Если вы думаете, что касты сохранились только в Индии, то вы глубоко ошибаетесь. В одном из прошлых своих блогов казанская журналистка Лилия Ахмадеева, два года проживающая в Египте, рассказывала о высших членах египетского общества. В своей статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», на этот раз она предлагает заглянуть на самое дно кастовой иерархии мусульманской страны. Может быть, тогда мы научимся чуть лучше понимать Египет.
РЕЛИГИЕЙ ПОДМЕНЯЮТ ТРАДИЦИИ
Лоу-класс. До 60% населения. Ключевая характеристика — отсутствие образования, невоспитанность, крайне низкие духовные потребности.
Низы очень сильно ориентированы на слепое следование обычаям и верность семье по сицилийскому принципу. Браки заключаются в основном внутрисемейные, между двоюродными сестрами и братьями. Представители лоу-класса не очень религиозны, обладают малыми знаниями, часто подменяя нормы ислама или христианства традициями. Например, они убеждены, что религия якобы диктует им необходимость травмировать половые органы девочек (подробно о женском обрезании я писала здесь). Лоу-класс также объединяет людей с широким разбросом доходов — как богатых, так и тех, кто просто сильно не голодает. «Лоу» тут скорее относится к уровню развития и потребностям, ну и, естественно, в первую очередь к образованию. Для этого класса снимается огромное число ширпотребных дешевых сериалов, записываются примитивные песни-кричалки, которые обожают слушать таксисты и водители тук-туков. Процветает целая массовая культура. Это египетское большинство, в которое входят следующие представители:
— Нувориши. Очень богатые люди в последнем поколении, необразованы, сохраняют прежние жизненные приоритеты несмотря на возросший доход, не стремятся дать детям другую судьбу. Бизнес, как правило, не требует специальных знаний. В качестве реального примера: семья владеет определенным количеством строительной техники (как досталась — темная история). Сдают в аренду строительным компаниям подъемные краны, бульдозеры и другие машины. Сыновей подключают к семейному делу: целый день напролет дети торчат на стройплощадке, а один мальчик в 10 лет уже вовсю «водит» подъемный кран. Ни о какой школе и речи нет. Понятно, что у парня одна дорога — это стать продолжателем семейного дела, жениться на своей кузине и таким же образом воспитывать детей на стройплощадке (зато до нее он будет добираться на собственном джипе).
— Профессиональные рабочие в свободном найме (сантехники, электрики, швеи, автомеханики). У рукастого сантехника в Каире заработок может быть больше, чем у университетского преподавателя. Никаких государственных служб (типа коммунальной скорой помощи, как в России) в стране пирамид нет, только частники, поэтому если, простите, прорвало унитаз, то любой обыватель не пожалеет круглой суммы за ремонт, а за небольшую сумму частник и не сдвинется. Однако стабильный доход вовсе не означает, что за сантехника (и даже автомеханика) отдадут дочку преподавателя. Такой мезальянс в Египте категорически исключен. Как правило, ручной профессиональный труд передается детям по наследству — сыновья, достигнув возраста 12 - 13 лет, бросают школу и ходят с папой на работу, чтобы набираться знаний в «школе жизни».
— Мелкие клерки и госслужащие. Бумажная низкооплачиваемая работа «тетки в окошке» тоже не требует высшего образования, и платят на ней, как правило, $50 - 100 в месяц.
— Врачи и учителя государственного сектора. Может, я посягну на святое, но нужно видеть государственные больницы и школы Египта, чтобы понять, что здесь работают в 99% случаев неудачники от профессии. Правда, в Каире есть несколько хороших бюджетных лечебных заведений, да и случаи альтруизма случаются. В основном это те же мелкие госчиновники, которые сидят на своем рабочем месте от безысходности.
— Обслуга: продавцы, кассиры, официанты, отельные работники, помощники по хозяйству, таксисты и т.д.
— Крестьяне.
МОШЕННИКИ НА КУРБАН-БАЙРАМ
Живущие за чертой бедности (underclass). До 20% населения. Это те, кто недоедает: безработные либо работающие на самой низкооплачиваемой и грязной работе с непостоянным доходом.
Совершу небольшое лирическое отступление. Как многим наверняка известно, на праздник Курбан-байрам (Ид аль-Адха) мусульмане совершают жертвоприношение и треть мяса животного отдают бедным. Только на первый взгляд это кажется легким делом, а на самом деле треть туши большой коровы — это примерно 60 кг чистого мяса. Если расфасовать его примерно по 2 кг, следовательно, нужно найти 30 бедных семей (желательно в день забоя, чтобы мясо было свежим). Задача осложняется тем, что в дни Кубран-байрама на улицах Каира появляется множество мошенников, притворяющихся бедными и выпрашивающих мясо (которое потом идет в продажу). Чтобы совершить богоугодное дело со смыслом, нужно постараться отдать мясо хорошим семьям (а не в те, где глава семейства последние гроши тратит на гашиш). Проще, конечно, проехаться по бедному району и просто, высовывая руку из машины с очередным пакетом, отдавать мясо любому желающему, но... смысл жертвы немного теряется. Что можно сделать в этой ситуации? Можно попросить кого-то, кому можно доверять, указать на бедные добропорядочные семьи. Например, моему мужу каждый год помогает владелец лавки для бедных, который лично знает всех в округе. В магазинчике по сниженной цене продается не испорченный, но неликвидный товар: обломанный рис, раскрошенные макароны. Каждый день в лавку приходят бедные женщины, чтобы купить еду на пару фунтов — полкило риса или макарон. Иногда они стоят и думают, какой бульонный кубик пойдет сегодня — со вкусом курицы, мяса или овощей. Это единственный способ как-то разнообразить свою трапезу. На покупку еды впрок денег нет — живут на милостыню, чаевые за мытье туалетов или доход от продажи салфеток на проезжей части. Либо муж разнорабочий и получает какие-то копейки за отработанные в день часы. Заболел, не вышел сегодня на работу — еды не будет. О предохранении такие семьи мало что знают, а радости плоти им, как и всем иным, совсем не чужды — поэтому детей в таких семьях прибывает каждые год-два. Пожалуй, этой информации хватит, чтобы представить себе жизнь беднейших слоев, можно только немного дифференцировать их:
— Неквалифицированная рабочая сила (разнорабочие). Сдельная мизерная зарплата, очень тяжелая работа, ноль перспектив.
— «Бакшишники». Те, кто помогает парковаться за копеечку, моет туалеты за копеечку, доставляет заказы из магазинов и аптек за чаевые (зарплату им не платят). Подробнее об этих занятиях я писала в одном из своих первых блогов.
— Сортировщики мусора. В Каире этой профессией заняты тысячи людей. Есть даже знаменитый «город мусорщиков», куда свозятся отбросы со всего города.
— Попрошайки.
Последние социальные тенденции прямо связаны с ухудшением экономической ситуации на протяжении последних 15 лет. Бедные стали еще беднее; количество людей, оказавшихся за чертой, тоже увеличилось и продолжает расти день ото дня, поскольку экономика Египта в глубокой... яме. Вторая тенденция — уменьшение среднего класса, который пополняет собой ряды малоимущих, а также эмигрирует из страны (профессионалы нанимаются в страны Залива, христиане уезжают в Канаду и Австралию по церковной программе). Положение хай-класса стабильно: наметившая в недолгий период правления исламистов ревизия крупных капиталов сама собой отменилась с возвращением власти в руки армии и людей системы Мубарака.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.