Рушания Бильгильдеева
Рушания Бильгильдеева считает, что для нее наступил момент задуматься о третьем направлении, в котором ей бы хотелось реализоваться

«КОГДА-ТО «КУРАЖ» СОВЕРШИЛ РЕВОЛЮЦИЮ В МОЕЙ ЖИЗНИ»

Свежий номер журнала «Кураж» (или Courage, как звучит название на обложке после ребрендинга) открывает «Слово учредителя» с эффектным фото Рушании Бильгильдеевой. Характеризуя себя как «человека ищущего и жаждущего развития», она напоминает о работе принадлежащего ей агентства недвижимости «Пассаж» (его реклама занимает соседнюю полосу) и своих успехах в политике: «Несмотря на результаты выборов в Госсовет РТ (партия набрала 3,63% и не прошла в парламентред.), сегодня, по нашим показателям, по уровню активности татарстанское отделение «Справедливой России» входит в десятку лучших в Российской Федерации», — сказано в колонке.

В связи с этим, по словам Бильгильдеевой, для нее наступил момент задуматься о третьем направлении, в котором ей бы хотелось реализоваться. А поскольку и в политике, и в бизнесе она «много занималась рекламой и пиаром», то, не задумываясь, приняла предложение ИД «Кураж» присоединиться в качестве учредителя.

«Когда-то «Кураж» совершил революцию в моей жизни. Он вывел мой бизнес на следующий уровень, подтолкнул к внешним и внутренним изменениям», — признается новая совладелица в любви к журналу.

Лариса Фомина
Лариса Фомина: «Сейчас не самое лучшее время для рекламного бизнеса в связи с кризисом в экономике. Но журнал уже 16 лет на рынке и пережил не один кризис»

Как уточнила Бильгильдеева в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», речь идет о выкупе 33% уставного капитала ИД, при этом по поводу суммы все еще идет торг.

«Мы еще только заключили договор. Окончательная сумма покупки пока не установлена, идет переговорный процесс, — говорит собеседница газеты. — Я понимаю, что сейчас не самое лучшее время для рекламного бизнеса в связи с кризисом в экономике. Но журнал уже 16 лет на рынке и пережил не один кризис. И это один из самых любимых, наверное, журналов жителей нашего города».

Бильгильдеева станет третьим совладельцем журнала, издаваемого в Казани с 1998 года, наряду с Ларисой Фоминой (основательница рекламной группы Larisa) и Зульфией Гариповой (директор «Куража», супруга бывшего директора ГУП «Таттехмедфарм» Якова Маргулиса).

«Появление нового учредителя в «Кураже»— это наше решение с Ларисой Фоминой как учредителей. Нам Рушания Бильгильдеева глубоко симпатична как человек, и мы уже работали с ней как с заказчиком. Новый этап развития, который мы ожидаем с приходом третьего учредителя, — это свежие силы, новый взгляд, может быть, решение каких-то вопросов, которые волнуют общественность, потому что она возглавляет партию и в принципе человек деятельный и публичный», — объяснила мотивы продажи Гарипова.

Что касается кризиса, то она «не видит ничего удивительного в том, что журналы будут закрываться, а тиражи сокращаться»: «Никаких перемен пока не вводили, и пока ничего не предполагается делать. Прогнозы о спадах на рынке есть разные, в том числе по нашей нише, начиная от таких, что не будет вообще никакого бизнеса, заканчивая тем, что кризис — это время для того, чтобы подняться на новый уровень. Проходя кризис, всегда выходишь на новый этап развития. По крайней мере предыдущие кризисы показали, что мы выходили на новый уровень», — оптимистично замечает она.

Отметим, что Бильгильдеевой есть что инвестировать. Как кандидат в депутаты Госсовета она задекларировала за 2013 год 35,3 млн. рублей личных доходов, заняв 7-е место по уровню благосостояния среди кандидатов-списочников. По ее словам, в ходе самой предвыборной кампании партия израсходовала 5 млн. рублей, а на подготовку к ней ушло 30 млн. рублей.

КОНЕЦ FASHION COLLECTION

Другим глянцевым изданиям повезло меньше. В частности, с нового года прекращено издание журнала о моде Fashion Collection (тираж — 7 тыс. экземпляров), выпускаемого по франшизе издателем «КЗН.Собака.ru» Дилярой Байчуриной (также генеральный директор агентства креативного развития «АйРан», в прошлом заместитель генерального директора по развитию ОАО «Татмедиа»).

