«Руководители говорят: нам нужно объединить коллектив, показать, что мы одна семья. Исходя из этого, мы начинаем думать и придумывать»

«ВЫНУЖДЕНЫ ПРИВЛЕКАТЬ АРТИСТОВ ИЗ МОСКВЫ, ИЗ ПИТЕРА, ДАЖЕ ИЗ САМАРЫ»

— Анастасия, канун Нового года для event-студий и праздничных агентств — самое жаркое и напряженное время. Или что-то изменилось в условиях нынешней непростой экономической ситуации в стране?

— Нет, для нас ничего не поменялось. Конечно, сейчас у всех событийных агентств, как наше, — жаркая пора. Другое дело, что начинается все это еще задолго до Нового года. У всех по-разному, но у нас все стартует уже в конце лета.

— Значит, у вас Новый год начинается в августе?

— Да, крупные компании, в которых долго проходит процесс согласования, уже в августе начинают готовиться к новогодним мероприятиям. Хотя есть и такие, кто готовится с октября или ноября.

В любом случае загрузка именно сейчас у агентств максимальная и, соответственно, начинаются традиционные для нашего рынка проблемы: с хорошими ведущими, с хорошими фотографами, видеографами и самими номерами программы. Мы сейчас уже вынуждены привлекать артистов из Москвы, из Питера, даже из Самары...

— Речь даже не о звездах, а о рядовых участниках новогодних шоу?

— Звезды — это отдельная история. Я говорю о таких, можно сказать, региональных артистах. Настолько рынок праздничных мероприятий растет, что местных артистов уже не хватает.

Причем резко возросла потребность в качественных, креативных эстрадных номерах, шоу-коллективах. А вот как раз на предложения на рынке шоу-программ Казань очень бедна. Поэтому мы вынуждены мониторить российские столицы.

«Москва ушла далеко вперед, там все намного глобальнее и предложений, наверное, в тысячу раз больше, чем у нас»

— Это специфическая проблема именно Казани и Татарстана? Или Москва и Питер ушли в данном вопросе далеко вперед от всех в стране?

— Москва, конечно, ушла далеко вперед, там все намного глобальнее и предложений, наверное, в тысячу раз больше, чем у нас. Что по спектру представленных жанров, что по количеству профессиональных артистов. Москва явно не страдает от их дефицита. По сравнению с ней в Казани с этим просто беда. Это я еще молчу про Набережные Челны, Нижнекамск или Альметьевск...

Но, вообще, это, действительно, проблема практически всех даже крупных российских городов, кроме двух главных столиц.

— Есть другие организационные проблемы, которые традиционно преследуют при подготовке корпоративов?

— У нас есть ряд постоянных клиентов, с которым мы работаем минимум два раза в год, на крупных мероприятиях, — это строительные компании, банки, сфера IT, всевозможные холдинги. У нас постоянно болит голова: где рассадить всех гостей? Хочу отметить, что в Казани очень проблематично с банкетными залами на большое количество посетителей. Приходит Новый год или какой-то профессиональный праздник, у нас идет борьба за эти площадки — кто первый забронирует.

— Какие площадки наиболее популярны?

— Если это летние площадки — то «горнолыжка», загородный клуб «Свияга», спортинг-клуб «Мирный», кому нужно попроще — «Лебяжье». В Арске есть хорошая рыбацкая деревня. Можно установить шатер, но тогда бюджет должен быть на порядок больше. Если говорить о зимних площадках — это «Корстон», «Ривьера», «Траттория», «Максимилианс». Из больших банкетных залов — «Пирамида». Вот и все — очень мало для миллионного города.

«В Казани очень проблематично с банкетными залами на большое количество посетителей. Приходит праздник, и у нас идет борьба за эти площадки — кто первый забронирует»

— Почему, если в Казани не хватает банкетных залов, их не строят?

— Мы не понимаем. Мы бы сами хотели задать такой вопрос рестораторам.

