Несмотря на высокую популярность автомобилей для бездорожья, на российских дорогах продолжают доминировать легковые машины традиционного типа. На них приходится более половины продаж. Однако доля рынка, занимаемая легковушками малого класса, ежегодно снижается. С чем это связано, какие модели лидируют в данном сегменте рынка, а также о том, что и по какой цене предлагают татарстанские автодилеры — в статье автомобильного обозревателя «БИЗНЕС Оnline».
УТИЛИЗАЦИЯ ПОМОЖЕТ
Автомобильный рынок России плавно планировал в сторону снижения с начала 2014 года, а ближе к лету сорвался в крутое пике. По данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в августе был поставлен рекорд по падению продаж – минус 25,8% или 59 900 машин (по сравнению с августом 2013). Впрочем, в сентябре ситуация начала исправляться. Стартовал сезон активных продаж, плюс большое количество новинок дебютировало на августовском Московском автосалоне, понизился курс рубля, что сыграло на руку ряду покупателей, а главное – стартовала новая волна утилизационной программы. Все это позволило снизить темпы проседания. В октябре 2014 спад авторынка составил 9,9% или 23 116 штук по сравнению с октябрем 2013. В целом же за первые 10 месяцев 2014-го рынок сжался на 12,7% или 289 869 легковых и легких коммерческих машин по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего было продано 1 991 312 автомобилей. Хотя по итогам ноября 2014-го возможно спада не будет по сравнению с ноябрем 2013, когда было продано 231 982 легковых и легких коммерческих автомобилей. Сейчас дилеры рапортуют об ажиотажном спросе на фоне вышеописанных событий,и уже превышена планка в 200 тыс. проданных машин. В текущем году рынок последний раз преодолевал эту планку в мае. Добавило динамики спросу ожидание резкого повышения цен и ситуация, когда ряд дилеров объявил существенные скидки на свои модели именно до конца ноября.
По поводу последней версии программы утилизации стоит отметить, что она существенно отличается от предыдущей. Важнейшее новшество: теперь воспользоваться скидкой на покупку новой машины марок Chevrolet, Citroen, Ford, Hyundai, Isuzu, Kia, Lada, Mazda, Nissan, Opel, Peugeot, Renault, SsangYong, Toyota, Volkswagen, «ГАЗ», «КАМАЗ» или «УАЗ» смогут в отдельных случаях и те, кто отдает свое прежнее авто в трейд-ин или, например, сдает его на комиссионную продажу. В этом случае минимальный возраст транспортного средства не должен превышать 6 лет при сроке владения минимум полгода. Если же отдавать технику в металлолом, то не имеет значение ни возраст машины, ни срок владения. Наиболее важные отличия по условиям программ утилизации мы свели в небольшую таблицу.
Программа утилизации 2010 - 2011 |
Программа утилизации 2014 |
|
Могут воспользоваться |
Только физлица |
Физлица и юрлица |
Возраст сдаваемого автомобиля |
Старше 10 лет |
Не регламентирован |
Срок владения автомобилем |
Не менее 1 года |
Не менее полугода |
Стоимость автомобиля |
Не более 750 тыс. рублей |
Без ограничений |
Размер компенсации на покупку легкового авто/внедорожника/пикапа |
50/50/50 тыс. рублей |
50/90/120 тыс. рублей |
Размер компенсации на покупку автобуса/ грузового автомобиля |
0/0 тыс. рублей |
300/350 тыс. рублей |
Есть любопытный нюанс в связи с нахождением России в ВТО: правительство не может напрямую стимулировать отечественных производителей автотехники. Поэтому скидочные программы по утилизации или трейд-ин объявляют сами дилеры, а расходы им затем будут компенсированы. Большинство дилеров решили воспользоваться благоприятным моментом и попутно разработали собственные скидочно-утилизационные программы, а также программы трейд-ин, в которые порой включают и автомобили иностранной сборки. На ряд дорогостоящих моделей 2014 года выпуска при покупке по трейд-ин размер скидок превышает сумму в 200 тыс. рублей, а для малолитражек гольф-класса размер дисконта доходит до 140 тыс. рублей. Более подробно такие сведения лучше узнавать непосредственно у официальных дилеров. Ведь условия постоянно меняются и корректируются.
К тому же автопроизводители не могут превышать предел лимита государственных субсидий. Для каждой компании было установлено свое значение. Среди производителей легковой автотехники самый высокий лимит, конечно же, у АвтоВАЗа – 2 млрд. рублей (из общей суммы в 10 млрд. рублей, выделенных на стимуляцию приобретения легковых и грузовых автомобилей). Когда в октябре число заявок превысило 70 тыс., тольяттинцы даже вынуждены были прекратить их прием. Чуть позже он был возобновлен, но из списка моделей исчезла наиболее востребованная Lada Granta. Renault также решила в ноябре исключить из своей программы утилизации наиболее доступные модели Logan и Sandero. Помимо всего прочего производство трех вышеперечисленных моделей на конвейере АвтоВАЗа достигло своего пика, поэтому необходимость в скидках пропала. К тому же в октябре производство Kalina и Granta приостанавливалось на несколько дней из-за конфликта с некоторыми поставщиками комплектующих. А французские модели тольяттинской сборки в ноябре уже успели ненамного вырасти в цене.
Всего на авторынке России при помощи программы утилизации было продано в сентябре более 23 тыс. автомобилей, при этом нужно отметить, что активная фаза реализации проекта началась фактически во второй половине месяца. Результат октября – свыше 55 тыс. машин. А в первой половине ноября была преодолена планка в 100 тыс. проданных машин с начала действия программы утилизации. Всего же ожидается, что при помощи госпрограммы удастся реализовать около 170 тыс. авто. Изначально утилизация должна была пройти в сжатые сроки и продлиться только до конца 2014 года. Но сейчас обсуждается возможность ее продления на срок до трех лет, решение должны принять в конце ноября. Напомним, что в 2010 - 2011 годах на программу утилизации было выделено 16 млрд. рублей и субсидиями смогли воспользоваться 489 тыс. автомобилистов.
