ХОТЕЛИ РЕВОЛЮЦИЮ, А ПОЛУЧИЛОСЬ КАК ВСЕГДА

Этот день – 28 ноября – весь Египет ждал с замиранием сердца. На последнюю пятницу осени «оставшиеся в живых» исламисты запланировали марш протеста («Пятницу гнева») против действующего режима. Цель – ни много ни мало исламская революция, ну и по традиции возвращение свергнутого президента Мухаммеда Мурси. СМИ уже за две недели принялись нагнетать обстановку, мол, можно ожидать чего угодно, вплоть до взрывов и погромов в Каире и других крупных городах Египта. Все запланированные на пятницу официальные и культурно-развлекательные мероприятия перенесли на более поздние даты. Медицинские учреждения еще за несколько дней перешли на чрезвычайный режим работы, ожидая в «гневную пятницу» десятки и сотни пострадавших в уличных боях несмотря на то, что демонстрация заявлена как мирная. Простые обыватели в разговорах друг с другом признавались, что в этот день не ступят и шагу из дома и будут следить за событиями с помощью ТВ-новостей. Многие предприниматели предпочли не открывать магазины, аптеки, парикмахерские и другие объекты обслуживания.

Организатором акции простеста считается «Салафитский фронт». Салафиты – второе по численности крупное исламистское течение в Египте после «Братьев-мусульман» (учитывая репрессии против последних, возможно, уже и первое). «Фронт» – лишь малая его часть. Салафисткая партия «Нур», например, призвала своих членов воздержаться от участия в демонстрациях. Она держала нейтралитет, пока «Братья-мусульмане» боролись за власть с военными, и особо не выступала, когда армия свергла Мухаммеда Мурси, да и сейчас старается не ссориться с режимом. В отличие от партии «Нур», участники «Фронта» не являются комформистами и активно выступают против светской власти вместе с остатками «Братьев-мусульман».

Армия и полиция, конечно, были заранее приведены в состояние боевой готовности и провели ряд задержаний заранее, арестовав более 100 исламистов. Также силовики заявили, что в пятницу саперы обезвредили около десятка самодельных бомб. Не обошлось и без жертв: за несколько часов до акции были застрелены два офицера египетской армии (связаны ли убийцы с демонстрантами – большой вопрос). После главной пятничной молитвы в центральном районе Каира начались вооруженные столкновения между силовиками и исламистами, вооруженными картечью и «коктейлями Молотова» (а не только Кораном, как было заявлено накануне). В результате перестрелки убиты несколько человек. Десятки раненых с обеих сторон попали в больницу. Конечно, никакой «исламской революции» не получилось и даже сколько-нибудь масштабной демонстрации тоже. Все ограничилось несколькими локальными стычками.

ВСЕ СРЕДСТВА ХОРОШИ

«Пятница гнева» – первая заявка исламистов на крупную акцию со времен «сидячей» демонстрации на площади Рабаа в Каире, которую помнят все египтяне (действия силовиков по разгону протестующих были очень жесткими). С тех пор прошло больше года. За это время ситуация с безопасностью в Каире заметно улучшилась: полиция патрулирует улицы, устанавливает на дорогах «прыгающие» блок-посты. Немного отходя от темы, замечу, что некоторые подвижки есть и в сфере дорожного благоустройства, и не только на площади Тахрир, но и внутри жилых территорий. Я наблюдаю это собственными глазами. Например, проходящую через весь район Мадинат Наср магистраль отремонтировали, недействующие трамвайные пути убрали, на их месте появилась специальная отдельная полоса для автобусов, и даже (что для Каира совсем несвойственно) поставили светофоры. Ездить стало комфортнее и безопаснее. Сейчас по всей стране, к слову, наконец-то внедряют свод ПДД, и, надо полагать, за несоблюдение правил будут строго наказывать египетским фунтом.

Вместе с тем, конечно, криминогенная обстановка далека от идеальной и даже от дореволюционной. Египтяне жалуются: «Сиси гоняется только за «ихванами». До обычных уличных грабителей, угонщиков автомобилей и похитителей детей у него руки не доходят». Есть доля истины в этих словах – нынешний президент, кажется, поклялся извести всех исламистов до последнего. По подозрению в связях с «Ихван аль-Муслимин» («Братья-мусульмане» с арабского) полиция хватает каждого второго бородатого египтянина, коих в стране пирамид немалое количество. Чаще всего меры безопасности мотивируются происходящим на Синае, а там почти каждую неделю гремят взрывы и погибают солдаты. Неуловимые синайские террористы стали для нынешнего режима настоящей головной болью. Президент утверждает, что за терактами стоят «Братья-мусульмане» либо их союзники, что одно и то же. С телевизионных экранов рекой течет государственная пропаганда, направленная на дискредитацию и так уже практически изничтоженного в Египте движения «Ихван аль-Муслимин» (что непросто, учитывая, что его члены на протяжении десятилетий занимались социальной работой и благотворительностью, и простые египтяне это помнят).

