Марка Skoda порадовала тем, что при покупке некоторых моделей можно получить зимние шины в подарок. Неслыханная щедрость в период, когда даже просто живые машины в наличии нужно еще поискать по городу...

БЮДЖЕТНЫЙ SOLARIS ПОДОРОЖАЕТ В 1,5 РАЗА

Сегодня автодилеры продолжают переписывать цены на машины. Как выяснили корреспонденты «БИЗНЕС Online», в автосалонах Hyundai сегодня цена на самый бюджетный Solaris взлетела на 100 тыс. рублей. Причем еще вчера до обеда ценник собирались переписать лишь на 50 тыс. рублей. Таким образом, если до 17 декабря эта модель стоила 479 тыс. рублей, с 19 числа ее цена поднялась примерно на 90 тыс. рублей. И сегодня ценник вырос еще на 100 тысяч. К концу недели, как доверительно говорят менеджеры автосалонов, машина подорожает еще на 50 тыс. рублей. И, если прогноз сбудется, будет стоить почти 729 тыс. рублей. В итоге рост за неполный месяц составит более чем 50%!

Панические покупки автомашин, напомним, начались одновременно с «рублевым штопором» на минувшей неделе, когда в течение двух дней спасающие свои сбережения казанцы смели из автосалонов все, что было можно. Машины мгновенно подорожали. Как показал обход автосалонов, машины KIA «подросли» на 30%, Renault — на 40 - 45 тыс. рублей, Mitsubishi — на 20 - 100 тыс. рублей, Toyota — на 10 - 13%. Крупнейшие автосалоны приостановили продажи — имевшиеся в наличии авто скупили, а с ценами на новые производители не определились. Дилеры наладили продажу довольно быстро, пообещав корректировать стоимость машин с учетом повышения цен.

Сегодня, как и все последние дни, пульс авторынка Казани снова замерили корреспонденты «БИЗНЕС Online» (авторынок — это лучший индикатор самочувствия среднего класса, говорят эксперты). После прогулки по автосалонам можно прийти к выводу: машин в продаже практически нет, а те, что есть, серьезно подскочили в цене. Причем некоторые продавцы (в частности, официальные дилеры LADA) придерживают машины, дожидаясь корректировки цен после Нового года, когда их поднимет АвтоВАЗ. К примеру, в «Азино Авто» на Минской, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», в наличии есть несколько Granta примерно по 400 тыс. рублей. О повышении цен в салоне пока не говорят, но признают, что покупательский спрос возрос резко, машины раскупаются. Что будет «завтра» и в январе с ценами, менеджеры говорят неуверенно и советуют покупать за наличку то, что осталось.

ДАЖЕ ЧЕМОДАН НАЛИЧНЫХ НЕ ПОМОЖЕТ КУПИТЬ MERCEDES В КАЗАНИ

Интересными оказались и наши замеры, которые были проведены в weekend — для этой цели был выбран район пересечения проспекта Победы, улицы Космонавтов и улицы Аграрной, где сосредоточено более 10 шоу-румов, принадлежащих нескольким автодилерам: ТТС, «Ирбис», «Триал-авто», «Прогресс». По чисто внешним признакам в большинстве автосалонов все было как в обычные дни. Выставочные места заняты машинами, присутствует нечто определенное: не слишком большое количество клиентов, работники активно выполняли свои обязанности.

На этом фоне несколько контрастно выглядел практически абсолютно пустой шоу-рум Subaru. За исключением скромно стоящего в углу кросовера XV, в базовой версии это самая дешевая машина из современной линейки японской марки на рынке РФ с ценником чуть выше 1 млн. рублей. «Все остальное раскупили, заказы тоже временно не принимаем, приходите после Нового года», — прокомментировала ситуацию менеджер по продажам.

В салоне другого японского бренда Mazda шоу-рум оказался заполнен машинами, хоть и не так плотно, как обычно. Но присмотревшись, можно было обнаружить на всех выставленных моделях крупные надписи-аппликации на бортах. Фактически машины раскуплены, и цены растут по 100 - 200 тыс. рублей в зависимости от моделей.

«Это машины для тест-драйва. Пришлось их поставить, чтобы салон не выглядел пустым, потому-что все товарные автомобили проданы», — признался один из менеджеров.

