Выручка ОАО «КАМАЗ», по предварительным данным, составила 107,8 млрд. рублей (на 5,7% меньше, чем годом ранее), ожидается, что будет и прибыль

ВТОРОЙ ГОД ПОДРЯД НАБЛЮДАЕТСЯ ПАДЕНИЕ ПРОДАЖ

Сегодня работники ОАО «КАМАЗ» впервые вышли на работу в 2015 году, а руководство компании сообщило об итогах работы в 2014-м. Всего продано 38,9 тыс. грузовых автомобилей, что на 11,2% или на 4,9 тыс. машин меньше, чем в 2013 году, когда было реализовано 43,8 тыс. «КАМАЗов». Интересна динамика, наблюдаемая с прошлого кризиса. В 2009 году было выпущено 25 911 грузовиков, в 2010-м — 32 300, в 2011-м — 45 288, в 2012-м — 45 471 автомобиль. То есть, выходя из кризиса 2008 года, челнинский автогигант три года подряд наращивал объемы производства, а теперь второй год подряд наблюдается падение. На российском рынке продано 32,6 тыс. единиц (на 14,4% меньше, чем годом ранее), на экспорт — более 6 тыс. (больше на 5,3%). Заметим также, что из всего объема выпуска готовых автомобилей в 2014 году 63% — это тяжелые и полноприводные машины.

Выручка, по предварительным данным, составила 107,8 млрд. рублей (на 5,7% меньше, чем годом ранее), ожидается, что будет и прибыль. «Итоги фактических продаж всех видов продукции и финансово-экономической деятельности в 2014 году будут подведены позднее», — сообщается на официальном сайте компании.

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев назвал итоги года «максимально возможными». «Признаться честно, этот результат нас не очень сильно радует, но в той ситуации, которая сложилась, это максимально возможный результат. Итоговые показатели у нас, на наш взгляд, получились очень неплохими по сравнению с остальными игроками рынка. Если рынок в целом обвалился больше чем на 30 процентов, то у нас падение намного меньше. Более того, скорее всего, мы год закончим пусть в небольшом, но плюсе. То есть и с финансовой точки зрения у нас будет относительно неплохой результат».

Финансовые итоги работы группы «КАМАЗ» по стандартам МСФО

Наименование

2009

2010

2011

2012

2013

2014*

Абсолютное изменение, млрд. рублей

Относительное изменение, %

Выручка,
млрд. рублей

60,9

73,8

106,8

118,2

114,3

107,8

-6,5

-5,7

Прибыль,
млрд. рублей

-2,58

-0,89

1,82

5,82

4,36

*предварительные данные

К пику продаж КАМАЗ вышел только к концу года — в ноябре было реализовано 2,5 тыс. машин, в декабре — около 4 тысяч. Этому во многом способствовала программа утилизации автомобилей, объявленная в сентябре. Ситуация на рынке вынудила компанию и федеральное правительство прибегнуть к экстраординарным мерам — автогигант начал принимать любые транспортные средства в любом состоянии от желающих купить новый грузовик. По условиям программы получали скидку в 350 тыс. рублей — примерно 8 - 9% стоимости машины. Благодаря этой мере всего за год было реализовано, по словам Афанасьева, около 5 тыс. грузовиков, или 12,9% от всего годового объема продаж.

Как отмечает аналитический центр «БИЗНЕС Online», после 2 лет спада с эталонного 2012 года по показателю выручки группа «КАМАЗ» находится на уровне 2011 года. Другими словами, краха, как в 2009 году, несмотря на все заявления о трудностях и сложностях производства и сбыта, пока не видно. С учетом заявления о «положительном результате», по прибыли показатель 2014 года должен быть лучше как минимум чем 2009 - 2010 годах.

Понятно, что продукция КАМАЗа завязана на инвестиционный спрос, поэтому в абсолютном выражении объем внутреннего рынка сжимается. Но зато местным производителям, включая КАМАЗ, должен оказать поддержку слабый рубль, потерявший за год к доллару США 70% и к евро 50%. Так что ожидаем резкого роста доли КАМАЗа на российском рынке и увеличения экспорта. Напомним, что генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин в конце 2012 года заявил, что для укрепления позиций завода доллар должен стоить 36 рублей. Что добавить, все карты в руки: текущий курс — 65 рублей за доллар, завод для развития получил во второй половине 2014 года госгарантий на 35 млрд. рублей.

