«СТОРОНЫ НЕ ДОГОВОРИЛИСЬ О ДОСТАТОЧНО ВЕСОМЫХ УСЛОВИЯХ»

Подозрения, что с местным «Коммерсантом» что-то не так, возникли у читателей на прошлой неделе — 3 декабря очередной номер не был доставлен подписчикам. После этого газета выходила, но без местной вкладки. Вплоть до 9 декабря ее сайт не обновлялся. Не было издания и в киосках. Как сообщил «БИЗНЕС Online» руководитель ЗАО «Горпечать» Зуфар Хакимзянов, с декабря газета «Коммерсантъ» в его сети не продается из-за смены партнера по франчайзингу.

Главный редактор издания в Казани Ольга Кудрина в разговоре с «БИЗНЕС Online» подтвердила, что смена франчайзи «ни для кого не секрет», но «официально нам еще ничего не объявили», — сказала она. Информацию о смене партнера подтвердил и Дмитрий Ноак — директор по региональным и международным проектам ИД «Коммерсантъ», специально приезжавший в Казань для переговоров. В течение нескольких дней на прошлой неделе в казанском офисе проходили совещания, итогом которых и стало завершение партнерства.

«Стороны не договорились о достаточно весомых условиях работы. Сейчас рассматриваем варианты. Когда уже окончательно выберем, заключим договор, тогда готов буду огласить нового франшизера. Надеюсь, это произойдет до Нового года. До момента окончания переговоров я не хотел бы оглашать ни названий, ни имен», — сказал Ноак.

Ольга Кудрина подтвердила, что смена франчайзи «ни для кого не секрет», но «официально нам еще ничего не объявили»
Ольга Кудрина подтвердила, что смена франчайзи «ни для кого не секрет», но «официально нам еще ничего не объявили»

По его словам, с Адельбаевым ИД сотрудничал по договору франшизы с 2012 года, а ранее он был генеральным директором издания в Казани. «По сотрудничеству с Адельбаевым в целом рабочие моменты, как и работа с любым франшизером, были решаемы. А то, что мы расстались и не договорились, — это реально факт», — рассказал Ноак.

СРЫВ ВЫПУСКА КАК СПУСКОВОЙ КРЮЧОК

Конкретные причины разрыва ни та, ни другая сторона не комментируют. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» источник, близкий к редакции, спусковым крючком стали большие долги перед ПИК «Идель Пресс», где печатался «Коммерсантъ». Именно из-за них один из номеров газеты на прошлой неделе не был напечатан. Срыв выпуска крайне не понравился Москве, что и привело к приезду Ноака и отзыву франшизы. Версию о долгах газеты перед типографией называли и другие участники рынка. Однако в разговоре с «БИЗНЕС Online» Ришат Хасанов — генеральный директор «Идель Пресс», предпочел заявить, что «на данный момент» у «Коммерсанта» никаких долгов нет. Прочие вопросы он оставил без комментариев.

Тираж издания «Коммерсантъ. Волга-Урал», по данным республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям, на 1 июля 2014 года составлял 2 тыс. экземпляров. Выше этого показателя газета в последние годы не поднималась. При этом заявленный ареал распространения — все Поволжье. Рекламодатели, по словам нашего источника, у газеты «Коммерсантъ» были, хотя и не в большом количестве. Акцент делался на приложениях к основной газете — журналах «Жилой дом», «Финанс», Quality.

460-22.jpg
Наиль Адельбаев купил франшизу «Коммерсанта» за символические $300

Долгов по зарплате перед сотрудниками Адельбаев не имел, хотя штат в последние год сократился. Сегодня, согласно информации на сайте, в редакции значатся 6 сотрудников, включая гендиректора, корректора, фотографа, одного корреспондента. Пару лет назад у редакции было только корреспондентов 6 человек.

Связаться с Адельбаевым нам не удалось. Согласно базе данных «Контур-Фокус», он фигурирует в качестве учредителя ряда компаний, занимающихся выпуском СМИ (в том числе в Бугульме, см. справку). ООО ИД «Волга-Урал» было создано в феврале 2013 года. Чистая прибыль по итогам 2013 года составила 104 тыс. рублей.

В последнее время в выпуске газеты в Татарстане произошли сбои, а сайт неделю не обновлялся

СВОБОДНОЕ ПЛАВАНИЕ ЗА $300

Напомним, что на схему франчайзинга региональный филиал «Коммерсанта» в Татарстане перешел осенью 2011 года. До этого все финансовые вопросы решал московский офис, который, в частности, при необходимости дотировал полиграфические и другие расходы.

