В конце прошлой недели стало известно, что нулевая комиссия за оплату услуг ЖКХ через портал госуслуг и мобильное приложение «Услуги РТ» для держателей карт любого банка введена с 1 февраля. Помощник президента РТ по экономическим вопросам Айрат Хайруллин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, откуда берется комиссия, и ответил на спорные вопросы из комментариев читателей.
Айрат Хайруллин: «В адрес президента обращались жители и просили минимизировать существующие комиссии. Соответствующее поручение президент Рустам Минниханов дал нам в конце прошлого года» |
НА ПОРТАЛЕ ГОСУСЛУГ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ 201 ЭЛЕКТРОННУЮ УСЛУГУ
С 1 февраля этого года введена нулевая комиссия за оплату услуг ЖКХ через портал госуслуг и мобильное приложение «Услуги РТ» для держателей карт любого банка, однако лишь при условии, что управляющая организация подписала соглашение для приема платежей без комиссии. А для держателей карт ОАО «АК БАРС» БАНК введена нулевая комиссия при получении любых услуг и проведении платежей через портал и мобильное приложение. Ожидается, что это позволит татарстанцам экономить более 30 млн. рублей на оплате услуг в год.
В Татарстане работает специальная комиссия, которая решает возникающие у жителей республики вопросы по оплате услуг через портал государственных и муниципальных услуг. Возглавляет ее помощник президента РТ по экономическим вопросам Айрат Хайруллин, который рассказал нашему изданию о нововведении.
— Расскажите подробнее о нулевой комиссии при оплате услуг.
— Мне в первую очередь как жителю республики, а не как чиновнику, приятно, что по поручению президента мы реализовали отмену комиссии за оплату госуслуг на портале. Портал госуслуг существует давно и востребован жителями республики. Каждые 10 секунд на портале госуслуг совершается тот или иной электронный платеж. Но в адрес президента, в интернет-приемную, его Twitter и Instagram обращались жители и просили минимизировать существующие комиссии. Соответствующее поручение президент Рустам Минниханов дал нам в конце прошлого года.
Объясню, почему при совершении интернет-платежей образуются комиссии. Visa и MasterCard — мировые лидеры рынка, входящие вместе с China UnionPay в тройку крупнейших платежных систем (МПС) в мире по количеству эмитированных банковских карт. Они устанавливают размеры interchange fee — это комиссия, уплачиваемая банком-эквайером банку-эмитенту при каждой платежной операции. Стоит отметить, что банк может совмещать функции эквайера и эмитента, что фактически сводит внутреннюю комиссию к нулю. Поэтому первую очередь наша работа велась в этом направлении.
Что мы имеем теперь: если вы владелец карты «АК БАРС» Банка, то по всем видам платежей (а это 67 различных электронных платежей), комиссия составляет 0 процентов (раньше эта комиссия составляла от 1 до 2 процентов). Также, учитывая, что платежи на портале госуслуг за ЖКХ являются одними из самых востребованных нашими жителями, отменена комиссия при оплате услуг ЖКХ, совершаемой при помощи любых банковских карт (при условии соответствующего соглашения между ОАО «АК БАРС» БАНК и управляющей компанией). Могу сказать, что все 43 муниципальных района республики такие соглашения уже заключили и продолжается работа по Казани и Набережным Челнам. Только за прошлый год через портал и инфоматы электронного правительства жители оплатили ЖКУ на сумму 1 миллиард 247 миллионов рублей.
— Какие услуги сегодня могут получить люди с помощью портала государственных и муниципальных услуг?
— Сегодня на портале госуслуг можно получить 201 электронную услугу и сервис — это оплата штрафов за нарушение ПДД, оформление паспорта, запись в детский садик, уплата налогов, различных госпошлин, подача заявлений на получение пособий, выписки из ЕГРП, регистрация заключения и расторжения брака, выдача охотничьего билета, запись на прием для регистрации усыновления (удочерения) и т.д. Услуг очень много, и работа будет продолжена.
В прошлом году жителям республики оказано более 32 миллионов электронных услуг, то есть каждую секунду в Татарстане оказывается одна электронная услуга (это запросы, подача заявлений, запись в очередь, электронный платеж). И это в режиме 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.
Через сайт uslugi.tatarstan.ru в 2014 году было 1,8 млн. фактов оплаты госуслуг, через инфоматы — почти 1,1 млн. раз, а через смартфоны — 170 тыс. раз |
— Насколько популярен портал услуг uslugi.tatarstan.ru среди жителей республики?
