ЧЕЛОБИТНАЯ ПРЕЗИДЕНТУ

Группа из 22 арендаторов агропромпарка отправила письмо президенту РТ (копии письма есть в редакции), министру сельского хозяйства РТ Марату Ахметову, в Госсовет РТ, гендиректору фонда газификации РТ Джаудату Миннахметову (председатель совета директоров АПП), в котором пожаловались на свои насущные проблемы во взаимоотношениях с представителями администрации рынка. Подписанты сетовали на «нецензурную брань», на фразы наподобие: «Вы здесь никто», — и бесконечные штрафы и необоснованные придирки со стороны администратора рынка.

Примерно через неделю предпринимателям пришлось сесть за составление повторной петиции, поскольку с подписантами первого обращения администрация АПП начала проводить «разъяснительные беседы», после которых от своих слов письменно отказалось большинство из 22 смельчаков. В итоге в инициативной группе осталось человек пять-шесть. Пообщавшись с ними, корреспондент «БИЗНЕС Online» пришла к выводу, что эти незначительные, на первый взгляд, разногласия в коллективе послужили своего рода спусковым крючком и взорвали сложившуюся атмосферу в агропромпарке.

Чтобы загрузить письмо полностью, нажмите на него

ОДНО МЕСТО ПОКУПАЕМ — ДВА В УМЕ

Итак, что вызвало конфликт? Первое — содержание договоров аренды. Договоры с предпринимателями заключаются сроком всего на месяц, что, конечно, не дает уверенности в завтрашнем дне, рассказали корреспонденту «БИЗНЕС Online» предприниматели. При этом плата за аренду места при расторжении договора не возвращается. Но это не главная беда, поскольку еще существует система 1+1. Предприниматель Наталья Пампова (торгует мясом) рассказала, что при оформлении аренды предпринимателей якобы заставляют брать «в нагрузку» еще одно-два места. «К примеру, у нас пять мраморных столов и в довесок еще три холодильные витрины, на которых мы не торгуем!» — говорит Пампова. Однако в дни приезда высоких делегаций предпринимателей заставляют заполнять пустоты своей продукцией — видимо, чтобы создать впечатление наполненности парка.

На рынке действует также система штрафов (копия есть в редакции). Например, отсутствие карточки продавца и личной нагрудной карточки — 500 рублей, торговля без фирменной спецодежды — 500 рублей, торговля без пакетов с фирменной символикой АПП — 500 рублей, неэстетичная выкладка товара — 500 рублей, передача оборудования третьим лицам (например, дала соседке попользоваться весами) — 10 тыс. рублей и так далее. Примечательно, что при составлении хотя бы одного акта о нарушении с арендатором могут расторгнуть договор «в одностороннем внесудебном порядке, путем письменного уведомления». В жизни это происходит так: утром предприниматель приходит на работу и видит на доске объявлений номер своего места в списке тех, кто с этого дня торговать больше не может. Предприниматели подозревают, что все это делается для того, чтобы вытеснить их с выгодных проходных мест. «Мы с первого дня стоим, мы и стоим на первых местах, но мы оказались шумными, непокорными: «Давайте-ка мы акты составим и подвинем их!» — приводит пример Пампова. «У всех можно найти те или иные нарушения, но замечают почему-то их только у нас!», — возмущается она.

589044fзаявление.jpg
Чтобы загрузить изображение полностью, нажмите на него

Предприниматель Фарида Халиуллина (торгует мясом, курами, молочной продукцией) вспоминает недавний случай, когда с предпринимательницей по фамилии Шайхилисламова (та сама является фермером) распрощались в связи с тем, что она несколько дней болела и не выходила на работу, хотя аренда при этом была оплачена. Вот и не приживаются фермеры, простые люди из деревни, ради которых и затевался весь проект, в сложных условиях агропромпарка. Из собственного опыта Халиуллина вспомнила, как пыталась привлечь к сотрудничеству фермера из Арского района. Однако ее мечта торговать парным молоком, что называется, прямо из-под коровы не осуществилась из-за бесконечных требований ветеринарной службы. Все они требовали серьезных капитальных вложений (приобретение специальных бочек и т.п.). Может быть, они были и справедливыми, эти требования, но итог один: фермер махнул рукой и уехал к себе в район.

