ОТСТАВАНИЕ ОТ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВОК

Подводя итог уходящего года в выставочно-музейной деятельности, будет уместным, скорее, не выделять какие-либо яркие события, удачные выставки, а их было совсем немного, если мерить не по гамбургскому даже, а более скромному счету, а отметить, что Казань в этой области остается на прежних своих позициях. Все также большинство казанских деятелей искусства, музейных работников и местных кураторов продолжают отставать от мейнстрима, от современной практики проведения выставок.

Ничто не нарушает покой тихой музейной казанской жизни, и возникает вопрос: почему так происходит? Вроде бы, жестокий рынок диктует новые форматы, публика жаждет культурных потрясений, но нет: казанские музейщики-традиционалисты стойко выдерживают фирменный советский стиль: уныние, отсутствие внятной концепции, небрежность подачи материала, неактуальный дизайн экспозиции или полное его отсутствие.

В этом в очередной раз убедилась автор статьи, по заданию редакции отправившись смотреть выставки, открывшиеся под занавес уходящего года. Идти в некоторые культурные институции не хотелось изначально, и поход этот оправдал тревожные ожидания.

Выставка «Айвазовский и флот»
Выставка «Айвазовский и флот»

ГМИИ РТ: ВСЕ ПО-ПРЕЖНЕМУ

Чтобы пойти в музей, любителю искусства надо иметь немало мужества и душевной стойкости. Во-первых, в музее вас никто не ждет: в вестибюле музея вам не рады ни музейные смотрители, ни гардеробщики, в залах вы понимаете, что сотрудникам музея зритель также безразличен — ведь как иначе объяснить таблички под произведениями искусства без даты создания этого самого произведения: такая практика наблюдается например, в ГМИИ РТ уже много лет.

В такой недружелюбной атмосфере трудно наслаждаться искусством. Ладно, если в музей пойдет профессионал, он уже владеет навыками борьбы с суровыми музейными сотрудниками, а что же делать простому зрителю? Разве не за него должна бороться культурная индустрия, придумывая все новые формы привлечения публики в музеи и выставочные залы?

Музейщики так не считают, видимо. Им зрители не нужны, судя по всему. Иногда, правда, они придумывают способы заманить его в музей, используя имена известных художников. И придумывают, как сделать это дешево и сердито. Но какой результат мы имеем в итоге? Преимущественно печальный, так как делается это неуклюже, по-нашему, по-бразильски, то есть по-казански.

Так, все тот же Государственный музей изобразительных искусств РТ в середине декабря привез из Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга выставку «Айвазовский и флот». Экспозиция из десятка с небольшим произведений Айвазовского щедро разбавлена атрибутами военно-морского дела, включая всевозможные компасы, навигационные приборы, флаги и др. Сюда же включены живописные портреты известных морских военачальников, фотографии команд кораблей русского флота, макеты кораблей.

Способ построения экспозиции понятен — на него повлияло происхождение из исторического военно-морского музея. Но ведь выставка проходит в музее художественном — и зрители, как было написано на страницах «БИЗНЕС Online» в репортаже с открытия выставки, пришли сюда в надежде сделать селфи на фоне марин великого мастера (то есть прикоснуться к прекрасному), они хотели видеть полотна Айвазовского прежде всего, а не картины русских и зарубежных художников из коллекции ГМИИ РТ «про море», которыми были заполнены остальные три зала. Подключили даже отдел графики — и хранитель отдела Ольга Вербина, проведя ревизию, извлекла на свет гравюры итальянских мастеров с видами Венеции. Видимо, потому что на них также изображена водная гладь и кораблики. Таким образом недостаточное количество приезжих корабликов поддержали корабликами из музейных запасников.

Выставка Николая Рериха
Выставка Николая Рериха

«НА ВЫСТАВКАХ ЭТИХ «МАСТЕРОВ» СТАНОВИТСЯ ГРУСТНО»

Были, конечно, в ГМИИ РТ в течение года и другие проекты, где огрехи их устроителей не были столь очевидны — та же выставка Николая Рериха в основном здании, порадовала прекрасная выставка знаменитой казанской фотогруппы «ТАСМА», прошедшая октябре-ноябре в галерее современного искусства — отделе ГМИИ. Но там на создание положительного впечатления от выставки «работал» прекрасный материал — сами замечательные фотографии известных казанских мастеров.

