РЕГИОНАМ ПРЕДЛОЖЕНО ФОРМИРОВАТЬ СВОИ БЮДЖЕТЫ, «ИСХОДЯ ИЗ СКРОМНОГО КОНСЕРВАТИВНОГО ПОДХОДА»

Совет Федерации в среду единогласно одобрил закон «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Корреспондент «БИЗНЕС Online» отметил, что в ходе его обсуждения сенаторы и финансисты чаще всего употребляли слово «оптимизация» и различные его производные, в очередной раз подтвердив: тучные годы закончились, пора затянуть пояса. Между тем Центральный банк РФ пообещал смягчение денежно-кредитной политики ко второму полугодию 2015 года.

БЮДЖЕТ ВЕРСТАЛИ ОПТИМИСТЫ

Основные показатели бюджета, которому предстоит пройти нешуточную проверку на прочность, таковы: в 2015 году ВВП в размере 77,5 трлн. рублей и уровень инфляции 5,5%, в 2016 году — 83,21 трлн. рублей и 4,5%, на 2017-й — 90,06 трлн. рублей и 4% соответственно. При этом доходы составят 15,1 трлн. рублей в 2015 году, 15,8 трлн. рублей в 2016 году и 16,55 трлн. рублей в 2017 году, а расходы — 15,5 трлн. рублей, 16,3 трлн. рублей и 17,1 трлн. рублей соответственно.

Бюджетный дефицит на протяжении всех трех лет запланирован на уровне 0,6% ВВП, а восполнять его предлагается за счет государственных заимствований и средств от приватизации.

Главная проблема нынешнего бюджета в том, что его статьи планировались в расчете на то, что среднегодовая цена российской нефти марки Urals составит $100. «Сегодня ситуация изменилась, и мы, возможно, должны были более консервативно подойти к прогнозу экономического развития», — посетовал глава минфина РФ Антон Силуанов.

Таким образом, следующей осенью финансовый документ на 2016-й и последующие годы, видимо, придется переписать начисто, руководствуясь соображением «жить по средствам». «Наши планы бюджетные нужно строить, исходя из новых макроэкономических условий, которые, на наш взгляд, быстро не изменятся. Потому что новая цена на нефть 80 - 90 долларов (за баррель), скорее всего, сохранится на среднесрочный, а может быть, даже на долгосрочный период», — подтвердил эту мысль министр финансов. Ему никто не возражал, но для убедительности Силуанов привел пример других стран-экспортеров нефти, чьи бюджеты верстаются исходя из цены $75 - $80 за баррель черного золота.

По оценке главы минфина, «синхронное плавание» нефти и рубля в районе нынешних отметок способно проделать в доходной части бюджета-2015 прореху размером в 500 млрд. рублей. Еще столько же государство может недосчитаться из-за снижения темпов роста экономики (с прогнозного показателя 1,2% до возможного 0%) и других рисков, включая уменьшение импорта.

Начиная с этого момента, слово «оптимизация» прочно поселилось под сводами зала заседаний Совета Федерации. Оптимизировать предполагается расходы (хотя в целом они должны вырасти на 11%). Предполагается, что будут снижаться фонды оплаты труда, при этом объем налога на прибыль также будет расти более низкими темпами. Регионам будет рекомендовано индексировать заработную плату не по разработанным ранее «дорожным картам», а лишь на уровне инфляции в 5,5% («Мы это на федеральном уровне сделали», — отметил Силуанов). И так далее.

41d51d611079ba773a44.jpg

РЕГИОНАМ ПРОПИСАЛИ КОНСЕРВАТИВНЫЙ ПОДХОД

Впрочем, сомнений в том, что федеральный бюджет будет исполнен, никто не высказал. Зато многие выступающие выразили озабоченность тем, как пойдут дела «на местах». Или, как выразился глава комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, «есть риски на региональном срезе».

«По ходу исполнения бюджета в следующем году может встать вопрос о необходимости реструктуризации задолженности субъектов федерации и по другим видам бюджетных кредитов (кроме дорожного строительства ред.), а также дальнейшему замещению бюджетными кредитами коммерческой задолженности», — заявил он.

