Алексей Казаков, его заместитель Андрей Новожилов и главный бухгалтер Регина Павлова
Алексей Казаков, его заместитель Андрей Новожилов и главный бухгалтер Регина Павлова

«ОНИ ЭТО ЗАСЛУЖИЛИ»

В Советском районном суде Казани накануне огласили приговор по громкому делу дольщиков, по версии следствия, обманутых руководством ЗАО «Защита». На скамье подсудимых, напомним, оказались три человека: бывшие руководитель ЗАО Алексей Казаков, его заместитель Андрей Новожилов и главный бухгалтер Регина Павлова. Они обвинялись в присвоении и растрате 44 млн. рублей, которых в итоге не хватило на достройку трех домов, а также в злоупотреблении полномочиями, легализации преступных доходов. Казакову дополнительно инкриминировалось мошенничество в особо крупном размере.

В 12:00 в коридоре суда появились две женщины в темно-синей форме с наручниками и дубинками. Конвоиры молча прошли к залу заседаний №212, в котором председательствовал судья Муртазин. Одна женщина вошла зал, а вторая осталась ждать снаружи.

- Значит, обвиняемых все-таки арестуют? – поинтересовался у конвоира корреспондент «БИЗНЕС Online», ожидавший окончания процесса.

- А кого там судят? – поинтересовалась женщина.

- Приговор по делу обманутых дольщиков ЗАО «Защита».

- Слышала про это дело, там вроде 159-я, мошенничество, – сказала конвоир. – Да, арестуют. Нас просто так не приглашают.

Через пару минут пришли еще два конвоира, на этот раз мужчины. Спустя еще 10 минут, двери зала распахнулись и оттуда со вздохами облегчения стали выходить в основном пожилые люди – те самые дольщики, которые когда-то решили приобрести у «Защиты» строящиеся квартиры. «Они это заслужили», – сказал седовласый дедушка своей жене, пропуская ее вперед.

ЧТО ТРЕБОВАЛО ГОСОБВИНЕНИЕ И ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ

Тем временем Казакова и Новожилова, которые еще какое-то время оставались в зале суда, уже окружили видеокамеры: «Как вы можете прокомментировать приговор?», «Будете его обжаловать?», «Куда делись деньги?» Экс-руководитель «Защиты» не проронил ни слова и вскоре молча удалился в сопровождении конвоя. «Я буду обжаловать решение суда согласно УПК, как положено», – Новожилов оказался боле разговорчивым. «Вы думаете за три минуты можно ответить? – удивился он, когда его попрросили изложить свою версию произошедшего. – Так не бывает. Я вот шестой год сижу».

Как стало известно корреспонденту «БИЗНЕС Online», Казаков получил 6 лет колонии общего режима, но без полуторамиллионного штрафа, который требовало гособвинение. Новожилов благодаря смягчающим обстоятельствам (инвалидность и ребенок с инвалидностью на иждивении) был приговорен к 5 годам условно с 4-летним испытательным сроком, а Павловой придется провести в тюрьме 4 года, когда ее ребенку исполнится 14 лет, начиная с 2022 года.

Государственное обвинение, напомним, просило для Казакова 7 лет колонии строгого режима со штрафом в 1,5 млн. рублей, для Новожилова — 5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком в 5 лет и штрафом в 500 тыс. рублей, а для Павловой — 4 года условно с таким же испытательным сроком и штрафом в 300 тыс. рублей. Кроме того, гособвинители просили удовлетворить гражданские иски потерпевших. Подсудимые, в свою очередь, вину не признали и просили суд оправдать их.

«Суд не стал назначать обвиняемым в качестве дополнительного наказания штраф, так как штраф может отяготить исполнение гражданских исков», – объяснил «БИЗНЕС Online» помощник прокурора Казани Ильдар Нуруллин. По его словам, изначально Казаков, Новожилов и Павлова обвинялись в присвоении и растрате (ч. 4 ст. 160 УК РФ), легализации доходов (ч. 4 ст. 174УК РФ) и злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 201 УК РФ). Кроме того, Казакову также инкриминировалось мошенничество в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159) и неисполнение судебного решения (ст. 315 УК РФ). «Суд оправдал обвиняемых по статьям 174 и 201 Уголовного кодекса, а Казакова – также по статьям 159 и 315. Все они были осуждены по части 4 статьи 160 статьи Уголовного кодекса», – рассказал Нуруллин. По словам гособвинителя, кроме всего прочего в целях обеспечения исковых требований суд арестовал имущество Казакова: квартиру, катер, дачный дом. Уточнить общую сумму исковых требований Нуруллин не смог. Впрочем, очевидно, что речь идет о баснословной сумме, ведь потерпевшими по делу изначально был признан 661 дольщик.