В разговоре с «БИЗНЕС Online» причиной закрытия проекта она назвала кризис в данном узком сегменте рынка. Во-первых, из-за девальвации рубля резко подскочили расходы на печать. «Практически вся бумага в России, на которой печатаются журналы, привозная. Во-первых, российская мелованная бумага несоответствующего качества, а во-вторых, ее очень мало. В том числе все типографские расходы — комплектующие, краска, обслуживание — закупаются в евро. При росте евро все это сильно сказывается на производственной стоимости глянцевого издания. Типографские расходы, бумага, печать плюс доставка составляют порядка 30 - 40 процентов расходного бюджета на издание, — рассказала Байчурина. — Если умножить все на это быстрый скачок евро, то рентабельность производства глянцевого журнала сводится либо к нулю, либо ее вообще не будет. С другой стороны, есть ужесточение законодательства, пристальное внимание антимонопольных комитетов. В целом для глянцевого рынка складывается не очень благоприятная ситуация», — поясняет Байчурина.

Во-вторых, в кризис резко упал спрос на рекламу. «Ситуация на рекламном рынке сегодня не самая лучшая, и ситуация с глянцевыми журналами в Казани достаточно напряженная. Скорее всего, выживут продукты первого спроса — те, которые дают качественный контент и обратную связь с читателем. Соответственно, это полезно для рекламодателей. Рекламные бюджеты уже сокращены не менее чем на 30 процентов, думаю, тенденция продолжится. А глянцевые издания живут за счет рекламных доходов, — рассказала она в беседе с нашим изданием. — Думаю, что выживут сильнейшие издания, каким в том числе является журнал «Собака.ru». Речь идет о том, как будет вести себя рынок первые три месяца текущего года. Прогнозы давать сложно. Обычно еще в октябре-ноябре текущего года мы строили планы на следующий год, которые, как правило, с вероятностью в 80 процентов реализовывались. Сейчас мы включили программу оптимизации расходов, максимальной клиентоориентированности и мотивационного оптимизма. И будем ориентироваться под запросы рынка в текущем режиме», — говорит издатель.

Директор журнала First Key Рамиль Усманов считает, что проблемы Fashion Collection связаны еще и с тем, что журнал был ориентирован на моду, а большинство модных магазинов напрямую зависит от курса валют, а значит, будет претерпевать особые трудности. Тем не менее у франшизного издания сохраняются шансы вернуться на рынок в случае улучшения ситуации.

Отметим, что в активах Байчуриной еще один франшизный проект — журнал «КЗН.Собака.ру». Источники нашего издания на рынке сообщили, что он выставлен на продажу, однако сама владелица информацию опровергла.

«СВЕТСКИЙ» УХОДИТ ОТ МАСС

Еще одно кризисное эхо на рынке глянцевых журналов Казани — сдутие тиража журнала «Светский», который контролирует Руслан Халилов, генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций». Он подтвердил нашему изданию, что с февраля этого года тираж издания будет резко уменьшен — с 50 тыс. до 10 тыс. экземпляров.

«Будем теперь печататься в нашем татарстанском издательстве «Идел-Пресс», ранее печатали журнал в Москве. Расходы на печать, бумагу составляют 20 процентов в структуре расходов», — поделился планами по сокращению расходов Халилов.

Он прогнозирует падение рынка рекламы в глянцевых журналах на 40%, но тем не менее не теряет надежд на успех: «Думаю, печатные журналы останутся и будут всегда. Если обратиться к опыту европейских стран, куда я часто езжу, меня шокирует, что прилавки там ломятся от изобилия печатной прессы», — говорит издатель.

Напомним, «Светский» был создан 8 лет назад молодым предпринимателем Рагде Сафиным, успевшим поработать на Дальнем Востоке в команде Николая Колесова, а теперь живущим в Москве. Халилов пришел в проект три года назад, выкупив контрольный пакет.

Для возглавляемого им ООО «Фонд прямых инвестиций» это далеко не единственный проект в сфере медиа. Компания Руслана Шигабутдинова — сына гендиректора ТАИФа Альберта Шигабутдинова, издает журнал «Эксперт-Татарстан» и до недавнего времени содержала канал Tatarstan Business Channel, в начале года прекративший вещание.