Тогда изменения прошли достаточно плавно. Долгосрочное соглашение о франшизе было подписано с Адельбаевым, который на тот момент занимал пост гендиректора местного издания. Стоимость франшизы составила символические $300. Концепция издания осталась прежней, количество полос не менялось. Просто расходы на печать и распространение, по условиям ИД, полностью легли на плечи франчайзи, который самостоятельно продвигал проект через продажу рекламы и подписку. Официально целью перехода на новую схему тогда было названо развитие бизнеса, а вовсе не экономия бюджета.

Точно так же в 2010 году «Коммерсантъ» перевел на франчайзинг издание и распространение газет в Чувашии и Марий Эл, до этого относившихся к изданию «Коммерсантъ. Волга-Урал». Франшизу там получила компания «Планета медиа». По данным газеты «Ведомости», только на этой сделке «Коммерсантъ» сэкономил около $1 млн. в год, или 1 - 1,5% бюджета. В целом за 2010 год издательский дом передал местным партнерам издание газеты в 10 регионах. Например, по франшизе издаются региональные выпуски «Коммерсанта» в Красноярске, Хабаровске, Иркутске и Уфе.

НОВЫЙ ФРАНЧАЙЗИ — ХОЗЯИН ТАБЛОИДА

Поиск нового франчайзи для «Коммерсанта» оказался делом непростым. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в частности, ИД обращался в ОАО «Татмедиа», видимо, памятуя о том, что под его крылом находится местный филиал федерального РБК. Однако ответ был отрицательный. Как рассказал нашей газете Фарит Шагиахметов — генеральный директор ОАО «Татмедиа», желания получать франшизу на издание «Коммерсанта» у госхолдинга не возникло.

Владислав Семенов планирует увеличить тираж «Коммерсанта» минимум в два раза в ближайшие несколько месяцев
Владислав Семенов планирует увеличить тираж «Коммерсанта» минимум в два раза в ближайшие несколько месяцев

В итоге несколько источников на рынке сообщили «БИЗНЕС Online», что новый франчайзи найден и им станет один из учредителей и генеральный директор казанского таблоида «Пульс» Владислав Семенов — сын директора «Казанской ярмарки» Льва Семенова. В течение нескольких дней дозвониться до Семенова и получить ответ не удалось. По некоторым данным, издатель «Пульса» планирует увеличить тираж «Коммерсанта» минимум в два раза в ближайшие несколько месяцев.

Владислав Семенов — бессменный руководитель «Пульса» в Казани. Издание — еженедельная информационно-рекламная газета, которая выходит по четвергам и распространяется бесплатно — в первую очередь в метро, а также на остановках общественного транспорта, на кассах супермаркетов. Общий тираж — 100 тыс. экземпляров.

Весной 2013 года газета приостанавливала свой выход, но осенью этого года издание снова вернулось на рынок и перешло на новый 16-полосный формат. Как рассказывал тогда Семенов нашему изданию, изменился внешний облик издания, была запущена таблоидная обложка, количество полос — 16.

«ЭТО СКАНДАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ»

Эксперты прокомментировали «БИЗНЕС Online» смену франшизера «Коммерсанта» в Казани на «Пульс».

Геннадий Наумов — издатель газеты «Аргументы недели» в Татарстане:

— Я считаю, что такое решение издательского дома — это скандальное решение. Мы же прекрасно знаем, что это за газета «Пульс», у которой определенное качество контента — и вдруг «Коммерсантъ»! Если будет сохранена прежняя команда (а по некоторым данным, это не так) — это одно дело, но с командой «Пульса» это уже будет не «Коммерсантъ». Я просто шокирован этим. Видимо, «Пульс» был выбран от отчаяния. Интересно посмотреть, как Москва сохранит качество контента. Эта история ничем хорошим не закончится.

Ситуация с «Коммерсантом» такова, что при всем своем качественном контенте он не играл практически никакой роли на информационном поле Татарстана. Тираж был мизерным. Видимо, причина в том, что времена меняются, а «Коммерсантъ» не меняется. Наверное, нужно другое качество контента. Каким бы сильным ни был франчайзи, он уже ничего не добьется. На месте «Коммерсанта» я бы лучше открыл в Казани филиал, если им так важно здесь присутствовать. В свое время переговоры о франшизе велись и со мной. В этот раз ко мне не обращались, но я бы и не взял. Тем более 2015 год предстоит тяжелым.