Еще есть проблема у архитекторов нашего города — они все помещения ресторанов почему-то строят с колоннами. Хочется прийти и сказать: «Ну что же вы как проектируете?» Лучше спроектировать просто пустой зал, а эти колонны — просто беда для организаторов. Непонятно, как расставить столы, потому что всех гостей нужно посадить удобно.

«ТРЕБОВАНИЯ У ЗАКАЗЧИКОВ ДОВОЛЬНО ЗАВЫШЕННЫЕ»

— И какие суммы в этом году потратили казанские компании и организации на свои новогодние торжества?

— Мы работаем с корпоративами, бюджеты которых начинаются от 300 тысяч рублей. Понятно, что организации бывают разными, в том числе и по численности сотрудников. Как раз средние организации готовы тратить от 300 тысяч. Те, что покрупнее, скажем, какие-то банки или холдинги, они готовы тратить суммы, начиная от 800 тысяч рублей.

Но мы, конечно, стараемся работать с более крупными заказами.

«Настолько рынок праздничных мероприятий растет, что местных артистов уже не хватает»

— А можно вывести условную среднюю сумму бюджетов новогодних корпоративов, с которыми работает «Праздник Здесь»?

— Для Казани это 500 - 600 тысяч рублей. Хотя, опять-таки, это все индивидуально, зависит от формата праздника и так далее... Причем иногда бывает так, что в начале называется одна сумма бюджета, а затем, когда возникают интересные и креативные идеи, заказчик готов потратиться еще.

— То есть наши казанские компании желают настоящего креатива и готовы за него еще и доплатить?

— Не знаю, как будет в скором времени, учитывая нынешний экономический кризис, мы держим кулачки, но, вообще, сейчас требования у заказчиков довольно завышенные. Они хотят настоящего «вау».

Если брать топ-менеджеров компаний, то они много где бывают, они много что видели. Некоторые из них часто ездят на международные конференции за границы нашей родины. Там у них тоже бывает определенная развлекательная часть. Поэтому руководители хотят видеть на своих корпоративах «вау», но за «казанские» деньги (смеется).

— И все-таки что это за «вау»? Хотят видеть шпагоглотателей, живых огнедышащих драконов...

— Нет, не шпагоглотателей. Хотят креатива, в банальном классическом формате уже мало кто хочет отмечать корпоративные праздники, я уже говорю не только о Новом годе. Речь не идет даже о простой тематической вечеринке, хотят получить интерактивные, мультимедийные сценарии вечера. 3D-mapping, например, сейчас очень популярен — это видеоконтент, встроенный в номера шоу-программы, графические проекции, которые сопровождают, скажем, выступление танцоров.

Сейчас, вообще, сложно продать какой-то готовый номер. Нужно обязательно что-то комбинировать, соединять жанры. Если нет творческого момента и креатива, то удивить кого-то довольно сложно.

«Руководители компаний хотят креатива, хотят получить интерактивные, мультимедийные сценарии вечера»

— Это немного удивительно, неужели у нас все руководители настолько продвинутые в этом вопросе, что им недостаточно праздничных речей и нескольких смен блюд на столах сотрудников?

— Все еще зависит от сферы деятельности. Сравним условно IT-сферу и строительство. Для строителей, возможно, все будет стандартно — нам нужна певица красивая и хороший стол. Но даже здесь все равно должны присутствовать элементы какого-то интерактива.

Причем интерактив — это сейчас самое важное, а не танцы или присутствие какого-то джаз-бэнда. Потому что сейчас у многих компаний стоит задача объединять коллективы. Это такие тимбилдинговые штуки, которые мы превращаем в праздничные.

Это же здорово, например, один раз собрать коллектив и научить танцевать тех, кто никогда этого раньше не умел делать. После этого люди и на работе будут лучше взаимодействовать, будет расти производительность труда.

— То есть у начальников есть четкое понимание того, что, к примеру, новогодний корпоратив — это не просто необходимая формальность?

— Из моего опыта общения с руководителями, когда происходит первичная встреча, они говорят: нам нужно объединить коллектив, показать, что мы одна семья, а не просто, чтобы народ пришел, выпил и закусил. Исходя из этого, мы начинаем думать и придумывать.