О чем идет речь, понятно. Регионы, латая свои бюджеты, периодически одалживают у коммерческих структур (под коммерческий же процент) энные средства, после чего начинают тратить немалые деньги на обслуживание возникшего долга. Предполагалось, что эти кредиты будут реструктурированы федеральным бюджетом, но… На 1 ноября из запланированных 230 млрд. рублей субъекты РФ «выбрали» только 113 млрд., засвидетельствовала председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. При этом сохраняется перекос в пользу коммерческих долгов: 39% от общего объема против 31% бюджетных денег.

111.jpg
Сергей Батин (справа)член Совета Федерации ФС РФ от Татарстана

Вообще, финансовые взаимоотношения «центр — регионы» далеко не всегда безоблачны. Та же Голикова привела другой пример: есть субъекты РФ и есть некие проекты (типа подпрограммы ФЦП «Автомобильные дороги», либо индивидуальный, с привязкой к конкретному региону). Под каждый такой проект центр готов выделить деньги, однако чаще всего субъекты РФ просто не представляют необходимую документацию. «Соответственно, федеральные власти на эти цели деньги не выделяют. Или выделяют в конце года, как произойдет с дорожными субсидиями в этом году, они снова вернутся в доходы бюджета, и мы снова будем ждать, что они вернутся на те же цели в 2015 году. Этот снежный ком, который накапливается из года в год», — пожаловалась глава Счетной палаты.

С другой стороны, у сенаторов тоже возникают вопросы к бюджетному финансированию. Некоторые из них сообщили, что данные по выпадающим доходам региона, согласно подсчетам на местах, выглядят далеко не так радужно, как видится из Москвы. Глава минфина заверил, что все будет в порядке, но, судя по выражению лиц, кое-какие сомнения остались…

Подвести итог сказанному выше могут слова Рябухина. «Нужно создать систему управления рисками, чтобы «с колес» выделять финансовую помощь наиболее нуждающимся регионам. Необходимые для этого средства в бюджете есть. И уже в первом квартале надо завершить распределение субсидий», — заметил он в самом начале бюджетных слушаний.

Силуанов, в свою очередь, попросил регионы формировать свои бюджеты, «исходя из скромного консервативного подхода», и не проявлять излишнего оптимизма, дабы не пришлось потом эти бюджеты резать по живому.

ЦБ ЖДЕТ СНИЖЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ К ЛЕТУ

Продолжила большой финансовый день в Совфеде глава Центрального банка Эльвира Набиуллина. Она сообщила сенаторам, что считает борьбу с ростом потребительских цен одной из главных задач ЦБ, начав свою речь сакраментальным: «Инфляция — налог на бедных». По ее прогнозу, инфляция в России начнет снижаться во втором квартале 2015 года, когда наконец-то скажутся предпринимаемые ЦБ антикризисные меры.

Ограничения на предоставление рублевой ликвидности Набиуллина назвала решением, позволившим снизить спекулятивное давление на рынок, а введение плавающего коридора рубля, по ее словам, приведет к тому, что инфляция будет меньше реагировать на колебания курса рубля.

После этого председатель Центрального банка сообщила приятную для банкиров новость. «По мере того, как сформируется устойчивая тенденция к снижению инфляции и инфляционных ожиданий, мы будем готовы смягчать денежно-кредитную политику. По нашим оценкам, это станет возможно ко второму полугодию 2015 года», — сказала Набиуллина.

Минфин тем временем обеспокоен проблемой заимствований и хочет предложить участникам долгового рынка новые инструменты. «В первую очередь это привязка наших долговых инструментов к инфляции, такой новый вид будет выпускаться. Я думаю, что он будет интересен инвесторам», — сообщил Силуанов. Впрочем, выпуск таких бумаг не должен стать массовым по причине все тех же инфляционных рисков.

Не обошлось, разумеется, и без упоминания бумаг, которые ранее уже успели окрестить «новыми ГКО» (проводя параллель с печально известными по дефолту 1998 года государственными казначейскими облигациями) и идею которых подверг критике глава минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев. Министр финансов, в свою очередь, пояснил, что такой инструмент рассчитан на инвесторов, не желающих вкладывать средства на 15 - 20 - 30 лет. «Это будут те же самые облигации федерального займа, но просто на более короткий период. То, что будет востребовано рынком, и то, что мы будем предлагать инвесторам», — добавил Силуанов.