С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ ФОТО

— Ленар, почему именно автомобильная фотография? И с чего все это началось?

— Мне всегда нравилось фотографировать. Как это обычно бывает, в качестве объектов съемки оказывалась природа, родные и друзья, архитектура, а заодно и различный транспорт. В последние несколько лет я довольно часто менял машины, все их естественно фотографировал. И в это время обратил внимание, как непросто сделать снимок автомобиля, чтобы он был похожим на журнальный. Вроде бы ничего сложного, но начинаешь снимать, то там свет не так упадет, то цветопередача оказывается неудачной, какая-нибудь мелочь попадет в кадр, на которую сразу не обратил внимание, и так далее. Стал интересоваться литературой по этому поводу, в интернете много времени проводил на специальных сайтах и форумах. Постепенно у меня начали получаться фотографии, которые не стыдно показывать и матерым мастерам жанра.

— И где ты обычно общаешься с этими «матерыми мастерами»?

— У автомобильных фотографов России есть главный сайт, который называется Fotostation. Там есть немало обучающей информации именно по автомобильной фотографии, функционирует форум. А главное — все пользователи могут выкладывать свои работы, и все сообщество обсуждает снимки. Профессионалы делятся тем, как у них получаются шикарные фото, которые публикуются в ведущих автоизданиях. Новички выкладывают свои первые работы, чтобы услышать объективную и конструктивную критику. Те, кто находится посередине, помогают советами начинающим и сами постоянно прогрессируют, благодаря советам профи. В процессе обсуждения много интересной и полезной информации выясняется. Есть на сайте и рейтинг лучших фотографов, который формируется по целому ряду показателей. Мне удалось войти в Топ-25 за все время существования сайта, периодически попадаю в Топ-3 по итогам месяца, в том числе в ноябре 2014-го.

Правда, на этом сайте зарегистрированы не абсолютно все автофотографы России. А многие из непререкаемых авторитетов постят свои работы все реже по причине отсутствия свободного времени. Соответственно и советы они дают не так часто, как в прежние годы. Жанр автофото постепенно раскрутился, и теперь у ведущих мастеров много хорошооплачиваемой работы по профилю. Но периодически получается встречаться с ними живьем, во время поездок и разных мероприятий. Часто узнаю много нового и интересного, фотографам всегда есть что обсудить, о чем поговорить.

МИЛЛИОН ЗА КАМЕРУ

— Многим будет интересно узнать, сколько примерно стоит фотосессия у ведущих мастеров?

— Стоимость в каждом случае оговаривается индивидуально. Но есть и типовые расценки. Например, студийный снимок у одного из ведущих московских автофотографов стоит в районе 15 - 20 тысяч рублей. А ведь итогом каждой фотосессии, как правило, становится несколько снимков. Но здесь не стоит забывать про важнейшие нюансы. Во-первых, нужно платить за аренду фотостудии, и, если она находится в хорошем месте Москвы, то это совсем недешево. Во-вторых, профессиональная аппаратура стоит целое состояние. И чтобы его хотя бы просто окупить, надо очень много снимать. В-третьих, качественная фотосессия всегда занимает массу времени, поэтому мастер физически не может делать съемки в конвейерном режиме, обычно их бывает не больше одной-двух в день.

— А можешь привести примеры, насколько дорогой является фотоаппаратура?

— Техника сильно отличается по цене. Неким минимумом для хорошего автофотографа считается полнокадровый зеркальный фотоаппарат с матрицей размером 24х36 мм. Стоят подобные не меньше 65 тысяч рублей. Но в дополнение к камере нужна специальная «оптика». У нее много подвидов, каждая служит для своей роли. На мой фотоаппарат из нужных для работы линз даже самая дешевая стоит в районе 60 тысяч рублей. Но для постоянного и разнообразного процесса необходим целый набор, и для его покупки потребуются сотни тысяч рублей. И это я сейчас рассказываю о более или менее распространенных моделях таких производителей, как Nikon или Canon. Если же говорить о топовых моделях брендов hi-end класса марок Hasselblad или Phase One, то счет может идти на миллионы рублей. Но такая аппаратура позволяет обеспечивать съемку с мегаразрешением и мегачувствительностью, недостижимыми на более простых моделях. Существенных денег требуют и аксессуары. Скажем, только профессиональная фотовспышка для дневной съемки стоит около 150 тысяч рублей. Некоторые приспособления приходиться мастерить самому, чтобы хоть где-то сэкономить.

Ригшот позволяет делать снимки в движении, так словно фотограф парит в одном-двух метрах рядом с едущим автомобилем
Ригшот позволяет делать снимки в движении, так, словно фотограф парит в одном-двух метрах рядом с движущимся автомобилем

УМЕЛЫЕ РУКИ

— Какие приспособления удалось сделать своими руками?