— Вы назвали IT-сферу и строительство как две отрасли, в которых людям нужны довольно разные по своему типу развлечения. Есть еще в этой связи какие-то яркие примеры?

— Вообще, внутри самих компаний часто происходит определенное разделение на две большие группы. С одной стороны, скажем так, обычные сотрудники, водители например, с другой — ИТР.

«Под занавес вечера все становятся братьями: и водители, и топы. Обнимаются и все друг друга любят»

— И что, у них разные столы?

— Нет, но нужно учитывать это при проведении мероприятий. У нас есть, скажем, такой заказчик в Набережных Челнах — «Альфаскан», официальный дилер Scania в Татарстане. Представляете большие грузовики? Они их продают и оказывают транспортные услуги. Соответственно, у них большая часть сотрудников — это водители. И мы понимаем, что не можем им предложить ту же программу, которую делаем для айтишников или топ-менеджеров. Поэтому непосредственно для них готовится какой-то блок выступлений или специальные номера.

Так что для больших компаний это всегда нужно учитывать.

— Получается, что есть номера для одной части аудитории и для другой?

— Да, она перемешивается, чтобы и этой аудитории было интересно, и той.

— А в конце тусовки, надеюсь, все объединяются?

— В конце всегда часовой сет: выступление звезды, диджея или местной кавер-группы. Одним словом, дискотека. И под занавес вечера они все становятся братьями — и водители, и топы. Обнимаются и все друг друга любят.

«700 мужчин из сферы IT, представляете? Они каждый год веселятся. Каждый раз сложнее становится — они много чего уже видели»

«МЫ ПРИВЕЗЛИ НА КОРПОРАТИВ НАСТОЯЩИЙ ТРАКТОР»

— Расскажите про самые креативные корпоративы, которые вы проводили.

— В июне у нас состоялось ежегодное очередное мероприятие под названием IT&Security Forum, его проводит традиционно компания ICL, с которой мы давно работаем. Форум проходит в течение трех-четырех дней в формате выставки: «Касперский» выставляет свой продукт, Microsoft... Это международная информационная площадка, где все обмениваются опытом в сфере IT. Мы отвечаем за развлекательную часть этого форума. Формат первого дня — это хедлайнер и тематический вечер. В этом году у нас был вечер под названием «О чем говорят мужчины».

— И где все происходило?

— Сама конференция в «Корстоне», а развлекательная часть — в «Максимилиансе». 700 мужчин из сферы IT, представляете? Они каждый год веселятся. На самом деле, каждый раз сложнее становится — они много чего уже видели. Мы с коллегами подумали: какие же могут быть условные зоны, в которых было бы интересно участвовать мужчинам из сферы IT? И вообще мужчинам.

Придумали. У нас была, например, анимационно-силовая зона, где мужчины измеряли свою силу. Была игра «Сила ума», где той самой силой ума нужно было шарик сдвинуть и пронести его через препятствия, потому что настоящий мужчина должен быть в первую очередь умным. У нас была анимационная зона «Пивные игры», потому что «Максимилианс» — это пивоварня, а пиво — это, в принципе, тоже актуальная мужская тема. Были красивые девушки, встречающие гостей. Девушки, компьютеры, пиво....

Алексей Кортнев
«Все, с кем мы работали, пели вживую» (на фото Алексей Кортнев)

Был интерактивный юмористический блок Comedy. Было несколько самых лучших казанских артистов — имен не назову, потому что другие могут обидеться (смеется). И гвоздь программы — Алексей Кортнев с группой «Несчастный случай».

— Это был первый день развлечений, а что дальше?

— Второй день у нас обычно выездной. Концепция «О чем говорят мужчины» поддерживалась, но уже на природе — без галстуков, casual, релакс. Тоже была площадка с анимационными зонами, только тут уже в более подвижном стиле — самокаты, велосипеды. Мы делали очень классную выставку ретромашин 1930 - 1950 годов: авто эффектно заезжали на территорию, с ними можно было фотографироваться, в них можно было залезать, про них можно было спросить у владельцев.

