800x600_85117_ms.jpg

«МНОГИЕ ОЖИДАЛИ РАЗНОС»

Более трех часов сегодня продолжалась большая юбилейная пресс-конференция президента России. Владимир Путин ответил на вопросы иностранных и российских журналистов, уделив много времени кремлевскому пулу. Президент РФ так и не раскрыл тайн личной жизни, заметив, впрочем, что все здесь хорошо, и передал привет обеспокоенным бабушкам в Воронеж, так заботящимся о нем. Не было и особо сенсационных заявлений, во многом темы пресс-конференции пересекались с посланием президента Федеральному Собранию. Но Путин ясно и четко дал понять, что поддерживает экономическую политику ЦБ и правительства, а также пообещал экономический рост России через два года. Корреспонденты «БИЗНЕС Online» обратились к экспертам за комментариями по поводу того, услышали ли те от Путина ответы на свои вопросы.

Евгений Минченко — президент коммуникационного холдинга «Минченко консалтинг»:

— Путин сегодня провел психотерапию. Для регионов она более эффективна, для крупных городов — менее. В общем, выглядело это убедительно: президент шутил, был готов отвечать на любые вопросы, в этом смысле, я думаю, что психотерапия прошла на четыре с плюсом.

Хотя я не финансист и мне сложно оценить деятельность ЦБ, на мой взгляд, они явно что-то недоработали, но у Путина другие источники информации. Да, в ожидания президент явно не попал — многие на конференции ждали именно разнос, но у Путина очень бережное отношение к кадрам. У него нет практики публичных разносов, он достаточно деликатно ведет себя с подчиненными.

Иван Грачев — председатель комитета Госдумы России по энергетике:

— Президент сказал, что финансовый кризис — это расплата за независимость российского народа. Но я все-таки думаю, что это плата за неразумную финансовую политику. 10 лет рубль абсолютно необоснованно укрепляли. Нынешний обвал рубля мог случиться несколько позднее — во время следующего глобального кризиса, например, но это не изменило бы сути. Кроме того, Россия вошла в число сырьевых стран, у нас проводили абсолютно неверную налоговую политику, которая подрывала развитие малого предпринимательства.

Что касается «Башнефти», могу сказать, что большинство приватизационных сделок необходимо пересматривать. Почти всю реформу Чубайса надо обновлять и национализировать эти предприятия. На самом деле, ясно, что так не сделают. История с «Башнефтью» действительно очень странная — в бюджет не попало вообще ничего! Если бы «Татнефть» приватизировали и в бюджет республики и страны не поступили бы средства, думаю, это вызвало бы резонанс.

Лично я бы спросил президента, как эти налоговые маневры обеспечивают экономический рост в стране. Будут ли ответственные за последние неверные решения. Ни один из нефтяников, энергетиков, с которыми я разговаривал, не назвал этот налоговый маневр полезным.

41d524b0baff9ff55657.jpg

«ОБЫЧНОЕ СГЛАЖИВАНИЕ И УХОД ОТ ОСТРЫХ ВОПРОСОВ»

Шота Горгадзе — адвокат, председатель Общественной палаты Московской области:

— За пресс-конференцией Владимира Путина я следил по Twitter, читая людей, на которых я подписан, поскольку сейчас нахожусь в Бресте, в Беларуси. Удивительна реакция большинства людей, которые по цитируемости в большинстве своем говорили о «вятском квасе». Мы непобедимы, потому что у нас чувство юмора присутствует в любой ситуации, даже в серьезной. Разумеется, я намерен, как только у меня будет возможность, скачать запись и послушать ее.

Марсель Шамсутдинов — руководитель регионального отделения «РПР-ПАРНАС» в Татарстане:

— Сегодня на конференции были обычные высказывания. У меня сложилось впечатление, что ему больше нечего сказать, поэтому это самые рекордно короткие по времени ответы на вопросы. Обычное сглаживание и уход от острых вопросов.

Он практически не ответил на вопрос об экономической ситуации. Да, он сказал, что через два-три года все наладится. Но мы без него знаем, что через три года все наладится, а почему сейчас они это допустили? Почему мы не готовы? Когда его спросили, кто эти чиновники, которые использовали деньги для игры на валюту, он имена этих спекулянтов не назвал. Лишь упомянул, что кому-то звонил, у них там якобы есть 3 миллиарда на счетах, хотя аналитики говорят, что это компании с государственным участием. Я сегодня ничего нового от президента не ждал и по сути ничего и не услышал.

