Эффективность бренда проверяется практикой, пишет в материале, подготовленном специально для «БИЗНЕС Online», вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов. Наша газета рассказала о презентации «Красного всадника», академик в целом одобрил новый бренд. Известный ученый подчеркивает, что важным татарским изобретением было как раз соединение мощи коня, седла со стременем, дальнобойного лука и легкой сабли в такую комбинацию, которая не имела аналогов в мире.
О БРЕНДЕ НУЖНО СУДИТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ
Не хотелось бы обсуждать бренд «Наследие Татарстана» в образе Красного всадника с точки зрения соответствия архетипу многонационального народа республики. У любого бренда есть контрагент, воспринимающий и запоминающий республику. Так или иначе, существуют некие стереотипы и в республике, и в мире, влияющие на восприятие. Порой их трудно бывает преодолеть. О бренде нужно судить по результатам, т.е. восприятию населением, туристами, деловыми партнерами, внешним рынком. Если «Красный всадник» станет рекламировать республику и увеличит продаваемость товаров (в широком смысле) под маркой «Сделано в Татарстане», тогда это и станет оценкой его эффективности. До этого можно говорить о мнении с точки зрения соответствия исторической правде, характеру народа, современным тенденциям и т.д. В любом случае это будет частным или экспертным мнением. Следует учитывать, что не все бренды приживаются.
Красный цвет присущ многим народам, и его ассоциация с коммунистами — это всего лишь исторический эпизод. Исконно тюркский цвет — красный, он нашел отражение в турецком флаге, впрочем, и другие народы, например китайцы, скажут об органичности этого цвета с их национальными традициями. От красного цвета не откажутся и русские. С точки зрения бренда он выигрышный, поскольку бросается в глаза и является явным раздражителем в хорошем смысле этого слова.
ТАТАРСКОМУ КОНЮ НЕТ РАВНЫХ НА БОЛЬШИХ РАССТОЯНИЯХ
Татарский конь — особая тема. Во-первых, любой конь ассоциируется с динамикой, красотой, одухотворенностью. А если речь идет о скакуне, то это еще и аристократизм. Не случайно для английских аристократов всегда было престижно иметь конюшню для прогулок или охоты.
Во-вторых, конь ассоциируется не только и не обязательно со степняком, кочевником и Средневековьем. Например, логотип Ferrari содержит образ коня, символизируя скорость, мощь, динамику. А Ferrari сам стал символом индустриальной Европы. Команды кольцевых гонок «Формулы-1» не случайно называют конюшнями. Одно из любимых во все времена соревнований скакунов в наше время наследовали автогонки, демонстрирующие те же качества человека: волю к победе, выдержку, силу.
В-третьих, татарский конь гораздо выше своего низкорослого собрата — монгольской лошади, хотя столь же вынослив. Он приспособлен к суровым погодным условиям, в частности, ему не нужно укрытие в стойле даже в зимнюю непогоду, он сам себе находит корм из-под снега, он неприхотлив, не требует особого ухода. Он создан не для побед на коротких дистанциях, как арабские и их наследники английские скаковые, он стайер, ему нет равных на больших расстояниях. Кстати, кумыс, приготовленный из кобыльего молока, лучше любых лекарств для укрепления иммунной системы.
В-четвертых, номадизм не как образ жизни и способ ведения хозяйства, а как философия разрушения любых границ и преград очень современен и стал новейшим трендом в Европе в связи с глобализацией. Номадизм, если иметь в виду средневековую культуру татар, а не скотоводство, не терпел иерархических пирамид, выстроенных в Европе по аналогии с католической церковью. Татары не имели крепостных стен вокруг своих городов, они разрушали преграды для развития торговли, общения, передвижения, постоянно строили дороги и следили за их безопасностью. Их преимуществом была скорость, а для этого нужны были хороший конь и хорошие дороги. Номадизм вовсе не отрицал оседлый образ жизни, а потому в Золотой Орде процветали города как центры торговли, ремесел, науки, администрации. Номадизм возвращается в нашу жизнь, но не как кочевничество, а как преодоление преград, преодоление застарелых иерархических структур.
В-пятых, воин не обязательно должен быть агрессором, он прежде всего защитник. Между прочим, татарский лук был принят в Средние века на вооружение в армиях всей Европы. Татарам этот лук достался от их предков гуннов. Если выразиться попроще, без академических хитросплетений, то собственно татары — это восточные гунны, а болгары (волжские и дунайские, а также часть венгров) — западные гунны. Важным татарским изобретением было соединение мощи коня, седла со стременем, дальнобойного лука и легкой сабли в такую комбинацию, которая не имела аналогов в мире. Это преимущество продержалось вплоть до изобретения пушки и появления тяжелой артиллерии. Все кавалерии мира сражались, применяя тактику татарского конного строя. Металлообработка была также важным фактором успехов Тюркского каганата, а затем Золотой Орды. Знаменитые самурайские мечи делались по технологии, которая называется «тартара».
МЫ ЗНАЕМ, ЧЕГО ХОТИМ И КУДА СТРЕМИМСЯ
На логотипе «Красный всадник» над головой воина развевается конский хвост, лишний раз подчеркивающий устремленность вперед. Такой атрибут органичен для воина, он служил не украшением, а для защиты от сабельных ударов, соскальзывавших по конским волосам. Стрела на логотипе добавляет не только ощущение динамики, но и меткости и знания цели, к которой стремишься. А мы знаем, чего хотим и куда стремимся.
В Средние века татары не воспринимались как дикари, несмотря на то что Папа Римский Иннокентий IV в 1234 году объявил крестовый поход против татар как «посланников Сатаны и прислужников Тартаруса». Европейцы у татар перенимали не только оружие, строя специальные мастерские по их изготовлению. В Европе также существовала мода на татарскую одежду, которая в те времена считалась не только удобной, но и изысканной. На рыцарских турнирах наряду с поединками рыцарей проводились и татарские сражения в конном строю.
Вообще, следует заметить, европейцы хорошо знали татар и не употребляли термин «татаро-монгольское или монгольское иго». Монголы считались правящей элитой общетатарского народа, состоящего из многих племен: найманов, меркитов, монголов, черных, белых, диких татар, кыпчаков, кимаков и т.д. Впрочем, и китайцы, хорошо знавшие своих вечных врагов в лице кочевников, самих монголов тоже называли татарами, причем вовсе не по безграмотности, а в силу принадлежности монголов к союзу татарских. Татары доминировали над монголоязычными племенами численно и имели глубокие традиции государственного строительства. Путаница с современными монголами возникла в силу исторических искажений, чем специально занимались в Новое время французские и русские историки. Подтверждением сказанного служат последние исследования ДНК современных татар и монголов. Среди татар монгольская гаплогруппа С вообще не встречается, хотя она присутствует даже у русских.
Ролик, объясняющий логотип, перегружен различными характеристиками, которые плохо запоминаются, есть в нем даже явные ошибки. Например, термодинамика зародилась не в Казанском университете. Неэвклидова геометрия — да, органическая химия — да, парамагнитный резонанс — да, но не термодинамика. Такие небрежности недопустимы.
Повторюсь, эффективность бренда проверяется практикой. В виде «Красного всадника» он может помочь развенчанию лживого мифа о диких татарах.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 137
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.