Первые шины, выпущенные Нижнекамским заводом шин ЦМК в 2010 году, к настоящему времени пробежали свои 250 тыс. километров. Обнулить срок жизни продукта и дать ему возможность пробежать еще столько же предназначено финальное производство ООО «КаМаРетрэд», которое «Татнефть» затеяло совместно с итальянцами. СП готовится к запуску в начале следующего года. Потребительская цена услуги до сих пор не определена, хотя подчеркивается, что она будет заметно ниже по сравнению со стоимостью новой шины. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», нестабильность курса рубля серьезно влияет на стратегические планы «Татнефти», так как все комплектующие и сырье нового производства импортные.
СП с итальянской компанией Marangoni займется восстановлением шин |
ЗАВОД ПОСТРОИЛИ ПО СТАРОМУ КУРСУ РУБЛЯ, А РАБОТАТЬ ПРИДЕТСЯ ПО НОВОМУ
В первом квартале будущего года на нижнекамском шинном комплексе будет запущено новое производство по восстановлению цельнометаллокордных шин, применяемых на грузовиках. СП «Татнефть-Нефтехима» и итальянской фирмы Marangoni SpA было запланировано еще в начале строительства Нижнекамского завода шин ЦМК. Сейчас производство проходит стадию пусконаладки. Чтобы презентовать новое производство, «Татнефть» провела для журналистов в конце минувшей недели пресс-тур по шинному комплексу — первому из серии пресс-туров, организуемых минпромторгом РТ в рамках акции «Покупай наше!». Нефтяники показали весь цикл шинного производства — цеха ОАО «Нижнекамскшина», лаборатории НТЦ «Кама», завод шин ЦМК и новую площадку ООО «КаМаРетрэд», на которой и будет восстанавливаться изношенная продукция.
Как рассказал «БИЗНЕС Online» директор ООО «Управляющая компания «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов, доля «Татнфеть-Нетфехима» в СП составляет 65%, доля Marangoni — 35%, в совет директоров входят два итальянца и три представителя нижнекамской компании. «Татнефть» вложила в предприятие 102 млн. рублей. Это, по оценке Вахитова, деньги небольшие.
«Мы проплатили, когда еще не было этих треволнений с курсом рубля, поэтому инвестиции остались на изначально запланированном уровне, — рассказал Вахитов. — Мы с фирмой Marangoni сотрудничаем с первых дней строительства завода в 2010 году — с тех пор мы совместно прорабатывали этот проект. Он нужен был нам именно сегодня, по срокам мы вышли ровно в тот момент, когда наши цельнометаллокордные шины «Кама» пришло время восстанавливать. Наши первые шины пробежали по 250 тысяч километров, есть и по 300 тысяч, и их каркасы сохранились в отличном состоянии».
Директор УК «Татнефть-Нефтехим» Анвар Вахитов (справа) и исполнительный директор ООО «ТД «Кама» Рафаил Бадретдинов |
Прежде всего восстановлению подлежат те шины, которые правильно использовали: следили за давлением, избегали перегрузов. Для того чтобы водители и техники знали, как сберечь свои шины для восстановления, на предприятии разрабатывают специальную программу.
Впрочем, если в плане строительства завода «Татнефти» повезло с курсом рубля, то в вопросах реализации будущего продукта пока все наоборот. Исполнительный директор ООО «Торговый дом «Кама» Рафаил Бадретдинов пояснил «БИЗНЕС Online», что прогнозировать сумму выгоды от восстановления для автовладельцев даже сейчас еще сложно, учитывая нынешние пляски курса рубля. Дело в том, что в технологию Marangoni заложены импортные расходные материалы, в первую очередь сырье.
«Но общепринятое соотношение — это 65 - 70 процентов от цены новой шины, — добавил Бадретдинов. — Такое соотношение у Michelin, у Goodyear, у других производителей. Пока мы руководствуемся опытом других игроков».
Нижнекамский завод шин ЦМК |
Несложно предположить, что если внешнеэкономическая ситуация будет развиваться по негативному сценарию, то себестоимость восстановления легко достигнет планки производства новой шины. Между тем под самым боком шинного комплекса свое сырье производят нефтехимики. Понятно, что предприятие совместное, у итальянцев есть свои интересы — в частности поставки сырья, но ведь и рентабельность производства должна быть им интересна не меньше.
«ВОПРОС РЕАЛИЗАЦИИ ПОКА НЕ СТОИТ НА ПОВЕСТКЕ ДНЯ...»
Другая составляющая успеха проекта — идеологическая. «Сегодня в России нет культуры восстановления шин, — заявил Бадретдинов. — Есть несколько пилотных проектов. Это все заводы высокого уровня, ближайший из них базируется в Тольятти — производство Поволжской шинной компании. Но у нас пока принято докатать шину до последнего и считать, что она подлежит восстановлению, хотя все зависит от условий эксплуатации и от своевременного снятия каркаса шины. Надо менять ментальность — в этом случае у завода большое будущее. Потому что иметь гарантированный пробег 250 тысяч километров и возможность довести его до 500 тысяч нормальному собственнику будет интересно».
