Александр Васильев: «Как бы мы хотели или не хотели, русская мода, если таковая действительно существует, всецело зависит от своих европейских прототипов»

СТИЛЬ ДЕВУШКИ С ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ ДОНЕЦКА

Концентрация ярких одежд и запахов дорогих духов в бальном зале «Корстона» накануне вечером превышала привычную норму. Историк моды и популярный телеведущий Александр Васильев, приветствуя благоухающую публику, сразу же извинился за простуженный голос: он недавно вернулся из Мадрида, где температура плюс 23, а здесь, в Казани, оказалось «немножко прохладнее». Говорили об осени и зиме-2014/15 и модных тенденциях этого сезона.

«Мода по-прежнему приходит в Россию не с Востока, а из Европы, — начал он. — И несмотря на все санкции и протесты, главные центры моды по-прежнему остаются в Париже, Милане и Лондоне. Как бы мы хотели или не хотели, русская мода, если таковая действительно существует, всецело зависит от своих европейских прототипов».

Мода, по словам Васильева, самый чувствительный индикатор всего того, что происходит в политике, культуре, экономике, искусстве. Особенностью моды сезона осень-зима-2014/15 является... сильнейшее украинское влияние. Конечно, все началось с майдана, потом перешло на события в Киеве, Луганске, Донецке. Отголоски украинской темы проявились, в частности, в моде на косы, которая ассоциируется у всех с Восточной Европой. Впрочем, эту моду в свое время ввела еще Юлия Тимошенко более 10 лет назад. Таким же символом украинского влияния являются ленты, шнуры и тонкие косички посредине лба — у этого атрибута есть славянские корни.

Образ несколько озабоченной, тревожной, не вполне счастливой женщины стал чаще появляться на страницах журналов»

«Война внесла большие коррективы: в моде заплаканные глаза, — говорит Васильев, вызывая недоуменный шепот зала. — Этого раньше никогда не было, но сегодня случилось неминуемо. Размазанный макияж в сочетании с черным лаком для ногтей создает впечатление скорее горя, чем радости. Если раньше казалось, что женщина должна настоятельно говорить о своем прекрасном женском начале, то сегодня этого больше не существует. Образ несколько озабоченной, тревожной, не вполне счастливой женщины стал чаще появляться на страницах журналов».

На слайде появилась фотография девушки, стиль которой Васильев охарактеризовал как «Девушка с привокзальной площади Донецка»: волосы близкие к цвету переваренного борща, слишком яркие губы... Впрочем, в этом сезоне натуральные цвета волос преобладают над искусственными. В моде также эффект выгоревших и даже грязных волос, который никогда раньше не считался красивым и привлекательным. «Поверьте, мода — не всегда о красоте, — сказал Васильев. Это не обязательно для того, чтобы стать лучше, это для того, чтобы стать другой, а другой — это не всегда лучше в вашем представлении».

Пиджак, похожий на мужской, поверх тонкой блузы — стиль под названием «Погорельцы». «Это значит, что вы получили только то, что вам дали в «Красном кресте», только то, что вам дали в храме, только то, что вы успели схватить». Мужской стиль одежды у женщин представлен глухими материалами: шерстью, твидом, льном. В моде также и ретро начиная с 1920-х до 1990-х годов. Отчего такое отсутствие избирательности? Оттого, что век закончился, и теперь люди его оплакивают. «Нам кажется, что при всех печалях XX века сегодняшние печали более неизлечимы, — говорит Васильев. — Войны, экономический кризис, заболевания, которые выходят из-под контроля, кризис еды в Африке, все быстрее надвигающийся энергетический кризис...»