Хорошее впечатление не смог испортить даже черный цвет стен галереи — показатель того, как далеки местные музейщики и их консультанты от общепринятых тенденций в музейном дизайне. Пресловутый «белый куб» — так обозначают в художественной критике стандартное музейно-галерейное пространство с белыми стенами, общепринят и универсален. Но поскольку большинство сотрудников казанских музеев уже давным-давно не были ни на столичных, ни на зарубежных выставках, они продолжают внедрять свое доморощенное видение выставочного пространства. Хотелось бы, чтобы команда ГМИИ все же повышала свой профессиональный уровень и осваивала новые методы работы, ведь не только во всем мире, но и в последнее время в России — правда, преимущественно в Москве и Петербурге — наблюдается музейный бум.

О том, что контент галереи современного искусства ничего общего с этим современным искусством не имеет — уже писалось неоднократно. Открывшийся в середине декабря, заявленный как выставка современной графики малых форм проект «Открытое письмо ХХІ века» в основном демонстрирует штампы советского эстампа и станковой графики 1970 - 1980 годов. Вообще, от галереи современного искусства ГМИИ РТ складывается цельное впечатление ретроспективизма — и фотовыставка «Фотоперекресток» на первом этаже добавляет новую его порцию, так как на фотографиях, созданных буквально в наши дни, воспроизводятся клишированные образы и темы соцреализма. Удивительно как получилось: провинциальные фотографы и художники пересидели время перемен и свободы, которое пошатнуло их привычки и устои, выбило почву из-под ног, заставило искать новых героев и средства выражения. Все это далось нашим корифеям очень болезненно и тяжело. Наученные мыслить в определенных рамках, нового искусства они не приняли и не поняли, ждали лучших времен, и надо же — дождались реставрации советского строя. На выставках этих «мастеров» становится грустно.

выставка «99 имен Всевышнего. Классическое искусство исламского мира IX — XIX вв.»
выставка «99 имен Всевышнего. Классическое искусство исламского мира IX - XIX века»

ЦЕНТР «ЭРМИТАЖ-КАЗАНЬ»: ПОПЫТКИ ИННОВАЦИЙ

Но уйдем уже из стен ГМИИ и направим стопы в музей-заповедник «Казанский Кремль», где многочисленные сотрудники целого конгломерата музеев пытаются внедрять новые методы работы, привлекать туристов и зрителей в свои залы. Изобразительному искусству сложно выживать в стенах Кремля — ведь историко-архитектурный и художественный заповедник состоит из нескольких музеев, профиль деятельности которых сильно отличается друг от друга. Приходится конкурировать двум художественным музеям — центр «Эрмитаж-Казань» соседствует с вездесущим ГМИИ, который расположил в соседнем подъезде общего музейного корпуса свой филиал — галерею «Хазинэ». К тому же заезжим туристам, график пребывания которых в городе ограничен, не до долгих простаиваний перед шедеврами живописи. А шедевры здесь время от времени появляются — их привозят в центр «Эрмитаж-Казань» из «настоящего» Государственного Эрмитажа и не только. И здесь конкурентами центра другим музеям быть очень трудно.

Так, в мае открылась и продолжалась почти все лето замечательная выставка современного искусства из знаменитого лондонского музея Виктории и Альберта — выставка финалистов премии Jameel Prize 3. Эта премия присуждается художникам, работающим с темами и образами мусульманского искусства, но воспроизводящим их современными средствами. Патроном премии является всемирно известный архитектор Заха Хадид.

В экспозиции выставки присутствовали произведения видеоарта, инсталляция, созданная из листов с графическими знаками, платья в форме произведений архитектуры от известных турецких модельеров Эдже и Айше Эге. Самым эффектным экспонатом выставки была инсталляция из восточных специй художника Лорана Марешаля, имитирующая реальный ковер. Эта выставка впервые за многие годы в Казани продемонстрировала действительно актуальные формы бытования зарубежного современного искусства, и заслугу дирекции музея в организации этой выставки трудно переоценить.

Тему искусства ислама продолжила выставка «99 имен Всевышнего. Классическое искусство исламского мира IX - XIX веков», открывшаяся в центре «Эрмитаж-Казань» в сентябре. Экспозиция выставки была собрана из произведений, входящих в коллекцию фонда Марджани. Уникальные предметы декоративно-прикладного мусульманского искусства, созданные мастерами Северной Африки, Средней и Малой Азии, Сирии, Ирака, Ирана в технике вышивки, литья, резьбы и росписи по стеклу, произведения каллиграфии, керамики, объединяла общая идея любви к Всевышнему, запечатление божественной гармонии и красоты.

Завершил год центр «Эрмитаж» не менее эффектными проектами — выставкой «Большая императорская корона Российской империи», представившей реплику главного символа власти российских монархов, созданную мастерами группы «Смоленские бриллианты». Продолжавшаяся две недели выставка собрала рекордное количество посетителей, еще раз доказав, что отнюдь не шедевры живописи привлекают обывателя — ему подавай царские регалии и бриллианты.