Еще я сразу вспомнила о мероприятии, которое мы организовывали для одной крупной строительной компании. Проходило оно в «Охотничьем клубе», мы очень любим эту площадку и часто там летом работаем. Концепция была сельскохозяйственная. Мы привезли на корпоратив настоящий трактор, который можно было фотографировать. У нас там были аниматоры, которые изображали пьяных трактористов — с ними тоже можно было фотографироваться, они очень интересно себя вели (улыбается). Для строителей это было стопроцентное попадание, они там все друзьями стали.

Также мы сделали анимационную зону — купили старый 412-й «Москвич», привели его в чудесный вид и дали «на растерзание» сотрудникам. Мы подготовили специальные трафареты, закупили краски, баллончики с краской. Сотрудники изгалялись как могли — потом этот автомобиль можно было только на эвакуаторе вывозить. В принципе, его так и вывезли.

— Задача была перекрасить автомобиль?

— Не перекрасить, а сделать красивым. Но строители увидели красоту по-своему.

А не так давно у нас была презентация одного из производителей сигарет — это была закрытая вечеринка для дистрибьюторов и продавцов, которые работают в Казани. Она была вся такая нанотехнологичная. Все анимационные зоны были мультимедийные: столы, интерактивные головоломки, граффити. Мы награждали лучших граффитистов в конце мероприятия, вечеринка была рассчитана человек на 700. Программа была направлена на световые и лазерные шоу.

«Мы сделали анимационную зону купили старый 412-й «Москвич», привели его в чудесный вид и дали «на растерзание» сотрудникам»

«НАЗВАНИЕ «ПРАЗДНИК ЗДЕСЬ» ПРИШЛО ИЗ ИНДИИ»

— Расскажите, как у вас возникла идея создать праздничное агентство?

— Раньше я занималась флористикой, у меня был свой маленький магазинчик. По образованию я социальный работник, а это далеко не творческая профессия. Цветами я занялась, когда родила первого сына — мне нужно было чем-то заниматься. Работать на кого-то мне не хотелось, а душа требовала творческого. Художественного образования у меня тоже не было, но, видимо, таланты поперли в то время (смеется).

Я стала брать заказы на оформление свадеб — небольшие, скромные, маленькие. Сразу крупные заказы было, если честно, страшно брать, потому что большого опыта в оформлении не было. Меня начали спрашивать, знаю ли я каких-то ведущих, артистов. Потом мне чисто случайно попала база артистов и ведущих Казани, я со многими познакомилась, одним из новых людей был Искандер Вахитов, который сейчас является нашим коллегой. Он меня стал приглашать на мероприятия оформителем, и так все сложилось, что спустя какое-то время он предложил поговорить и организоваться в компанию.

— Где состоялся этот разговор? В вашем магазинчике?

— Нет. Когда ко мне попала база артистов и ведущих, я сняла офис и стала заниматься детскими мероприятиями. В этом офисе все и происходило. Это было на первом этаже жилого дома, в хрущевке в 2005 году. Очень смешно — маленькая комнатушка на улице Короленко, оттуда мы потом переехали в «Корстон».

Мы очень долго сидели, придумывали название — вариантов было миллиард. Потом Искандер съездил в Индию, у него там произошло озарение, и он мне эсэмэсками начал присылать варианты. Так что название «Праздник Здесь» пришло из Индии. Люди до сих пор интересно реагируют на него. С этого момента мы с Искандером стали работать, набирали команду сначала под проекты, потом на «постоянку». Прошли волну кризиса в 2008-м — было тяжело, но прошли. Потом встретили Гузель Сухову, поняли, что без нее жить не можем. Теперь она наш исполнительный директор.

Гузель Сухова (слева)
«Встретили Гузель Сухову (на фото слева), поняли, что без нее жить не можем. Теперь она наш исполнительный директор»

— За счет чего выжили в кризис в конце нулевых?