Сергей Когогин сумел воспользоваться программой утилизации грузовиков, удержав падение на минимальном уровне

«БИЗНЕС-ПЛАН МЫ НЕ АФИШИРУЕМ»

Что касается планов на 2015 год, то ранее в СМИ сообщалось о том, что КАМАЗ планирует продать на рынке 38 тыс. автомобилей, то есть почти на 1 тыс. машин меньше, чем в прошлом году. При этом сообщалось, что такое заявление сделал на закрытом совещании экономического совета РТ руководитель территориального органа федеральной службы государственной статистики по РТ Валерий Кандилов. Однако Афанасьев не подтвердил эту информацию.

«Если такое заявление действительно прозвучало, то это очень странно, — сказал Афанасьев «БИЗНЕС Online», — потому что в сложившейся ситуации говорить о каких-то конкретных цифрах рано, сейчас это пока просто невозможно. Из каких расчетов исходил этот чиновник, мне сложно сказать. На данный момент мы бизнес-план на 2015 год не афишируем по той простой причине, что по решению совета директоров мы внесем или наоборот не будем вносить в него коррективы в марте 2015 года, когда будет ясно, что происходит с рынком. Дело в том, что когда мы в декабре рассчитывали свой бизнес-план, курс рубля был совершенно другой, соответственно, прогнозы рынка были иные, чем сейчас. И сегодня неправильно озвучивать наш бизнес-план, разработанный в начале декабря. Поэтому члены совета директоров приняли решение посмотреть, что будет происходить на рынке первые 2 - 3 месяца 2015 года и после этого корректировать или утверждать существующий бизнес-план».

А вот что доподлинно известно относительно ближайшего будущего, так это то, что в феврале КАМАЗ будет работать по сокращенному рабочему графику — четыре дня в неделю. Пессимистический сценарий развития событий предусматривает трехдневный рабочий график в марте и организацию общественных работ за счет федерального и республиканского бюджетов. «Пока утвержден четырехдневный график работы, — поделился Афанасьев. — Мы предусмотрели введение трехдневного графика в марте на тот случай, если ситуация на рынке начнет развиваться катастрофически плохо, как было в 2008 - 2009 годах, когда рынок обрушился на 80 процентов. В этой ситуации мы, конечно, будем вынуждены прибегнуть к экстраординарным мерам. Ситуация с заказами на данный момент сложная, тут скрывать нечего. Чтобы подстегнуть продажи, мы вновь запустили программу утилизации, ведь более 5 тысяч грузовиков было продано в четвертом квартале 2014 года именно по этой программе. Но каких-то точек роста для себя мы на данный момент, к сожалению, не ощущаем».

Афанасьев особо подчеркнул, что сокращенная рабочая неделя вводится для того, чтобы не сокращать персонал автогиганта. «Когда сужается рынок, особых возможностей для маневрирования нет. Либо сокращаешь рабочую неделю, либо персонал, — отметил руководитель пресс-службы КАМАЗа. — Но, сокращая персонал, ты оставляешь людей без средств к существованию. Мы приняли более мягкий вариант. Люди останутся с соцгарантиями, с зарплатой, которая снизится, конечно, ничего с этим не поделаешь. В то же время мы обратились в правительство Татарстана и России с предложением возобновить программу организации общественных работ, которая себя очень хорошо зарекомендовала себя в прошлый кризис. Смысл в чем? Если даже уйдем на трехдневку, мы планируем предложить персоналу общественные работы с тем, чтобы они могли в дни простоя конвейера зарабатывать себе деньги. Пока рассматривается сумма от 800 до 1 тысячи рублей в день».

«МАЛОВЕРОЯТНО, ЧТО СПРОС БУДЕТ РАСТИ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», оценили итоги работы КАМАЗа в прошлом году и поделились своими ожиданиями на 2015 год.