ЛЮБИМЧИКИ НАРОДА
А теперь перейдем к итогам продаж среди машин особо малого и малого классов, коим принадлежит более половины нашего авторынка. Наиболее полные данные по продажам автомобилей в России с разбивкой по всем сегментам публикуются с периодичностью один раз в полгода. Поэтому обратимся для начала к цифрам, полученным по итогам первого полугодия 2014 года. Доля легковых машин традиционного типа (с кузовами седан, хэтчбек, универсал, купе, кабриолет) в общих продажах рынка составила 56,55%. И это без учета автомобилей повышенной вместимости, подобных Lada Largus, которые сейчас принято выделять в отдельный сегмент (на их долю пришлось 5,14%). В свою очередь, внутри легкового сегмента львиная доля продаж приходилась на небольшие машины класса В+ (33,49% от всего авторынка). Предлагаем рассмотреть федеральный Топ-6 моделей в этой категории по итогам продаж за первые 10 месяцев, тем более речь идет о неизменных лидерах российского рынка. В таблице мы решили отразить усредненные ежемесячные продажи в различные периоды для большей наглядности динамики изменения продаж: первое полугодие 2013-го, второе полугодие 2013, первое полугодие 2014-го, третий квартал 2014-го. В последнем столбце отдельно приведены данные по октябрю текущего года, когда утилизационная программа набрала максимальные обороты.
Марка |
Модель |
01-06.2013 |
07-12.2013 |
01-06.2014 |
07-09.2014 |
10.2014 |
Lada |
Granta |
14040 |
13784 |
11913 |
13534 |
16807 |
Hyundai |
Solaris |
9502 |
9497 |
9262 |
9622 |
10569 |
Kia |
Rio |
7373 |
7592 |
7863 |
6412 |
7100 |
Renault |
Logan |
4315 |
3125 |
4118 |
5220 |
6556 |
Lada |
Kalina |
6180 |
5147 |
5911 |
4805 |
4804 |
VW |
Polo |
5787 |
6308 |
5356 |
4140 |
3867 |
Как видно, абсолютным лидером российского рынка уже много месяцев является Lada Granta, которая имеет удачное сочетание цена/качество и периодически пополняется новыми модификациями. Именно эта модель стала наиболее популярной у тех, кто воспользовался программой утилизации. А всего же на продукцию АвтоВАЗа пришлось около 40% от числа машин, реализованных по госпрограмме.
Из иномарок российской сборки наиболее впечатляющие темпы в 2014-м показывает Renault Logan. Французский «бюджетник» продается сейчас даже лучше, чем годом ранее. Летом дебютировало второе поколение этой модели, радикально изменившее имидж, но при этом практически не выросшее в цене, и производится оно уже в Тольятти, на АвтоВАЗе. Прежде ограниченные производственные мощности московского завода «Автофрамос» не раз сдерживали темп реализации этого популярного бюджетного седана. Сразу после дебюта обновленной версии Renault Logan уверенно опережает по продажам семейства Lada Kalina и VW Polo, которым он уступал довольно долгое время. Здесь надо обратить внимание на такой момент, что у корейских Hyundai Solaris и Kia Rio седаны и хэтчбеки не разделяются на разные модели при подсчете итогов продаж и считаются одной моделью. В то время как семейства Granta/Kalina у Lada и Logan/Sandero у Renault разделяются на разные модели. И к примеру, в 2014 году седан Renault Logan и хэтчбек Renault Sandero вместе продаются более успешно (76 806 штук), чем Kia Rio с обоими типами кузовов (73 516 штук).
КОМУ НА АВТОРЫНКЕ ТАТАРСТАНА ХОРОШО
А что касается рынка Татарстана, то данные по продажам ежеквартально формирует агентство «Автостат». Важное отличие статистики этого агентства в том, что оно фиксирует количество зарегистрированных в ГИБДД автомобилей и учитывает продажи как официальных, так и серых дилеров, плюс частные покупки. Именно поэтому в статистике «Автостата» можно встретить модели, которые официально в России не предлагаются, например, электромобили Tesla. В то время как АЕБ регистрирует только число транспортных средств, отгруженных автопроизводителями дилерам, при этом в статистике фигурируют и не реализованные машины, находящиеся на дилерских складах и в шоу-румах. Поэтому статистика от «Автостата»дает более полную картину авторынка, чем данные АЕБ.
Проанализировав данные «Автостата» по продажам в РТ за весь 2013 год и за первые три квартала 2014, можно наглядно рассмотреть динамику изменения рынка в основных классах машин.
Чтобы увеличить график, нажмите на него |
Как хорошо видно из графика, с огромным преимуществом лидирует класс В+, на который приходится около половины всего авторынка Татарстана. За три квартала 2014-го было продано 36 933 представителя данного сегмента, это на 18,4% меньше, чем за аналогичный период 2013-го. Однако и весь авторынок Татарстана за три месяца 2014-го просел на 16,2% до 76 739 машин. Поэтому доля авто класса В+ в общей структуре спроса почти не изменилась и составила внушительные 48,1% (годом ранее – 49,5%). Предлагаем вам посмотреть на Топ-6 лидеров этого сегмента в нашей республике и динамику изменения спроса на них.