ЗРЕЛОСТЬ В МОДЕ

Васильев отмечает, что если в прошлом мода часто ориентировалась на молодого потребителя, которому всего 15 - 20 лет, то в эпоху наступившего кризиса у этой группы населения денег нет. Поэтому мода стремительно переориентируется в сторону женщин за 40, если не за 50. Если раньше можно было говорить о том, что в моде молодость, то сегодня можно сказать, что в моде зрелость. Одной из икон сегодняшнего стиля является итальянская актриса Моника Белуччи. Это типаж не блондинки, а брюнетки. «Поэтому все те прекрасные дамы и девы, которые познали удивительные качества пергидроля, могут обратиться к своему стилисту за обратной просьбой», — сказал Васильев.

«В этом сезоне натуральные цвета волос преобладают над искусственными. В моде также эффект выгоревших и даже грязных волос, который никогда раньше не считался красивым и привлекательным»

Особенностью нового сезона является и ширина бровей: в сезоне-2014/15 узкие брови не носит никто. «Поэтому все те несчастные, которые выщипали их три-пять лет назад или, еще хуже, обратились в салон красоты за перманентным макияжем типа татуировки, могут смело подавать в суд на тех, кто так над ними надругался. В моде пышные, собольи, густые брови, достаточно густые, чтобы вспомнить незабвенного Леонида Ильича Брежнева», — добавил Васильев, и зал поддержал его приглушенным смехом.

Если раньше женщины боролись за чистоту кожи и предпочитали великолепный макияж без всяких дефектов, то сегодня на натуральность обращают большее внимание — в моде веснушки, родинки, не совсем гладкая кожа. Новая мода породила и новый тип маникюра: больше никаких «бутербродов на ногтях», никаких васильков, полосок, розочек, бубенчиков. Что же носят? Довольно густые эмали и лаки, непрозрачные, часто бордово-красные и коричневые оттенки, а также серые и черные — опять же вызванные реакцией на военные действия в Украине.

«Никогда не завидуйте моделям, — сказал Васильев. — Причин две. Большинство манекенщиц, которые снимаются для журналов, снимаются в возрасте 14 - 17 лет, когда нет ни одной морщинки. Не реагируйте на разговоры вашего мужа, который будет приносить вам фотографии и говорить: «Зоя, посмотри, как ты должна выглядеть». Вы отвечайте: «Я так и выглядела, когда мне, как и ей, было 17 лет, но сейчас мне несколько больше». Также почти все журналы прибегают к очень тяжелой ретуши, которая позволяет исправить все дефекты лица. Поэтому перестаньте с сегодняшнего дня проводить какие бы то ни было аналогии и сравнения с моделями. Модель — только для того, чтобы вас раззадорить, а не для того, чтобы вы делали, как там нарисовано...»

AMO_6156.jpg
Васильев отмечает, что если в прошлом мода ориентировалась на потребителя 15 - 20 лет, то в эпоху кризиса у этой группы населения денег нет. Мода стремительно переориентируется в сторону женщин за 40, если не за 50

«ГАЛСТУКИ НОСЯТ ТОЛЬКО В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ, БАНКЕ, ОРКЕСТРЕ И ПОХОРОННОМ БЮРО»

Среди цветов на пике популярности красный — самый революционный, страстный и победный цвет, другого такого в цветоведении нет. «Мы не можем сказать, что революция прошла под синим или желтым флагом, она может пройти только под красным, — говорит Васильев. — Всплески моды на красное случались в течении многих десятилетий. Если хотите быть в тренде, носите драматичный черный силуэт с красными губами». Белый также в тренде — он всегда приходит в моду перед войной. Эпоха Наполеона, Первая мировая война, 30-е годы — во все эти периоды были популярны белые платья.

«Белый цвет очень нравится тоталитарным режимам, — говорит Васильев. — Потому что женщина выглядит невинной, мол, посмотрите, какая я честная и невинная, я невеста своей родины. Это очень важное психологическое значение. Многие женщины говорят о том, что познакомились со своими мужьями, когда были одеты в белый свитер. Мужчине кажется, что женщина в белом свитере — будущая мама его детей. Поэтому, если свидание для вас что-то значит, приходите на него не в открытом корсете — это одежда для любовницы, а в свитере с высоким воротником, тогда вам сделают предложение руки и сердца».