— Не знаю, наверное, за счет своей харизмы. К тому времени мы были уже более двух лет на рынке, у нас была какая-то база, за счет которой и остались на плаву.

— Сначала вы использовали тех клиентов, которые были у Искандера Вахитова?

— Да. Кроме того, мы запустили сайт, делали рассылки, давали рекламу, сами ездили по организациям, искали клиентов. В основном рекламу давали в интернете, потому что больших денег на нее не было, но больший эффект давало сарафанное радио. Да и сейчас это так.

Самая лучшая реклама — это рекомендации. Делаешь хороший event — и к тебе оттуда потом приходит ряд заказчиков от твоего постоянного клиента. Это касается как частных мероприятий, так и корпоративных клиентов.

— Было какое-то мероприятие, после которого стало понятно, что дела пойдут в гору и вы всех опередите на этом рынке?

— Было такое. Первый как раз уже упомянутый IT&Security Forum — это был масштабный первый опыт. Потом были крупные строительные компании. И конечно, «Ак Барс Холдинг» — это был такой опыт! Не потому, что там большие бюджеты, а в плане подготовки — холдинг большой, там такая бюрократия...

«Нам новые потенциальные заказчики говорят: а у вас самый высокий процент! Но мы работаем честно, не накручиваем на артистах»

«У МОСКВИЧЕЙ ЗАДАЧА — СОЗДАТЬ ВИДИМОСТЬ, ЧТО ОНИ РАБОТАЮТ»

— С чего начинается ваша работа над мероприятием: вы рассказываете идею первому человеку в организации?

— Нет. Первый человек — это финальная точка. Сначала все проходит через фильтр ответственного в этой компании — руководитель смотрит готовый результат.

— Нет руководителей, которые лично следят за процессом?

— Наверное, это зависит от ее размера. Начнем с того, что у нас уже давно не было опыта работы с маленькими компаниями. Обычно за корпоративы отвечают либо кадровики, либо бухгалтерия, либо, если это очень большая организация, профсоюз или помощник директора.

С Москвой всегда работать весело и интересно — общаешься ты с ними только по почте, видишь ты их, только когда они приезжают на мероприятие. Кардинально другой подход к подготовке праздника.

— Чем отличается от Казани?

— В плане деталей требования у московских заказчиков гораздо выше. Например, приносишь казанскому заказчику макет листовки или афиши, он посмотрит, скажет: «Нормально». Москва 100 раз все переделает: не там точка стоит, нужно сдвинуть букву на два миллиметра, цвет еще насыщеннее.

С Искандером Вахитовым (в центре)
Название агентства придумал Искандер Вахитов (в центре), когда был в Индии

— Это профессионализм или буквоедство?

— Это буквоедство. У москвичей задача — создать видимость, что они работают. На один вопрос им порой приходится отвечать по три раза, они дотошные. Например, мы делали презентацию новых контактных линз. Заказчик-перфекционист заставил моделей приехать на площадку за день до мероприятия. Мы проводили кастинг, у них были высокие требования — вплоть до того, какой модели какая прическа подходит, какой цвет волос.

— Вы работаете с московскими компаниями, только когда они приезжают в Казань?

— Нет, мы тоже ездим. Мы работаем и с Москвой, и с Питером. К примеру, делали открытие магазинов Ficha, которые продают продукцию Apple. По России открывали 12 магазинов — там был и Владивосток, и Уфа, и Ульяновск, и Петербург.

А сейчас вышеупомянутый Искандер Вахитов работает на два города — Казань и Питер. Есть мысль открыть в Санкт-Петербурге наш офис в следующем году

«В сфере event одним из самых главных факторов успеха является наличие команды. Без этого просто никак»

«У «РУКИ ВВЕРХ» НИКАКОГО РАЙДЕРА НЕ БЫЛО, ТОЛЬКО МИКРОФОН»

— Расскажите о вашем опыте общения с отечественными и не только поп-звездами. Каким образом все это происходит?

