Рафаэль Хакимов
Рафаэль Хакимов

«ТАТАРА САМУРАЙ»

— Рафаэль Сибгатович, что вас привело в Японию?

— Поездка в Японию состоялась с 21 по 22 января. Я ездил с делегацией инвестиционного венчурного фонда Республики Татарстан. Однако не за инвестициями, а как директор Института истории имени Марджани. Японцы любят, чтобы все, что касается экономических вопросов, деловых переговоров, облекалось в историческую и культурную форму. У них это называется «культурное сопровождение инвестиционных проектов». Вообще, что касается японцев, то они очень доброжелательные. Настолько тонко, предельно внимательно они отнеслись к делегации из Татарстана, что я даже не ожидал такого приема. Я много ездил с официальными делегациями, но чтобы так внимательно относиться ко всему, что касается нашего приема, с подобным сталкиваюсь чуть ли не впервые. За два дня пребывания в стране у нас была очень насыщенная программа. Встречи с губернатором провинции Симанэ, с пятью мэрами, посещение четырех огромных современных музеев... По инвестициям в татарстанскую экономику есть определенные договоренности, но так как моя часть была связана с историей, я вопросами экономического сотрудничества не владею.

— Что вас заинтересовало в провинции Симанэ? Как эта местность в столь не близкой стране оказалась связана с татарами?

— Дело в том, что в префектуре Симанэ куют самурайские мечи. И металл выплавляют по технологии, которая называется «татара». Японцы предполагают, что эту технологию в VII веке нашей эры завезли именно татары. На территории музеев, которые рассказывают об истории мечей, они восстановили эту древнюю технологию ковки меча и сегодня продолжают выплавлять сталь и изготовлять холодное оружие. Недавно даже сняли художественный фильм «Татара самурай», который выйдет на местные экраны в ближайшее время. К сожалению, нам его посмотреть не удалось. Японцы сегодня действительно очень внимательно интересуются Татарстаном, особенно тем, что касается культуры и истории.

Активное сотрудничество началось после прошлогодней поездки президента РТ Рустама Минниханова в Японию
Активное сотрудничество началось после прошлогодней поездки президента РТ Рустама Минниханова в Японию

— Это взаимный интерес?

— Думаю, да. Активное сотрудничество началось после прошлогодней поездки президента РТ Рустама Минниханова в Японию. Власти префектуры Симанэ особенно заинтересованы в историческом сотрудничестве, в том числе и потому, что металл — «татара». Во многом вся история Японии начинается с этой префектуры. Там располагаются самые древние исторические пласты страны. И, на удивление, есть много соприкосновений с нами. К примеру, их японские народные песни по мелодике очень напоминают наши, по мифологии есть много сходного. Огромное пространство для изучения. С университетом Симанэ наш Институт Марджани подписал соглашение о сотрудничестве. Хотя работа велась и раньше, теперь будем взаимодействовать более интенсивно.

Самурайские мечи
Самурайские мечи

ЯПОНЦЫ СЕЙЧАС ОБРАБАТЫВАЮТ ИНФОРМАЦИЮ О ТАТАРСТАНЕ

— Неужели японские народные песни действительно напоминают татарские?

— Да. Еще в 90-е годы в Японии побывал композитор Рашид Калимуллин вместе с государственным симфоническим оркестром. Сыграли татарскую песню, а японцы поблагодарили гостей, мол, спасибо, что выучили нашу песню. Они решили, что это татарский жест вежливости. А оказалось, что эти песни очень похожи по мелодике друг на друга.

— В чем будет заключаться сотрудничество между институтами?

— Мечи самураев популярны на весь мир. И для японцев это очень важный элемент их собственной истории. Первоначально они иначе делали свое холодное оружие. Мечи были прямые, не столь хорошие. А с появлением технологии «татара» японцы научились менять конфигурацию самурайских мечей. Самые знаменитые клинки начали производить именно после того, как у них появилась тюркская технология выплавки металла. В 1925 году японцы перешли на европейскую технологию выпуска металла, но в последние годы возродили все заново. Поскольку считают, что самурайские мечи можно ковать только из металла «татара».

Печь-татара в разрезе
Печь-татара в разрезе

— Откуда же в Японии появилась эта технология, без которой самурайский меч — не самурайский?

— Этот вопрос требует дополнительного изучения. По моим сведениям, какие есть на сегодняшний день, пришла «татара» к ним с Алтая. В VI веке тюрки, предки татар, активно занимались металлом и кузнечным делом. Этим они и отличались от остальных народов, проживающих поблизости. В Японию технология попала через Амур, Манчжурию, Корейский полуостров. Это самый короткий путь в данную провинцию. На Амуре в то время жили племена так называемых «утыз татар». Вполне возможно, они и поспособствовали Японии в получении технологии, позволяющей выковать самый настоящий самурайский меч. На Алтае выплавка металла была всегда в приоритете. Это и определяло мощь Тюркского каганата, ну а дальше и татаро-монгольского иго.

Японцы сейчас собирают базу данных, обрабатывают информацию о Татарстане. В институте для этого создан даже специальный департамент. В ближайшее время в Японию едет наша аспирантка, будет проходить подготовку. Нам интересны архивы, которые сохранились в частных коллекциях о татарах, эмигрировавших до революции. А также материалы древних архивов, касающиеся татар. Япония готовилась к вторжению в татаро-монгольское ханство, и этот период хочется изучить побольше. Там много материалов, есть над чем работать.