Чтобы увеличить график, нажмите на него |
Можно отметить, что первые пять лидеров те же самые, что и в федеральном рейтинге. Lada Granta и у нас является неизменным фаворитом. А главное отличие в том, что хуже, чем в среднем по России, продается Hyundai Solaris. До июня 2014-го в нашей республике действовал единственный представитель этого бренда — ТТС, а с лета вступил в строй казанский автосалон еще одного дилера Hyundai — «КАН-Авто». После этого продажи Solaris пошли вверх, и в третьем квартале 2014 он смог опередить Kia Rio, впервые за много месяцев. Хотя это стало следствием и того, что в связи с появлением второго дилера Hyundai в Казани выросли поставки модели Solaris, в то время как продажи Rio порой ограничиваются квотами. Еще одна особенность татарстанского рынка: Lada Priora продается у нас традиционно лучше, чем Renault Logan, по сравнению с рынком РФ.
Кроссоверы, внедорожники и пикапы даже вместе взятые занимают в полтора раза меньшую долю, а точнее 28,2% от всего рынка (21 758 штук). Тем не менее их доля постоянно увеличивается, годом ранее она составляла только 24,4%. Покупать машины внедорожного типа больше не стали, по сравнению с тремя кварталами 2013-го они ушли в минус на 3,3%. Но продажи в этом сегменте падают медленнее всего рынка, поэтому и доля в общей структуре постоянно растет. Эта тенденция в полной мере наблюдается и на примере авторынка России.
На легковых моделях дорогих классов D+, E+, F+, включая купе и кабриолеты, спад продаж почти не отразился – 3178 машин в 2014-м, против 3204 штук за первые три квартала 2013-го (минус 0,8%). Благодаря этому доля рынка, которую занимают эти три класса, возросла за год с 3,5 до 4,1%.
А вот машины универсального типа (минивэны, универсалы повышенной вместимости, легкие фургоны) стали продаваться хуже почти на четверть: 3082 штуки за 9 месяцев 2014-го по сравнению с 4028 такими машинами за аналогичный период 2013 года. Доля рынка снизилась с 4,4 до 4%.
Машины особо малого класса или А+, по современной классификации, пользуются минимальным интересом у татарстанских автомобилистов и не оказывают особого влияния на ситуацию. По итогам первых трех кварталов 2014-го доля таких авто в общей структуре спроса составила всего 1,1%. Продано 827 машин против 1471 машины за такой же период 2013-го. Более половины продаж в этом сегменте приходится на Daewoo Matiz (449 машин за три квартала 2014-го против 1093 машин годом ранее).
РОССИЙСКИЙ ТОП-6 АВТОМОБИЛЕЙ ГОЛЬФ-КЛАССА
Бюджетные модели класса B+ хороши своей доступностью, однако большинство обладателей недорогих легковушек, как правило, задумывается со временем о покупке более удобных машин, например, класса С+. Кстати, уже в этом сегменте можно встретить модели, которые могут являться объектом вожделения даже для весьма обеспеченных покупателей. Например, Audi RS3, BMW M235i, Mercedes-Benz СLА 45 AMG, Mitsubishi Lancer Evolution, Subaru Impreza WRX STI плюс целая россыпь горячих хот-хэтчей вроде Renault Megane RS, Opel Astra OPC, VW Golf R, которые способны подарить немало драйверского удовольствия и порой позволяют объезжать на гоночной трассе гораздо более мощные спорткары. Хотя в лидерах продаж находятся относительно приземленные модели, пусть даже стоимость их максимальных версий со всеми возможными опциями запросто переваливает за 1 млн. рублей. По данным АЕБ, российский Топ-6 бестселлеров гольф-класса по итогам первых 10 месяцев 2014 по сравнению с 2013-м выглядит следующим образом:
Марка | Модель | 01-06.2013 | 07-12.2013 | 01-06.2014 | 07-10.2014 |
KIA | Cee'd | 2630 | 3200 | 2206 | 2857 |
Skoda | Octavia A7 | -* | 2114 | 3236 | 2688 |
Toyota | Corolla | -* | 3002 | 2499 | 2198 |
Chevrolet | Cruze | 4109 | 4953 | 2713 | 2162 |
Ford | Focus | 5694 | 5496 | 2489 | 1898 |
Opel | Astra | 3125 | 3882 | 2209 | 1592 |
* - Skoda Octavia поколения A7 и новая Toyota Corolla E170 вышли на рынок РФ только летом 2013-го.
В таблице мы решили отразить усредненные ежемесячные продажи в различные периоды для большей наглядности динамики изменения продаж: первое полугодие 2013-го, второе полугодие 2013, первое полугодие 2014-го, июль-октябрь 2014-го. Стоит обратить внимание, что прежние абсолютные лидеры гольф-класса Ford Focus, Chevrolet Cruze и Opel Astra совершили стремительное падение с олимпа. Во многом это явилось следствием не совсем правильно рассчитанного повышения цен на эту модель. Завод Ford во Всеволожске, ориентированный в первую очередь на сборку Focus, даже был вынужден в 2014 году выходить на каникулы на несколько недель. Абсолютным лидером сегмента в 2014-м оказалась Skoda Octavia последнего поколения А7, которая имеет великолепное соотношение цены и предлагаемых качеств. Это единственная модель гольф-класса, которая за 10 месяцев преодолела планку в 30 тыс. проданных экземпляров (30 166 штук). Хотя во втором полугодии лучшие ежемесячные продажи демонстрирует Kia C’eed, на которую летом и вначале осени предоставлялись беспрецедентные скидки по специальным акциям.