— Во-первых, мы работаем только с директорами артистов. Созваниваемся с ними, обсуждаем сроки, денежные вопросы, райдеры. Бывает, что один заказчик оговаривает пресс-конференцию со звездой, другой — фотосессию с певцом или певицей. Например, у IT&Security Forum в этом году было такое пожелание, чтобы Алексей Кортнев записал видеообращение, своеобразный анонс события.

Самым любопытным был у нас опыт с певцом Митей Фоминым. Это было мероприятие под названием «Исполнение желаний», которое проходило ТРЦ «Южный». Причем мы сами исполняли эти желания (смеется). Разбирали эту урну, отбирали самые креативные желания, которые были у посетителей «Южного»...

Так вот мы уже договорились с Митей Фоминым, он прилетел утром в день мероприятия. Звонит его директор, ее тоже зовут Настя: «Настя, представляешь, что у нас случилось...» А до выступления шесть часов максимум. Что случилось? Настя из Москвы: «Мы потеряли чемодан Мити, а там концертный костюм. Что нам делать?» Все в панике, ведь он не может выступать в том, в чем приехал. И это должно быть не просто casual, а какой-то очень яркий костюм. Начали обзванивать казанские магазины брендовой одежды, кое-как «отоварили» его практически перед самым концертом.

«В нашей сфере появился миллиард однодневок. Раньше мы все друг друга знали, собирались на какие-то арт-сейшены. Сейчас event’еры друг друга даже в лицо не знают»

Причем это было еще не все. Сам «Южный», не предупредив меня и директора Мити, запустил «ВКонтакте» акцию — придумай стих про Митю Фомина, он выберет самый лучший, а приз — общение со звездой в одном из городских пабов. Я об этом узнаю не от людей из «Южного», а от директора Фомина, которая позвонила мне среди ночи: «Да что вы творите там! Вы без нашего разрешения...» А я не понимаю, в чем дело. Оказалось, что какая-то акция, какие-то стихи (смеется). Звоню тоже ночью в «Южный», а они говорят: ну мы не хотели беспокоить раньше времени. А это случилось за два дня до мероприятия. Из Москвы уже грозились просто не приехать на концерт.

— А что здесь такого... Ну сходил бы Митя Фомин с поклонником или поклонницей в паб, не развалился бы... Не Джон Леннон все-таки.

— Дело в том, что это может стоить денег. Любое время звезды должно оплачиваться. В «Южном» все это сделали по незнанию. Но мы все разрулили, Митя выбрал стих, посидел в пабе, все закончилось благополучно. Но было тяжело. Я похудела килограммов на пять за это мероприятие.

А вообще, звезды бывают очень разные...

Самый большой бюджет мероприятия, которое организовало агентство, — 5 млн. рублей

— У кого был самый сложный технический райдер, кто наиболее ответственно подходил к самому выступлению?

— Бытовые райдеры у всех примерно одинаковые, а что касается технических... У Boney M был довольно сложный райдер. А еще у группы «Чайф». Там был космический райдер, пришлось что-то даже привозить в Казань из аппаратуры. То же самое касается и «Несчастного случая». Понятно, что у «живых» групп все гораздо серьезней.

А у «Руки Вверх» практически никакого райдера не было, только микрофон (смеется). У группы «Мираж» было очень скромно.

— Кто-нибудь пел под откровенную «фанеру»?

— Нет, никто так не позорится. Все, с кем мы работали, пели вживую, но те же «Руки Вверх» или Митя Фомин под «минус» — записанное музыкальное сопровождение.

«МЫ БЕРЕМ СТАБИЛЬНЫЕ «АГЕНТСКИЕ» 20 ПРОЦЕНТОВ»

— Самый большой бюджет мероприятия, которое организовывал «Праздник Здесь»?

— Самый большой, наверное, 5 миллионов рублей.

— А каков был ваш непосредственный гонорар?

— Мы берем стабильные «агентские» 20 процентов, то есть это составленная нами смета минус аренда зала. Вот от этой суммы берем 20 процентов. Вообще, мы очень прозрачно работаем.