В дни приезда высоких делегаций предпринимателей заставляют заполнять пустоты своей продукций, чтобы создать впечатление наполненности парка
В дни приезда высоких делегаций предпринимателей заставляют заполнять пустоты своей продукцией, чтобы создать впечатление наполненности парка

АРЕНДА ИЛИ УСЛУГА?

Юрист Алексей Сипигин согласился провести анализ образца договора с торговцами АПП. Начать можно с того, что сам документ, оформляемый предпринимателями, называется вовсе не «договором аренды», а «договором об оказании услуг по организации, предоставлению и обслуживанию рабочего места».

«Здесь идет подмена понятий. Это делается для того, чтобы держать предпринимателей как наемных работников, с другой стороны, брать с них деньги как с арендаторов. Они оплачивают аренду, а ответственность у них как по трудовому договору — будто бы они работают в штате агропромпарка», — считает юрист. Стоит отметить, что все это не отменяет ответственности бизнесменов перед санэпидстанцией, Роспотребнадзором и другими контрольными организациями.

Несмотря на все перипетии, покидать насиженное место арендаторы не намерены — по, так сказать, патриотическим причинам. «Мы там с первого дня, мы верим в перспективу агропромпарка, в то, что он разовьется. У нас есть все условия — светло, тепло, камеры хранения, есть все для работы. На других рынках такого нет. Там хочется работать. Мы мониторим другие рынки, видим ситуацию: Чеховский рынок практически умер, Московский еще дышит, но многие покупатели переходят к нам», — говорит Пампова, однако мириться с предвзятым отношением не собирается. Жесткие меры со стороны администрации можно было бы объяснить стремлением повысить культуру торговли и качество продаваемой продукции, если бы рынок был заполнен до отказа как продавцами, так и покупателями. Но, по словам торговцев, торговый зал заполнен лишь на 2/3.

Олег Власов
Олег Власов

«Я НЕ ТРЕБУЮ, ЧТОБЫ У ЖЕНЩИН БЫЛА КАКАЯ-ТО ОПРЕДЕЛЕННАЯ СТРИЖКА!»

Генеральный директор агропромпарка Олег Власов дал развернутый комментарий «БИЗНЕС Online» по поводу сложившейся ситуации. Он рассказал, что обращения в высокие инстанции были переадресованы в администрацию АПП с резолюцией конкретно рассмотреть каждый эпизод.

«Мы пригласили на встречу представителей всех госучреждений, в которые поступили обращения, и всех арендаторов, которые подписались под этим письмом. Из 400 арендаторов агропромпарка это обращение подписали 22 человека, из них пришли на встречу человек 12. 11 из них публично извинились перед представителями государственных учреждений, сказав, что их ввели в заблуждение. Они думали, что подписывали петицию о том, что автобусы слабо ходят. Те претензии, которые они выдвигают, на мой взгляд, по большей части абсолютно необоснованные. У нас требования абсолютно одинаковые ко всем.

Да, есть некие регламенты, правила для арендаторов. Когда человек к нам приходит, мы ему говорим, что мы не рыночный комплекс 80-х годов, а комплекс нового формата. Это правила соблюдения ветеринарного контроля, санитарного контроля, принципы выкладки товара, — много того, что нас сегодня выгодно отличает от других рыночных комплексов республики. Каждый из них с правилами этими ознакомлен, каждый подписывает договор. А то, что в процессе работы мы, скажем, требуем снять халат, прежде чем зайти в туалет, или чтобы у мясников на правой руке обязательно была перчатка, то это мы так заботимся о защите покупателя. Я не требую, например, чтобы у женщин была какая-то определенная стрижка», — добавляет он.

«Далее были претензии, что им не дают расширяться, — продолжает глава рынка. — Сегодня существуют претензии на монополизм того или иного предпринимателя, скажем, при продаже мяса свинины. Он агропромпарку и покупателю мало что дает: цена остается прежней, качество не улучшается. Поэтому мы смотрим, что предприниматель с собой несет. Один из заявителей имел шесть тороговых точек по продаже мяса свинины, потом сократили до трех, потом опять дали четыре».

На вопрос, зачем сокращать торговые места предпринимателей, если агропромпарк недозаполнен, Власов ответил, что по мясной торговой группе свободных мест нет, наоборот, существует лист ожидания. «И естественно, я сейчас выбираю, кто с лучшим товаром заходит. Особенно если это товаропроизводители местные, тем более мы им говорим: «Давайте сюда, на самые проходимые места». Но если это посредник, который мясо закупает, перепродает и претендует на другое к себе отношение... Наверное, мы избирательно к ним подходим».