По мнению Васильева, за модой угнаться нельзя, а для того чтобы следить за ней, нужно иметь большой капитал и много свободного времени

В моде ограниченность в украшениях: если на шее ожерелье, сережки уже не пригодятся. Если есть сережки, то их можно поддержать браслетом. Если есть одна брошка, то лучше вообще ее не носить, лучше иметь две — это эффектнее.

«Подходя к зеркалу, всегда подумайте о том, что вы можете снять с себя, а не то, что вы можете добавить, чтобы всех поразить. Самое главное условие элегантности: никогда не одевайтесь так, чтобы все умерли. Если вы, конечно, не садистка и если вы не хотите платить за похороны всех своих коллег, родственников и жильцов в доме. Лучший друг женщины — это зеркало. Оно должно быть в пол. Никогда не смотрите на себя в маленькое зеркало, которое отображает вашу симпатичную физиономию, словно фотографию на паспорт. Многие женщины, выходя из дома, смотрятся в маленькое зеркальце перед выходом и говорят: «Ну, все в порядке». При этом не видя всего остального. А ужас начинается ниже».

У мужчин в моде накладные карманы, подкладные плечи, офицерский воротник и стиль «бедный студент» с отсутствующим галстуком. «Сегодня даже политики перестали носить галстуки. Галстук сейчас носят только в правительстве, в банке, в оркестре и в похоронном бюро. Все остальные забыли про него».

В моде бороды, и это, по мнению Васильева, пришло от арабов, которые обратили пол-Европы в мусульманство. И эта мода будет держаться не менее 10 лет. «Если вы хотите быть модным, прекратите бриться. Жена скажет: «Леня, на кого ты похож?» Не слушайте ее, она ничего не понимает. Мужчина с бородой — это сегодня писк. Если вы не поддерживаете это в семье, хотя бы не мешайте своему сыну, который больше вас разбирается в моде. Во всяком случае, перестаньте противоречить своим детям и говорить: «Я бы тебя одела по-другому». Это надо было делать, когда ему было пять лет. В 14 - 15 уже слишком поздно».

«Сегодня точно немодно выглядеть богатым. И точно немодно выглядеть успешным. А вызывать жалость и говорить «Вообще-то, я довольно бедный человек» — это очень, очень популярно»

ВЫЗЫВАТЬ ЖАЛОСТЬ МОДНО

Мода — это самое ветреное из увлечений людей. Мода потому и называется модой, что ее модуль меняется каждые шесть месяцев. Только тот, у кого подвижный ум, способен следить за этим, а у кого ум закостенелый, никогда за этим не проследит. По мнению Васильева, за модой угнаться нельзя, а для того чтобы следить за ней, нужно иметь большой капитал и много свободного времени. Пока военные проблемы в Европе не будут решены, стиль «беженки» не уйдет. Потому что мода — это зеркало истории. Стилисты, дизайнеры — такие же люди, как и все. Они тоже стирают свою одежду в стиральной машине, платят за телефон, за газ и за свет, покупают продукты в супермаркете, смотрят телевизор, стоят в пробке. Они более талантливы в том смысле, что у них есть художественное видение в решении проблем, но ничто человеческое ни одному дизайнеру не чуждо. Поэтому, создавая модели, они отражают действительность.

Васильев показывает слайд, на котором изображена девушка в пиджаке, с собранными назад волосами, смазанной тушью и помадой. «Посмотрите на эту девушку — красива ли она? Да, по-своему красива. Жалко ли вам ее? Да, жалко. В этом и смысл моды. Сегодня точно немодно выглядеть богатым. И точно немодно выглядеть успешным. А вызывать жалость и говорить «Вообще-то, я довольно бедный человек» — это очень, очень популярно».