— Например, так называемый ригшот. Это приспособление в виде трубы, которое крепится к машине, а на другом конце располагается фотоаппарат. В итоге можно делать снимки в движении, так, словно фотограф парит в одном-двух метрах рядом с движущимся автомобилем, при этом в движении находится и окружающий фон. Особенно эффектными получаются кадры, когда машина снимается спереди или сзади. При помощи фотошопа получить такие же снимки или не получится, или это займет уйму времени. Правда, мой ригшот металлический, из тонкостенных труб, поэтому под тяжестью фотоаппарата он слегка прогибается, бывает раскачивается в движении, что создает сложности в дальнейшей обработке. Иногда опасаюсь крепить к некоторым авто, если есть риск деформации кузова или когда нужно цеплять ригшот к стеклянной крыше. Лучшие западные образцы подобных приспособлений изготавливаются из углепластиковых труб, поэтому они мало весят, нет риска повредить кузов или стекло, они не прогибаются под весом фотокамеры. Но и стоят соответствующе.

— Удается ли зарабатывать на жизнь только за счет автофотографии?

— Хотелось бы прийти к этому, но пока основной доход у меня за счет работы на более приземленных профессиях. По специальности я инженер-связист. Много лет работал электронщиком на заводе, а также занимаюсь ремонтом компьютеров. За счет всех трех видов деятельности и складывается мой доход. Большая часть идет на семейные расходы. Но иногда получается приобретать новую фототехнику и аксессуары. Много чего еще хочу купить, особенно нужны дополнительные объективы, довольно-таки дорогостоящие. В Казани пока нет большого спроса на качественную автомобильную фотографию. В течение месяца бывает не больше четырех заказов. Изредка выезжаю на репортажную съемку. Стоимость работы не такая высокая, как в Москве, поэтому хорошими доходами на этом поприще похвастать не могу. Заказы от организаций и вовсе носят единичный характер. Сейчас вот участвую в тендере на фотографирование для каталога продукции одного крупного автопредприятия.

Пробовал себя пару раз на поприще обычной художественной фотографии и в качестве свадебного фотографа, но это совершенно не мое. Плюс там большая конкуренция, где я вряд ли буду выделяться на общем фоне.

ТРИ В ОДНОМ

— В чем конкретно выражается сложность автомобильной фотографии? Почему она считается одной из наиболее сложных?

— У всех автомобилей разный дизайн и сложная форма с множеством ломанных линий, изгибов, переходов, деталей, закруглений. Соответственно, когда свет падает на поверхность автомобиля, то он отражается по-разному при фотографировании. Крайне редко бывает ситуация, когда получается выставить машину и получить снимок идеального качества без дополнительного освещения или с идеальным задним фоном. Почти все время в каком-то компоненте да закрадется нюанс, который нужно будет исправить. То солнце не с того угла светит, то тучи закрывают небо не как надо, или они нужны, но их нет.

Сейчас многие снимают автомобили, но когда смотрят на результат, то не могут понять, почему не получается так, как в журналах, на рекламных снимках и биллбордах. А тонкостей на самом деле огромное количество. Погода имеет большое значение, как и место съемки. Довольно хорошо получаются снимки на рассвете или закате, когда свет наиболее мягкий и ровный. Но не всегда получается фотографировать в идеальных условиях. И тогда приходится заниматься весьма сложным процессом компиляции.

— Собирать один снимок из нескольких?

— Именно так. У меня чаще всего идеальный снимок получается из трех разных фотографий. На одном этапе ты полностью сосредотачиваешься на машине, высвечиваешь ее фотовспышкой, лампами, делаешь кадр, на котором сам автомобиль получается лучше всего. Часто приходится отдельно фотографировать светотехнику, ведь когда светят фары, то крайне тяжело получить качественное фото кузова. Поэтому при работе над самой машиной фары часто остаются выключены. А затем уже стараешься запечатлеть оптимальный задний план, сосредотачивая все усилия на этом направлении. На данной стадии может понадобиться применение спецэффектов. Они бывают разные: разжигаем огонь, создаем туман, обливаем машину водой, зажигаем прожекторы и многие другие вещи.

В финале несколько разных кадров собираешь воедино, получая итоговый результат. Процесс склеивания совсем непростой и порой затягивается на несколько дней, все делается на компьютере при помощи специальных программ, без которых сейчас практически не обойтись. Бывает, конечно, подкладываешь задний фон из фотошопа. Но заказчику будет обидно увидеть такой же на чьей-нибудь еще фотографии. Гораздо выше ценится, когда фотограф умеет самостоятельно найти хорошую точку для съемки и снять настоящий задний фон, благодаря которому снимок станет уникальным.

ДРИФТ ВСЕМУ ГОЛОВА

— А сам насколько сильно увлекаешься автомобилями?

— Не могу сказать, что я настоящий автофанат, но с машинами давно на ты. У меня много их было, даже участвовал в соревнованиях, пусть и непрофессиональных. Однажды мне удалось купить на японском аукционе небольшой кабриолет спортивного типа, такие обычно называют родстер. Это было прямо перед тем, как резко повысились таможенные пошлины, после которых ввоз праворульного «секонд-хэнда» почти прекратился. Toyota MR-S (MR2 в США и Европе - прим. ред.) оказалась довольно задорной машинкой. У нее вроде бы не слишком мощный 1,8-литровый мотор в 138 л.с., но и масса небольшая, меньше тонны. Поэтому характер довольно боевой. Несколько лет назад только построили под Казанью гоночную трассу «Каньон», сейчас она называется KazanRing. Когда я узнал, что там проводятся автотусовки, то сразу поехал туда. Поначалу там была просто асфальтированная дорожка, ни зон вылетов, ни отбойников. Многие часто слетали за пределы полотна, а когда возвращались назад, то на бамперах висели куски травы и горсти земли, в таком виде и продолжали гоняться дальше, забавно было на это смотреть.

