Изображение молодого человека в розовой юбке не понравилось некоторым казанцам, и они написали коллективную жалобу в УФАС
Изображение молодого человека в розовой юбке не понравилось некоторым казанцам, и они написали коллективную жалобу в УФАС

«ПОДПИСИ СТАВИЛИ И РУССКИЕ, И ТАТАРЫ»

В октябре прошлого года оператор связи МТС разместил в центре Казани пилларсы, на которых изображен бородатый мужчина в розовой юбке, с ангельскими крылышками и волшебной палочкой в руках. Слоган рекламы гласил: «Волшебные цены, домашний интернет и цифровое ТВ, 400 рублей в месяц». Изображение молодого человека не понравилось некоторым казанцам, и они написали коллективную жалобу в УФАС, подписи под которой поставили 127 человек. По мнению разгневанных граждан, такое изображение мужчины является непристойным, а сама реклама является неэтичной, так как используется образ, который «развращает психику детей». Тем более что один из щитов был установлен там, где дети появляются часто — на улице Баумана у McDonald’s (второй пилларс — у железнодорожного вокзала). УФАС приняло заявление к рассмотрению. По мнению антимонопольного органа, признаки того, что реклама является непристойной и может сформировать у потребителей искаженное мнение относительно «мужского пола», есть. Но окончательный вывод делать рано.

Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с инициатором жалобы — казанской верующей Натальей Боровик, которая пояснила, что 77 подписей под обращением собраны прихожанами в православных храмах Казани. Оставшаяся часть подписей была собрана у прохожих непосредственно около щита на улице Баумана. По ее словам, негодование по поводу изображения разделяют и русские, и татары, и пожилые, и молодые люди. «Особенно порадовала молодежь, часть которой говорила прямо: «Такого в нашем Татарстане не должно быть!» — радуется Наталья. Она добавляет, что подписей можно было собрать намного больше, просто такая цель не ставилась. Отметим, что это не первый «крестовый поход» Боровик в защиту благочинности. По ее словам, именно благодаря усилиям той же группы верующих с территории возле гипермаркета «Кольцо» были убраны известные горожанам скамейки в виде половины туловищ с «приспущенными штанами». Эти же прихожане несколько лет назад собирали подписи против проведения «гей-парада» в Казани.

«МУЖЧИНА НОРМАЛЬНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ, ПОЛНОСТЬЮ ОДЕТ...»

На первом заседании по делу, которое состоялось в середине этой недели, на обвинения ответила представитель МТС Инна Киртанова. Она заявила, что спорное изображение сделано «исключительно с юмористической целью», никакого скрытого контекста, посягающего на социальные моральные нормы общества, не несет. Данный образ, по ее словам, является собирательным, сказочным образом волшебника-феи. «На фотографии изображен мужчина нормального телосложения, который полностью одет, коротко пострижен и имеет аккуратную окладистую бороду, — заявила Киртанова. — Изображенные атрибуты, такие как нимб и крылья, иллюстрируют слоган: «Волшебное предложение — волшебные цены для абонентов». МТС также считает, что наличие розовой юбки само по себе не является пропагандой гомосексуальных отношений. В официальной позиции МТС подчеркивается, что использование женской одежды для мужчин известно в искусстве: и в фильмах, и в «мужском балете». Киртанова на заседании комиссии уточнила, что щит на Баумана, провисев с 1 октября по 24 октября 2014 года, был демонтирован из-за окончания сроков размещения, никаких жалоб по нему не поступало.

В пресс-службе МТС в Поволжье газете «БИЗНЕС Online» уточнили, что перед размещением любая рекламная кампания тщательно прорабатывается и получает экспертную оценку. Кроме того, реклама создается с ориентиром на здравомыслящего человека с чувством юмора. «Иначе с той же серьезностью можно обвинять в непристойности внешнего вида актеров, изображающих, к примеру, жителей Африки или Нептуна, которые носят юбки из пальмовых веток и водорослей».

В итоге УФАС по РТ отложило рассмотрение дело в связи с необходимостью дополнительного изучения обстоятельств дела. Отметим, что максимальный штраф, который грозит МТС, составляет 500 тыс. рублей.

ЛЕГАЛЕН ЛИ ИВАН ДУЛИН?

Попытки уличить рекламщиков в непристойности в последнее время регулярны. Похожий случай был в 2013 году, когда УФАС по Тюменской области усмотрело нарушения в плакате с изображением исполнителей главных ролей Дмитрия Нагиева и Игоря Лифанова к спектаклю «Кыся». На плакате Лифанов был одет в платье невесты, что вызвало возмущение тюменского городского родительского комитета. В итоге афиши были заменены.