Незначительные, на первый взгляд, разногласия в коллективе послужили своего рода спусковым крючком и взорвали сложившуюся атмосферу в агропромпарке

«С ГРЯЗЬЮ И АНТИСАНИТАРИЕЙ МИРИТЬСЯ НЕ МОЖЕМ»

Что касается жестких штрафных санкций, Власов сообщил, что за октябрь этого года было составлено 40 актов по разным нарушениям, но реально штрафы были наложены только по пяти фактам на 500 рублей каждый. «Если бы все было так, как вам представляют, то я бы 40 умножил на тысячу. Но у меня даже желания нет идти по такому пути. Но если грязь, антисанитария, ругань с покупателями стоит, то мириться мы с этим однозначно не можем, предупреждаем, что такого быть не должно», — говорит он.

На вопрос, почему договор с продавцами сельхозпродукции подписывается всего на один месяц, начальник АПП ответил, что у торговцев в сущности нет рисков, поскольку он вкладывается лишь в товар, а все оборудование и инфраструктуру ему предоставляет комплекс. Про необычную форму договора с предпринимателями Власов сообщил лишь, что такая форма была выбрана на первоначальном этапе становления комплекса, она «согласована с юридическими службами республики». Однако с 2015 года форма договоров будет изменена, с бизнесменами будут подписаны новые документы, в зависимости от сферы их деятельности — аренда тороговых или производственных площадей.

Власов рассказал, что для исключения подобных конфликтов в дальнейшем для администраторов, которые работают с арендаторами, будут закуплены камеры наблюдения — каждый разговор и каждое нарушение будет фиксироваться. В АПП также планируется создать совет арендаторов, который будет присутствовать на заседаниях правления и который будет коллегиально принимать решения о принятии мер в отношении нарушителей.

Директор рынка пообещал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что подписавшиеся под петицией предприниматели не вылетят с рынка лишь за то, что посмели высказаться против, он признал, что со стороны администрации также есть недоработки, и пообещал их исправить. Но добавил, что по следам обвинений, которые в администрации считают клеветой, будет подано заявление в прокуратуру.

С подписантами первого обращения администрация АПП начала проводить «разъяснительные беседы», после которых в инициативной группе осталось человек пять-шесть

НАШИ ПРИОРИТЕТЫ МЕСТНЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМ

Прокомментировать ситуацию согласился и первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Николай Титов, он также является членом совета директоров агропромпарка: «Президентом дано четкое указание, что это социально значимый объект для сельхозтоваропроизводителей, для сельско-фермерских хозяйств. Однако в числе заявившихся в письме есть те, кто имеет по пять точек продажи мяса, при этом живет в Казани, напрашивается вопрос: «Кто производит для них мясо?» Отношение там есть жесткое, оно жестким останется, наши приоритеты арендаторам, которые сами производят свою продукцию — для нас они очень важны».

Титов сообщил, что представитель министерства присутствовал при разговоре с возмутившимися предпринимателями, но большинство из них отказались от своих слов. «Я уверен, что прессинга там никакого не было», — добавил он. Что касается жесткой системы штрафов, которые простые фермеры не могут выполнить, замминистра напомнил, что совсем недавно шел процесс закрытия старых рынков, которые не соответствуют современным требованиям, а происходящее сегодня в АПП назвал проблемами роста: «Мы все равно совершенствуемся, хотим или не хотим, к этому все придут рано или поздно».

Титов отметил, что еще не все задачи, поставленные перед руководством парка, выполнены: «Недостаточно собственной переработки, производственные цеха сдаются в аренду, но по прямому назначению они не срабатывают пока. Переработкой заниматься очень сложно, проблем много на селе, слишком большая закредитованность, для переработки оборудование хорошее нужно закупать, а какова ситуация с деньгами сегодня, сами знаете». «Татарстан сегодня полностью обеспечивает себя основными продуктами питания — картофель, молоко, мясо, морковь и так далее, но у нас тонкий момент есть — по переработке. Мы не можем этот товар — упакованный, расфасованный — довести до прилавка, это второй этап развития у нас будет. Почему бы нам не работать с рестораторами, с бюджетной сферой? Электронные каталоги наших предприятий создаются», — обрисовал Титов ситуацию, в целом сложившуюся в РТ.