ТАТАРСТАНСКИЙ ТОП-6 АВТОМОБИЛЕЙ ГОЛЬФ-КЛАССА
А теперь рассмотрим, какие модели лидируют на автомобильном рынке Татарстана в сегменте С+. В этом нам помогут данные агентства «Автостат». Но вначале несколько слов о том, что можно считать современным гольф-классом. Сейчас благодаря маркетологам мы имеем картину, когда постоянно появляются автомобили-переростки, про которых и не поймешь сразу, к какой категории их отнести. Например, Chevrolet Cobalt по размерам превосходит даже некоторые модели класса C+, но он позиционируется маркетологами как представитель сегмента B+, учитывая набор агрегатов и ценовую вилку. Другой пример: Chevrolet Lacetti в свое время однозначно входил в число машин гольф-класса, но после превращения в Daewoo Gentra модель словно перешла на ступень ниже и теперь соперничает с переростками сегмента B+ как по размеру, так и по цене, оснащению, имиджу. Поэтому ограничим требования к машинам следующим образом: модель либо должна четко проходить в класс C+ по своим размерам (длина от 4,2 м для хэтчбеков и от 4,5 м для седанов, ширина от 1,75 м), а если размеры находятся на стыке сегментов B+ и C+, то для попадания в гольф-класс ценник на базовую версию должен превышать 550 тыс. рублей.
Несложный подсчет позволил нам выяснить, что на рынке республики представлено сейчас как минимум 35 моделей, которые можно отнести к гольф-классу по вышеупомянутым критериям. На графике в начале статьи можно увидеть, что после мощного спада в четвертом квартале 2013-го сегмент С+ значительно наверстал свое отставание в начале 2014 года. Однако затем происходило постоянное снижение спроса. Одни покупатели из-за роста цен сделали шаг назад и перешли в «бюджетный» класс В+, другие пересели на компактные кроссоверы, а кто-то попросту отказался от покупки на фоне тех событий, которые происходят в экономике и политике. Если же сравнивать итоги продаж в трех кварталах 2013 и 2014 годов, то проседание в гольф-классе оказалось самым значительным по сравнению со всеми другими сегментами авторынка РТ — минус 28,4% (3036 штук в 2014-м против 5240 в 2013-м). На графике ниже можно рассмотреть динамику продаж 6 лидеров класса. Отлично видно, как в четвертом квартале 2014-го все 6 моделей из Топ-6 пользовались хорошим спросом. Тогда как весь сегмент С+ уже успел резко уйти в минус в первую очередь за счет спада продаж моделей-аутсайдеров. А начиная с первого квартала 2014 и лидеры стали показывать отрицательную динамику.
Чтобы увеличить график, нажмите на него |
В ГОЛЬФ-КЛАССЕ РУЛЯТ ЕВРОПЕЙЦЫ
Касаемо класса С+ есть любопытная ситуация. Львиная доля автомобилей в этом сегменте авторынка является разработкой либо европейских, либо азиатских инженеров, исключения крайне редки. Интересно было узнать, какова ситуация в споре этих двух школ автомобилестроения применительно к Татарстану. К азиатским моделям мы отнесем японские, китайские и корейские машины, в том числе Chevrolet Cruze. Он хоть и несет желтый крест американской компании на капоте, но разработан фактически в Южной Корее, на бывшей фирме Daewoo (сейчас GM Korea), пусть и на основе глобальной платформы GM Delta II. А к европейским моделям отнесем продукцию немецких, французских, чешских и испанских компаний, а также Ford Focus, который формально считается американским, хотя разработан он отделением Ford Europe с учетом всех канонов европейской автомобильной школы.
Так вот, по итогам первых трех кварталов 2014-го на рынке Татарстана европейских машин гольф-класса было продано в количестве 5390 штук, а азиатских — 5114. Как видим, с небольшим преимуществом лидируют модели из Европы. Предлагаем вам ознакомиться с полным спектром машин сегмента С+ с разбивкой по «национальной» принадлежности бренда, с начальными ценами на базовые версии и с данными по продажам за первые три квартала 2013 и 2014 годов для сравнения. Цены действительны на момент написания статьи по данным от официальных дилеров на рынке России (без учета специальных или краткосрочных акций и предстоящих повышений прайса).
«НЕМЦЫ И КО»
Самыми популярными в гольф-классе являются модели немецких автопроизводителей, в компанию к которым мы отнесли чешскую Skoda и испанский Seat, ведь они фактически являются разработкой Volkswagen. Тем более что и без учета Octavia и Leon немцы все равно будут на первом месте. Любопытно, что наиболее дорогие модели родом из Германии в 2014-м продавались у нас лучше, чем за тот же период 2013 года. Дело в том, что по большей части «тевтонские» машины рассчитаны на более обеспеченного покупателя по сравнению с моделями производства других стран. Особенно это касается представителей премиум-брендов Audi, BMW, Mercedes-Benz, да и соплатформенные VW Jetta/Golf не дотягивают до премиума самую малость. Среди покупателей «немцев» много специалистов с хорошей зарплатой и работой, есть представители золотой молодежи. На таких слоях населения ситуация с проседанием авторынка сказывается в последнюю очередь. Уменьшаются продажи, и ощутимо, только у Opel Astra, который по «престижу» сильно уступает всем остальным «немцам» этого класса. В первую очередь из-за Astra чисто немецкие модели просели в продажах на 17%, а если учитывать Scoda и Seat, то на 19%. Отметим, что успешной реализации вполне удачной модели Seat Leon препятствовало отсутствие автомобилей в наличии у официального дилера марки. А в конце года испанцы в очередной раз покинут российский рынок, о чем уже было официально объявлено.
