«ГДЕ-НИБУДЬ УЧИТЕСЬ? РАБОТАЕТЕ?» — «НЕ УСПЕЛ…»

Накануне Вахитовский районный суд Казани продлил срок содержания под стражей 54-летнему Рафису Габсалямову больше известному как Гриня Казанский (он же Гриня Альметьевский). Как считают в правоохранительных органах, он последний вор в законе в Татарстане. На прошлой неделе прокуратура Татарстана утвердила обвинительное заключение в отношении Габсалямова по статье «Уклонение от административного надзора». В середине сентября 2014 года он был задержан сотрудниками полиции в Раменском районе Московской области. Газета «БИЗНЕС Online» писала о его задержании. Свою вину Габсалямов не признал.

Обвиняемого доставили в суд в наручниках. Но в клетку, как это обычно бывает с задержанными, сажать не стали — Габсалямов дожидался начала заседания вместе с другими посетителями суда скромно на скамеечке. Так что многие журналисты не сразу узнали в прилично одетом и ухоженном мужчине, сидящем в коридоре, известного вора в законе. Это было первое публичное появление Грини Казанского после его «возвращения» в Татарстан. В начале судебного заседания судья стал устанавливать личность обвиняемого. Габсалямов отвечал с еле сдерживаемым раздражением, односложно, так что судье постоянно приходилось задавать уточняющие вопросы. По всей видимости, вор в законе таким образом пытался поддержать свой авторитет. В его поведении наблюдалось какое-то общее безразличие ко всему происходящему. К слову, у Габсалямова на счету уже 7 «ходок».

— До ареста вы где проживали? — спросил судья.

— В Марий Эл…

— Где-нибудь работаете, учитесь?

— Не успел…

Затем судья напомнил, в чем конкретно обвиняется Габсалямов. По версии следствия, решением Онежского городского суда Архангельской области от 26 февраля в отношении осужденного Габсалямова, освободившегося из мест лишения свободы по отбытию наказания за незаконное хранение наркотиков, установлен административный надзор сроком на три года. При этом в отношении него установлены ограничения в виде обязательной явки дважды в месяц для регистрации в отдел внутренних дел по месту жительства или пребывания. Однако Габсалямов для постановки на учет в установленный законом срок не явился и о своем местонахождении не сообщил, тем самым без уважительной причины уклонившись от административного надзора.

ПОД СТРАЖЕЙ ДО НОВОГО ГОДА

Гриня Казанский выступил против присутствия журналистов в зале суда.

— У меня ходатайство: пусть они не снимают, а то достали эти свои фотоаппараты, — заявил вор в законе. Судья объяснил, что съемку в зале суда он запретил, и заверил обвиняемого, что журналисты не будут снимать его во время процесса.

— Если что-то появится в сети после процесса, смотрите у меня, — неожиданно предупредил всех журналистов прокурор.

Адвокат Ирина Михайлова, представляющая интересы Грини Казанского, взяв слово, заявила, что ходатайство о продлении срока содержания под стражей является «голословным».

— Сама по себе мера пресечения в виде заключения под стражу является исключительной мерой, — объяснила Михайлова. — Учитывая, что то преступление, в котором обвиняется мой подзащитный, является преступлением небольшой тяжести, эта мера может быть применена только в исключительных случаях. Для него можно избрать меру пресечения, не связанную с нахождением в изоляторе, например, домашний арест.

Изучив материалы дела, где была найдена, к примеру, характеристика из мест лишения свободы («характеризуется отрицательно, не хочет вставать на путь исправления»), судья удалился в совещательную комнату. Через 10 минут он сообщил, что Гриня Казанский остается под стражей до 31 декабря. По всей видимости, Гриня вскоре покинет Казань. После утверждения обвинительного заключения уголовное дело будет направлено в Альметьевский городской суд для рассмотрения по существу.

Напомним, по данным республиканского МВД, Гриня был «коронован» в 1994 году в Москве армянскими ворами. В начале 1990-х годов он стал одним из организаторов альметьевской банды «Жулики». 30 мая 1993 года в ходе борьбы за сферу влияния эта группировка и другая банда с характерным названием «Чекисты» устроили перестрелку, в результате которой были убиты четыре человека. В 1995 году Габсалямова задерживали в Москве за незаконное хранение оружия и вскоре осудили на один год условно.

Аналогичное наказание он понес в 2001 году в подмосковном Одинцове, но уже за наркотики. В феврале 2005 года Гриня был задержан на воровской сходке в оренбургском кафе «Амнезия». Вместе с ним находились местные «законники» Тимоха и Рашид. При личном досмотре у заезжего гостя было обнаружено 5,5 г героина. Однако в июле того же года Гриня был оправдан Центральным судом Оренбурга и освобожден из-под стражи.