. Конечно, это не оружейное производство, но тульские мастера имеют глубокие технические корни, и Левша оттуда родом, там очень сильный потенциал. Оборудование мы скрупулезно подбирали, объезжая множество действующих производств. Разговариваем не с самим производителем, а с людьми, которые эксплуатируют эту технику. Не берем никогда сразу, ездим, смотрим, изучаем.

«У нас уникальное оборудование по сваям, это особая наша гордость, производство запустили в прошлом году, и оно уже вышло на одно из первых мест в республике»

«МЫ ХОТИМ ВОЗОБНОВИТЬ КАРКАСНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО»

— Ваше свайное производство в прошлом году оказалось под угрозой сноса из-за желания исполкома установить сервитут на этом месте для строительства дороги. Мы об этом подробно писали. Сейчас что происходит?

— Все кончилось хорошо. Мы проиграли первую инстанцию, но Верховный суд РТ встал на нашу сторону, и его постановление уже вступило в законную силу. В итоге, по нашим данным, исполком не собирается его обжаловать, и эта не нужная людям общественная дорога посреди промзоны не будет построена.

— Почему решили заняться производством свай?

— Давно уже была идея выйти на этот рынок — двигаться к более сложным вещам. Сваи — уже более ответственное производство, на них стоят дома, это начало любого строительства. Мы также привлекли для запуска производства одного из крупнейших специалистов в данной области — Юрия Андреевича Демьяненко. Подтолкнуло и то, что по соседству с нашими производствами освободилось помещение.

— Есть заказы для крупных республиканских строек?

— Сваи у нас покупают для крупных строительных объектов: «Салават Купере», «Иннополис», очень непростой заказ мы получили от ООО «ЖИК-НК» — на составные сваи в ЖК «Микрорайон №47» в Нижнекамске.

— Кто ваши основные конкуренты по производству свай?

— Это подразделения крупных строительных компаний, имеющих собственное производство. Это и структура «Ак Барс Девелопмента», также производят сваи «Кулонстрой», «Фон», ПСО «Казань», ЖБИ «Казань», «Рафф», «Промышленные технологии».

— В чем ваше отличие от их производств?

— У нас уникальное оборудование по сваям, это особая наша гордость, производство запустили в прошлом году, и оно уже вышло на одно из первых мест в республике. В процессе подготовки я за месяц летал раз 7 - 8 в разные точки страны, чтобы увидеть удачные примеры организации данного бизнеса. В Казани я ни у кого не видел подобного стенда, в Чебоксарах есть несколько штук. Смотрите, большинство старых заводов работает по старинке: опять старые металлические формы, которые позволяют выпускать ограниченный ассортимент. Мы же взяли, подчеркну опять-таки, отечественное оборудование из Питера, которое позволяет делать на одних и тех же площадях любую номенклатуру свай. И разной длины, что многие другие не могут себе позволить. Они не могут выйти из своих шаблонов. Мы же можем регулировать: оборудование «раздвигается», ставится так, как необходимо для заказа. Оно работает как конструктор. Это как грамотный повар, используя сковородку может сделать множество блюд, вот и на нашем оборудовании также можно выпускать совсем разные «блюда». Так, в этом году мы планируем запустить дорожную плиту. Там же можно делать и плиты перекрытий, выпускаем нестандартные плиты лоджий, балконов и т.д. Можем даже делать составные сваи — редко кто их делает. Составные — это когда длина сваи превышает допустимые по ГОСТу. Одиночная свая — максимум 13 - 14 - 16 метров, а здесь можно достичь глубины в 20 метров. Делается две сваи, одна из которых вставляется, а потом к ней приваривается вторая. Они нужны если на местности не очень хороший грунт.

— Наверное, из-за длины они могут понадобиться, если в Казани соберутся строить небоскребы вроде «Лазурных небес»?

— Здесь больше зависит от того же грунта. Жалко, что мы не запустили производство подобных свай до строительства стадиона «Казань Арена». Они там были нужны, и их искали. Не знаю, в конце концов, откуда привезли. Плюс к этому мы можем делать сваи сечения «40 на 40». Которые, пожалуй, в Казани тоже кроме нас никто не сможет сделать.

— По себестоимости оборудование для ваших «неформатных» изделий, наверное, выходит дороже?

— Нет. И быстро монтируется, за месяц мы смонтировали. По ФБС одна наша машина заменяет такой парк форм, что, думаю, если старое оборудование для производства такого ассортимента стоит где-то 8 миллионов рублей, то мы купили его за 3. Оно и дешевле, и менее металлоемкое, и более технологичное.

— Бывают ли сезонные падения спроса на сваи?

— На сваи нет, их и зимой можно забивать. Тарированный цемент зимой падает практически полностью. Также «мелкоштучка». Потому что зимой для укладки нужны большие сопутствующие затраты.

«Мы всегда стараемся брать такое оборудование, которое находится на шаг впереди»

— Какую долю в вашем производстве сейчас занимают сваи?