Опустевшие шоу-румы автосалонов

А вот заглянув в автосалоны марок Mercedes-Benz, Honda и Great Wall, можно было наблюдать стройный ряд моделей всех видов. Но, как выяснилось, даже чемодан наличных не сподвигнет автосалон продать хоть одну из них. Все машины куплены или находятся в резерве. На вопрос, действительно ли это так или машины просто временно не продаются до нормализации обстановки, менеджеры лишь пожимают плечами и повторяют уже сказанное.

В салоне Toyota шоу-рум стоит пустой: все авто раскуплены. Заказывать, разумеется, можно, но цены тоже корректируются.

В салоне Renault (ТТС) на Мамадышском тракте корреспондент «БИЗНЕС Online» накануне видел несколько машин по «последним» ценам. Повышение после 17 декабря уже прошло и будет еще. В итоге даже простейший Logan вместо 400 будет стоить 600 тысяч.

JEEP СЕГОДНЯ ПЕРЕПИСЫВАЕТ ЦЕННИКИ

Обнаружился и третий вид шоу-румов, где автомобили в достаточном количестве стояли в зале, и при этом большинство из них было доступно для приобретения. Это Citroen, Jaguar/Land Rover, Jeep, Skoda. Пообщавшись с менеджерами, выяснилось, что во всех этих автосалонах также произошел декабрьский бум продаж, но запаса машин хватило, чтобы выставочные залы не пустовали в преддверии 22 декабря.

Ряд Citroen, например, в зависимости от модели уже подорожал в субботу на 50 - 150 тыс. рублей, рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» менеджеры салона. Машины KIA также подросли уже с 1 декабря на 100 тыс. рублей в среднем и могут подорожать в течение сегодняшнего дня или в перспективе (когда именно, продавцы не знают).

Практически каждый продавец при этом не забывал упоминать, что ценники действительны именно до сегодняшнего дня, когда, скорее всего, они будут переписаны в сторону увеличения. А в салоне Jeep ценники уже имели три градации по стоимости: с 17 декабря 2014, с 22 декабря 2014 и с 1 января 2015, естественно, в сторону увеличения. Не будем забывать, что едва ли не все автопроизводители уже повышали прайс в течение ноября и декабря.

В большинстве случаев новый ценник изменился на несколько десятков тысяч, но были и более существенные колебания. Например, у Honda, по признанию менеджеров, некоторые модели подорожали на 250 тыс. рублей. Некоторые китайские автопроизводители и вовсе заявили, что будут привязывать прайс-листы строго к курсу валют, соответственно, и ценники за минувшие две недели могут измениться весьма существенно. На какие именно величины, выяснить не удалось: это станет ясно после нового поступления машин. Повышения в салонах ждут в январе.

В большинстве случаев новый ценник изменился на несколько десятков тысяч, но были и более существенные колебания

АКЦИИ НЕИНТЕРЕСНЫ: МАШИНЫ БЕРУТ И ТАК!

Кроме того, представители автосалонов рассказали о следующей особенности. Если раньше клиенты заходили и спрашивали об акциях, спецпредложениях, скидках, теперь это людей не интересует. Сразу спрашивают, что есть в наличии, находят вариант, который более-менее их устраивает, и сразу покупают. При этом берут все подряд, во всех ценовых категориях от бюджетных до премиума.

Тем удивительнее, что менеджер в автосалоне Skoda порадовал корреспондента «БИЗНЕС Online», что при покупке некоторых моделей можно получить зимние шины в подарок. Неслыханная щедрость в период, когда даже просто живые машины в наличии нужно еще поискать по городу... Хотя и тут машины уже подорожали на 25 - 50 тыс. рублей и ждут новых ценовых параметров со дня на день.

В процессе обхода салонов довелось пообщаться и со специалистом отдела трейд-ин. Он сообщил, что машины клиентов в счет оплаты принимаются, но по тем же условиям, что были и в начале осени. В сегменте секонд-хенд ценник поднялся не столь ощутимо.

А вот банки отреагировали молниеносно. В одном из салонов в пятницу корреспондент «БИЗНЕС Online» запросил подсчет по кредиту. Все они оказались с заметно более высокими ставками, чем раньше. В двух случаях повышение оказалось невысоким, и кредит предоставлялся под 14 - 15% годовых. Но, как пояснила менеджер, что это «только на сегодня» и завтра ставки могут быть другие. А один из банков уже предлагал взять кредит под 20% годовых.