Реализация новой услуги будет осуществляться через дилерскую сеть собственного торгового дома «Кама» и через шинные центры Tyre&Service — это франчайзинговая сеть из 130 с лишним сервисных центров в России и странах ближнего зарубежья, четверть ассортимента которой занимает отечественная продукция. Хотя сервис в полной мере доступен автовладельцам, основной клиентурой СП будут автопроизводители.
Автомат для сборки легковых шин VMI MAXX 20 производительностью 2099 шин в сутки |
«Мы сегодня объездили много автопредприятий в Казани, Челнах, Нижнекамске и других городах, — рассказал Вахитов корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Желающих восстанавливать шины много. Они уже собирают каркасы, которые потом наши сотрудники, обученные в Италии, проверят на пригодность и отберут. Наши представители на местах также будут собирать каркасы для последующей продажи. По сбору каркасов мы рассматриваем все варианты — восстановление как услугу и как покупку, у нас будет два прайса».
Как уточнил Вахитов, собственных дилерских центров у компании порядка 80, но они в основном работают на продажи, поэтому компания сегодня переформатирует точки в Челнах, Казани, Москве, чтобы через них продавать как шины, так и сервис. Компания «КаМаРетрэд» готова восстанавливать не только шины под брендом «Кама» — это могут быть и Michelin, и Bridgestone, и любой другой бренд, кроме «китайцев», восстановлению не поддающихся. Свидетельством того, что обновленные покрышки уже были когда-то в употреблении, станет нанесенный на них фирменный логотип предприятия.
«Вопрос реализации восстановленных шин пока не стоит на повестке дня, — отметил Вахитов. — Надо запустить производство, а потребитель найдется, не сомневайтесь. В Татарстане на этом рынке у нас конкурентов нет. В Самаре, в Питере есть небольшие заводы, но они работают не по технологии Marangoni, а Marangoni сегодня — ведущая компания по восстановлению шин. У конкурентов продажи идут успешно, и у нас перспективы хорошие».
Вахитов добавил, что после восстановления протектора возможна и повторная реинкарнация шины, благодаря чему каркас сможет отработать трижды. Соответственно, втрое сократится и объем утилизируемой резины, уменьшая воздействие на окружающую среду.
В цехах ООО «КаМаРетрэд» сегодня можно увидеть несколько станков для проверки каркасов на годность и собственно станки для восстановления, заниматься всем этим будут 16 человек. Но в настоящее время на предприятии трудятся всего два сотрудника. По словам директора СП Руслана Хайруллина, в 2015 году завод планирует восстановить порядка 8 тыс. шин. На проектную мощность — 39 тыс. шин в год — СП планирует выйти за два-три года, при этом компания сохраняет возможность дальнейшего расширения производства. К настоящему времени уже отобрано 500 годных каркасов.
«НА БУДУЩИЙ ГОД ДИЛЕРЫ ДЕЛАЮТ ОЧЕНЬ ОСТОРОЖНЫЕ ЗАЯВКИ...»
На встрече с журналистами Вахитов рассказал об общем положении шинного комплекса на рынке. По его словам, за 9 месяцев 2014 года произведено 8,6 млн. шин, из которых реализовано 8,4 млн. штук. Небольшой разрыв в производстве и продажах компания рассчитывает отыграть по итогам года, выпустив 11,8 млн. шин и реализовав 12 миллионов. В целом снижение производства в сравнении с прошлым годом составит 8 - 9% по оценке Вахитова.
Руководители шинного комплекса встретились с журналистами |
«Это с учетом того, что в этом году практически все автозаводы снижают производство, — отметил директор управляющей компании. — В этом году мы отгрузили меньше запланированного и на КАМАЗ, и на АвтоВАЗ, но руководство торгового дома нашло варианты размещения наших шин на вторичном рынке. Это касается продаж как в России, так в ближнем и в дальнем зарубежье».
В 2015 году мощностями трех шинных заводов компания планирует выпустить 12,4 млн. шин, увеличив производство продукции на 391 тыс. штук. В рамках инвестиционной программы в этом году планируется освоить порядка 488 млн. рублей. В 2015 году на модернизацию производства будет отпущено еще 450 млн. рублей. В планах покупка автоматической линии раскроя и стыковки металлокордов, рентген-установок для контроля качества и другого оборудования.
Сегодня шинный комплекс производит порядка 250 товарных позиций основного продукта. География продаж включает 42 страны, в России каждый пятый автовладелец пользуется шинами марок «Кама», «Кама Euro» и Viatti — премиум-бренда, активно продвигаемого «Нижнекамскшиной» на рынок сегодня. Сейчас на заводах комплекса работают около 11 тыс. человек, но в 2015 году, по словам Вахитова, штат сократится примерно до 10,2 тыс. человек — исключительно за счет естественной убыли.
Бадретдинов, в свою очередь, оценил состояние российского рынка в целом, напомнив, что в 2012 году рынок рос, а в 2013-м — сократился на 4%.
