«ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ ВСЕ БЫЛО ПОНЯТНО...»

Очередная встреча предпринимателей в формате делового обеда собрала накануне в Набережных Челнах рекордное число участников — 65 человек. Вероятно, сыграла роль тема собрания «Стратегия поддержки предпринимательства в условиях кризиса» и состав президиума, в который вошли участники так называемого антикризисного клуба: гендиректор ОАО НПО «Татэлектромаш» Ильдус Исламов — персона известная, но непубличная, Венера Иванова — председатель комитета по финансам при ТПП Закамья и гендиректор ТПП Иван Шигин. Участники изложили свое видение антикризисных мер в первую очередь касательно внутреннего рынка и бизнеса Челнов.

Иванова выступила первой, обозначив в ряду факторов кризиса не только внешнеполитические проблемы России и курс рубля, но и огрехи внутренней политики, которые отразилась на возможностях банков по выдаче кредитов. Она отметила, что сегодня предприятие может закрываться, если не сумеет урезать вдвое управленческие расходы. Малым предприятиям Иванова рекомендовала проанализировать свои потребности в арендуемых площадях и по возможности избавиться от лишних, а также начать обращать внимание на финансовую состоятельность контрагентов. Она пригласила председателей отраслевых ассоциаций, которых в Челнах уже 12, на заседания комитета по финансам с тем, чтобы услышать от них, чего ждут производители от финансистов и банкиров в нынешних условиях, и напомнила, что ТПП к 15 февраля планирует сформировать реестр местных товаропроизводителей, порекомендовав, прежде чем что-то покупать, заглядывать в него.

«Покупайте друг у друга! — призвала Иванова. — Каждый из вас, покупая, например, спецодежду, прежде должен зайти на сайт ТПП и посмотреть, кто ее производит в городе. Мы — люди, которые жили при социализме — часто вспоминаем госплан. Все было понятно: кто и что производит, куда поставляет. Возможно, надо на уровне города восстанавливать госплан».

Предложение о возрождении социалистических основ экономики видимой реакции не вызвало, а вот призыв покупать челнинское в обязательном порядке стал едва ли не лейтмотивом выступлений.

«СЕГОДНЯ ВСЕМ ПРИДЕТСЯ МЕНЯТЬ ТОВАРНУЮ НОМЕНКЛАТУРУ»

Исламов со своей стороны предложил не ограничиваться очередным каталогом предприятий, а создать платную электронную карту города с использованием технологий дополненной реальности, чтобы любой желающий мог в интерактивном режиме увидеть, что именно создает каждое из предприятий. В таком ключе он видит маркетинговую стратегию города как такового с его промышленностью. Теперь, когда нефтегазовый рынок сузился, ни сельское хозяйство, ни металлургия не в состоянии закрыть экспорт, отметил Исламов, и во главу угла становится малый и средний бизнес. Челны же должны видеть в качестве собственного экспортного рынка Россию, и в первую очередь это касается отрасли машиностроения. Бренд города — российская столица машиностроения.

В частной беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Исламов не поддержал идею о приоритете внутригородских закупок. «Я не думаю, что это правильно, — сказал он. — Рекомендовать покупать внутри города, конечно, можно, но мы же не враги сами себе. Никакой производитель никогда не купит товар худшего качества, это лукавство разума. Если человек строит себе дом, он будет покупать лучший кирпич, а не городской. Сегодня можно попросить, показать, но настоять... Нельзя быть хорошим за счет других».

Ильдус Исламов (справа)
Ильдус Исламов (справа)

Что же касается «экспорта в Россию», то Исламов пояснил, что работать на глобальный рынок, конечно, интереснее, но, исходя из реалий, работать надо на страну, тогда отдача будет. «Когда ты сможешь продавать товар по всей России, тогда его будут покупать и местные. Начнет работать мультипликатор. Если замыкать предприятия на город, давать какие-то преференции, ты изначально поддерживаешь определенную неэффективность. Люди знают, что у них в городе что-то купят, и не особенно стараются делать качественный продукт. Можно, конечно, воспринимать это как очень краткосрочную антикризисную меру, чтобы те или иные предприятия спасти...»

