64377.jpg
На конец ноября у казанского филиала Рост Банка было порядка 6,5 тыс. клиентов — юридических лиц и порядка 65 - 70 тыс. клиентов — физических лиц

ТАТФОНДБАНКУ ПОНРАВИЛАСЬ РОЛЬ САНАТОРА?

В списке желающих санировать тонущий Рост Банк может появиться Татфондбанк, акционеры которого летом этого года выкупили также санируемый агентством по страхованию вкладов (АСВ) банк «БТА-Казань», получив для этого из Москвы 10 млрд. рублей под минимальные проценты на 10 лет. Об этом сегодня федеральным СМИ сообщил член совета директоров Татфондбанка Алексей Терехов. Напомним, что вчера совет директоров Банка России установил 12 декабря в качестве предельного срока отбора инвестора для участия в санации Рост Банка, банка «Кедр», СКА-Банка, Тверьуниверсалбанка и Аккобанка, принадлежащих совладельцу компании «Мерлион» Олегу Карчеву.

В конце ноября в связи с наличием угрозы банкротства регулятор принял решение о введении в эти банки временной администрации АСВ. В качестве возможных кандидатов на участие в санации банковской группы «Рост» назывались банк «Открытие», Бинбанк, СМП Банк, МДМ Банк и Московский кредитный банк.

Интерес Татфондбанка также понятен: с приобретением Рост Банка, который входил в Топ-100 крупнейших банков России, он получит доступ к разветвленной федеральной сети допофисов. Правда, цена вопроса — порядка 10 - 20 млрд. рублей, учитывая, что ТФБ получил 10 млрд. под «дыру» в 5 - 6 млрд. в БТА. Тогда как «дыра» в Рост Банке — 10 млрд., а вкладчиков — примерно 70 млрд. рублей.

image60576874.jpg
В списке желающих санировать тонущий Рост Банк может появиться Татфондбанк Роберта Мусина

«Не думаю, что Татфондбанк располагает такими огромными ресурсами, чтобы еще один банк санировать, — считает председатель совета банковской ассоциации РТ Людмила Китайцева. — В принципе, средства может дать АСВ, но я сомневаюсь, что Татфондбанк захочет санировать банк, у которого очень большие и проблемные вклады населения — это десятки миллиардов рублей. Мое личное мнение: лучше было бы выделить казанский филиал Рост Банка в отдельное юридическое лицо и спасать только его — ситуация в нем намного более благоприятная, чем в целом по банку». Китайцева пояснила «БИЗНЕС Online», что переоформить филиал в дочерний банк можно при желании всего за месяц. «Это было бы для республики очень даже хорошо, зачем нам терять его, там же много татарстанских клиентов. По крайней мере, это более логично», — отметила она.

Ряд опрошенных корреспондентами «БИЗНЕС Online» банкиров Казани на условиях анонимности сообщили, что, по их мнению, в гонке на роль санатора Рост Банка явный фаворит — СМП Банк, принадлежащий московскому олигарху Ротенбергу. Вряд ли ТФБ, принадлежащий Роберут Мусину, сможет с ним тягаться, но кто его знает. В битве за банк БТА он тоже всплыл неожиданно...

Людмила Китайцева предлагает выделить казанский филиал Рост Банка в отдельное юридическое лицо и спасать только его: «Зачем нам терять его, там же много татарстанских клиентов. По крайней мере, это более логично»

«100 НЕПРИКАСАЕМЫХ»

Источник «БИЗНЕС Online» в казанском филиале Рост Банка считает, что санатор будет выбран ранее установленного ЦБ РФ срока. «Чем дольше они тянут, тем больше ажиотажа и негатива», — пояснил он. А ажиотаж, как уже сообщал вчера «БИЗНЕС Online», получился серьезный. Отделения Рост Банка заполонили сотни вкладчиков, причиной их нашествия стало введение АСВ ограничений на выдачу денег.

По словам источника, казанский филиал вплоть до введения временной администрации АСВ без задержек проводил все платежи. «Платежи были остановлены директивными методами — распоряжением АСВ», — отметил он. Впрочем, в казанском филиале Рост Банка подтвердили, что начиная с сентября у них тоже наблюдался отток клиентов и вывод средств со счетов банка. «Но мы продолжали нормально работать, запас ликвидности у банка был очень большой», — отметил источник «БИЗНЕС Online».

По его словам, на конец ноября у казанского филиала было порядка 6,5 тыс. клиентов — юридических лиц и порядка 65 - 70 тыс. клиентов — физических лиц. Источник уверяет, что у крупных татарстанских клиентов банка нет проблем с платежами и получением зарплат. «Был составлен список социально значимых для Казани и республики юридических лиц — клиентов Рост Банка, в который вошло порядка 100 крупных предприятий. По ним платежи, зарплаты и налоги проводятся вовремя», — отметил источник. Какие предприятия вошли в этот список он не раскрывает, однако известно, что среди них, например, КНИАТ.

«ВАМ ВАЛЕРЬЯНКУ НАДО ПИТЬ!»

Корреспонденты «БИЗНЕС Online» вновь, как и вчера, объехали операционные офисы казанского филиала Рост Банка. В главном офисе на улице Декабристов среди юридических лиц паники не наблюдается. Четыре человека в разных окошках мирно беседуют с сотрудниками банка — и то они, кажется, пришли сюда по дежурным вопросам. Массово снимать деньги со счетов никто не спешит.

— Юридические лица могут снимать в день по 60 тысяч, — объясняет операционист. — Если же у вас проходит зарплата через наш банк, то вы можете забрать все. Люди без зарплаты сидеть не будут! Единственное, мы сверяем, сколько вы снимали на эти цели в прошлые месяцы. Сами понимаете, какая ситуация.