— Если сравнивать 2014 год с 2013-м, то объем в денежном выражении вырос в 2 раза. Так, в 2013 году общий объем средств, уплаченных жителями, был в районе 1,6 миллиарда рублей, то по итогам 2014-го — 3,05 миллиарда рублей.
Есть разработанные мобильные приложения под iOS и Android. Также в Татарстане очень широкая сеть инфоматов электронного правительства, где также можно получить госуслуги. По статистике, через сайт uslugi.tatarstan.ru в прошлом году было 1,8 миллиона фактов оплаты госуслуг, через инфоматы — почти 1,1 миллиона раз, а через смартфоны — 170 тысяч. Мы очень внимательно анализируем цифры, чтобы понимать, через какие каналы доступа наиболее востребованы госуслуги.
Также надо сказать, что большую популярность портал госуслуг среди жителей республики приобрел после старта 1 марта 2013 года инициативы президента республики о проведении среди всех школьников республиканского конкурса IT-чемпион. Соревнования среди школьников проходят в двух номинациях: в балльной под названием «Самый активный школьник» и творческой. Копить баллы просто: необходимо помогать своим родителям регистрироваться на портале госуслуг. Чем более активными будут взрослые, чем больше услуг и платежей они будут проводить через портал, тем больше баллов накопит школьник и тем выше его шансы выиграть ценные призы.
Так, по состоянию на февраль 2013 года (до начала конкурса) всего было 316 тысяч личных кабинетов. После старта конкурса в апреле уже стало 550 тысяч кабинетов, а в мае 2013-го — уже 690 тысяч. Сейчас уже более 1 миллиона 200 тысяч личных кабинетов. В целом же каждые полторы минуты в Татарстане регистрируется новый личный кабинет на портале госуслуг.
— Какие услуги составляют львиную долю в денежном выражении?
— Как я уже сказал, в 2014 году жители с помощью сервисов «Электронного Татарстана» оплатили свои платежи на сумму чуть более 3 миллиардов рублей. На первом месте — оплата ЖКУ. На втором — оплата штрафов за нарушения ПДД. Всего, по данным управления ГИБДД, выносится постановлений об административном правонарушении в области дорожного движения на 3,5 миллиарда рублей в год, из них 850 миллионов рублей оплачивается с помощью портала госуслуг и инфоматов. Очень востребована услуга оплаты начислений за детские сады — в целом 267 миллионов рублей в год. Далее оплата налогов и налоговых задолженностей — 221 миллион рублей.
«ЛУЧШЕЙ РЕКЛАМЫ ДЛЯ БАНКА НЕ ПРИДУМАТЬ»
— Ведется ли работа над тем, чтобы была отменена комиссия других банков, а не только «АК БАРС» Банка?
— Суммарно около 44 процентов платежей осуществляется по картам Сбербанка. Президент 24 декабря прошлого года встречался с главой банка Германом Грефом, в том числе обсуждали и этот вопрос. Даны соответствующие поручения. Мы рассчитываем, что крупнейший банк страны Сбербанк примет решение и будет работать в полном взаимодействии с государственным порталом услуг, и это даст возможность клиентам Сбербанка оплачивать госуслуги с нулевой комиссией. Также мы призываем и полностью открыты к сотрудничеству с другими банками страны и республики. Для этого в министерстве информатизации и связи создана специальная комиссия под руководством Романа Шайхутдинова, который совместно с банками организует необходимое техническое и организационное взаимодействие.
Еще раз подчеркну, что сейчас по ЖКУ, будь это карта Сбербанка или другого банка, комиссия уже нулевая.
— Отмена комиссий «АК БАРС» Банком — это план банка по увеличению количества держателей именно их карт?
— Это резонный вопрос. Когда мы встречались с банками, как раз и говорили о том, что данная инициатива — прямой инструмент повышения лояльности своих клиентов. Лучшей рекламы для банка придумать невозможно. На поручение президента первым отреагировал «АК БАРС» Банк, просчитал свои возможные издержки, а также экономический эффект от получения дополнительных клиентов. Банк умеет считать деньги, и мы приветствуем это решение.
— Насколько активно совершаются платежи в небольших городах республики? Известно, что есть проблема даже не оплаты услуг через портал, а передачи показаний счетчиков. Управляющие компании просто говорят, что у них «ничего не работает».
