«ДИСКУССИЯ ПО ПОВОДУ «ЛЕВИАФАНА» ПРЕВЗОШЛА ПО МАСШТАБУ САМ ФИЛЬМ»

«Театр.doc» был создан в Москве в 2002 году идеологами движения «Новая драма» (Михаил Угаров, Елена Гремина, Александр Родионов) как негосударственный и некоммерческий проект. Большую часть репертуара составляют спектакли в жанре документального театра: в основу сюжетов ложатся актуальные события современности, тексты пьес составляются из материалов СМИ, переписок в социальных сетях и интервью с непосредственными участниками событий. В центре внимания драматургов оказывались такие эпизоды новейшей истории, как захват заложников в Беслане, домашний арест белорусского диссидента Владимира Некляева (кстати, спектакль «Двое в твоем доме», основанный на этом сюжете, в центр «Смена» Казани привозили ровно год назад) и протестное движение 2011 - 2012 годов, поэтому за «Театром.doc» прочно закрепилось определение «оппозиционный».

В октябре прошлого года стало известно, что департамент имущества Москвы досрочно расторг договор аренды с театром, что вызвало большой резонанс среди столичной культурной общественности. В результате «угаровцам» все же удалось получить новое помещение.

Несмотря на трудности последнего времени, «Театр.doc» весь январь показывал спектакли на гостевых площадках Москвы, а творческий коллектив продолжает активную деятельность как театрально-кинематографическую, так и лекционно-просветительскую. Примером второй может служить нынешний визит Угарова в Казань.

Свое выступление режиссер начал с тезиса о том, что занятия современным искусством представляют реальную опасность как для художников, так и для зрителей: «Мне сказали, что в Казани спокойно, но мы же видим, что по городам творится: срывают спектакли, концерты...» Угаров провел параллель между гонениями на фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева и скандалом вокруг «Театра.doc». По его словам, дискуссия по поводу «Левиафана» превзошла по масштабу сам фильм. «Заниматься современностью, реальностью — вообще вещь опасная. Очень уютно и удобно заниматься классическим искусством, я бы даже сказал, импозантно. Очень забавно и весело работать в жанре фэнтези, уходя куда-то в будущее. Это зоны безопасности», — резюмировал Угаров.

Отношения власти и искусства лектор представил как битву двух фантомов: «Власть сама фальсифицирует реальность: предлагает версию реальности и настаивает на ее воплощении. Художник со своей стороны выстраивает свою реальность, которая входит в противоречие [с реальностью власти]». Ирония, по словам Угарова, заключается в том, что реальность нельзя «схватить» — любой творческий человек обладает субъективным взглядом, в итоге две фальсификации сталкиваются друг с другом и мы оказываемся в ситуации, похожей на кейс «Левиафана». «Следить [за конфликтом] очень интересно, но я, например, понял, что не буду смотреть этот фильм, — заявил режиссер. — По профессиональным причинам: я уже участвую в конфликте и теперь не могу чистым взглядом профессионально посмотреть и сказать, хороший фильм или плохой».

Однако, по словам лектора, у такого столкновения есть и положительная сторона. Проведя параллель между картиной Звягинцева и своим театром, он рассказал, как декабрьские обыски, правоохранители сорвали в «Театре.doc» показ документального фильма о киевском майдане, сплотили творческий коллектив и неравнодушных зрителей, а нелестные высказывания о «Левиафане» — кинематографические круги. «Половина киношников терпеть не может этого Звягинцева за то, что он премии где-то получает, но когда встала угроза, они вдруг все, невзирая на свое эго и личные предпочтения, встали на его сторону. Мне кажется, это очень правильная и хорошая вещь — солидарность». Угаров также рассказал, что «Театр.doc» в свете последних событий добавил к обычному слогану «Театр, в котором не играют» более злободневный: «Театр, который не боится».

ДОКУМЕНТАЛИСТИКА — ИСКУССТВО ДЛЯ ЛЮДЕЙ СО ЗДОРОВОЙ ПСИХИКОЙ

Помимо деятельности художественного руководителя «Театра.doc» Угаров преподает в школе документального кино и театра. Один из курсов, который читает режиссер, называется «Постановка взгляда»; на прошедшей лекции он много говорил о том, как документалисту следует смотреть на окружающий мир и какие «фильтры на реальность» будут ему мешать. «Люди пропускают повторяющиеся элементы, проходят мимо, а они самые интересные. Каждый избирательно смотрит на реальность — тут мне очень нравится детская английская песенка в переводе Маршака: «Где ты была сегодня, киска? У королевы, у английской. Что ты видала при дворе? Видала мышку на ковре». И это мы все».

