Группа «Пикник» никогда не была коллективом, определявшим ход развития пресловутого «русского рока», но при этом без Эдмунда Шклярского сотоварищи его ландшафт был бы куда беднее.
Группа «Пикник» никогда не была коллективом, определявшим ход развития пресловутого «русского рока», но при этом без Эдмунда Шклярского со товарищи его ландшафт был бы куда беднее

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН

Группа «Пикник» никогда не была коллективом, определявшим ход развития пресловутого «русского рока», но при этом без Эдмунда Шклярского со товарищи его ландшафт был бы куда беднее. Любопытно, но, с одной стороны, большое количество знакомых, вполне себе музыкально подкованных, пытаясь вспомнить что-то из творчества группы, в итоге вылавливают из глубин памяти какую-нибудь единственную строчку, вроде «Квазимодо — урод», с другой, некоторые абсолютно серьезно называют «Пикник» одним из самых важных выпускников Ленинградского рок-клуба, обильно оперируя при этом терминами вроде «арт-рок» или «прогрессив-рок». В любом случае фронтмен команды, которому в этом году должно стукнуть 60, давно и прочно подходит под определение «легенда русского рока», хотя и не слишком многими узнается в лицо. Зато Шклярский в нежном возрасте репетировал с первым составом «Аквариума», а участники «Пикника» остались чуть ли не последними из могикан — группой, игравшей на открытии того самого Лениградского рок-клуба в 1981-м. Только этого вполне достаточно, чтобы остаться в истории.

Но кроме славной истории у «пикников», как выяснилось, и стабильное настоящее, если судить по казанскому концерту, прошедшему при большом скоплении публики. Это всегда любопытно, когда речь идет о группе, почти отсутствующей в медийном пространстве, не поддерживающей громкие акции и не высказывающейся на животрепещущие вопросы современности. Конечно, Шклярский и Ко снимают клипы, а лидер команды периодически дает интервью, в которых, правда, вопросы журналистов бывают длиннее ответов самого героя, вызывающих интерес лишь непосредственных поклонников группы. Но их, как оказалось, немало. Добавьте сюда демократичные цены на билеты (от 800 рублей) и получите без малого аншлаг в концертном зале «УНИКСа».

Из декораций на сцене уличный фонарь прямо по центру, дома в духе шагаловского Витебска на заднике и рука железного монстра в углу

МУЖЧИНА В «ТРЕНИКАХ» И ЭЖЕН ИОНЕСКО

Правда, не всем зрителям удалось без приключений погрузится в мир мрачноватого музыкального гротеска из Питера. Для начала кому-то пришлось разбираться с суровыми реалиями жизни из-за двойных билетов, проданных на 8-й ряд. Впрочем, кому-то могло показаться, что это тоже часть перфоманса, столь любимого группой, создающей из концерта псевдосерьезный карнавал с использованием разнообразных подручных средств, за реакцией на который в зале из-под обязательных очков и, кажется, чуть посмеиваясь, наблюдает Шклярский... Из декораций на сцене уличный фонарь прямо по центру, дома в духе шагаловского Витебска на заднике и рука железного монстра в углу. Публика не томится долгим ожиданием — «Пикник» появляется на сцене и в качестве первого номера исполняет старую вещь «Океан трав», после чего более свежий хит «Кукла с человеческим лицом» из альбома, название которого — «Театр абсурда» — вполне себе отражает происходящее на любом шоу коллектива. А «насморочно-аутичный голос» (запомнившееся определение из какой-то старой рецензии) вокалиста только добавляет идеологического сходства с творениями Эжена Ионеско.

В зале, который реагировал на музыку тепло, но довольно спокойно (впрочем, «Пикник» из тех немногих рок-групп, которых и нужно слушать сидя), тоже происходили вещи в духе заявленной театральной атмосферы. Импозантный седовласый басист Марат Корчемный шутливо пригрозил пальцем фотокорру «БИЗНЕС Online», что некоторые из охранников приняли за руководство к действию, начав выяснение причин съемок на «режимном объекте». Следом яркий персонаж из зрительских масс с бритой головой и в «трениках», особо разгоряченный хоровым исполнением публикой композиции «Египтянин», начал рваться на сцену, но получил решительный отпор от представителей соответствующих служб. После чего фанат «Пикника» в компании верного товарища стал активно передвигаться по направлению из зала в коридор и обратно, оставляя о себе долгую память в виде неповторимого алкогольного амбре. Впрочем, сам Шклярский говорит, что его музыка должна способствовать смягчению нравов. Вот и с нашим героем в «трениках» в итоге обошлись очень мягко, к тому же тот вполне законно настаивал на своих правах, размахивая купленным билетом почти как партийным удостоверением «Единой России». Но за этими дискуссиями он пропустил несколько вещей из нового альбома «Чужестранец», который показал, что с мелодиями у «Пикника» дело по-прежнему обстоит благополучно, а также суперхит «У шамана три руки». И тут, совсем уж нетипично для рок-концерта, объявили антракт.

«НУ, Я ЖЕ ПОЮ»

Во время перерыва выяснилось, что смягчились нравы все же пока не у всех. Случился конфликт, причиной которого стала зрительская пара, которая, как показалось их соседям, вела себя чересчур активно и мешала смотреть концерт. Аргумент «Ну, я же пою!» от возмутительницы спокойствия не был принят общественностью, и барышню интеллигентная публика заклеймила «шалавой». Инцидент урегулировался сам собой, когда началось второе отделение мероприятия, на которое Шклярский и его басист облачились в более светлые рубахи. «Пикник» был в своем репертуаре: появлявшиеся на сцене люди разыгрывали актерские этюды, фронтмен периодически принимался играть на фирменных безумных инструментах, которые сложно описать словами, на сцену выкатывали здоровую конструкцию, которая в результате оказывалась барабаном, и все это сопровождалось оригинальным видеорядом. Был и фирменный человек на ходулях, управлявший музыкантами как марионетками. Конечно, некоторые находки больше напоминали подготовку студентов к творческому фестивалю «День первокурсника», но в любом случае во всей этой наивности была какая-то доброта, на которую отзывалась публика, кстати, очень разношерстная по возрасту, но прекрасно осведомленная о текстах песен «Серебра!!!», «Фиолетово-черный» или «Говорит и показывает».

...Оказавшись после концерта в одном модном молодежном месте, невольно, по причине небольшого количества посетителей и негромкой музыки, слышишь разговор за одним из соседних столиков. Молодой человек и девушка ничего не нашли лучше, чем в десятом часу вечера в хорошем кафе обсуждать современный политический момент. «Бжезинский не прав», «Евроинтеграция Украины изначально была под вопросом», «Это я тебе объясняю геополитическую ситуацию» — доносятся обрывки беседы. В этот момент особенно хотелось сбежать обратно к человеку на ходулях и «насморочно-аутичному» голосу Шклярского, пусть даже и в алкогольном амбре.