Управляющий отделением пенсионного фонда РФ по РТ Марсель Имамов попросил руководство республики лишить права на государственную помощь предприятия и частных предпринимателей, которые сдают в ПФР нулевую отчетность. Об этом он заявил накануне на итоговой коллегии отделения. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что на фоне кризиса уже в первом квартале 2015 года долги предприятий по страховым взносам увеличатся почти на четверть.
Ильдар Халиков (справа) |
КОЛЛЕГИЯ ЗА 40 МИНУТ
На итоговых коллегиях министерств и ведомств РТ традиционно не обходится без доли самокритики со стороны их руководителей и разной степени строгости внушений от руководства республики. К примеру, в прошлом году на аналогичной коллегии ОПФ премьер-министр РТ Ильдар Халиков возмущался долгами бюджетных учреждений и крупных предприятий Татарстана. Он даже призвал опубликовать черные списки тех компаний, которые не исполняют свои обязательства по перечислению страховых средств. Однако накауне коллегия прошла в совершенно ином ключе: глава ОПФ Марсель Имамов в своем докладе лучился сплошным позитивом, а Халиков рассказывал об успехах экономики РТ и высказал надежду на то, что сотрудники отделения и впредь будут выполнять свои обязательства перед пенсионерами и страхователями. Официальная часть завершилась в рекордные 40 минут, а далее последовала церемониия награждения отличившихся специалистов фонда.
Между тем пенсионный фонд, как, впрочем, и всех тех, кому в наступившем году предстоит оформление пенсии, ждут непростые времена. Напомним, с 1 января в пенсионной системе РФ очередные изменения: новый порядок расчета пенсий. Удивительно, но с докладом на данную тему выступил не профильный специалист ОПФ, а руководитель группы по взаимодействию со СМИ Алина Гашникова. Итак, с нового года пенсия граждан будет формироваться по так называемой балльной системе, причем у людей появится выбор: формировать страховую и накопительную часть пенсии либо направить средства только на страховую пенсию. Напомним, что накопительная часть пенсии, дополняющая страховую, была введена в 2001 году после реформы пенсионного законодательства. Закон обязывал формировать эту часть пенсии работникам моложе 1967 года рождения. Все взносы поступали на индивидуальный счет человека, причем куда их инвестировать, решал сам застрахованный. Однако, как известно, все накопительные пенсионные сбережения граждан на 2015 год заморожены, а государство предложило новые правила игры: теперь считается, что выгоднее складывать все яйца в одну корзину, то есть в страховую часть пенсии.
Марсель Имамов |
Как отметила в своем выступлении Гашникова, если человек формирует только страховую пенсию, то он может получить за год максимум 10 баллов, а вот если он поделит ее, «отщипнув» часть на накопительную, ему насчитают всего 6,6 балла. Помимо этого, она предостерегла, что неудачное инвестирование накопительной части может привести к убыткам. Начисление баллов, от количества которых будет сформировано денежное выражение пенсии, зависит от множества факторов. Главные из них — белая зарплата застрахованного лица и большой страховой стаж: без этих условий рассчитывать на более-менее безбедную старость будет невозможно. Пока же стоимость пенсионного балла составляет 64,1 рубля, а размер фиксированной выплаты страховой пенсии — 3 тыс. 935 рублей. В общем, государство дало понять: социальные обязательства перед пенсионерами оно выполнит, но в минимальном объеме. А дальше дело рук «самих утопающих»: каждый должен заботиться о будущей старости сам.
ВСЕМ ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ!
Имамов прежде всего сообщил о том, что ОПФ полностью выполнило все обязательства как перед гражданами, так и перед правительством республики. «В бюджет фонда поступило более 85 миллиардов рублей, на обязательное медицинское страхование — более 17 миллиардов рублей, что превысило плановые показатели на 102 и 103 процента соответственно», — сообщил Имамов. Он отметил, что за пять лет объем собираемых взносов в Татарстане вырос в два раза, но и количество пенсионеров выросло за этот же период на 60 тыс. человек (только за 2014 год — на 15 тыс. человек). И сегодня нетрудоспособное население республики составляет едва ли не четверть от всех жителей — более 1 млн. человек. Средняя пенсия по РТ — 10 тыс. 415 рублей. В прошлом году бюджет фонда составил 150 млрд. рублей, включая материнский капитал (а это 8,1 млрд. рублей), что на 1 млрд. больше, чем в 2013-м. Как стало известно «БИЗНЕС Online», на выплату пенсий было направлено 123 млрд. рублей, обеспеченность собственными средствами отделения составила 68,4%, остальное — дотации федерального бюджета. Любопытно, но в 2015 году Имамов прогнозирует увеличение бюджета фонда до 160 млрд. рублей, и это уже без учета средств маткапитала. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе ОПФ, эти ожидания связаны как с индексацией пенсий, так и с увеличением количества пенсионеров и размера иных социальных выплат.