Инициатива по резкому увеличению тиража «Светского» с 10 до 50 тыс. экземпляров, озвученная Халиловым в апреле прошлого года, вызвала большой резонанс в профессиональной среде. Такого «коврового бомбометания» рынок доселе не знал. Издание предполагалось раскидывать по почтовым ящикам 40 тыс. квартир и коттеджей. «Рекламодатели в Казани теряют интерес к глянцу по причине получения слабого эффекта, и издатели уже давно должны были на это среагировать», — объяснял смысл смелого шага автор идеи.

«ДЕНЬГИ ПЕРЕВОДЯТСЯ В ИНТЕРНЕТ И НА РАДИО»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов и участников журнального рынка прокомментировать ситуацию:

Рамиль Усманов — директор журнала First Key:

— Если говорить о нашем журнале, то мы сформировали мнение аудитории о себе. У нас количество рекламодателей увеличивается, показатели хорошие. Пока никаких изменений вводить не планируем.

В целом ситуация на рынке заставляет задуматься. Вообще, по моему мнению, в будущем мы уйдем от модели бесплатных глянцевых журналов.

Рынок рекламы для глянцевых журналов всегда был высокорискованным и всегда первым попадал в трудное положение при возникновении кризисных ситуаций. В 2008 году было то же самое. И тогда наблюдали, как многие журналы закрывались.

Юлия Данилова — генеральный директор ООО «ИнтерМедиаГруп Казань» (журнал «Антенна-Телесемь. Казань», газета «Ва-Банкъ»):

— В кризис рынок рекламы традиционно сокращается, в 2009 году рынок рекламы в печатных СМИ Казани упал примерно на 30 процентов по данным собственного мониторинга. В 2014 году рынок уже упал примерно на 10 процентов, в 2015-м прогнозируется дальнейшее сокращение рекламного рынка.

В период кризиса рекламодатели в первую очередь отказываются от имиджевой рекламы, размещая рекламу «продающую». Изменяется также количественный и качественный состав игроков рекламного рынка — лидеры укрепляют свои позиции, уход с рынка аутсайдеров ускоряется.

С газетой «Ва-Банкъ» мы переживаем уже третий кризис (1998 и 2009 годов), с журналом «Антенна-Телесемь. Казань» — второй. Решения издателей в кризис ориентированы на сохранение своей доли рынка при растущей стоимости производства и падающих доходах. Отсюда — поиск возможных путей экономии затрат: сокращение тиража, изменение структуры издания, уменьшение плотности бумаги. По окончании кризиса выжившие издания друг за другом начинают возвращаться к своим прежним качественным характеристикам.

А пока кризис в разгаре, глянцевые издания находятся в самом тяжелом экономическом положении. Без сокращения тиража им не выжить в период падения рекламного рынка. Но, уменьшив тираж в 2,5 - 5 раз, можно потерять значительную часть аудитории, необходимой издателям для продаж рекламы. И здесь огромное значение должно придаваться дистрибуции журнала. Необходима кропотливая работа по попаданию журнала к имеющейся на настоящий момент и потенциально возможной новой целевой аудитории.

Ольга Глухова — директор рекламного агентства «Виват»:

— Мы достаточно плотно занимаемся медиабаингом и сотрудничаем со всеми глянцевыми журналами Казани. Журналы имеют свою рекламную нишу. Глянец — это то, что можно показать, это красиво. Жалко, что издания закрываются. Каждое глянцевое издание имеет свою аудиторию, но жизнь и кризис диктуют свои решения.

Важно понимать стоимость контакта, и в глянцевых изданиях она самая высокая. Если сравнивать стоимость за тысячу контактов с интернетом, радио, телевидением, то в глянце она, конечно, высока. Когда рекламодатель определяет свой рекламный бюджет, то стоит задача за меньшие деньги охватить как можно больше аудитории и эффективно донести до нее информацию. Когда идет сокращение бюджетов, в первую очередь, разумеется, сокращаются траты на дорогие ресурсы — это наружная реклама и глянец. Деньги переводятся в интернет, на радио. Это проверенная тремя кризисами тенденция, которую мне довелось наблюдать.