По мнению Исламова, внутренний рынок до сих пор забывался при формировании экономической политики, но сейчас структура экономики меняется. «Основой внутреннего рынка является малое и среднее предпринимательство, потому что хорошим покупателем является предприниматель, — поделился с «БИЗНЕС Online» Исламов. — Если экономика настроена на внутренний рынок, то и продукты качественные, и отпадает нужда покупать их за рубежом. Это все равно придется делать. Всем теперь придется менять товарную номенклатуру. Это ясно. На этом пути предприятиям нужно помочь фондированием, экономическими активами, по крайней мере, проектами, спросом. Сейчас ведь очень много спроса на импортозамещение — здесь и надо начинать системную работу, и в городе тоже, хотя бы с перечня проектов крупных корпораций. К примеру, энергетикам сегодня нужны частотные электроприводы. Многие делают, но предприятие озабочено своими проблемами, его надо свести с потребителем. Нужен проект импортозамещения для электроэнергетики, и так далее по отраслям».

Исламов также отметил, что в вопросах импортозамещения хорошо ориентируется КАМАЗ, похвалив усилия директора по развитию корпорации Ирека Гумерова. Также он отметил, что и на «Татэлектромаше» наблюдают положительные тенденции — открываются новые позиции по спросу. «У нас сегодня уже большой список на те товары, по которым нам раньше было тяжело бороться. Ситуация поменялась, мир изменился. Разумным будет только то, что необходимо», — заключил Исламов.

«МЫ ЗАТРАГИВАЛИ ВОПРОС О ВЫПУСКЕ ОБЛИГАЦИЙ МЕСТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ»

Гендиректор ТПП Шигин, выступая, поддержал генеральную линию «покупайте друг у друга», добавив к этому посылу потребности муниципальных учреждений. Он пригласил предпринимателей на курсы по освоению механизма муниципальных закупок, которые проводятся в ТПП.

Начальник отдела поддержки и развития предпринимательства исполкома города Радмир Беляев сообщил, что практически во всех отраслях, представленных в городе, отмечается спад производства. В качестве утешения он напомнил, что в России заработал фонд развития промышленности с 20 млрд. рублей в копилке, и на финансовую помощь в размере от 10 до 700 млн. рублей уже можно заявляться с инвестиционными проектами и НИОКР.

«Если у вас есть проекты, тянуть нельзя, — предупредил Беляев. — Два дня назад мы посмотрели — уже подано 240 заявок. Нельзя сегодня оставаться и без внедрения бережливого производства. Мы планируем в этом году привлечь из республики 10 миллионов рублей на программу «Набережные Челны — город устойчивого развития». Сегодня у нас 18 компаний внедряют бережливое производство. Это одна из самых своевременных мер». Также Беляев предложил аналитическую помощь отдела по разработке индивидуальных антикризисных планов предприятий.

Радмир Беляев
Радмир Беляев

Беляев отметил слабую отдачу в работе с программой субсидирования инноваций — за три года работы отдела гранты на инновации получили всего 12 проектов, из них два гранта — одна компания «Рабика-Энергосбережение». «Это очень маленький процент, вы должны заниматься инновациями, потому что сейчас за НИОКР очень большая доля субсидирования. Мы теряем финансы и новые продукты».

Председатель наблюдательного совета челнинского агентства по привлечению инвестиций Сергей Майоров добавил, что из Челнов ушли обращения в 12 госкорпораций, с которыми местный бизнес хотел бы работать в качестве поставщиков и подрядчиков. «Вчера мы получили добро на финансирование бизнес-миссий в Тольятти, Нижний Новгород, Новосибирск и еще два города. Для участников машиностроительного кластера они на 90 процентов будут оплачены бюджетом». Корпорации, на которые Майоров, избранный председателем машиностроительного кластера, повезет бизнесменов, работают в соответствующей отрасли — среди них АвтоВАЗ и ГАЗ. «Наша задача — возвращаться из бизнес-миссий с протоколом о намерениях, а лучше с договорами о поставках».

С места прозвучало лишь одно предложение — в адрес банков. Оно касалось построения политики финансирования бизнеса с учетом денег, находящихся у населения. Ответить на него взялась Иванова как банковский эксперт. «Да, деньги у населения есть, и правительством как раз рассматриваются вопросы льготирования доходов, полученных от размещения средств в облигациях, — сообщила Иванова. — Мы на одном из комитетов тоже затрагивали вопрос о выпуске облигаций местными предприятиями. Сейчас облигации облагаются подоходным налогом, при том что аналогичного объема вклады не облагаются. На уровне правительства уже идет работа над тем, чтобы население несло деньги не только в банки, но и в реальный сектор экономики».