Большое внимание Имамов уделил вопросам снижения административных барьеров и развития электронных сервисов (к примеру, в январе отделение запускает новый сервис — «Личный кабинет застрахованного лица»), рассказал, как активно и по назначению татарстанцы используют маткапитал (в этот раз не прозвучало тревог по поводу обнальных фирм). И, почти завершая свой сверхпозитивный доклад, глава ОПФ заговорил о долгах по страховым взносам: «Задолженность по страховым взносам — 3,8 миллиарда рублей! Причем 1,6 миллиарда из них — задолженность индивидуальных предпринимателей, а это означает, что каждый второй ИП в Татарстане — должник в пенсионный фонд!» Напомним, в прошлом году называли иную сумму задолженности — 3 млрд. рублей. Как пояснили позже в фонде, общий долг вырос «благодаря» увеличению страховых взносов для предпринимателей. Помимо этого, Имамова тревожит тот факт, что 6 тыс. страхователей представляют в ПФ так называемую нулевую отчетность. «Необходимо проверить деятельность каждого такого предприятия, так как они составляют основной объем теневого сектора экономики, — предложил докладчик и обратился к премьеру с просьбой. — Просим рассмотреть возможность предоставления мер поддержки предприятиям и индивидуальным предприятиям только при отсутствии у них задолженности по страховым взносам». Напомним, что татарстанское отделение пенсионного фонда еще в мае прошлого года «объявило войну» неплательщикам страховых взносов из лагеря ИП. С 12 мая по 11 июня фонд совместно с судебными приставами проводил кампанию по взысканию долгов с индивидуальных предпринимателей. Аналогичная кампания была проведена и в ноябре 2014 года. Но, судя по всему, серьезных результатов не дала.
Однако Халиков заострять внимание на этой болезненной теме не стал, ограничившись лишь кратким отчетом о социально-экономическом состоянии республики в 2014 году и выразив надежду, что и наступивший год, несмотря на реалии, будет не менее успешным, чем предыдущий. Впрочем, экономическая ситуация сегодня такова, что сохранить бы прошлогодние поступления, тем более что армия пенсионеров год от года растет. На коротком брифинге с журналистами премьер также постарался обойти эту тему: «В последние годы мы достигли хороших результатов, у нас минимальная задолженность, и по легализации доходов сегодня проводится большая работа. Но... этот вопрос лучше не показывать», — обратился Халиков к телевизионщикам.
«ЮРИСДИКЦИЯ БИЗНЕСА У НАС НЕ СОВСЕМ ВЫГОДНАЯ»
Между тем эксперты «БИЗНЕС Online» уверны: если бизнесу не снизить страховую нагрузку, есть риск, что пополнение пенсионного фонда снизится на 20 - 25%, а татарстанские компании могут «сбежать» на территорию других стран Таможенного союза.
Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:
— В том случае, если ситуация в российской экономике и экономике Татарстана будет развиваться не самым лучшим образом (среди сценариев стагнация или развитие рецессии), бизнес, скорее всего, действительно уйдет в тень. Тот, который сумеет уцелеть, работая в столь сложных условиях. Задолженность по страховым взносам может расшириться еще на 20 - 25 процентов в первом квартале.
Антон Сороко — аналитик инвестиционного холдинга «Финам»:
— Проблемы выплат ИП социальных взносов, как мне кажется, происходит из-за целого ряда факторов, которые в сумме приводят к тому, что МСП сейчас не является самым быстро развивающимся сегментом отечественной экономики. Во-первых, негативный эффект оказало одномоментное повышение страховых взносов в начале 2013 года, после чего многие ИП были закрыты и их деятельность впоследствии так и не была возобновлена. Во-вторых, конечно, агрессивное повышение ставки со стороны ЦБ РФ на фоне украинского кризиса. Из-за этого возможности по фондированию у МСП существенно снизились — сейчас государство работает над проектом по созданию механизмов государственного гарантирования займов малого предпринимательства. К сожалению, пока этого механизма нет, так что у ИП могут возникать проблемы с финансированием операционной деятельности, а следовательно, и выплатами социальных взносов. В-третьих, существенным негативом для ИП стала ситуация в банковском секторе — многие предприниматели держали свои оборотные средства в одном банке, и в случае отзыва у него лицензии практически лишались возможности продолжить свою деятельность. Сейчас данный изъян убран — теперь АСВ будет возмещать вклады ИП аналогично депозитам физических лиц, но негативное давление уже было оказано. В целом, думаю, в 2015 году ситуация с задолженностью может стабилизироваться.
Рафик Шайхутдинов — вице-президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:
— Речь идет о том, какова степень воздействия сложных условий, кризиса на малый и средний бизнес. Конечно, самое прямое и негативное воздействие! Скажем, 30 процентов отчислений в пенсионные и социальные фонды — это и так-то было трудно для бизнеса. А теперь становится еще труднее. Какой выход? Предприниматели, естественно, закрываться не хотят, они вынуждены сокращать заработную плату своим сотрудникам, вынуждены переводить на сокращенный рабочий день, а это означает меньшие страховые отчисления. Некоторые компании входят в режим выживания. Надо понимать, что это не какое-то желание уйти в тень, спрятаться, что-то укрывать. Нет! Это способ самозащиты, это реакции на угрозы, способ выживания. И пенсионному фонду следует отнестись к этому именно так. И еще есть такой аспект: мы проигрываем странам, которые входят в Таможенный союз: у нас самые высокие пенсионные отчисления, нагрузка самая высокая. Мы ставим себя в позицию неконкурентоспособности даже на таком ограниченном пространстве. И юрисдикция бизнеса у нас не совсем выгодная. Людям будет выгоднее работать в Казахстане, Беларуси — это нужно учитывать тоже.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 27
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.