РОСТ ГРАЖДАНСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ

При самых оптимистических оценках суммарные потери от коррупции в нашей стране составляют от $10 млрд. до $20 млрд. в год, существует своеобразный рейтинг коррумпированности власти, в котором Россия занимает весьма незавидное положение в десятке самых неблагополучных стран мира в компании с Венесуэлой, Камеруном, Индией, Индонезией.

Коррупция — препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всеми ими движет один стимул — получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Сегодня проведенный анализ деятельности приемной президента Российской Федерации в Республике Татарстан показывает рост гражданской инициативы среди населения. Каждый месяц поступает от 120 до 400 обращений от граждан, среди которых немалое число составляют жалобы на функционирование органов государственной власти и органов местного самоуправления. Ряд сфер особенно подвержен коррупции. Это прежде всего ЖКХ, потребительский рынок, оценка размера компенсации при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительство и ремонт разного рода объектов.

«ПО СПРАВКАМ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ»

«Я прекрасно понимаю людей, готовых заплатить, чтобы только не терять времени в очередях», — поделилась своим мнением подруга, рассказывая об эпопее с приватизацией квартиры. По ее мнению, некоторые структуры, куда граждане вынуждены обращаться по житейским вопросам, намеренно не информируют посетителей о порядке предоставления услуг, чтобы вызвать ажиотаж, очереди и желание «решить вопрос» путем мзды.

Считается, что в рамках административной реформы принят регламент работы каждой государственной структуры, а при получении документов, требующих нескольких подписей, вводится система одного окна.

Но на деле из жалоб подруги выходит долгое хождение по инстанциям для собирания справок. «Понимаешь, справка из Регистрационной палаты о том, что я с рождения до сегодняшнего дня не принимала участие ни в каких сделках с имуществом, ничего не значит. Год я собирала справки из родного города, откуда уехала через два месяца после закона о приватизации, из Казани, что не участвовала, не состояла, делала ксерокопии трудовой книжки, документы о том, почему меняла фамилию, а потом развелась. Доказывала, что я в прошлом — это я в настоящем.

«В общем, по справкам можно отследить весь мой жизненный путь», — жаловалась бедняга. И везде безумные очереди из таких же, как и она, замученных справками граждан. Причем ходить в одну и ту же инстанцию приходится по многу раз, так как мысли о новой справке у чиновников рождаются постепенно.

Наивно ожидать, что коррумпированные чиновники начнут бороться сами с собой. Нужно активное вовлечение в процесс борьбы общественных организаций, прессы и граждан, иначе все завершится ничего не меняющей имитацией борьбы с коррупцией. Общественный контроль и огласка коррупционных проявлений в СМИ, формирование в общественном сознании негативного отношения ко мздоимству, его порицание будут иметь эффект.

ОПЫТ СИНГАПУРА И ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

А можно ли победить коррупцию? Стоит отметить успешный опыт Сингапура, который преодолел это социальное зло ради выживания и процветания государства.

Эта страна восточной культуры, где одаривать чиновников ради благоприятного разрешения вопроса считалось само собой разумеющимся, обрела независимость в начале 60-х годов прошлого века. Таможенные чиновники получали взятки за «ускорение» проверки транспортных средств, перевозивших контрабанду и запрещенные товары. Персонал центральной службы обеспечения за определенную мзду давал заинтересованным лицам информацию о заявках, поступивших на тендер. Чиновники импортно-экспортного департамента получали взятки за ускорение выдачи разрешений. Подрядчики давали взятки клеркам, чтобы те закрывали глаза на нарушения. Владельцы магазинов и жители домов платили рабочим департамента общественного здравоохранения за уборку мусора. Директора и учителя школ получали комиссионные от поставщиков канцелярских товаров. Человеческая изобретательность практически бесконечна, когда дело касается конвертации власти в личную выгоду. Сингапуру, не располагающему какими-либо ресурсами, повезло, что у власти оказались жесткие прагматики, которые поняли, что без внешних инвестиций стране не выжить, а инвестиции не придут, если по-настоящему не пресечь коррупцию. Был принят целый ряд законов, которые помогали чиновнику справиться с искушением. Произошло упрощение процедур принятия решений, была устранена всякая двусмысленность в законах в результате издания ясных и простых правил, вплоть до отмены разрешений и лицензирования.

Одновременно с этим были ужесточены меры уголовного наказания за коррупционные действия, повышена независимость судебной системы, резко поднята зарплата судей и обеспечен их привилегированный статус, введены чувствительные экономические санкции за дачу взятки или отказ от участия в антикоррупционных расследованиях. Жесткие акции (вплоть до увольнения всех сотрудников таможни) были проведены во многих государственных ведомствах. Расследования были инициированы даже против близких родственников премьера страны Ли Куан Ю. Ряд министров, уличенных в коррупции, были приговорены к различным срокам заключения, либо покончили жизнь самоубийством, либо бежали из страны.

Ли Куан Ю в своих воспоминаниях подчеркивал, что он постоянно насаждал принцип верховенства закона и равенство всех перед законом, включая высших чиновников и своих родственников. Эти меры сочетались с уменьшением вмешательства государства в экономику, повышением зарплат чиновников и подготовкой квалифицированных административных кадров: «Начать с проповеди высоких моральных принципов, твердых убеждений и самых лучших намерений искоренить коррупцию — легко. А вот жить в соответствии с этими добрыми намерениями трудно. Для этого требуются сильные лидеры и решимость бороться со всеми нарушителями безо всяких исключений».

Благодаря эффективным мерам Сингапур стал индустриальной страной, а по уровню восприятия коррупции это государство делит четвертое и пятое места с одной из наименее коррумпированных стран мира — Швецией. Россия же по уровню мздоимства оказалась позади Индонезии и Того и показала самый худший за последние 8 лет результат, опустившись на 147-е из 180 мест в мире.

Нужно отметить опыт Османской империи, где своеобразно боролись со взяточничеством. Чиновникам не разрешалось жениться. С уходом на пенсию они отдавали все нажитое имущество в казну, а им после этого назначали хорошую пенсию и давали земли.

ДВЕ БЕДЫ ПЛЮС КОРРУПЦИЯ

То, что у России две беды, со школьной скамьи вынесло во взрослую жизнь не одно поколение учеников. Современные школьники растут с осознанием того, что на этом список бед России не заканчивается, к ним смело можно добавить третью — с названием латинского происхождения — коррупцию. Конечно, проблема существует не первый день. Однако сегодня ее разрушительная сила достигла такого масштаба, что даже подростки начали искать пути решения. Пусть пока в нарисованных ими картинках или написанных сочинениях, но дети рассуждают о проблемах и пытаются самостоятельно найти причины и методы их устранения. Может, это будущие законодатели и управленцы, которые в основу своей работы заложат принцип оставаться честным и неподкупным. Поэтому воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства — сегодня важнейшая задача школы, организаций среднего специального и высшего образования. Антикоррупционная направленность в системе правового воспитания должна стать необходимой составляющей. В свою очередь, система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, отражающих негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения.

Лариса Расческова