Когда проходят тендеры, нам новые потенциальные заказчики говорят: а у вас самый высокий процент! Но мы работаем честно, не накручиваем на артистах, что, на самом деле, многие практикуют, — это раз. И мы работаем с НДС — это два.

«Самая лучшая реклама — это рекомендации. Делаешь хороший event — и к тебе оттуда потом приходит ряд заказчиков от твоего постоянного клиента»

— То есть работаете исключительно в белую. Хотя как раз такая сфера, в которой вроде бы расчеты происходят наличкой и так далее...

— Корпоративное направление не может быть наличкой. Крупные организации работают только по безналичному расчету. Поэтому у нас и стоят эти 20 процентов, в которые входят все налоги.

— А компании часто проводят тендеры на проведение своих корпоративных праздников?

— Крупные — почти всегда. Причем нужно понимать, что это тендер не по принципу «кто предложит дешевле». Часто это настоящая битва идей и попытка доказать, что у тебя они лучше, чем у остальных. Обычно заказчик так и говорит: у нас есть три агентства, и чья идея нас зацепит, того мы и выберем.

С этого мы и начали разговор, что современных руководителей нужно удивлять, а это сделать очень непросто. Так что приходится креативить.

«Мы все придумываем сами. Иногда прибегаем к помощи сценаристов, но это только доработка наших идей»

«СДЕЛАТЬ КОРПОРАТИВ И СДЕЛАТЬ СВАДЬБУ — ЭТО СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ВЕЩИ»

— А есть в этой сфере какой-то один главный фактор успеха?

— На самом деле, в сфере event одним из самых главных факторов успеха является наличие команды. Без этого просто никак. Нас удивляет, когда многие люди рвутся работать только на себя, лучше я отпочкуюсь, открою свою фирму, буду крутым и стану делать детские праздники за 10 тысяч рублей. В нашей работе нужна команда. Ты пришел, накидал идей, тебя подхватил второй, а третий уже реализовал. В таких условиях работать — это удовольствие.

Причем сейчас в нашей сфере появился миллиард однодневок. Раньше мы все друг друга знали, собирались на какие-то арт-сейшены. Сейчас event’еры друг друга даже в лицо не знают. Мы знаем тех, кто давно в этом бизнесе, мы с ними дружим и общаемся, но сейчас столько открылось этих малюсеньких агентств, отфильтровать их очень сложно... И у них качество продукта низкое, но своей ценой они иногда сбивают заказчика с мысли. Потом уже заказчики, конечно, плюются...

Да, у нас дороже. Но берем деньги за нашу работу, а не перепродаем артистов.

«В частных мероприятиях занятость больше, чем в корпоративных — нужно отдавать всего себя и ничем больше не заниматься»

— VIP-свадьбы вы проводите?

— Да, но не настолько VIP... Мы сейчас больше ушли в корпоративные мероприятия и не стараемся сильно карабкаться в сторону свадеб. Мы пока не создавали команду на это направление. Ведь сделать корпоратив и сделать свадьбу — это совершенно разные вещи. Эмоциональная нагрузка разная, нужно понимание, каких артистов можно ставить, каких — нельзя. Там все другое.

Свадьба — это семейное торжество, так же как юбилей. С невестой нужно все это прожить, стать мамой, подругой, всем подряд. Конечно, на корпоративах так же — постепенно это становится какая-то семейная, душевная штука. Но все-таки в частных мероприятиях и занятость больше — нужно отдавать всего себя и ничем больше не заниматься. Если делать параллельно — лопаются мозги, качество начинает страдать.

— Существует какая-то специализация у компаний, работающих на event-рынке?

— Вообще, есть частные мероприятия, корпоративы и детские праздники. Это помимо деловых мероприятий. На самом деле, все конторы занимаются всем подряд, комплексно. Просто есть люди, у которых больше опыта в той или иной области. Многое зависит от наработанных клиентов.

Мы не берем масштабные свадьбы, берем средние, потому что для масштаба нужно дополнительное обучение, опыт. Наша сторона — это корпоративы и деловые мероприятия. Сегодня мы начали активно развивать детское направление. Например, на «Казань Арене» будет проходить серия мероприятий в течение года — для детей разного возраста мы будет организовывать школы, кружки, спектакли. В частности, на эти праздники проводим на данной площадке новогоднюю елку.