Нарек Авакян — директор аналитического отдела инвестиционно-консалтинговой компании «Доверие»:

— Более чем позитивные итоги, потому что прослеживается тренд диверсификации в структуре продаж — со внутреннего рынка КАМАЗ переориентируется на экспорт. Это очень важно, поскольку позволит компании поддерживать положительный валютный баланс и, соответственно, положительные темпы выручки в дальнейшем, несмотря на положение внутреннего рынка. В этом случае конкурентоспособность компании и инвестиционная привлекательность ее акций возрастает в разы.

Что касается занятости, то думаю, на КАМАЗе будут сокращения. Это неизбежно, поскольку необходимо повышать производительность труда. Нет смысла держать в штате 30 - 40 тысяч человек, если они дают выработку на одного сотрудника 3 - 4 миллиона рублей в год. Это мизерная отдача. Производительность труда необходимо увеличить как минимум вдвое. Для этого необходимо сократить персонал на 15 - 20 процентов и увеличить эффективность производства на те же 15 процентов. Производительность труда укрепит фундаментальные позиции компании, ее конкурентоспособность, что позитивно отразится на финансовой и операционной деятельности как минимум в среднесрочной перспективе — не раньше, чем через два года.

Если в 2015 году спрос будет расти, то и простоев производства не будет. Но в текущих условиях это маловероятно. Максимум, на что можно надеяться — на рост экспортного направления. Внутренний рынок в этом году будет либо сокращаться, либо останется на нынешнем неприемлемом уровне.

Азат Тимерханов — ведущий аналитик агентства «Автостат»:

— Можно согласиться с руководством КАМАЗа, утверждающим, что топ-менеджмент компании отработал год по максимуму. В 2014 году рынок грузовых автомобилей в РФ упал более чем на 20 процентов — как мы видим, продажи КАМАЗа сократились меньше, чем рынок в целом. Что касается 2015 года, то он ожидается еще сложнее, поэтому от сокращенных рабочих графиков и даже простоев никто не застрахован. Скорее всего, в нынешнем году многие производители будут стремиться к сокращению издержек, потому что на рост продаж рассчитывать не приходится.

Леонид Штейнберг — гендиректор ООО «Транспортно-коммерческая фирма «Кама-Тракс»:

— Нас в силу специфики производства в сотрудничестве с КАМАЗом интересует прежде всего подвижной состав, в частности, новые модели тягачей «КАМАЗ-5490». И я не думаю, что в прошедшем году была острая борьба за приобретение этого автомобиля. Хотя при соответствующей системе обслуживания он бы занял достойное место на российском рынке. Выполняя волю наших перевозчиков, я бы заполнил рынок этими машинами. Но сейчас страна будет дотировать КАМАЗ, ГАЗ, Sollers — миллиарды денег будут давать им. А мы говорим: дайте нам деньги, и мы будем приобретать у вас машины по ценам, которые были бы интересны и для нас, и для вас. Но пока понимания этого нет у руководства КАМАЗа.

Про следующий год могу сказать, что он будет очень тяжелый. Надо очень четко представлять, как использовать потенциал и технический, и людской. Людям надо платить зарплату, чем-то людей поддерживать — на подножном корме они долго не смогут прожить. Но КАМАЗ — это составная часть промышленного комплекса страны. И какая там ситуация будет, такая и на КАМАЗе. Никуда автогигант не денется от этого. Я думаю, что много будет проблем, в том числе, возможно, прекратится работа на несколько месяцев. И для нас тоже будет много проблем. Если раньше мы с грузом шли в сторону Москвы, Питера и стояли на перевалочных центрах максимум два часа, то теперь возить нечего и сейчас мы в столице стоим неделями.

Надо КАМАЗу забыть, что он великий. Надо продумывать новые формы общения: как сотрудничать с маленькими предприятиями, которые могут поставлять на КАМАЗ свою продукцию. У нас в городе их очень много, а покупается почему-то продукция из Самары. Надо искать связи внутри республики.