— Сваи — 70 процентов, брусчатка — 20. Делаем еще и фундаментные блоки. Там тоже используется похожая схема: не обычная сушка в формах, а машина, которая едет по площадке и формует эти блоки. Нет шаблона, и можно отрегулировать размеры так, как нужно. И у нас производительность после покупки нового оборудования увеличилась в 5 - 6 раз, причем задействовано гораздо меньше людей. Мы выпускаем где-то 80 - 100 блоков в смену. В результате получается точная геометрия и огромный ассортимент.

Мы всегда стараемся брать такое оборудование, которое находится на шаг впереди. Может, потому что я не имею строительного образования и взгляд не зашоренный. Когда со сторонними производственниками разговариваешь, видишь, что они все привыкли делать в формате советских времен. Наши технологи тоже спорят, сначала говорят, что работать не будет, а потом, увидев результаты, соглашаются с тем, что надо идти в ногу со временем.

— Вы сказали, что намерены в будущем работать и как строители. Какие новые методики собираетесь применять?

— Почему-то в Казани все привыкли к монолиту. Мы хотим возобновить каркасное строительство, из сборного железобетона, которое и сейчас более развито и в России, и по всему миру. Это более прогрессивная технология, чем монолит. Это как в советские времена, когда на месте, используя ригеля, балки, колонны, как конструктор, из бетонных конструкций собирали дом.

Монолит же не совсем оптимален из-за климатических условий. Так, чтобы заливать монолит зимой — надо все прогревать. Но как качественно это смогут сделать? Смогут ли подать качественный бетон? А когда дом собирается из каркаса, это уже проверено, потому что мы знаем, что его сделали в заводских условиях, ОТК проверил качество. И потом из этих колонн в любое время года и быстрее собирается каркас.

Когда мы дойдем в своем развитии до стадии строительства, а для этого осталось научиться делать плиты перекрытия, у нас есть мечта взять участок земли и построить своими силами сборный каркасный дом. И все это можно делать на нашем оборудовании, на котором мы делаем еще не самые сложные изделия, не используем все их возможности.

— А какое самое необычное ваше производство?

— Мы еще занимаемся изготовлением ледяных скульптур. Жаль, но Казань пока проигрывает в этом направлении многим городам в отношении спроса. Основные заказчики — Оренбург и Сургут. И, например, Самара больше берет фигур, чем Казань, там люди креативнее, мягче и раскрепощеннее. Но к нам это тоже придет.

Но ледяные скульптуры — это скорее хобби, не бизнес. Денег практически не приносит, но для души очень интересно работать. Заказывают скульптуры — от самоваров и лебедей до барных стоек. У нас есть несколько специальных художников и скульпторов. В основном такие скульптуры заказывают на банкеты, свадьбы.

«Хочется сделать мир более красивым. Это, конечно, приземленная красота, но очень впечатляющая. Согласитесь, идти по серому асфальту и по Баумана с брусчаткой — это две разные вещи»

ИДТИ ПО СЕРОМУ АСФАЛЬТУ И ПО БАУМАНА С БРУСЧАТКОЙ — ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ

— Расскажите немного о себе.

— Родился я в Казани. Окончил казанское танковое училище в 1986 году. В 1992 году настали такие времена, что я решил уволиться из армии. Пришлось заниматься бизнесом. Жизнь заставила. Построил своей семье дом, так как очередь на жилплощадь была очень большой. Так и увлекся строительством.

— Свой бизнес сразу открыли или у кого-то поработали сначала?

— Нет, сразу открыл свой бизнес, после армии я уже наемным работником нигде не работал.

— И решили идти в строительство?

— Да, но попробовал не только его. В одно время занимались транковой связью — у нас была одна из самых больших в России сетей, если помните, тогда еще были такие кнопочные радиостанции. Потом перешел в сферу брусчатки... Повлияло то, что я в детстве окончил художественную школу. Хочется сделать мир более красивым. Это, конечно, приземленная красота, но очень впечатляющая. Согласитесь, идти по серому асфальту и по Баумана с брусчаткой — это две разные вещи.

— Какие у вас есть хобби?

— Периодически дома рисую, когда есть время и желание. Любительский бильярд. Охотой и рыбалкой не увлекаюсь, потому что, хотя и пробовал, это не мое. Люблю путешествовать с семьей на машине. Объездили очень много, в Европу раз пять катались, в прошлом году доехали до Амстердама. Именно автомобильные путешествия — очень интересный вид туризма, когда видишь несоизмеримо больше, чем когда едешь несамостоятельно. В нынешних условиях будем ездить по России. Такой курс евро, что однозначно на этот год запланировали поездку по нашим местам, на Черное море. В Крым тоже надо будет обязательно съездить, но когда мост построят. Тяжело там с переправой, но мы готовы им помочь, отправить туда сваи, если надо (смеется).

— И наш традиционный вопрос: назовите три своих секрета успеха.

— Мне помогают навыки, которые приобрел в армии. Там тоже приходилось с людьми работать, а ведь у каждого человека свой характер, и надо найти свой подход. Иногда приходится, конечно, применять и армейские методы. Без этого не обойтись, когда человек не совсем понимает, что мы от него хотим. Невозможно построить по ниточке, но пытаемся дисциплинировать. Также надо быть в курсе новых веяний в своей области, чтобы выбрать из них эффективные пути. А самое главное, я считаю, это порядочность в отношениях с партнерами, клиентами, подчиненными.