Марка | Модель | Продажи | Продажи | Цена базовой версии, тысяч рублей |
OPEL | ASTRA | 2046 | 1321 | 649,9 |
SKODA | OCTAVIA | 1055 | 864 | 662 |
VOLKSWAGEN | JETTA | 460 | 648 | 629 |
VOLKSWAGEN | GOLF | 266 | 200 | 665 |
AUDI | A3 | 63 | 161 | 961 |
BMW | SERIES 1 | 79 | 61 | 1289 |
MERCEDES | CLA-CLASS | 53 | 59 | 1370 |
MERCEDES | A-CLASS | 25 | 36 | 930 |
SEAT | LEON | 120 | 17 | 687,344 |
ИТОГО продаж за 9 месяцев 2014-го (2013-го): 3367 (4167) машин |
«ПСЕВДОАМЕРИКАНЦЫ»
В этой группе представлены две популярные модели, которые выпускаются под американскими марками, хотя фактически их можно называть глобальными. Более подробно об этом было описано выше. При разработке Chevrolet Cruze и Ford Focus учитывалось, что они будут продаваться по всему миру, хотя в целом это типичные представители соответственно азиатской и европейской школы автомобилестроения. Обе модели долгое время входят в хиты как всемирных, так и российских продаж. Но в нашей стране в последнее время происходит постоянное снижение темпов во многом из-за ощутимо возросших ценников. В Татарстане модели продавались вдвое хуже, чем годом ранее (минус 49%), а по России спад составил 53%! Возможно, ситуацию несколько изменит запуск обновленных версий. Ford Focus с новым лицом начнут собирать в 2015-м во Всеволожске. А Chevrolet Cruze с полностью измененным дизайном пока представили только в Китае, и дойдет ли он до России – большой вопрос.
Марка | Модель | Продажи | Продажи | Цена базовой версии, тысяч рублей |
FORD | FOCUS | 2144 | 1127 | 615 |
CHEVROLET | CRUZE | 1826 | 910 | 618 |
ИТОГО продаж за 9 месяцев 2014-го (2013-го): 2037 (3970) машин |
«ЯПОНЦЫ»
Японские модели занимают только третье место в «национальном» рейтинге. Спрос на «японцев» в гольф-классе то активно растет, то резко снижается — как на качелях, помимо прочего свои коррективы вносит курс иены, который меняется в иной зависимости по сравнению с евро и долларом. Но в последнее время компаниям из Страны восходящего солнца удается поддерживать относительно стабильное положение, в том числе за счет удачного курса национальной валюты. По темпам падения продаж в Татарстане (минус 12% по сравнению с аналогичным периодом 2013-го) они выглядели даже лучше всех конкурентов. Стремительно теряли покупателей только быстро устаревающий Mitsubishi Lancer и уходящая с рынка Nissan Tiida. А современные версии Honda Civic, Toyota Auris, Toyota Prius и Subaru Impreza встречаются на наших дорогах довольно редко, многие считают, что ценник на них неоправданно дорог. Последнюю решили и вовсе убрать с российского рынка по причине полного отсутствия покупательского спроса. Единственная проданная в текущем году Impreza была выпущена еще в 2012-м. У Subaru останутся в гольф-классе только «заряженные» модели WRX (от 1 599 900 рублей) и WRX STI (от 2 069 900 рублей), у которых теперь больше нет слова Impreza в названии.
Марка | Модель | Продажи | Продажи | Цена базовой версии, тысяч рублей |
TOYOTA | COROLLA | 1015 | 968 | 680 |
MAZDA | 3 | 581 | 562 | 694 |
MITSUBISHI | LANCER | 307 | 178 | 599 |
NISSAN | TIIDA | 160 | 120 | - |
TOYOTA | AURIS | 56 | 38 | 767 |
HONDA | CIVIC | 22 | 13 | 829 |
SUBARU | IMPREZA | 1 | 1 | - |
TOYOTA | PRIUS | 2 | 0 | 1245 |
ИТОГО продаж за 9 месяцев 2014-го (2013-го): 1880 (2144) машин |
«КОРЕЙЦЫ»
На четвертом месте расположились корейские модели с падением продаж в 16%. Практически все они продавались в начале 2014-го хуже, чем за тот же период годом ранее. А если Chevrolet Cruze тоже считать «корейцем» (по стране происхождения), то и он продавался в минус, с учетом этой модели проседание продаж «корейцев» на нашем рынке составило впечатляющие 32%. Возможно, причина в том, что ценники у машин из «Страны утренней свежести» теперь стали нисколько не меньше, чем у большинства японских и немецких прямых конкурентов. Хотя по балансу своих качеств, среднестатистический «кореец» все же пока уступает среднестатистическому «немцу» или «японцу». Опять-таки отметим, что модели Kia продавались у нас намного успешнее, чем соплатформенные Hyundai, хотя в целом по России этот разброс не такой большой. Еще раз напомним, что продажей Hyundai в Татарстане ранее занимался единственный дилер — ТТС, а Kia продавали сразу три крупных игрока рынка: ТТС, «КАН-Авто» и «Акос». Возможно, в ближайшее время баланс изменится в связи с открытием летом еще одного дилерского центра Hyundai — «КАН-Авто» в Казани.
Марка | Модель | Продажи | Продажи | Цена базовой версии, тысяч рублей |
KIA | C’EED | 1226 | 963 | 634,9 |
KIA | CERATO | 582 | 527 | 694,9 |
HYUNDAI | I30 | 183 | 175 | 610,9 |
HYUNDAI | ELANTRA | 128 | 108 | 719,9 |
HYUNDAI | VELOSTER | 5 | 7 | 885 |
ИТОГО продаж за 9 месяцев 2014-го (2013-го): 1780 (2124) машин |
«ФРАНЦУЗЫ»
Французские модели в гольф-классе одни из лидеров по темпам падения – минус 37%. Единственный, кто показал положительный баланс, – это Citroen. Казанский дилер этой марки в декабре 2013-го переехал в новый автосалон, и усилия по привлечению покупателей дали свои плоды. Многие из моделей Peugeot и Renault предлагают весьма интересное сочетание цена/комплектация/ходовые качества. Однако ни одна из моделей не смогла стать настоящим бестселлером рынка в сегменте С+. Наиболее удачным среди своих земляков оказался седан Renault Fluence, но пик спроса на него уже позади. В Peugeot сделали главную ставку на седан 408, но он, как говорится, «не пошел», хотя планы были наполеоновские. В июле 2014 года один из двух казанских шоу-румов марки и вовсе прекратил свое существование. Почти все французские модели гольф-класса импортируются из Европы, и к ноябрю они успели подорожать, пусть и ненамного. Из новинок 2014-го стоит отметить появление нового Peugeot 308, который был назван европейскими журналистами «Лучшим автомобилем года». Но стоит новичок существенно дороже по сравнению с предшественником.