180 ТОМОВ «ЗАЩИТЫ»

Напомним, о возбуждении уголовного дела в отношении руководства «Защиты» стало известно в 2007 году. В сентябре 2009-го прокуратура РТ направила в суд уголовное дело в отношении Казакова, Новожилова и Павловой. Материалы дела составили 180 томов.

По версии следствия, с октября 2005 года по октябрь 2007-го «Защита» строила в Казани три многоэтажных жилых дома. Заключая договоры о долевом участии, фирма привлекла почти 177 млн. рублей инвестиций. Однако, по версии следствия, более 44 млн. из них были похищены. Своих обязательств по завершению и сдаче в эксплуатацию жилых домов ни перед одним из своих дольщиков «Защита» не выполнила, положенные по договорам квартиры в собственность ни одному из них не передала. Кроме того, по версии следствия, Казаков мошенническим путем, составив подложные договоры, получил право собственности на нежилые помещения общей стоимостью свыше 5 млн. рублей. Он также не исполнял решения суда о взыскании с «Защиты» невыплаченной заработной платы в пользу работников фирмы на 634 тыс. рублей. В «Защите» была введена процедура банкротства, и фирма утратила возможность вести финансово-хозяйственную деятельность. А в результате проведения различных финансовых операций добытая преступным путем денежная сумма была легализована.

В ходе расследования уголовного дела установлен 661 потерпевший. По решению суда, Казаков и Новожилов были заключены под стражу, а в отношении Павловой была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. В ходе следствия и судебного разбирательства мера пресечения для обвиняемых менялась.

58383.jpg

На проблему оставшихся без квартир казанцев обратили внимание власти. Для решения сложившейся проблемы Минтимером Шаймиевым была предложена схема достройки домов «Защиты» силами Госжилфонда. Это решение было утверждено решением попечительского совета фонда в начале 2009 года. По сути, ГЖФ обязали достроить дома. Но прошло почти три года, прежде чем ГЖФ смог начать реализовывать данный сценарий. Этому предшествовал отказ Казакова, вышедшего на свободу накануне нового 2010 года, передать компанию под контроль ГЖФ, а также нежелание части дольщиков переуступать свои доли ГЖФ и доплачивать, многочисленные пикеты.

1 февраля 2013 года суд вынес оправдательный приговор троим подсудимым, сославшись на отсутствие состава преступления. С оправдательным приговором «за отсутствием состава преступления» прокурорские не согласились и успешно обжаловали его в Верховном суде РТ.

«РАЗВОД» ДОЛЬЩИКОВ В ТАТАРСТАНЕ

Кампания по уголовному преследованию строителей, обманувших тысячи татарстанских дольщиков, началась в республике в далеком 2007 году. Жители, оставшиеся без квартир, не без труда добились, чтобы на их проблемы обратили внимание власти. Дольщики из РТ пикетировали возле мэрии Казани, Госсовета РТ и даже на площади Революции в Москве...

В итоге на скамье подсудимых оказались экс-председатель правления ЖСО «КазКам», руководитель строительной фирмы «ТРООИВС», депутат Госсовета РТ Геннадий Мамонтов, главный бухгалтер «ТРООИВС» и «КазКам» Геннадий Кузнецов и директор по строительству «ТРООИВС» Хамид Алимов. Следствие выяснило, что от их действий пострадали 12 дольщиков и несколько юридических лиц. Общий ущерб – более 15,5 млн. рублей. Мамонтову дали 6 лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима, Алимов был приговорен к 5 годам и 3 месяцам колонии общего режима, Кузнецов – к 5 годам лишения свободы условно.

Громким был суд и над гендиректором злополучного ЗАО «Ада» Сергеем Осадчим. Правда, он получил только 1 год и 7 месяцев лишения свободы в колонии-поселении, что крайне возмутило обманутых дольщиков.

Теперь очередь дошла и до «Защиты»...