«КАКИМИ БЫ ПАТРИОТАМИ МЫ НИ БЫЛИ...»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» поинтересовались у участников встречи, как они относятся к девизу «покупай челнинское», а также попросили оценить антикризисные меры федерального правительства.

Анатолий Цвеер — гендиректор ООО «Завод «Профтермо»:

— Закупки внутри города — это реальный момент, просто нужно смотреть направление каждого предприятия в отдельности. Для нашего предприятия этот совет неактуален, мы предлагаем услуги по термической обработке, и никакие материалы и комплектующие в Челнах купить нельзя. Мы можем здесь купить только спецодежду. И покупаем. Не то что она хороша, но мы поправляем поставщика, наши запросы учитывают, к примеру, меняют материал, если он дает усадку после стирки. Но, безусловно, если нам предложат спецодежду лучше где-нибудь в Самаре, мы будем покупать ее там, если челнинцы не смогут соответствовать. Какими бы патриотами мы ни были, нам тоже приходится считать деньги.

Руслан Шаймухаметов — директор юридического центра «Ваше право»:

— Самая главная антикризисная мера — это минимизация расходов, я у себя все минимизировал. Правда, нужно действовать осторожно, чтобы не обжечься. С другой стороны, кризис — это новые возможности. Мы сейчас начали агрессивную политику в плане развития. Потому что у мелких юридических фирм сейчас начинаются проблемы, а у меня еще есть возможность поддерживать стабильность и, основываясь на этом, расширяться. Я взял себе рекламщика, который теперь работает не только на городском рынке, но и на региональном.

Что касается антикризисных мер федерального правительства, то ничего интересного я там пока не вижу. Особенно для своей отрасли. Принимаемые правительством меры, на мой взгляд, должны касаться того, чтобы по налогам людям было интересно работать. Сейчас вот мы много начали работать с предприятиями по налоговым вопросам — там столько непонятного! Заказчики спрашивают: «Почему здесь так, а тут эдак? Это неправильно!» Ну и, конечно, сейчас должно быть поменьше прессинга бизнеса со стороны контролирующих органов.

Сергей Екимов — директор ООО ППФ «Автодизайн»:

— Антикризисная программа Медведева направлена в основном на сохранение платежеспособности банков, как и в кризис 2008 года. Производству очень мало уделено внимания. Про малый бизнес вообще очень мало сказано, и то постановления выйдут только 27 февраля. До этого времени надо вдалбливать, что малые предприятия нужно освобождать от налогов, а то в правительственном документе формулировки непонятные. Ведь, смотрите, платежеспособный спрос у населения есть. Но банки сегодня работают на вклады, которые принимаются под 20 процентов. Сейчас банкам нужно предлагать эти деньги предприятиям, которые занимаются реальным производством, но как они дадут под меньший процент? Поэтому здесь должно быть государственное регулирование. Необходимо четко определиться, что нужно производству. Наторговались уже!

В принципе, мы предвидели этот кризис и приняли упредительные меры. К сожалению, пришлось сократить численность персонала, сократили управленческие затраты. Хотя как ты их сократишь? У нас для того, чтобы обслуживать бизнес в 150 - 200 миллионов рублей в год, нужно содержать целый штат в бухгалтерии! На государственном уровне это никак не решается, а ведь все идет от того, что налоговая система запутана и везде понаставлены капканы. А говорят, упрощаем, упрощаем...

У меня работали 98 человек, сейчас — 78. Зарплату не сократишь. У нас в фирме работают только высококвалифицированные специалисты, если уменьшишь оплату труда основным работникам, они уйдут в другое место. У нас достаточно открытый рынок труда, все друг друга знают, в курсе, где сколько платят. Если бы не такая плачевная ситуация на КАМАЗе сложилась, то отток был бы еще сильнее. Говоря об антикризисных мерах, могу отметить, что мы вовремя взяли кредиты, когда ставка была еще нормальной. Немножко переориентировали производство, создали четыре инновационных продукта и просим у центра кластерного развития соинвестирования. Немножко диверсифицировали производство: от автодизайна в сторону строительства.