Марка | Модель | Продажи | Продажи | Цена базовой версии, тысяч рублей |
RENAULT | FLUENCE | 655 | 335 | 668 |
RENAULT | MEGANE | 326 | 258 | 658 |
CITROEN | C4 | 175 | 182 | 619 |
PEUGEOT | 408 | 211 | 99 | 599 |
CITROEN | DS4 | 9 | 14 | 862 |
PEUGEOT | 308 | 38 | 8 | 799 |
ИТОГО продаж за 9 месяцев 2014-го (2013-го): 896 (1414) машин |
«КИТАЙЦЫ»
Китайские модели стали уже привычными на улицах наших городов. Прежде они занимали нишу недорогих машин с постоянно возникающими вопросами по поводу заимствования дизайна, удобства рабочего места водителя, настройки ходовых параметров, качества изготовления. Но прогресс идет семимильными шагами и последние новинки уже начинают удивлять вполне приличными характеристиками, уровнем безопасности, современным и самобытным дизайном. Возможно, вскоре «китайцы» перестанут вызывать колкие слова в свой адрес. Не будем забывать, что в конце 1980-х - начале 1990-х в похожей ситуации находились корейские автопроизводители, и они смогли выйти на достойный, конкурентоспособный уровень. В наш обзор попали пять моделей, которые мы отнесем к гольф-классу. Хотя, например, FAW Besturn B50 создан на базе Mazda6 первого поколения, фактически машины класса D+. Но на данный момент Besturn B50 по своим размерам даже уступает некоторым моделям-переросткам сегмента С+, а по цене, техническим данным, комплектациям это типичный авто современного гольф-класса. Все то же самое в полной мере относится к Lifan Cebrium. Явный лидер среди «китайцев» по спросу – Geely Emgrand EC7, который в последнее время стабильно входит в десятку лидеров продаж на татарстанском авторынке среди машин такого же размера.
Марка | Модель | Продажи | Продажи | Цена базовой версии, тысяч рублей |
GEELY | EMGRAND EC7 | нет данных* | 488 | 469 |
LIFAN | CEBRIUM | -** | 29 | 554,9 |
FAW | BESTURN B50 | 147 | 16 | 549 |
CHERY | M11 | 34 | 10 | 574 |
CHANGAN | EADO | 0 | 1 | 539 |
ИТОГО продаж за 9 месяцев 2014-го (2013-го): 544 (нет данных*) машин |
*в первом полугодии 2013-го было продано 478 машин Geely Emgrand (легковых EC7 и кроссоверов X7), но данные по каждой из версий Emgrand не учитывались, поэтому во всех расположенных выше графиках приведены данные без учета продаж моделей Geely Emgrand
**Lifan Cebrium вышел на рынок России в 2014 году
Напоследок отметим, что в статистике продаж нашлось место и единственной российской модели гольф-класса TAGAZ Aquila. В первом полугодии 2014-го владельцами достаточно крупного купеобразного четырехдверного седана стоимостью от 425 тыс. рублей решили стать пятеро татарстанцев.
ЛИДЕРЫ РЫНКА В ГОЛЬФ-КЛАССЕ
А теперь информация о самых продаваемых в Татарстане машинах гольф-класса с описанием доступных модификаций и их стоимости. Можно оценить выбор и сочетание агрегатов, сравнить цены.
Opel Astra — бестселлер гольф-класса, который в последнее время активно теряет свою долю рынка почти во всех регионах России. Тут, правда, нужно сделать важную оговорку. В суммарных продажах Astra ранее учитывалась и модель старого поколения 2004 года с приставкой Family в имени. Но производство модели прекращено, и запасы старых Astra сходят на нет. Да и более свежая модель Astra J подорожала весьма ощутимо, причем в течении 2014-го ценник на нее переписывался несколько раз в сторону увеличения. Неудивительно, что одновременно с этим и цифры продаж уверенно идут вниз. Astra выпускается с 2010 года и имеет на удивление большое разнообразие вариантов исполнения. В России доступны 8 (!) двигателей, 3 вида КПП и 4 разных кузова: седан, 3- и 5-дверные хэтчбеки, 5-дверный универсал. А ранее на рынке присутствовал и кабриолет. Машины для России производятся преимущественно в Санкт-Петербурге и Калининграде, но есть и версии из Европы, в первую очередь это «заряженная» Astra OPC.