КРИЗИС НА РУКУ АВТОВАЗУ

Между тем эксперты в один голос говорят, что автомобильный ажиотаж в России вот-вот иссякнет. В будущем году продажи могут упасть на треть, а импорт иномарок — более чем вдвое. Причины: падение рубля, снижение покупательной способности, а также появление новых локализованных моделей, прогнозируют исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов и аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, пишут «Ведомости». С ними согласны исполнительный директор объединения автопроизводителей РФ Игорь Коровкин и президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Владимир Моженков.

Весь рынок, по оценке Удалова, Моженкова и сотрудников двух крупных автопроизводителей, в следующем году может упасть на 35% — до 1,5 млн. единиц. Беспалов полагает, что падение составит 10%, но он не исключает снижения до 30%. Если общие продажи легковых машин сократятся на треть, а импорт — вдвое, то рыночная доля иномарок нероссийской сборки упадет с 27 до 20%.

От прогнозов воздержались крупнейшие поставщики автомобилей в России: Toyota, Hyundai, Nissan, KIA и Mercedes-Benz. Конкретные решения компаниям мешает принять текущая ситуация на рынке — цены на январь только формируются. Некоторые автоконцерны приостановили прием заказов до стабилизации курса рубля (GM — на все машины, кроме Chevrolet Niva). Либо на время пересмотра цен часть машин, предназначенных для России, уходит на другие рынки. В частности, так поступают Audi, Jaguar, KIA, BMW, LandRover.

Тему роста цен на российском рынке автопроизводители будут корректировать за счет локализации: чем она выше, тем больше для этого есть возможностей. Кроме того, автоконцерны рассматривают планы по субсидированию машин, а также рассчитывают на поддержку со стороны госпрограмм. Хотя сложности тоже будут, например, из-за повышения цен на металл. Однако тот же АвтоВАЗ за счет кризиса может увеличить свою долю на рынке до 20 - 25% (сейчас она 16%).

ВЫБОРА НЕТ

За комментариями корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к участникам рынка.

Вячеслав Зубарев — председатель совета директоров ООО УК «ТрансТехСервис»:

— Спрос на автомобили начал повышаться в 12 - 14 числах и достиг апогея, наверное, во вторник 16-го. Раскупили практически все, что было выставлено, а если бы доступен был месячный запас — разобрали бы и его. Точными цифрами оперировать сейчас сложно, поскольку процесс продажи автомобиля имеет разные формы: есть контракты, есть что-то еще, и выдача машины — это только конечный этап реализации. Выдано у нас, наверное, тысячи 3 машин за последнюю неделю.

Салоны не совсем опустели, но обычного выбора нет. Из премиум-сегмента остались только BMW, по остальным моделям представлены единичные экземпляры. Допустим, в продаже появляются машины, которые были предварительно законтрактованы и впоследствии расконтрактованы по каким-либо причинам. Разумеется, количество товара в этих условиях крайне ограничено и оперативные поставки в течение одного-двух дней мы также гарантировать не можем. Многие производители свои поставки ограничивают, некоторые приостановили и ждут стабилизации курса рубля. Рынок пребывает в шоке — непонятно, как работать с ценообразованием.

Цены выросли по-разному, максимальный рост — около 30 процентов, и он продолжается во всех сегментах. Если искать закономерности, то темп роста зависит только от складских запасов: есть запас — модель дорожает медленнее. Ценовые прогнозы сейчас невозможны даже в краткосрочной перспективе.

Сергей Чернов — заместитель генерального директора «КАН-Авто»:

— У нас продажи также возобновились по всем брендам, но уже с ценами, скорректированными производителями. АвтоВАЗ работает. Более того, мы ждем нового поступления автомобилей LADA после 22 декабря.

У всех производителей цены выросли по-разному. Нельзя сказать, что, допустим, Renault поднял расценки на все автомобили на определенный процент — большинство производителей скорректировали стоимость помодельно. Повышение зависит от спроса на рынке, поэтому существует градация. Все новые прайс-листы есть на электронных сайтах дилеров. Спрос сохраняется достаточно высокий: люди, так или иначе, вкладывают деньги. Есть те, кому одобрены кредиты, очень многие клиенты просто хотят вложить в автомобили наличные, пока они не обесценились.

СПРОС ВЗЛЕТЕЛ В ТРИ-ЧЕТЫРЕ РАЗА

Вадим Вагин — директор ООО «Абсолют Авто»:

— Мы отметили резкое увеличение спроса в декабре: в три-четыре раза по сравнению с декабрем прошлого года. При этом разбирали все от и до. В первую очередь были распроданы подчистую более доступные авто, но чуть позже очередь дошла и до более дорогих машин. От всего салона и запасов на складе осталось всего ничего — два автомобиля. Это не смотря на то, что, скажем, KIA Rio продавался по 680 тысяч рублей вместо обычных 500 тысяч рублей, а Honda CRV — за 1,45 миллиона рублей вместо привычных 1,25 миллиона рублей. Сейчас мы заказы не принимаем и ждем сообщений по изменению цен от заводов.