Пытался дрифтовать на своей машинке, она ведь заднеприводная, но пустить ее в занос было совсем непросто. Ведь у MR-S среднее расположение двигателя, а машины с такой компоновкой очень непредсказуемы в предаварийных ситуациях. Они срываются в занос резче, чем модели с передним расположением мотора, и ведут себя в таких режимах менее предсказуемо. Запросто крутятся вокруг оси при малейших ошибках. К тому же сам двигатель 1 ZZ-FED оказался «одноразовым», дважды пришлось его менять. Блок цилиндров слишком тонкостенный, поэтому не каждый моторист мог его «загильзовать» и сделать капремонт. В общем, потратив немалое количество денег, пришлось остановиться. Зато познакомился со множеством интересных людей. Например, дрифтом я занимался под руководством и совместно с Олегом Шатовым. Сейчас он единственный казанский представитель в профессиональной российской дрифт-серии RDS и руководитель казанской школы высшего водительского мастерства.

«Запомнился тест-драйв мощного электромобиля Tesla Model S85 P+, который мы проводили на автодроме «Казань-ринг»
«Запомнился тест-драйв мощного электромобиля Tesla Model S85 P+, который мы проводили на автодроме KazanRing

— Во время фотосессий удается ли поездить на машинах? Какие модели особенно запомнились?

— На съемки я обычно езжу на своей машине с аппаратурой, но периодически бывает сажусь за руль или катаюсь пассажиром в довольно интересных экземплярах. Недавно была фотосессия шикарных американских ретро-каров Ford Mustang Shelby G.T. 350 и Ford Ranchero. Получил массу эмоций, невероятно красивые и одухотворенные машины.

Запомнился тест-драйв мощного электромобиля Tesla Model S85 P+, который мы проводили на автодроме KazanRing. Необычные ощущения, когда в почти полной тишине машина на удивление резво ускоряется с четырьмя взрослыми седоками в салоне. За руль тогда садился и профессиональный пилот Ильдар Рахматуллин. Уровень перегрузок при езде по гоночной трассе такой, что очень быстро начинало укачивать.

А в Москве однажды мы три дня тестировали Audi RS7. Это еще более быстрое авто, чем Tesla. И звук у него просто потрясающий. Немало интересных ситуаций было во время съемок «эр-эски». Например, одна из фотосессий проходила на Патриарших прудах, рано утром. Обычно туда не пускают транспорт, но воспользовавшись тем, что город спал, мы подъехали прямо к воде и сделали несколько отличных снимков.

Другая Audi, модели S3, не произвела яркого впечатления, но зато нам получилось ее тщательно отфотографировать прямо на Красной площади. На удивление, пока там снимали, никто ни разу не подошел, хотя мы стояли под знаками, запрещающими въезд и остановку.

ЛУЧШЕЕ ФОТО ЕЩЕ ВПЕРЕДИ

— Из огромного количества фотографий, которые уже сделаны, какие считаешь наиболее удачными?

— Из того, что уже сделано, нравится многое, но выбрать что-то одно сложно. Каждый раз стараешься воплотить какую-нибудь свежую идею. Запоминаются те фотосессии, когда удается воплотить нечто оригинальное. Например, недавно сделали несколько хороших снимков на фоне пролетающего мимо казанского аэроэкспресса. Запомнилась работа со «стеной огня». Довольно непростой вариант по технике исполнения. Ведь огонь используется самый настоящий, поджигается бензин, разлитый недалеко от автомобиля. Приходится учитывать фактор пожарной безопасности, но и слишком далеко от огня фотографировать тоже нельзя, иначе снимок не получится с нужным эффектом. Я сам и хозяин машины довольно сильно переживали во время подобной съемки, но и результат превзошел все ожидания.

А есть элементы, которые потрясающе выглядят на фото, хотя достигаются копеечным способом. Здорово смотрится эффект тумана, хотя достигается он путем поджога дешевых шариков для пинг-понга. Сейчас скопилось немало задумок, которые хочется реализовать на должном уровне. Ведь с каждой фотосессией растет опыт, мастерство, понимание многих вещей. По фотографиям это хорошо заметно. И дело не только во мне. Автомобильная фотография постоянно совершенствуется. Появляются новые технологии съемки и обработки. Если вы посмотрите на снимки в старых автокаталогах, то увидите там множество красивых фото. Но в современных работах можно обнаружить тот уровень яркости и такие спецэффекты, которые даже технологически невозможно было получить в предыдущие годы. И процесс этот непрерывный. Так что по поводу лучшего снимка, сейчас я не смогу такой назвать. Нет пока того, который удовлетворил бы меня на 100 процентов. Уверен, что это впереди, сейчас для меня все только начинается.