Также в августе прошлого года в СМИ освещалась жалоба жителя Кемерова Романа Янченко областному УФАС, в которой молодой человек просил сообщить, считаются ли пропагандой гомосексуализма рекламные билборды екатеринбургского банка «Кольцо Урала», которые он увидел в Кемерове возле кинотеатра «Юбилейный». «По моему субъективному мнению, на щитах изображен артист Сергей Светлаковв образе челябинского фрезеровщика нетрадиционной ориентации Ивана Дулина (комедийного персонажа популярного серила «Наша Russia»), — написал Янченко на странице УФАС в Facebook. — В связи с последними событиями на ниве законотворчества мне стало интересно, а не является ли данная реклама пропагандой гомосексуализма?» Однако в пресс-службе Кемеровского УФАС корреспонденту нашего издания сообщили, что этот инцидент был раздут журналистами, которые опубликовали в Facebook вопрос, не являющийся официальным обращением, и, исказив ответ службы, растиражировали новость. Официального же обращения не последовало, а следовательно, и дела не возбуждалось.

«ПРОВОКАЦИОННЫЕ ОБРАЗЫ ЛЮБИМЫ РЕКЛАМЩИКАМИ»

Газета «БИЗНЕС Online» узнала мнение экспертов об этом необычном деле.

Алия Хамидуллина — руководитель юридического отдела компании «Акра и Партнеры»:

— Норма закона, по которой УФАС возбудило дело, действует с 2006 года, а именно с момента принятия закона «О рекламе», и не является частью нововведений, предусматривающих ответственность за пропаганду гомосексуализма. Споры относительно нарушения закона о рекламе нередки, и ужесточение политики государства в отношении пропаганды нетрадиционных отношений здесь не играет существенной роли. Поводом для возбуждения дела по нарушению закона «О рекламе» являются провокационные образы и фразы, содержащиеся в рекламе, оценку которым дают прежде всего сами граждане на основании общепринятых в обществе норм нравственности и морали. Согласно судебной практике по данной категории дел большинство дел по нарушению закона «О рекламе» было возбуждено именно по инициативе граждан.

Претензии УФАС к рекламодателям тоже нередки. Причиной тому является и политика рекламных агентств, ведь провокационные образы в рекламе врезаются в память человека — это простая психология. Такая реклама запоминается, а значит, и цель ее будет достигнута. В такой ситуации компаниям удобнее заплатить штраф за подобное нарушение, нежели отказаться от резонансной рекламы. Максимальное наказание, предусмотренное за нарушение законодательства о рекламе для юридических лиц, составляет 500 тысяч рублей.

Победитель(ница?) последнего конкурса «Евровидение» Кончита Вурст
Победитель(ница?) последнего конкурса «Евровидение» Кончита Вурст

Фанис Харисов — директор ООО «Реклама-Центр»:

— Я не думаю, что что-то страшное в этом есть. Насколько такая реклама эффективна, судить сложно, но каждый сам решает, как себя рекламировать. Бородатых мужчин в юбках мы и по телевизору видим, они побеждают в «Евровидении», так что это уже не выходит за рамки. Во всяком случае, меня это не оскорбляет. Те, кто пишет жалобы в УФАС, либо лишены чувства юмора, либо им заняться нечем. У меня, например, нет столько свободного времени, чтобы писать письма в УФАС. В наше время за своими-то делами не успеваешь, а тут еще следить за чужими и оскорбляться.... На заборах пишут порой такие страшные вещи, что аж коробит. А столь простые вещи, как картинки в рекламе, меня лично не смущают нисколько.

Римма Федяева — психолог, доцент КНИТУ:

— Совсем недавно мировая общественность наблюдала за «Евровидением», где победителем оказалась Кончита Вурст. На мой взгляд, все наблюдаемое по меньшей мере странность, а по большей, я не побоюсь этого слова, — программа по самоуничтожению. Это начатое безумие, фарс, торжество разврата, неоригинальная оригинальность — называйте как хотите, но это нужно прекращать и, возможно, запрещать. Я понимаю родителей, бабушек и дедушек, которые обращаются за помощью о том, как объяснить детям правильно то, что видим на таких изображениях. Такая реклама, на мой взгляд, противоречит нашей традиционной российской морали, духовным ценностям и направлена на уничтожение нашего мировоззрения и тем более мировоззрения подрастающего поколения.