Россельхозбанку не удалось оспорить торги по продаже 43 га земли
Россельхозбанку не удалось оспорить торги по продаже 47,8 га земли «Вамина» в Аксубаевском районе

ОПТОМ ИЛИ В РОЗНИЦУ?

Арбитражный суд РТ в начале этой недели рассмотрел жалобу одного из конкурсных кредиторов обанкротившегося ОАО «Вамин Татарстан» — Россельхозбанка. Эта кредитная организация оспорила торги по продаже имущества агрохолдинга, которые состоялись 20 октября прошлого года. Тогда с молотка ушли 13 земельных участков в Аксубаевском районе общей площадью 47,8 гектара, которые были заложены ЗАО «Объединенная лизинговая компания «Центр-Капитал». При начальной продажной цене земли сельхозназначения в 1,31 млн. рублей «Татнефть» приобрела ее за 1,44 миллиона.

В суде Россельхозбанк потребовал признать торги недействительными и возвратить реализованное на них имущество обратно в конкурсную массу. Дело в том, что согласно федеральному закону «О банкротстве», имущество сельхозпредприятий может быть реализовано только единым лотом. Это согласуется и с озвученным ранее решением кредиторов бывшей молочной империи. В частности, СМИ со ссылкой на конкурсного управляющего сообщали о том, что кредиторами принято решение реализовать имущество «Вамина» единым комплексом по цене не ниже 4,5 млрд. рублей. Такая схема выгодна республике, так как позволяет, сохранив агрохолдинг как единый организм, избежать падения производства и сокращения рабочих мест.

НЕ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЕ, А ПЕРЕРАБОТЧИК

Жаркий спор на судебном заседании разгорелся по поводу того, считать ли «Вамин» сельхозпредприятием. Главный критерий, установленный законом, гласит: выручка от производства или производства и переработки сельскохозяйственной продукции должна составлять не меньше половины от общей.

Представитель Россельхозбанка Булат Рахманов привел цифры на момент банкротства: за первое полугодие 2012 года «Вамин» получил 7,132 млрд. рублей выручки. Больше 80% этой суммы — 5,94 млрд. — пришлось на реализацию молочной и масложировой продукции собственного производства. Кроме того, у агрохолдинга на тот момент было дойное стадо коров, он тратился на растениеводство и производство комбикормов, приобретал сельскохозяйственную технику и оборудование по договорам лизинга. Да и в уставе ОАО прямо говорится, что основной вид деятельности — производство, заготовка, переработка и реализация сельхозпродукции. А значит, делает вывод Россельхозбанк, имущество «Вамина» в соответствии с законом «О банкротстве» должно быть выставлено на продажу единым лотом.

Представитель конкурсного управляющего Наталья Воронкова с Россельхозбанком не согласилась. Аналогичный вопрос, по ее словам, уже рассматривался в рамках дела о банкротстве по заявлению Сбербанка — в нем участвовал и Россельхозбанк. «Было установлено, что «Вамин» — никак не сельскохозяйственное предприятие. Он лишь перерабатывал сырье, а не занимался заготовкой молочной продукции», — пояснила она. Представитель управляющего сообщила, что Сбербанк был не согласен с этим определением первой инстанции, подал жалобу в апелляцию, но затем отказался от борьбы.

«Так как «Вамин» не является сельхозпроизводителем, в отношении него не применяются названные Россельхозбанком нормы закона. Мы имели и имеем право на сегодняшний день продавать имущество по частям», — резюмировала Воронкова.

В ИСКЕ ОТКАЗАТЬ, АРЕСТ СНЯТЬ

К самому аукциону, как отметила представитель конкурсного управляющего, претензий нет. То, что торги прошли без нарушений, подтвердила и представитель ОАО «Татнефть» Оксана Приказчикова. Все сделали как требуется: было объявление в печати, «Татнефть» заблаговременно внесла задаток, а став победителем аукциона, подписала все необходимые бумаги и оплатила покупку. Ильдар Хузин из ЗАО «Центр-Капитал», поддержав позицию конкурсного управляющего, добавил, что торги никаким образом не нарушили права Россельхозбанка. Он даже назвал поведение банка «недобросовестным», задавшись вопросом почему он потребовал признать недействительным аукцион именно сейчас, когда он уже прошел.

Сергей Кондратьев:
Сергей Кондратьев: «Банки будут судиться из-за имущества «Вамина» еще года два»

В результате судья Арбитражного суда РТ Максим Боровков отказал Россельхозбанку в иске. Кроме того, он снял арест, ранее наложенный на земельные участки по требованию заявителя. Таким образом, получается, что распродаже «Вамина» по частям дан старт.

«БАНКИ БУДУТ СУДИТЬСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ГОДА ДВА»

«Я сам не знаю», — такой ответ на вопрос «БИЗНЕС Online», каким образом будет продаваться имущество «Вамина», дал конкурсный управляющий Сергей Кондратьев. По его словам, на сегодняшний день по этому поводу никакого решения не принято — вопрос на собрание кредиторов даже не выносился.

«Голосовать не о чем — перечень имущества пока невозможно выделить, — поясняет Кондратьев. — Как можно говорить, что и как продавать, если банки между собой еще не обсудили, какое имущество их, какое — не их, какое находится в залоге, а какое — нет. Банки будут судиться из-за него, я думаю, еще года два».

Что же касается упомянутых торгов и тех, что могут последовать за ними, то, по мнению конкурсного управляющего, кредиторы имеют на них полное право. При условии, что судом утверждена начальная продажная цена. Залоги, напомнил он, продаются отдельно от остального имущества.

Лизинговая компания
Лизинговая компания «Центр-Капитал» первой из кредиторов обанкротившегося ОАО «Вамин Татарстан» Вагиза Мингазова избавилась от залога

Впрочем, в случае с «Вамином» это как раз-таки и означает, что выставлено на торги может быть практически все, что угодно, поскольку имущество молочной империи заложено-перезаложено несколько раз. В разговоре с «БИЗНЕС Online» Кондратьев упомянул, что незаложенное имущество все же есть, но о чем конкретно идет речь, уточнять не стал.

Наши источники в УК «Просто молоко» неофициально подтверждают, что план о продаже единым лотом есть, и он в силе. А продажа земли «Татнефти» — это исключение: «Нефтяники попросили, им пошли навстречу. Все было согласовано, все под контролем». Наш источник в Сбербанке это подтверждает, но констатирует, что достигнутый между кредиторами консенсус в кризис может быть нарушен. Торги единым лотом, по его данным, пройдут не ранее второй половины года, до этого времени у некоторых банков вполне может возникнуть желание реализовать свои залоги, так сказать, «сепаратно».