Римзиль Валеев — журналист, публицист:

— Смотрел пресс-конференцию, с интересом послушал президента, увидел его взгляд. На тактические, ситуативные вопросы он дал достойные ответы. Чтобы осмыслить его ответы на глобальные вопросы, нужно время. Он обещает, что ситуация в России наладится через два года. Я с этим согласен. Выйти из кризиса ранее этого времени мы не сможем. До этого на круглом столе «БИЗНЕС Online» я тоже говорил, что этот год будет еще хуже. Через два года начнем поправляться. На самом деле, точно этого никто не знает. Даже президент России.

Позиция Путина по крымским татарам очень правильная. Намерения у него очень хорошие, я в них верю. Но они не реализуются крымскими властями. К сожалению, лидеры крымских татар пошли не тем путем, залезли в политику, стали проукраинской силой и тем самым поставили свой народ в очень тяжелое положение. Они превратили народ в разменную монету. Так что конструктивные идеи, провозглашенные Путиным, должны быть исполнены. То есть нужно признать крымских татар, их землю и помогать им ее благоустраивать, в общем, делать то, что и делала Украина в течение 23 лет.

ХОТЕЛОСЬ БОЛЬШЕЙ ОСТРОТЫ В ОЦЕНКАХ ПОЛИТИКИ ЦБ, НО...

Роман Мугерман — депутат Госсовета РТ:

— Достаточно длительная конференция больше трех часов прошла достаточно уверенно и позитивно. Президент дал оценку происходящему, дал комментарий относительно планов по стабилизации ситуации, и я уверен, что после сегодняшней конференции у многих граждан произойдут некие позитивные изменения в настроении и в отношении к текущей ситуации. Что, кстати, сказалось на поведении курсов валют и на рынке ценных бумаг, например, нельзя не заметить, что акции АФК «Система» сегодня подорожали более чем на 100 процентов. Заметно подорожали весь реальный сектор экономики и промышленное производство. Доллар торговался в районе 58 - 63, нефть доходила до 63. Думаю, что решения сейчас принимаются верные, наш президент по-прежнему уверенно и твердо защищает наши интересы — будем надеяться, что все эти меры принесут позитив в настроения.

Особенно порадовали расслабляющие вопросы, они как-то и разрядили обстановку, тот же вопрос про квас, и в то же время несли смысловую нагрузку. Хотелось бы, чтобы мы выиграли от этой ситуации и в наших магазинах появилось бы больше товаров российского производства. Скажем так, у меня не было сомнений относительно взглядов на те или иные события, эта пресс-конференция мне лично добавила оптимизма.

Артем Прокофьев — член ЦК КПРФ, депутат Госсовета Татарстана:

— Основная задача, как я понял, была успокоить людей, вселить в них уверенность и подбодрить, и это было продемонстрировано сегодня. С другой стороны, многие ожидали более жестких решений президента, в том числе и в отношении политики ЦБ, но этого не прозвучало. Практически президент своим авторитетом прикрыл действия финансово-экономического блока. В этой степени у многих было некоторое разочарование.

Часть вопросов прозвучала в послании президента, так получилось, что послание и конференция очень близки. На самом деле, основной вопрос касался ситуаций с экономикой и курсом рубля — здесь был использован именно метод внушения. Я ожидал, что будет более жесткая позиция в отношении спекуляций на валютном рынке. Напомню, во время послания президент четко дал указания пресечь все спекуляции и принять меры. Фактически задача, которую поставил президент перед ЦБ, — поддержать курс рубля — была провалена. И при этом никаких решений в отношении ЦБ нет, поэтому мои ожидания не оправдались.

Юрий Шеин — депутат горсовета, зампредседателя комиссии по землеустройству и градостроительству Набережных Челнов:

— Мое мнение как экономиста? Хочу сказать, что Путин не внушил мне уверенности в дальнейшей экономической политике государства, потому что я не услышал четких, ясных экономических подходов, которые бы позволили развиваться малому и среднему бизнесу. Потому что сегодня отсутствие финансовой системы не позволит развиваться бизнесу, никаких мер пока реальных не было озвучено, которые смогли бы поменять ситуацию. Есть законы экономики, они едины для любого государства. В принципе, в этих рамках надо и работать. Я бы хотел задать президенту один вопрос, потому что финансы — это кровь экономики. Поэтому при любых кризисных ситуациях разрабатываются программы — помесячные, понедельные, на полгода, на год, где четко расписаны меры, которые будут применяться для того, чтобы выйти из финансового кризиса. Сегодня этой программы нет, к сожалению, я так понял, ее не существует, и четкого понимания, какой она должна быть, пока еще ни у кого нет. У руководства страны я по крайней мере не прочувствовал.