По словам операциониста, чтобы снять деньги, нужно оставить в банке заявку. Например, сегодня деньги можно было заказать только на 10 декабря.

В отделении на Ямашева народу чуть побольше. Возле одного из окошек громко возмущается двухметровый мужчина.

— Я что-то не понял, почему платеж не прошел?!

Сотрудница банка что-то тихо и терпеливо ему объясняет. Тот не унимается.

— А если срочно деньги перевести нужно? Вы головой думаете вообще?!

Операционистка не выдерживает и тоже повышает голос.

— Мы вас предупреждали, платежи могут задерживаться!

— Вам валерьянку надо пить! Не кричите на меня, — негодует клиент и, собрав какие-то бумаги, хлопает дверью банка.

Успокоившись, операционистка разъясняет корреспонденту «БИЗНЕС Online», что платежи могут задерживаться, потому что идут через Москву — «нас же проверяют». «Если клиент хочет совершить крупную покупку и переводит средства на счет, то его контрагенты обязательно их получат, но позже. К сожалению, мы не можем сказать, на сколько. Первым делом оформляем все, что связано с налогами, потом зарплаты и только потом — товары и услуги», — рассказывает сотрудника банка.

В офисе на улице Гвардейской небольшие очереди. Но паники, кажется, тоже нет. Скорее, легкое беспокойство.

— Знакомый сказал, тут какие-то проблемы у банка. Пришел узнать. На звонки почему-то мне не ответили, — делится молодой мужчина лет 30. — Говорят, люди по 100 - 200 человек стоят в очередях за деньгами. Вот зачем панику разводят?

Другой предприниматель тоже жалуется на «тормозящие» платежи.

— В понедельник отправили 30 тысяч. Мелочь, конечно, но уже 5 дней прошло. Звонил в банк — сказали прийти, будем разбираться. Ну, уж деньги не потеряются, думаю.

IMG_8841.jpg

«ПОЛОЖЕНИЕ НЕПОНЯТНОЕ, ЕСЛИ НЕ СКАЗАТЬ КРИТИЧНОЕ»

Проверить информацию о том, что крупные клиенты Рост Банка не испытывают проблем с платежами, пока не удалось — в КМПО, ЕлАЗ и других крупных клиентах банка, до которых удалось дозвониться, ситуацию отказались комментировать. Зато в других опрошенных нами компаниях руководители и бухгалтера просто хватаются за голову и не знают, что теперь делать.

Вера Пигалева — главный бухгалтер ОАО «Казанское ОКБ «Союз»:

— Дела обстоят сложно. Платежи, которые были произведены, налог НДС или что-то другое, они не дошли до клиентов. Пополнение оборотных средств было направлено в банк, прошло пять дней — они так и не дошли: я отправила 1 декабря, сегодня 5 декабря, так ничего и нет. Съем денег сейчас производится только на зарплату, ни на командировочные, ни на больничные — ничего. И только в назначенное время. Если положена зарплата в такой день, пожалуйста, не положено — не дам.

Мне было очень удобно работать с этим банком, и если нам придется уйти, будет очень жаль. Все вопросы очень быстро решались, не было никаких проволочек, с некоторыми казанскими банками очень тяжело договориться, надо только выезжать. Среди наших операций в основном было погашение кредитов, а вести платежи через Москву — это потеря времени, кошмар, по два-три дня тратили. А тут они нас поняли.

До этого проблем не чувствовалось, но в октябре я платила налоги с октябрьской зарплаты и не могла понять, почему задержка. Раньше все было здесь и все было оперативно, любую проблему можно было решить, а в тот раз деньги начали идти уже через Москву. Тогда это было не так ощутимо заметно, как сейчас — с 1 декабря. Мы вынуждены были переключаться, как-то отходить, но ведь там наши деньги. Сейчас то, что за эти дни проплатили, мы вынуждены будем искать. Банк не может ответить на этот вопрос, так как все реестры сейчас направляются в Москву, и уже там их направляют поставщикам. Придется распечатывать все, обзванивать, узнавать — дошли ли деньги. Если не дошли — я не знаю, где их искать.

Адель Муллагалиев — генеральный директор отеля Hayal:

— Мы остались без средств к существованию. Мы не можем ни платежи провести, ни зарплату выплатить, ни по счетам заплатить, ни поставщикам оплатить услуги, ни коммунальные расходы — ничего. С прошлой недели у нас зависли все платежи. Пока сидим и ждем. Сначала сказали, что задержка будет два-три дня, теперь уже без даты. Сейчас у нас нет выбора, как у всех организаций, у нас расчетные счета дополнительные в других банках, но основной расчетный счет был в Рост Банке. Все наши денежные средства находятся на этом счете. Более того, сегодня 5-е число — день зарплаты, а мы на зарплату не можем снять ни одну копейку. Даже так скажу: платежи, которые мы заплатили, налоги, они с расчетного счета списались, а до адресата не дошли, то есть они где-то зависли.

Конечно, людей мы будем поддерживать, платить будем с выручки, но это тоже не выход. Все знают, если сейчас налоги не заплатишь, к тебе через какое-то время придут и арестуют счета, не заплатишь за электричество, придут и отключат — и никто разбираться не будет, что кто-то там сократил платежи. Вина будет не банка, вина будет организации. Я пока не могу дозвониться до управляющего, мне дают какие-то телефоны, но все они или заняты, или трубку не берут. Положение пока не понятное, если не сказать критичное. Мы за голову взялись.

«БИЗНЕС Online» продолжает следить за развитием ситуации.