«
«Сегодня мы начали активно развивать детское направление. Например, на «Казань Арене» будет проходить серия мероприятий для детей разного возраста»

«МЫ ХОТИМ ЗАПУСТИТЬ НА «КАЗАНЬ-АРЕНЕ» ЛЕДОВОЕ ШОУ»

— Как родилась эта идея?

— У нас есть режиссер, который занимается детским направлением. Она мне как-то вскользь сказала, что есть сценарий под названием «Танец снежной королевы». Я за это зацепилась — сказала, чтобы тащила сюда, а мы посмотрим. Решили поставить его на Новый год. Пока готовились, я параллельно искала площадку и столкнулась с тем, что площадок свободных нет уже с лета. Это мой личный первый опыт масштабных массовых мероприятий — не в частном порядке, а в городском.

У меня долгое время была печаль: что же делать и где это показывать? Мы даже были готовы показывать это в каком-то ДК, хотя это было бы печально, потому что постановка очень масштабная — одних только актеров 40 человек. Танцы, световое шоу, песочные декорации.... Бюджет, если честно, уже выходит около 1,5 миллиона рублей.

Я искала площадку. И был звонок от одного человека, что, мол, «Казань Арена» хочет продвигать свою площадку. Мы приехали, пообщались. И меня, и другую сторону все устроило. Ударили по рукам, договорились, прописали бизнес-план и начали работать. Сейчас у нас уже запущена хорошая рекламная кампания: и глянец, и радио, и журналы, и рассылки, и афиши.

— А где конкретно будут происходить новогодние шоу на «Казань Арене»?

— У нас там с 3 по 10 января ежедневно будут проходить елка под названием «Сон в новогоднюю ночь» и показы спектакля «Тайна снежной королевы».

Все будет проходить в центральном большом холле, а также в соседнем зале — рядом с выходом на поле. Чем удобна эта площадка — там резиновое покрытие, для детей не травмоопасно. Мы подготовили также зону для родителей, особенно для пап, которые, как показывает практика, обычно скучают на таких мероприятиях — это будет зона с телевизором, угощениями, возможно, какими-то играми, может быть шахматами. Туда можно будет приходить хоть на весь день.

— Это будет не разовая акция? Есть уже какие-то планы?

— Мы хотим запустить там на «Казань Арене» ледовое шоу. Скорее всего, это будет в помещении: сухой лед будет расстилаться в одном из залов, дети разного возраста смогут с нуля научиться кататься на коньках, изучить трюки. Мы сделаем одиночное катание, парное, будет жюри...

«Работать на кого-то мне не хотелось, а душа требовала творческого. Художественного образования у меня тоже не было, но, видимо, таланты поперли в то время»

— Звучит впечатляюще. А кто входит в ту сценарную группу «Праздника Здесь», которая выдает такое количество идей?

— Мы все придумываем сами. Иногда прибегаем к помощи сценаристов — наших друзей, резидентов казанского Comedy. Но это только доработка наших идей — когда есть концепция, но нужен текст, смешные и интересные интерактивы. Где-то мы сами выступаем как режиссеры, где-то обращаемся к профессионалам. Физически невозможно быть везде и вся.

— Вы чаще сдаете мероприятия под ключ или включаетесь в работу и с другими организаторами?

— В основном под ключ, потому что включаться очень сложно — если кто-то там уже работает, там своя специфика, свой почерк, свои требования. У нас был такой опыт, когда в большом мероприятии участвуют несколько организаторов — и опыт этот был не очень приятным для нас. Качество страдает — это однозначно.

— И наш традиционный заключительный вопрос: три основных принципа, которыми вы руководствуетесь в работе?

— Первое: наши идеи — это наша страсть. Второе: работа в команде — это мероприятие с любовью. Третье: мы настроены на то, чтобы найти главную, самую важную потребность заказчика.