Владимир Жуйков — заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты Татарстана:

— Однозначно, газета очень много потеряла. «БИЗНЕС Online» я читаю несколько раз в день, а «Коммерсантъ», ловлю себя на мысли, читаю, наверное, раз в неделю. В нем нет острых статей, практически нет аналитики, и отображение каких-то новостных, информационных материалов очень серое. Прогнозы по законодательству перестали делать, прогнозы по регулирующему воздействию тех или иных законодательных актов. В общем, все стало, по крайней мере, на порядок ниже, чем то, к чему мы привыкли.

Гульнара Сергеева — начальник управления министерства юстиции РФ по Республике Татарстан:

— Я читаю «Коммерсантъ». Некоторые считают, что газета сегодня должна быть более смелая, но, во всяком случае, информацию по проблемам бизнеса я в основном черпаю именно из этого издания. Имеет место сокращение объема информации в газете. Учитывая, что она касается бизнес-вопросов, наверное, объем должен быть больше.

Зуфар Хакимзянов — руководитель ЗАО «Горпечать»:

— Издание «Коммерсантъ» продавалось в нашей сети много лет. Поступало в продажу вовремя — все по четко и давно отработанной схеме. Не могу сказать, что уровень продаж был высокий, но дело в том, что формат издания не киосковый. Оно нацелено в основном на людей бизнеса, которые не всегда имеют возможность сходить в киоск и купить газету, они выберут другие каналы получение прессы.

Юрий Алаев — руководитель пресс-центра КФУ, экс-гендиректор ЗАО «Время и деньги»:

— В том, что издавать будет теперь «Пульс», есть что-то символичное — деловое издание переходит под управление некой развлекательной фирмы. Если редакционная структура издания в Казани изменится или кто-то уйдет, то я не очень завидую региональному выпуску «Коммерсанта». Еще можно понять, если уволится директор — человек, отвечающий за бизнес-компонент, распространение, зарплаты и так далее. А если редакция находится в подвешенном состоянии, будущее туманно.

Мы видим, что в «Коммерсанте» в целом, после перехода под контроль Алишера Усманова, началась какая-то чехарда в Москве, меняются редакторы, директоры. Видимо, там тоже не все ладно.

Если говорить о тираже, 2 тысячи экземпляров по сегодняшним временам для такого издания — это неплохо. Влиятельность издания со времен Яковлева-младшего, конечно, изменилась. Из года в год издание борется за пальму первенства с «Ведомостями» на российском уровне, но, по моим субъективным ощущениям, «Коммерсантъ» в последние два-три года стал проигрывать. В Татарстане по вопросу влияния все весьма относительно, и «Коммерсантъ» не лучше и не хуже других.

Владимир Сыченков — руководитель лаборатории инноваций и медиакоммуникаций Высшей школы ИТИС КФУ:

— Вопрос смены партнера — вещь сугубо внутренняя. Мы можем только предполагать, насколько это связано с изменениями общей экономической ситуации. Конечно, в период «шторма» проще СМИ, ориентированным на сбытовую рекламу массового характера. «Коммерсант» в РТ же относится, скорее, к типу «СМИ влияния». Если иметь в виду федеральный статус издания, не думаю, что Москва предоставляет региональным представительствам какую-то «подушку безопасности». Задача региональной сетки обычно в увеличении охвата рекламодателей, то есть обеспечении продаж. При этом допускаем, что, учитывая общее состояние рынка, центральный офис может пойти на снижение KPI для коммерческих отделов в регионах. Не будем сбрасывать со счетов и тот фактор, что присутствие в регионе нередко носит имиджевый характер и для самого СМИ.

Александр Андреев — руководитель отдела «Бизнес, банки, страхование» газеты «БИЗНЕС Online», главный редактор волго-уральской редакции газеты «Коммерсантъ» в 2003 - 2005 годах:

— Проблема «Коммерсанта» в том, что он «заточен» под крупный бизнес — главными ньюсмейкерами газеты являются такие компании, как «Татнефть», ТАИФ или «Нижнекамскнефтехим». Да, журналисты «Коммерсанта» владеют эксклюзивной информацией из высокопоставленных источников и хорошо разбираются в теме. Но, к сожалению, целевая аудитория такой информации в республике приближается к паре сотен, если не десятков человек — тем, кому действительно крайне важно знать ситуацию на флагманах татарстанской экономики и на ее основе принимать какие-то бизнес-решения. Примечательно, что в других субъектах России, таких как Екатеринбург, Самара или Пермь, спрос на информацию «Коммерсанта» был намного больше. Я объясняю это тем, что там просто больше лиц, которые реально принимают какие-то решения в крупном бизнесе.