Рубль накануне обновил очередные исторические антирекорды — доллар взлетел до 53 рублей, евро превысил 66 рублей. Одна из причин падения рубля — это отток российского капитала, который за пределами России «никто не ждет», считает председатель русского экономического общества им. Шарапова Валентин Катасонов. В интервью «БИЗНЕС Online» ученый рассказал об ошибках Центробанка, способах укрепления национальной валюты и посоветовал, что делать с рублевыми сбережениями.
Валентин Катасонов |
ТРИ ФАКТОРА ПАДЕНИЯ РУБЛЯ
— Валентин Юрьевич, рубль вчера продолжил падение по отношению к доллару и евро, да еще как продолжил: мы увидели курс 53 рубля за доллар. Что, на ваш взгляд, происходит на валютном рынке?
— У нас СМИ в основном акцентируют внимание на одной причине — падение цен на черное золото. Действительно, это вещь серьезная. Но есть еще такой фактор, как ускоренный отток капитала из России. С моей точки зрения, это довольно парадоксальное явление, потому что капитал бежит, но непонятно куда и зачем. Хотя тут надо разделить бегство капитала на две части. Иностранный капитал возвращается к себе домой, тут никаких вопросов нет. Но вторая часть капитала, с моей точки зрения, это российский капитал, и куда он бежит — это большой вопрос, потому что его нигде не ждут. Нужно сказать, что масштабы бегства капитала из России сегодня, в 2014 году, могут превысить максимальные значения всех предыдущих лет. Известно, что у нас был взлет бегства капитала в годы финансового кризиса, по-моему, 2009 год был пиковый. Но в этом году значения могут быть максимально рекордные.
Когда капитал уходит из страны, он меняет национальные денежные единицы на валюту, соответственно, меняется спрос и предложение на нее, а значит, колеблется валютный курс. Это ущерб для национальной денежной единицы. Так что это тоже серьезный фактор.
Третий фактор — погашение внешних обязательств российскими компаниями и банками. Это тоже довольно серьезная причина, и она также мало освещается в СМИ. Во многих кредитных договорах, соглашениях о займах есть такие условия, при которых кредитор, заимодавец требует уплаты сразу всего долга или значительной части долга при ухудшении финансового положения заемщика, должника. Судя по всему, вступают в действие именно такие ковенанты. Это, безусловно, тоже создает спрос на иностранную валюту и, соответственно, обваливает российский рубль.
ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЦЕНТРОБАНКУ ДОЛЖНЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
— В среднесрочной и долгосрочной перспективе тенденция падения рубля продолжится?
— Прогнозы у нас делать бесполезно. Это все равно что вы меня сейчас спросите, что вы будете делать через 10 минут. Откуда я знаю, что вы будете делать? Дело в том, что экономика и финансы — это же люди и конкретные решения. Я бы только мог сказать, что можно было бы сделать, чтобы предотвратить этот неприятный для нас процесс.
— В таком случае почему Центробанк не предпринимает значимых шагов?
— С моей точки зрения, это халатное и даже преступное бездействие. Я вообще считаю, что это уголовное преступление со стороны руководителей Центрального банка, потому что они нарушают российскую Конституцию, закон «О Центральном банке РФ». Там написано, что основной задачей Центробанка является обеспечение стабильности национальной денежной единицы. А если ЦБ самоустраняется и говорит, что пускает рубль в свободное плавание, то таким образом получается, что организация, в которой трудятся 80 тысяч человек, ни за что не отвечает. Халатное и преступное бездействие, которое необходимо рассматривать правоохранительным органам. Поэтому это вопрос уже не для экономистов, а для юристов и правоохранительных органов.
КОГДА ЗАВАЛИВАЕТСЯ ЗДАНИЕ, НУЖНЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ МЕРЫ
— Вы сказали, что знаете, что нужно делать для укрепления рубля. Так что же?
— Первое и очевидное — ограничение на движение капитала. Если мы введем ограничения на движение капитала, то, естественно, отток уменьшится, спрос на иностранную валюту упадет, рубль стабилизируется.
Кроме того, поскольку ковенанты вступают в силу по той причине, что против Российской Федерации объявлены экономические санкции, то, с моей точки зрения, правительство России уже должно было бы ввести мораторий на выполнение российскими компаниями и банками своих внешних обязательств. Потому что ухудшение финансового положения экономики страны, ухудшение финансового положения отдельных должников обусловлено экономическими санкциями. Экономические санкции — это форс-мажор, а если глубже копать, то нарушение международного права. Соответственно, мы не только можем, но и обязаны вводить мораторий на выполнение нашими юридическими лицами внешних обязательств до того момента, пока не будут отменены экономические санкции.
Все это только некоторые меры. Конечно, по большому счету надо перестраивать всю экономику. Но когда заваливается целое здание, нужны какие-то срочные чрезвычайные меры.
— Если у кого-то остались сбережения в рублях, стоит ли теперь нести их в обменник или же лучше куда-то вложить?
— Я думаю, лучше всего, конечно, вкладывать в какие-то более материальные активы, потому что доллар и евро — это тоже очень зыбко. Я сейчас не буду эту тему поднимать, там могут быть разные сюрпризы. Если мы проведем необходимые превентивные меры, то, соответственно, курс рубля повысится. Люди в этом случае могут тоже понести потери. Сейчас надо не дергаться, а задуматься над тем, какие есть срочные траты, расходы, произвести их.
Справка
Валентин Катасонов — профессор кафедры международных финансов МГИМО.
Родился в 1950 году.
Окончил МГИМО (1972). Доктор экономических наук, член-корреспондент академии экономических наук и предпринимательства, председатель русского экономического общества им. Шарапова.
В 1991 - 1993 годах был консультантом ООН (департамент международных экономических и социальных проблем), в 1993 - 1996 годах — членом консультативного совета при президенте Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Автор 10 монографий и множества статей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.