Виктор Тимохин — директор по аудиту компании «Аудэкс»:

— Во-первых, могу сказать, что если сравнить данные с теми, что прогнозировалось где-то полгода назад, то конечные итоги в основном соответствуют ожидаемым. Даже немного лучше, чем планировалось. В частности, ожидались 6 - 7 процентов по падению выручки. В итоге оказалось несколько меньше. Опять же со стороны могу оценить усилия менеджмента. То, что команда предприняла, дало положительный результат. И, наверное, показанный результат — близкий к максимальному. Лучше сработать по большому счету было сложно. Разве что в тот период времени, когда была явная нестабильность рубля, наверное, можно было усилить где-то импортную составляющую. Но тому, что это не удалось сделать, есть объективные причины. Зачастую достаточно сложно проходят переговоры, так показывает практика. И бывает, что над каким-то контрактом надо работать несколько лет, прежде чем получить какой-то положительный выход.

2015 год будет очень сложным для всей экономики России, в том числе и для КАМАЗа. Даже постоянно муссируемый вопрос по импортнозамещению, благодаря чему, наверное, можно было бы получить некие бонусы, решается далеко не сразу. Мы знаем, как сложно в этом плане проходят переговоры даже в отношении наших муниципальных образований по Татарстану. В том числе и в плане потребления продукции КАМАЗа. Взять вопрос, связанный с Казанью. Те же самые так называемые красные автобусы. Наверное, в свое время было бы целесообразно рассмотреть вопрос о приобретении продукции КАМАЗа — имею в виду «НЕФАЗы», а не покупать продукцию где-то в Китае. В Общественной палате этот вопрос обсуждался уже не раз. И мне кажется, в принципе, к данному мнению стоило бы прислушаться.

Кроме того, я считаю, что КАМАЗу тяжело будет пройти год без длительных простоев, как это было, например, в 2011 году. Все-таки экономика страны будет находиться в очень непростом состоянии. Если у КАМАЗа будут какие-то положительные и крупные заказы по экспорту, и руководство компании будет оперативно реагировать на изменение ситуации, тогда, возможно, и удастся избежать простоев. Не исключено, что в данном случае будет стоять вопрос даже об увеличении количества рабочих дней в неделю. Я вообще, считаю так, что именно усиление работы КАМАЗа по повышению эффективности экспортных направлений стало бы для акционерного общества той самой главной мерой, которая позволила бы ему достаточно успешно пройти прогнозируемо очень сложный 2015 год. Надо использовать нынешний курс рубля относительно доллара и евро. Работа в этом направлении даст определенный выигрыш как в выручке, так и в завоевании новых рынков сбыта других стран за счет меньшей стоимости продукции КАМАЗа в эквивалентной валюте.

Баранов Дмитрий — ведущий эксперт УК «Финам менеджмент»:

— Итоги работы КАМАЗа можно оценить как удовлетворительные. В условиях, когда экономика в 2014 году переживала уже даже не стагнацию, а кризис, вряд ли стоило ждать от машиностроителей в целом и автопроизводителей в частности результатов работы лучше, чем в 2013 году. Спрос на автомобили снижался, так как потребители были не готовы приобретать новую технику в условиях ухудшения экономической конъюнктуры, растущей инфляции, роста ставок по кредитам и необходимости сокращать свои расходы. Соответственно, автозаводам не имело смысла продолжать выпускать машины в прежних объемах, работать на склад, омертвлять капитал. Таким образом, очевидно, что КАМАЗ в данной ситуации активно противостоял кризису, а учитывая, что компания больше продала автомобилей на экспорт и, возможно, получит прибыль по итогам 2014 года, следует признать, что вся компания, весь ее трудовой коллектив сделали все, что было в их силах, и даже больше. Так как пока не фиксируется никаких сигналов о том, что ситуация в экономике выправляется, не исключено, что спад продаж автомобилей продолжится, по крайней мере, в первые несколько месяцев наступившего года. Но изменение ситуации вполне возможно, потому что любой кризис рано или поздно заканчивается и спрос на грузовые автомобили пойдет вверх. Кроме того, экспорт может поддержать компанию в 2015 году и позволит увеличить показатели, ведь продукция КАМАЗа пользуется спросом на мировом рынке и этот спрос растет. Возможное оживление на авторынке может начаться уже в середине года, что позволит компании перейти на нормальный график работы и показать результаты не хуже, чем в 2014 году, а, возможно, что и лучше.