Лаборатория контроля качества продукции |
«В этом году ожидается спад на 12 - 13 процентов, — сообщил Бадретдинов. — Падение очень значительное, и не только за счет автозаводов. На будущий год дилеры делают очень осторожные заявки. Но есть и положительная тенденция. Сейчас для российских товаров создаются преимущества, и они уже проявляются. Например, мы усиленно приглашали к сотрудничеству компанию «Шинтоп» из Владивостока, и буквально на прошлой неделе они приехали, заключили с нами контракт, хотя сидели сплошь на азиатских шинах. В целом рынок в любом случае снизится за счет автопроизводителей, мы же планируем за счет внутреннего рынка и экспорта позиции удержать».
При этом Бадретдинов оговорился, что главным экспортером нижнекамских шин до сих пор была Украина, но это некритично, как и дилерская осторожность. Ни один дилер сегодня не даст заявку на год, поэтому работать компания будет в режиме не жесткого планирования, а оперативных заявок — как правило, сезонных и месячных.
«Мы впервые получили заявку, которая почти полностью совпала с нашим производством, и у меня есть большие надежды, что весь 2015 год и последующие мы будем находиться именно в таком режиме работы», — заявил Бадретдинов.
ЗАЯВКА ИЗ ОБЛАСТИ НАНОТЕХНОЛОГИЙ
Основное производство ОАО «Нижнекамскшина» журналистам показал исполнительный директор общества Радий Бурганов. Демонстрируя продукцию, он рассказал, что самые ощутимые объемы производства дают легковые шины — с мая 2010 года общество поставило 1,5 млн. шин на «Фольксваген Груп Рус» под несколько моделей, последней из которых стала Volkswagen Tiguan. С ноября этого года начались поставки новому стратегическому партнеру — им стал Ford-Sollers. Еще 4,6 млн. шин производится сегодня под брендом Viatti.
Если с конвейеров Volkswagen на нижнекамских шинах сходят пять моделей, то Ford поставил на отечественные колеса пока четыре, производимые в ОЭЗ «Алабуга». Они появятся в продаже в феврале. В челнинском проекте автопроизводителя, который во вторник запустил премьер-министр России Дмитрий Медведев, «Нижнекамскшина» не участвует. Однако с Ford-Sollers есть договоренность на последующие проекты.
«Нас пригласили к разработке шин для автомобилей, которые будут производиться в 2018 году, мы включились в эту работу», — сообщил исполнительный директор ООО «НТЦ «Кама» Александр Махотин. На вопрос «БИЗНЕС Online» он ответил, что это будут следующие поколения машин, на которых нижнекамские шины появятся нынче, — Fiesta, Transit, Focus, Kuga.
Исполнительный директор ОАО «Нижнекамскшина» Радий Бурганов |
НТЦ сегодня в рамках утвержденного продуктового портфеля основную работу ведет над разработкой 195 типоразмеров шин под брендом Viatti: 30 размеров легковых шин, 20 размеров — джипы и кроссоверы, 15 размеров для легких грузовиков и микроавтобусов. С этого года в каждом размере разрабатывается по четыре вида шин — как и прежде, летняя, две зимние (шипуемая и нешипуемая), к ним добавилась всесезонная. Из 195 размеров на сегодня освоено 105, закончить работу планируется за 1,5 года.
«Если мы эту программу реализуем, в чем сомнений у меня нет, — заявил Махотин, — то для 90 процентов эксплуатируемых в России автомобилей мы предложим свои шины на любой сезон. В этом наша стратегическая цель, и сейчас мы впервые вошли в тот формат, когда можем предложить именно то, что требует рынок».
Также НТЦ сотрудничает с «Нижнекамскнефтехимом» в разработке новых видов сырья. К настоящему времени закончилась работа над новым видом каучука, который заменит импорт. По словам Махотина, сырье они получили лучше, чем у конкурентов. И еще одну заявку из области нанотехнологий озвучил исполнительный директор НТЦ.
«Мы активно работаем с нанотехнологиями, — сказал он, — получили первые результаты. Я надеюсь, что 23 декабря при встрече нашего президента с господином Чубайсом, когда подведут итоги работы Татарстана в этой области, будет принято решение о создании экспериментального производства нанотрубок на площадях «Нижнекамскшины».
Справка
ООО «Нижнекамский завод цельнометаллокордных шин» — это производство цельнометаллокордных шин (ЦМК-шин), пополнившее нефтехимический комплекс ОАО «Татнефть» в 2009 году. Проектная мощность завода — 1,2 млн. шин в год. В строительство завода компанией «Татнефть» инвестировано около 18 млрд. рублей. Проект направлен на обеспечение растущего спроса среди отечественных автопроизводителей на шины новой конструкции. Старт проекту дан в январе 2007 года. В качестве стратегического партнера выбрана немецкая компания — одна из мировых лидеров по производству шин ЦМК. В декабре 2009 года завод сдан в эксплуатацию. В апреле 2010 года выпущены первые серийные шины.
В будущем году ОАО «Татнефть» планирует запустить новое призводство по восстановлению шин «КаМаРетрэд». По сути, оно является первым в России предприятием по восстановлению шин при помощи технологий мирового уровня. Итальянская компания «Марангони С.п.А.» вложила в «КаМаРетрэд» 35% от общей стоимости проекта, ОАО «Татнефть» — 65%.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.