Владислав Куранов — руководитель отдела Lifan компании «Триал Авто»:

— Спрос увеличился в три раза. При этом покупателей интересует не то, что можно заказать и привезти позже, а то, что есть сегодня в наличии. Раскупали все: и Great Wall, и Chery, и Lifan, в первую очередь были распроданы кроссоверы. Что касается ценовой политики, то были отменены новогодние подарки, и по Chery прошло небольшое повышение цен — по остальным маркам цены не повышались. От запасов осталось несколько автомобилей, заводы приостановили отгрузки. Хотя тут есть еще и сезонный фактор — увеличение срока доставки.

Пока автопроизводители о повышении цен не сообщали. Ждем решений от наших заводов после Нового года. На мой взгляд, повышенный спрос обусловлен и сезонным фактором, и желанием покупателей перевести дешевеющий рубль в товар.

Ильдар Зиннуров — руководитель автоцентра «Honda на Космонавтов»:

— Автосалоны сами не повышают цены, они устанавливают цены, которые им рекомендуют дистрибьюторы, есть такое понятие «РРЦ» — рекомендуемая розничная цена. С другой стороны, если говорить о тех брендах, которыми мы занимаемся, по ним на текущий момент повышение в районе 10 процентов произошло, это с того момента, как доллар с 35 рублей вырос до 60 рублей, то есть практически на 80 процентов увеличился.

Что будет дальше? Понятно, что эта ситуация нерыночная и что дистрибьюторы пока распродают автомобили, которые были закуплены по старому курсу, до скачка доллара. По этой причине они могут позволить себе не торопиться с увеличением цен. Эта ситуация закончится 1 января, все остатки будут проданы, а новые машины, разумеется, они не будут продавать себе в убыток. Предполагаю, что с 1 января будет существенный скачок цен. Видимо, они будут привязаны к соотношению рубль-доллар. Объем продаж в первые 3 месяца, по крайней мере, упадет в 10 раз. В декабре продажи очень хорошие у всех, покупатели сейчас выкладываются, кто хотел совершить покупки, все купят. А потом, в первом полугодии следующего года, будет штиль. Все будут ждать, пока все устаканится.

Что касается информации о том, что производители придерживают, не отпускают машины дистрибьюторам, что касается Honda, у нас такого нет. Понятно, что машины отечественного производства сильно не пострадают. Они тоже привязаны к доллару (это оборудование, комплектующие, зарубежные специалисты), но не так сильно, так что на них эта ситуация отразится не так сильно. «Жигули» же уже подорожали, кажется процентов на 10. Но думаю, в дальнейшем они вырастут не более чем в 1,5 раза. В целом отечественный автопром, конечно, выиграет от этой ситуации, так как многие переориентируются.

Премиум-сегмент также повысится, так как эти машины тоже производятся за рубежом и зависят от курса валюты. Другое дело, что потребители, которые покупают машины типа Audi, Mercedes, менее чутко реагируют на повышение цен. Скажем, в прошлый кризис падение было огромным для сегмента Ford, который упал в пять раз, а сегмент Audi, BMW, Mercedes упал, может быть, в 1,5 - 2 раза. Но с другой стороны, кто хотел купить, купит в декабре.

Не думаю, что эта ситуация приведет к закрытию автосалонов. Но, наверное, им придется с банками договариваться, чтобы провели реструктуризацию кредитов, банки войдут в положение, скорее всего, так как они тоже не хотят нести убытки, им мертвые здания не нужны.

Дмитрий Богатырев — руководитель по продажам «Аларм Моторс»:

— Наплыв клиентов в декабре действительно случился, но это связано так же и сезонным спросом. Продажи нынешнего декабря сопоставимы с декабрем прошлого года, но выше октября 2014 года.

На наших складах достаточно автомобилей для удовлетворения спроса практически любого покупателя. Повышение цен было в начале декабря по инициативе «Форд Соллерс Холдинг», составило от 1 процента до 3 процентов. Покупателей данное повышение нисколько не отпугивает. В январе 2015 года так же планируется увеличение стоимости автомобилей.