Нынешний режим стремится закрепить в общественном сознании аксиому, что «Братья-мусумальне» и вообще любая исламистская организация угрожают египетскому обществу. Однако до сих пор эта аксиома не находит потверждения, ведь действия исламистов направлены исключительно против армии, полиции и личного врага – президента ас-Сиси. На Синае джихадисты атакуют армейские блокпосты, в Каире – здания МВД и полицейские участки, а не гражданское население. Правда, время от времени в СМИ проходят новости о том, что в том или ином общественном месте было найдено взрывное устройство. Как правило, оно бывает кустарного производства и полиция легко его обезвреживает. Сторонники теории заговоров утверждают, что эти «поделки» – дело рук правительства. Это, мол, трюк, с помощью которого власти хотят вселить в общество уверенность, что в опасности находятся не только силовики, но и простые обыватели. Напуганные гражданские, таким образом, поддержат любые дальнейшие репрессии президента ас-Сиси и ужесточение режима безопасности.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЕГИПТА

Когда генерал ас-Сиси разгонял масштабные демонстрации сторонников Мурси летом прошлого года, Запад выступил с резкой критикой. Президент Обама даже намекнул на возможные резкие меры со стороны США. Случившееся расценили не как народную революцию (или «коррекцию результатов революции», как это называли в Египте), а как военный, самый что ни на есть, переворот. После плебисцита нынешней весной, когда ас-Сиси занял президентское кресло, ни одна западная держава ни признала результатов выборов, а о поздравлениях и речи не было.

Прошло всего полгода, и вот «египетскому узурпатору» жмут руки лидеры стран Европы. В то время как салафиты готовили «пятницу гнева», лидер арабской республики отправился в европейское турне и встретился с главами Италии и Франции. Кажется, Запад пересмотрел свою политику в отношении Египта, а также лояльное отношение к исламистским организациям. Как мы помним, США горячо поддержали победу «Братьев-мусульман» на выборах в Египте, было много публикаций в западной прессе на тему того, что «исламисты тоже люди, и с ними можно иметь дело». Сейчас, видимо, Запад готов простить президенту ас-Сиси его внутреннюю политику по искоренению «ихванов».

Резко подобрели к Египту не только «западные партнеры», но и соседи по арабскому лагерю. Так, Катар, который является оплотом «Братьев-мусульман», пошел на перемирие после крайне резкой риторики в отношении действующего режима. «Аль-Джазира» – панарабский канал, базирующийся в Катаре – все еще вещает о репрессиях узурпатора Сиси, но официальные власти нефтяной монархии предложили египетским военным сотрудничество. Таким образом, буквально за считанные недели произошла политическая реабилитация страны пирамид, точнее, правящего в ней режима.

Магической субстанцией, склеившей разбитую чашку, стало Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ). Не секрет, что эта группировка приносит серьезное беспокойство не только Западу и Израилю, но и странам Персидского залива. Египетская армия же считается на данный момент сильнейшей в арабском мире, и именно на нее серьезно рассчитывают сейчас новые друзья. В ходе встреч в Риме и Париже ас-Сиси заявил, что Египет готов стать военным плацдармом для борьбы с ИГИЛ, поддержать операцию ООН в Ливии, а также гарантировать безопасность Израиля, введя военный контингент в Палестину. Таким образом, было сделано предложение, от которого невозможно отказаться. Поэтому, вероятно, президенту ас-Сиси простят подавление инакомыслия – грех, который еще вчера считался таким серьезным. ИГИЛ заставило весь мир пересмотреть приоритеты и, возможно, перестать как-то проводить градацию исламистов и делить их на радикальных и умеренных, плохих и не очень.

P.S. На следующий день после того, как была написана статья, суд оправдал бывшего президента Хосни Мубарака по основным обвинениям: в коррупции и смерти демонстрантов в ходе массовых протестов 2011 года. Об очевидности такого исхода я писала в начале сентября. Буря негодования разразилась разве что в социальных сетях и за закрытыми дверями квартир – египтяне не рискнули протестовать, тем более что улицы городов очень кстати наводнены полицией и военными. Несостоявшийся в пятницу митинг исламистов словно стал оправданием для повышенных мер безопасности в день суда над бывшим диктатором.