Объем двигателя, л |
Тип топлива |
Мощность, л.с. |
Тип КПП (число передач) |
Базовая цена, тысяч рублей |
1,6 |
бензин |
115 |
механика (5) |
649,9 |
1,6 |
бензин |
115 |
автомат (6) |
776,9 |
1,8 |
бензин |
140 |
механика (5) |
794,9 |
1,4 turbo* |
бензин |
140 |
автомат (6) |
819,9 |
1,4 turbo* |
бензин |
140 |
механика (5) |
862,9 |
1,6 turbo* |
бензин |
180 |
автомат (6) |
933,9 |
2,0 turbo* |
дизель |
130 |
автомат (6) |
977,9 |
1,6 turbo* |
бензин |
200 |
механика (6) |
984,9 |
1,6 turbo* |
бензин | 170 | автомат (6) | 995,9 |
OPC 2,0 turbo* |
бензин |
280 |
механика (6) |
1263 |
Ford Focus третьего поколения дебютировал на рынке в 2011 году. Модель традиционно разрабатывается в Европе, но продается по всему миру. И именно Focus по данным Forbes стал самой продаваемой моделью мира в 2013-м (второй год подряд) с результатом 1 059 574 штук. Когда-то первый Focus удивлял всех своим смелым дизайном на грани эпатажа. Но с каждым новым поколением экстерьер модели становится все более спокойным. Отличительной чертой «фордовского» бестселлера всегда было отличное сочетание достойных ходовых качеств, хорошего оснащения и умеренных цен. Тем не менее именно Focus стал одним из лидеров по снижению темпов продаж. В течение осени ценники на наиболее востребованные комплектации уже успели вырасти в цене, пусть и всего на 8 тыс. рублей. Focus для российского рынка производится на заводе во Всеволожске, но отдельные версии, например ST, поставляются из Европы. Модель доступна с пятью двигателями, тремя видами КПП и тремя кузовами: седан, 5-дверные хэтчбек и универсал. Напомним, что обновленный Ford Focus начнут собирать во Всеволожске в 2015 году.
Объем двигателя, л | Тип топлива | Мощность, л.с. | Тип КПП (число передач) | Базовая цена, тысяч рублей |
1,6 | бензин | 85 | механика (5) | 615 |
1,6 | бензин | 105 | механика (5) | 660 |
1,6 | бензин | 125 | механика (5) | 757 |
1,6 | бензин | 105 | робот (6) | 773 |
1,6 | бензин | 125 | робот (6) | 792 |
1,6 | бензин | 150 | робот (6) | 870 |
ST 2,0 turbo* | бензин | 250 | механика (6) | 1256,5 |
Chevrolet Cruze в 2009 году пришел на замену недорогой и популярной модели Lacetti. И хотя новинка оказалась существенно дороже предшественника, она все равно смогла быстро войти в число бестселлеров. Этому способствовало сочетание приятного дизайна экстерьера и интерьера со вполне умеренной стоимостью хорошо оснащенных версий. Однако в первой половине 2014-го ценники были переписаны в сторону увеличения, и продажи сразу же пошли вниз, спрос упал в 2 раза. Впрочем, осенью прайс на все версии седанов и хэтчбеков снизился разом на 40 тыс. рублей, и продажи вновь пошли вверх. На китайском рынке уже представлено второе поколение модели, возможно, в следующем году новинка дойдет и до нас. Cruze для российского рынка выпускается в Санкт-Петербурге с кузовами седан и 5-дверный хэтчбек, а в Калининграде производят отверточную сборку универсалов. Доступны четыре двигателя и два вида КПП.
Объем двигателя, л | Тип топлива | Мощность, л.с. | Тип КПП (число передач) | Базовая цена, тысяч рублей |
1,6 | бензин | 109 | механика (5) | 618 |
1,6 | бензин | 124 | механика (5) | 687 |
1,6 | бензин | 109 | автомат (6) | 689 |
1,8 | бензин | 141 | механика (5) | 693 |
1,8 | бензин | 141 | автомат (6) | 770 |
1,4 turbo* | бензин | 140 | автомат (6) | 839 |
Toyota Corolla практически во всех поколениях и на всех рынках присутствия относилась к лидерам гольф-класса по популярности. По данным Forbes в 2013 году Corolla заняла второе место по продажам во всем мире с результатом 1 001 141 автомобиль (уступив только Ford Focus). Хотя ранее у нее были и периоды абсолютного доминирования в классе, в том числе и в России. Но последние поколения модели по сочетанию цены и предоставляемых качеств все же уступают ряду конкурентов. Выбор модификаций — один из самых скромных в классе, а стоимость сервиса и страхования в числе самых высоких. Однако аура бренда Toyota позволяет находиться продажам на стабильно хорошем уровне. Новая Corolla с кузовом седан дебютировала летом 2013 года. Из всех рассматриваемых лидеров гольф-класса только у Corolla нет в гамме турбодвигателей, доступны три атмосферных бензиновых мотора и два вида КПП. В России реализуются машины турецкой сборки.
Объем двигателя, л | Тип топлива | Мощность, л.с. | Тип КПП (число передач) | Базовая цена, тысяч рублей |
1,3 | бензин | 99 | механика (6) | 680 |
1,6 | бензин | 122 | механика (6) | 729 |
1,6 | бензин | 122 | вариатор | 766 |
1,8 | бензин | 140 | вариатор | 830 |
Skoda Octavia нового поколения поступила в продажу летом прошлого года и почти сразу вышла в абсолютные лидеры гольф-класса. Крупный автомобиль имеет современный, в меру солидный дизайн и практичные пятидверные кузова: хэтчбек или универсал. Ходовые параметры, эргономика, качество используемых материалов — по-фольксвагеновски безупречны по меркам своего класса. Octavia имеет общую платформу MQB с такими новыми моделями, как Audi A3, VW Golf 7, Seat Leon, и отличается широким выбором двигателей и трансмиссий на любой вкус. Первоначальные цены оказались достаточно разумными, что и способствовало отличному спросу, но осенью Octavia подорожала на 18 - 25 тыс. рублей в зависимости от версии, и чешка уступила лидерство по ежемесячным продажам на рынке РФ, корейскому Cee'd.
Среди рассматриваемых лидеров гольф-класса только чешский авто может предложить полноприводную версию. Правда, таковая сочетается исключительно с кузовом универсал, мощным 180-сильным мотором и «автоматом», соответственно, и цена начинается с приличных 1 174 тыс. рублей. Есть у этой версии исполнение Scout с пластиковыми накладками на кузове в кроссоверном стиле, она стоит дороже на 70 тыс. рублей. Модель для нашего рынка производится главным образом на нижегородском автозаводе ГАЗ, ряд версий, например RS, поставляется из Чехии. Skoda Octavia доступна с пятью двигателями и четырьмя видами КПП.
