Самым горячим на сегодняшнем заседании депутатских комиссий в горсовете Набережных Челнов вновь стало обсуждение вопроса о вынесении за черту города территории полигона ТБО, которое в повестке дня было завуалировано под формулировкой «внесение изменений в генплан города». Газета «БИЗНЕС Online» неоднократно освещала эту тему. Отметим также, что проблема уже не раз становилась предметом ожесточенных споров коммунальщиков и народных избранников, а совсем недавно прошла публичные слушания. Первые считают, что без исполнения требования этого пункта федерального закона Челны не получат субсидию на рекультивацию Тогаевской свалки в размере 168 млн. рублей. Депутаты же уверены, что это фактически попытка узаконить проект мегасвалки, в отношении которого население города уже высказало свою резко отрицательную позицию.

«Я донесу до жителей, что происходит у нас во властных структурах и что это очередная попытка исполкома не мытьем так катаньем узаконить мегасвалку. Я делаю официальное заявление, потом не обижайтесь», —заявил присутствующим депутат-коммунист Владимир Васев.

«Это ваше «приведем в соответствие с законом» – все это филькина грамота. Можно что угодно привести в соответствие с законом, смертную казнь, например, – вмешался еще один  депутат-коммунист Ильдус Камалов. – Поскольку Тогаевский карьер разросся, санитарно-защитная зона попадает на территорию города. Поэтому сейчас нужно или переносить город, или перенести свалку. В последнем генплане предусмотрено было перенести свалку на расстояние не ближе 25 километров от Челнов. Но не работает у нас генплан. Сейчас тут чьи-то частные интересы замешаны, пахнет миллиардами. Мы должны добиваться закрытия Тогаевского карьера, а не переносить город».

Далее Камалов напомнил, что с населения по-прежнему собирают деньги за сортировку мусора, которой на деле нет, а деятельность сортировочного завода, который демонстрировали перед открытием депутатам, также весьма призрачна. Поэтому депутаты решили дойти до прокурора Татарстана, чтобы Сергей Петров (генеральный директор Поволжской экологической компании) вернул деньги жителям Челнов. Кроме того, Камалов выразил обеспокоенность тем, что эта «огнедышащая гора» по-прежнему угрожает здоровью жителей и необходимо провести независимую экспертизу, которая бы показала, каково реальное воздействие от этой свалки.

Отчитывавшийся перед депутатами заместитель руководителя исполкома Ильдар Ахметгареев попытался было возразить, что санитарная зона – 150 метров, кроме того, все эти расстояния рассчитываются не от границы населенного пункта, а от жилой зоны. «У нас между свалкой и жилой зоной находится огромное количество предприятий: КАМАЗ, литейный завод, ТЭЦ. Вы считаете, что эти предприятия не оказывают негативное влияние, а наша свалка оказывает? – задал риторический вопрос чиновник. – И прежде чем говорить о ликвидации свалки, нужно четко представлять, куда ее убирать. От того, что мы решили, что свалки не будет, отходы населения не исчезнут». На это Камалов сказал Ахметгарееву, что у него «талант ловить политический ветер, но нужно все же действовать в интересах населения».

«Чтобы попасть в федеральную программу и получить 168 миллионов на рекультивацию Тогаевской свалки, необходимо получить положительное заключение экспертизы по проекту рекультивации. Для этого нужно выполнить требование федерального закона и перенести границы полигона ТБО, который не должен находиться на территории населенного пункта», – добавил начальник управления ЖКХ Рафаиль Киямов. На это депутаты его обвинили в выворачивании фактов наизнанку, поскольку, чтобы получить средства на рекультивацию достаточно вывести за черту города лишь закрытую Тогаевскую свалку, а не весь полигон.

В итоге после продолжительных дебатов против вынесения на сессию этого пункта повестки проголосовали трое депутатов: коммунисты Васев и Камалов и справедливоросс Николай Шеин. Еще трое – единороссы Владислав Гаврилов, Абдулхак Батюшов и Уел Хусаинов – проголосовали за, прекрасно понимая, что на сессии повлиять на решение проблемы со свалкой уже будет невозможно. Депутат-единоросс Евгений Иванов воздержался.

«Я доведу до сведения жителей города, кто голосовал за вынесение рассмотрения этого вопроса на сессию. А потом сами разбирайтесь с избирателями», – довел до сведения комиссии Васев и демонстративно ушел, не дождавшись окончания заседания.