Один из самых распространенных мешающих фильтров, по словам Угарова, психологическая травма. Человека что-то нервирует в окружающей действительности, и он старается не обращать на это внимания. «Надо понимать, что когда ты занимаешься реальностью, это искусство для психически здоровых людей. Для невротиков у нас очень много чего есть: и мюзиклы, и половина классики, — заметил лектор. — Здоровая психика — это одинаковое внимание ко всему разнообразию жизни. Я не боюсь смотреть на безобразие, потому что у меня здоровая психика».

Однако самый страшный порок документалиста, если верить Угарову, оценочность. В документальном театре и актер, и режиссер должны уметь вырабатывать так называемую «позицию ноль» — подчеркнутое отстранение, нейтралитет по отношению к материалу. Угаров объяснил, что в документалистике нужно избегать метафор, а в качестве примера привел диалог его коллеги по школе документального кино и театра Марины Разбежкиной со студентом.

— Почему вы так долго эту яму в кадре держите?

— Марина Александровна, это не яма, это образ!

«Педагог сразу звереет. Там героиня — девочка, у которой все плохо, и он [студент] дает нам образ ямы. То есть он мне дает инструкцию, как воспринимать. А может, я хочу совершенно другого, может, я буду сидеть и завидовать девочке: молодая, много страстей, много сил, плачет-рыдает — здорово. Так нет же, меня в яму посылают!» — продолжает свой рассказ московский гость.

Угарову не терпелось перейти ко второй части вечера — кинопоказу, поэтому вопросов после лекции было немного. В частности, его попросили расшифровать, что кроется за формулой «современный театр», лектор объяснил этот феномен как синтез «современного способа существования актера» и «современной режиссуры». Под первым слагаемым подразумевается сокращение до минимума дистанции между актером и его ролью, под вторым — правильное выстраивание коммуникативного поля с залом, неавторитарность, отсутствие у режиссера стремления навязать зрителю собственное восприятие.

ОН ЖЕ В КИНО НИЧЕГО НЕ ПОНИМАЕТ, НАДО КАК-ТО СПАСАТЬСЯ

После лекции собравшихся ждал показ фильма «Братья Ч»: премьера пришлась на 29 января, 155-летие со дня рождения Антона Чехова. Картина — дебют Угарова в кинорежессуре — снята по пьесе его коллеги по «Театру.doc» драматурга Греминой. О своем первом кинематографическом опыте режиссер рассказывал с иронией: «Каждый член съемочной группы говорил мне: «Кино — это картинка!» Когда это сказал 20-й человек, я озверел. Тогда они сменили тактику и стали говорить: «Режиссер должен мыслить кадрами». Они эти фразы вынесли из ВГИКа и до сих пор в сумочке носят! Тут у меня уже включилась вредность, потому что они были очень обеспокоены: он же в кино ничего не понимает, надо как-то спасаться!»

В основу сценария легли документы семьи Чеховых — письма, в том числе уцелевшая переписка с художником Исааком Левитаном, дневниковые записи, воспоминания братьев Александра и Михаила. В фильме Антону Павловичу 26 лет, он, чтобы содержать свою большую неблагополучную семью, пишет рассказы для литературных журналов за небольшие гонорары и только подбирается к осознанию собственного таланта. Как отмечал Угаров в нескольких интервью, он видит в этом кино много автобиографичного: история о парне, который честно пытается заниматься тем, что у него вроде бы получается, но никак не может понять, графоман он или талантливый писатель, деятель искусства или ремесленник от литературы, оказалась очень близка режиссеру.

В 2014 году картина «Братья Ч» была отмечена призами нескольких российских кинофестивалей. В силу многих особенностей ленту стоит относить скорее к фестивальному, чем к массовому кино, поэтому ее можно будет увидеть далеко не в каждом кинозале страны. Однако, как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель кинотеатра «Мир» Александр Ишимов, фильм обязательно покажут в Казани в рамках проекта «Литература широким экраном». Скорее всего, сеансы «Братьев Ч» начнутся в «Мире» уже в феврале этого года.