— Это самый простой способ — сказать, что «ничего не работает». В части управляющих компаний минстроем совместно с минсвязи проведена очень большая работа по внедрению такого сервиса, как управление счет-фактурой и электронная подача показаний счетчиков. Все крупные управляющие компании республики такую возможность имеют, и это реально работает. В то же время, чтобы управляющая компания или ТСЖ могла принимать через интернет показания счетчиков, ее внутренняя инфраструктура должна быть к этому готова. Так что по каждому случаю мы разбираемся отдельно.
Я обращаюсь ко всем читателям «БИЗНЕС Online»: если по каким-то причинам вы не можете совершить платеж в адрес своей управляющей компании на портале госуслуг, вы можете в комментариях оставлять контактную информацию, наименование УК или ТСЖ.
— Как заставить управляющие компании подключаться к порталу госуслуг? Может быть, надо придумать наказания?
— Что вы, наказания не нужны. Самый лучший способ стимулирования — это экономический. Управляющие компании должны понимать это и «бороться» за каждый рубль своих жильцов. Объясню, почему я применил слово «бороться». Когда человек получает счет-фактуру за ЖКУ, я могу с уверенностью сказать, что в большинстве случаев никто не торопится ее сразу оплатить. Надо найти время, прийти в отделении почты или банка, отстоять очередь и т.д. Куча неудобств и трата времени для жильцов. Поэтому и возникают недобор средств у управляющих компаний, задолженности жильцов. А ведь ЖКУ уже были оказаны в прошлом месяце. Управляющая компания, которая ведет расчеты с поставщиками услуг, должна быть заинтересована в максимально быстром получении средств от своих жителей. Если у управляющей компании есть соответствующее соглашение с «АК БАРС» Банком, то жильцы с максимальным комфортом в любое время и в любом месте без комиссии могут оплатить свою счет-фактуру. Не надо никуда ездить и ходить. И я могу уверенно заявить, что сегодня электронный платеж в Татарстане дешевле, чем в любом банке!
Президент республики перед нами поставил еще одну задачу: реализовать функцию «Автоплатеж». Человек в своем личном кабинете уже сейчас может настроить автоплатеж по оплате ЖКУ, штрафов за нарушение ПДД, пополнение школьной карты ребенка. Это очень удобно, ведь зачем мне тратить время, если система за меня (уведомив за один день по SMS) может автоматически списать необходимую сумму.
В министерстве информатизации и связи создана специальная комиссия под руководством Романа Шайхутдинова, который совместно с банками организует необходимое техническое и организационное взаимодействие |
«ПРИГЛАШАЕМ ВСЕ БАНКИ К РАБОТЕ С ПОРТАЛОМ ГОСУСЛУГ»
— В комментариях к статьям о госуслугах читатели спрашивают: «Почему так долго — три года — шли к отмене комиссии?»
— Все происходило поэтапно. Раньше комиссия составляла 2 процента. Затем настал период, когда мы поняли, что должны приложить максимум усилий по работе с банковский сферой, с международными платежными системами. Работа была построена таким образом, что удалось снизить комиссию по ЖКУ до 1 процента. Было и так, что при оплате счета за газ минимальная комиссия составляла 10 рублей, и иногда это получалось 10 процентов от суммы платежа. В итоге данный минимальный порог тоже удалость исключить.
В сфере интернет-платежей задействовано много участников: международные платежные системы, сам портал, банковская сфера, управляющие компании, поставщики услуг и жители. Результат есть, надеюсь, жители это оценят.
— Читатели спрашивают, будет ли нулевая комиссия при оплате за детский сад?
— Это уже есть, при оплате картой «АК БАРС» Банка.
— Интересно, не получится ли так, что затраты по нулевой комиссии лягут на кошельки жителей? Читатели «БИЗНЕС Online» интересуются, не будет ли так, что управляющие компании впишут в счета-фактуры дополнительную графу? Это можно отследить?
— У управляющих компаний есть статья «управление многоквартирным домом». Есть тарифы, которые утверждаются госкомитетом по тарифам Татарстана с обоснованием этих расходов. Когда управляющая компания открывает расчетный счет в банке, заключается некое соглашение. Все непрофильные траты, которые несет управляющая компания, она вправе покрывать только за счет той суммы, которая входит в графу «управление многоквартирным домом».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 51
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.