Николай Титов
Николай Титов

ЗАПОЛНЯЕМОСТЬ АГРОПРОМПАРКА — 85 - 87%

Власов рассказал также о развитии комплекса в последнее время. Год назад у агропромпарка было 200 арендаторов, сегодня — 400. Год назад количество посетителей — 100 тыс. в месяц, в октябре 2014 года — 350 тыс. человек. Степень заполняемости агропромпарка, по его словам, 85 - 87%. «Дальше я сознательно не повышаю заполняемость, потому что у нас цель — поддержать местного сельхозпроизводителя, когда бы он мне ни позвонил, хоть в пятницу вечером, и сказал, что он, допустим, заколол корову и ему нужно ее продать, я могу ему предоставить торговое место. Это называется «однодневные места», за них платят порядка 400 рублей». По его данным, крестьянско-фермерские хозяйства, личные подворья занимают порядка 49% торговой площади, остальное занимают холдинги («Пестречинка», «Майский» и т.д.), а также индивидуальные предприниматели (около 43%). «Мы сегодня 200 тысяч тонн мяса продаем в месяц, мы, наверное, самая крупная площадка по мясу», — говорит он.

Также Власов сообщил, что в сентябре 2014 года агропромпарк перешел точку безубыточности и вышел на прибыль. «Я помню истерию, которая была прошлом году (по поводу убыточности комплекса ред.), я убежден, что мог бы вывести агропромпарк на точку безубыточности еще год назад, если бы я поднял сразу арендную плату. Но нам надо было привлечь местного сельхозпроизводителя. Поэтому мы очень аккуратно, взвешенно отношения с ними выстраивали. Да, нормально, что были убытки на том этапе. Хорошо, что в погоне за прибылью мы не распродали свои площади другим регионам. Потом бы ни один местный производитель к нам попасть не смог. А мы сидели бы все в деньгах, все в шоколаде, но это не наш путь».

Напомним, агропромпарк был открыт 11 мая 2013 года. На момент открытия в нем расположены 400 торговых мест. Стоимость проекта составила 2,5 млрд. рублей, его создание курировалось минсельхозпродом РТ, агентством инвестиционного развития РТ и ассоциацией фермеров республики. По задумке этот парк должен был стать торговой площадкой, где фермеры с минимальной наценкой могли бы торговать своей продукцией, обеспечивая горожан первосортным молоком, мясом и прочими товарами. Практически с первых дней работы парка возникла острая дискуссия по поводу размера арендных ставок. Позднее под натиском возмущения общественности плата была снижена. Также руководство АПП не раз подвергалось критике за недостаточную раскрутку, отчего мало покупателей. В сентябре 2013 года PR-кампанию в поддержу парка президент РТ Рустам Минниханов провел лично, выкладывая фото на своей страничке в Instаgram. Между тем и это не привело к резкому росту прибыли АПП. Так, в феврале 2014 года стало известно, что ежемесячно парк генерирует убытки на 3 млн. рублей. По итогам 2013 года парк принес Республике Татарстан, которая является его владелицей, 11,5 млн. рублей убытков. Для того чтобы поддержать парк, ему периодически выделяли средства из республиканского и федерального бюджетов. Парк продолжает быть излюбленным местом для экскурсий высокопоставленных гостей. Одним из последних стал визит в АПП делегации из Крыма.

«ХОЗЯЕВА АПП — САМИ ФЕРМЕРЫ И КРЕСТЬЯНЕ, ДЛЯ НИХ ВСЕ И СОЗДАВАЛОСЬ»

Мы попросили экспертов разобраться в причинах конфликта и попробовать найти пути выхода из него.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств, член совета директоров агропромпарка:

— Конфликтная ситуация в агропромпарке была ожидаема. Дело в том, что идеология парка в том виде, в котором мы ее разрабатывали, оказалась проигнорирована. Ее перевернули с ног на голову. Фактически рынок превратился в обыкновенный базар для перекупщиков, настоящих фермерских хозяйств там осталось не больше пяти-шести. Недавно я выезжал в агропромпарк вместе со специальной комиссией, в которую входили и члены Госсовета РТ. Первое, что бросилось в глаза, — неадекватные цены. Когда разрабатывалась идеология АПП, мы готовы были на 25 - 30 процентов удешевить свою продукцию за счет отсутствия посредников. Предполагалось, что АПП будет осуществлять логистику движения товара, условно говоря, от посева до его реализации. Именно здесь требуется своего рода опекунский контроль над предпринимательской деятельностью. Но это важное звено осталось без внимания. В результате ценообразование идет произвольно. В свое время дирекция АПП получила очень сильную поддержку от госструктур. Мы ведь многого ожидали от этого рынка. Он должен был сформировать органическую среду для мелкого предпринимательства в сельском хозяйстве, а не вводить «ручное управление». Насколько эффективно работает органическая модель, мы видим на примере Финляндии и Швеции — стран с мощным агросектором в экономике. Там сельское хозяйство превратилось в жизненный уклад, и в этом залог его успеха. Но, поскольку (как я считаю) экономика для всех одинакова, нам нужно стремиться к такому же результату. Как этого добиться в том же агропромпарке? Думаю, что нам надо поменять организационно-правовую форму АПП. Это должен быть оптово-розничный кооператив — на основе частного государственного партнерства. И не только для розничной, но и для оптовой торговли. За счет низких цен продукция из АПП могла бы поступать на другие рынки. Мы могли бы осуществлять ценообразование на сельскохозяйственную продукцию во всем Поволжье, может быть, и дальше. Все это чрезвычайно актуально в свете импортозамещения. Мы ведь потеряли своего сельхозпредпринимателя, импорт в этой сфере составляет до 70 процентов продукции, а все профильные миллиардеры — перекупщики. Так давайте отыгрывать ситуацию назад. Структурное наполнение АПП должны обеспечить сами фермеры, а также кооперативы первого и второго уровня. Если фермер не имеет времени для того, чтобы собственноручно заниматься торговлей (что чаще всего), ему помогают кооперативы. К примеру, один из ныне действующих кооперативов первого уровня и сейчас собирает в 16 селах молоко, перерабатывает его и до 15 видов молочной продукции реализует через АПП. В любом случае, чтобы поменять в АПП, нам надо ликвидировать разрыв между администрацией и другими участниками рынка. Хозяева АПП — сами фермеры и крестьяне, для них все и создавалось.

Хайдар Халиуллин — президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Должны быть четкие правила, и эти правила в любом случае должны соблюдаться. Если правила не соблюдаются, то какие-то меры по отношению к предпринимателям применяются. Но все же люди, у кого-то что-то получается, что-то — нет. Нельзя всех мерить под одну гребенку — каждый случай индивидуален, у каждого правила бывают исключения.

Василий Мельниченко — фермер:

— Думаю, фермеры, которые бегут оттуда, абсолютно правы. Это чуждо нам. Чуждо по причине того, что мы товаропроизводители к этому никакого отношения не имеем. Мы не имеем свою долю, это не кооператив. Это тоже административное. А барин всегда к холопам относился, будем говорить, пренебрежительно. И пытался увидеть какие-то нарушения, чтобы показать себя, какой он властный, и отлупить нерадивого слугу. Поэтому такого отношения следовало ожидать, и в дальнейшем программа минсельхоза по созданию центра перевалок-закупок продукции вокруг крупных городов тоже предполагает такое отношение. Они (администрация) ведут себя как настоящие российские предприниматели, которые уже тузы, которые чуть ли не хозяева всего и вся. Как любая администрация себя ведет, как администрация рынка. Как только стал небольшим начальником — имеешь какие-то рычаги — все от тебя зависит.

Нет другого лекарства, кроме участия. Если бы они пошли по пути создания кооперативных рынков, где каждый фермер имеет свою долю, свой пай, имеет право снять с работы, проголосовать за ценовую политику, вот это был бы выход. К сожалению, в России власть очень боится кооперации, боится, что фермеры станут самостоятельными. Ну а фермерам это неведомо нашим. Не только фермерам, а любым сельхозпроизводителям. Это неведомо, что мы сами начнем управлять своей территорией, своим бизнесом, своей реализацией. Думаю, выход только в кооперации, да. Там другая цель — не создание рынка услуг. Ведь цель-то была благая — создать настоящий рынок, доступ к потребителю продукции самих товаропроизводителей. Но не судьба, получается.