Объем двигателя, л | Тип топлива | Мощность, л.с. | Тип КПП (число передач) | Базовая цена, тысяч рублей |
1,6 | бензин | 110 | механика (5) | 662 |
1,6 | бензин | 110 | автомат (6) | 722 |
1,4 turbo* | бензин | 140 | механика (6) | 842 |
1,4 turbo* | бензин | 140 | робот (7) | 882 |
1,4 turbo* | бензин | 180 | механика (6) | 924 |
1,4 turbo* | бензин | 180 | робот (7) | 964 |
2,0 turbo* | дизель | 143 | робот (6) | 982 |
RS 2,0 turbo* | бензин | 220 | механика (6) | 1374 |
RS 2,0 turbo* | бензин | 220 | автомат (6) | 1424 |
Kia Cee’d второго поколения вышел на рынок летом 2012-го. В отличие от соплатформенного Hyundai i30, создателями Cee’d больше внимания уделялось вкусам европейских покупателей в дизайне, эргономике, настройке ходовых качеств. Поэтому неудивительно, что европейский и российский рынки, в том числе татарстанский, лучше приняли именно Cee’d. В июне 2014 впервые стартовали продажи «горячих хэтчбеков» с приставкой GT в названии. 1,6-литровый турбомотор выдает 204 л.с., а трансмиссия — только 6-ступенчатая механическая КПП, в линейке Hyundai аналогов таким версиям нет. Cee’d представлен с кузовами: 5-дверный хэтчбек, 5-дверный универсал и 3-дверный хэтчбек с именем Pro_cee’d. Машины для России производятся в Санкт-Петербурге, Калининграде и Корее. На выбор есть три двигателя и два вида КПП.
Объем двигателя, л | Тип топлива | Мощность, л.с. | Тип КПП (число передач) | Базовая цена, тысяч рублей |
1,4 | бензин | 100 | механика (6) | 634,9 |
1,6 | бензин | 129 | механика (6) | 684,9 |
1,6 | бензин | 129 | автомат (6) | 739,9 |
GT 1,6 turbo* | бензин | 204 | механика (6) | 1059,9 |
* двигатель с турбонаддувом
«ПОКУПАТЕЛИ ИЗ ГОЛЬФ-КЛАССА ПЛАВНО ПЕРЕТЕКАЮТ В СТАН КОМПАКТНЫХ КРОССОВЕРОВ»
Тенденции и перспективы авторынка в малом классе газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.
Сергей Чернов — вице-президент по развитию группы компаний «КАН-Авто»:
— С начала года цены на автомобили постоянно растут, догоняя изменение курса валют и инфляцию. На сегменте недорогих автомобилей такие тенденции сказываются наиболее ощутимо. В ценовой категории машин стоимостью до 1 миллона рублей каждое повышение прайса производителям надо продумывать особо тщательно, поскольку оно напрямую связано с очень хрупкими ожиданиями их целевой аудитории. Неловкое движение цен вверх способно сбросить любой бренд этого сегмента вниз в рейтинге клиентских предпочтений. Касаемо линейки Chevrolet, немного жаль, что прекратили продажи модели Lacetti, на мой взгляд, она и сейчас пользовалась бы спросом. О чем говорят и хорошие продажи Daewoo Gentra, ведь фактически это та же модель, но с другим шильдиком. Opel Astra – классный автомобиль, реальный «немец» во всех отношениях, однако его конкуренты корейской, а не арийской расы на сегодня предлагают не менее крутую альтернативу, но за меньшую цену. Выбор всегда за клиентом.
Михаил Котляров — заместитель генерального директора автомобильной компании «Акос»:
— По всем данным, рынок автомобилей гольф-класса уменьшается и покупатели плавно перетекают в стан компактных кроссоверов, доля которых все время растет. К уже продающимся моделям Nissan Juke, Opel Mokka, Kia Soul, Peugeot 2008 и другим постоянно добавляются и будут добавляться новые игроки: Ford EcoSport, Jeep Renegade, Chevrolet Tracker, целая россыпь китайских автомобилей. По поводу новичков в гольф-классе, на мой взгляд, одним из самых заметных стал дебют нового Nissan Sentra, который уже появился в продаже в автосалонах Татарстана. Он пришел на замену модели Tiida и производится в Ижевске, на заводе, принадлежащем АвтоВАЗу. У Sentra хорошее ценовое позиционирование, соответственно, ожидаем высокие продажи.
Тимур Зиганшин — заместитель генерального директора компании «Барс Авто»:
— В прежние годы существовал C-класс, который назывался гольф-классом. Сейчас же производители фактически произвели разделение его на три подкласса: B+, C и C+, а разграничение осуществляется скорее по ценам. Автомобили в данных сегментах в подавляющем большинстве представлены масс-брендами. Поэтому здесь ситуация достаточно грустная: продажи гольф-класса продолжают падать вместе со всем рынком бюджетных автомобилей. В последнее время на российский рынок вышло много моделей класса B+ и компактных кроссоверов, которые отнимают большое число покупателей у машин гольф-класса. А производители, которые вовремя не отреагировали на изменения рынка, сейчас подсчитывают убытки, среди них Ford, Chevrolet, Opel. Вторая причина – это повышение цен в связи с изменением курсов валют и недостаточная локализация производства комплектующих. Среди новинок в гольф-классе от нашей компании хотел бы отметить полностью новый Peugeot 308, который пришел к нам в салон осенью 2014-го. В этом году он получил звание «Автомобиль года» в голосовании лучших журналистов Европы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.