Однако открывшаяся к моменту экспонирования короны выставка «Итоги всех веков. Эпоха историзма в России» вызвала зрительский ажиотаж лишь в первые дни после открытия. Богатая экспозиция, в которую входят произведения преимущественно декоративно-прикладного искусства — дополненные, правда, портретной живописью и пейзажной графикой, репрезентируют эпоху эклектики, названную кураторами выставки более политкорректно «Эпохой историзма». Мебель, костюмы, сервизы, часы, выполненные мастерами в разных материалах, техниках и стилях, модных в XIX веке — в стилях «неогрек», «второе рококо», «мавританском», получившем необыкновенную популярность стиле «неорюсс» — «новом русском стиле», вызывают необыкновенный интерес не только благодаря принадлежности к эпохе, но и благодаря высокому мастерству исполнения и художественности.

Странно, что выставка не вызвала отклик у многочисленного казанского сообщества дизайнеров интерьера, пытающегося преимущественно воспроизводить «дворцовый стиль» в интерьерах своих заказчиков. К тому же особенностью эрмитажных выставок является интереснейший тематический лекторий, сопровождающий каждую привезенную выставку. Ведущие сотрудники Эрмитажа приезжают читать лекции, и их посещение было бы весьма полезным для казанской публики.

«Weltformat: швейцарский плакат в Казани»
«Weltformat: швейцарский плакат в Казани»

ЦЕНТР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ «СМЕНА»: ГЛОТОК СВЕЖЕГО ВОЗДУХА

Но почти все вышеперечисленные выставки, за исключением Jameel Prize 3, были адресованы любителям классического искусства. Ценителям искусства современного до декабря 2013 года приходилось в Казани несладко. Лишь с открытием центра современной культуры «Смена» у знатоков современного искусства появилась возможность посещения выставок известных российских художников. Причем выставок с хорошей, внятной концепцией и экспозицией. Первым гостем галереи «Смены» стал широко известный петербургский художник Николай Копейкин (выставка называлась «Мультреализм Николая Копейкина»). В течение года в «Смене» экспонировались также и другие авторы, прошли многочисленные фотовыставки, архитектурная выставка «Курортград: Евпатория и традиция советской архитектуры».

Акция «Ночь музеев» открылась вернисажем и мастер-классом московского художника Леонида Тишкова — его выставка «Частная луна», в экспозицию которой кроме крупноформатных фотографий и световой инсталляции вошли несколько графических серий, объездила вместе с автором почти целый мир.

Летнюю экспозицию «Смены» составила выставка «Муха 2», в состав которой вошли объекты и инсталляции, живописные и графические произведения сообщества казанских художников, объединившихся вокруг куратора этой выставки — основателя «Смены», художника Ильгизара Хасанова.

Осенний сезон открыли сразу две выставки: московского художника-наивиста Василия Григорьева и молодого харьковского художника, участника Венецианской биеннале 2013 года Гамлета Зиньковского. Выставка Зиньковского называлась «Наедине с собой», состояла из 450 рисунков, фиксирующих ежедневные наблюдения художника.

Предпоследняя выставка в «Смене», открывшаяся в начале декабря, — проект молодого, но также уже хорошо известного в мире российского актуального искусства художника из Воронежа Кирилла Гаршина. Проект, который автор назвал «Внутри грудной клетки», состоит из двух частей: живописных серий «Праздные дни» и «Аметропии». Несмотря на сюжетную и тематическую неоднородность работы «Праздных дней», воспроизводенные сцены семейных праздников, запечатленных на старых полароидных снимках, объединяет с пустыми интерьерными пространствами «Аметропии» чувство тревоги и растерянности. Завершает выставочный год в «Смене» выставка «Weltformat: швейцарский плакат в Казани». Открытие «Смены» — настоящее масштабное культурное событие 2014 года, и хочется пожелать ее основателям и кураторам достойного продолжения прекрасного старта.

Но, заканчивая обзор, нельзя не упомянуть еще одно событие, которое завершает казанский выставочный год, — фотовыставку «Время колокольчиков. Герои русского рока», которая будет экспонироваться до февраля 2015 года в выставочном зале казанской Ратуши. Обязательно сходите на нее, дорогие читатели, желательно месте с детьми, это непременно надо увидеть! Борис Гребенщиков, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Константин Кинчев и многие другие персонажи постсоветского рокового движения на фотографиях Дмитрия Конрадта, Игоря Мухина и других авторов из коллекции центра фотографии имени братьев Люмьер (Москва).

Гузель Файзрахманова