Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина накануне собрала руководителей челнинских предприятий разного калибра на круглый стол, чтобы обсудить содержание законопроекта «О промышленной политике РФ», который был принят Госдумой в первом чтении 7 октября, а вскоре пройдет и процедуру второго чтения. Однако предприниматели, в том числе и прокамазовские, не ответили на ожидания первой леди автогиганта, заговорив о своем — о недоступных кредитах и дискриминации предприятий со стажем в пользу «государевых любимчиков» — резидентов промпарков. Свидетелем проявлений недовольства бизнеса стал и корреспондент «БИЗНЕС Online».
Депутат Госдумы Альфия Когогина собрала средний бизнес автограда, чтобы обсудить законопроект о промышленности |
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОТ АЛЬФИИ КОГОГИНОЙ
Внести свои предложения к постановлениям правительства, которые сопроводят новый закон «О промышленной политике в РФ», предложила вчера депутат Госдумы Альфия Когогина руководителям челнинских промышленных предприятий. Опираясь на поддержку муниципалитета, Когогина собрала гендиректоров на круглый стол в бизнес-отеле «Татарстан», сообщив при этом, что сам законопроект для поправок уже недоступен, поскольку уже в середине декабря ему предстоит пройти второе чтение. Зато на проработку как минимум 12 постановлений к нему правительству понадобится не менее полугода.
Когогина предложила бизнесу сообщить о своих потребностях, пообещав внести их в проекты и лоббировать. Она также отметила, что КАМАЗ вполне успешно поучаствовал в поправках к законопроекту, вовремя сформулировав свои нужды. Собрать же остальной бизнес пораньше команда Когогиной не успела, как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» помощник депутата Эдуард Жижимов. Впрочем, по его словам, предпринимателям месяц назад был разослан опросный лист, на основании которого инициативы от гендиректоров были добавлены в пакет от Татарстана, поступивший в минпромторг и минэкономики России.
«Мы сегодня хотим донести, что сам законопроект рамочный, будет масса законов-спутников и постановлений, которые дадут живые деньги конкретным регионам», — пояснил Жижимов корреспонденту «БИЗНЕС Online». Большинство предприятий при этом, по словам помощника Когогиной, ограничились некими лозунгами на уровне «даешь дешевые кредиты», что не регулируется готовящимся законом. Тем не менее вопрос кредитования промышленности и при живой встрече стал одним из центральных, когда после протокольных слов зазвучал голос бизнеса. Но только после пяти заготовленных предложений от руководителей компаний среднего калибра.
Альфия Когогина: «Я с вами полностью согласна, кредиты на развитие бизнеса необоснованно дороги» |
У КОГО ЧТО БОЛИТ…
Первым свое предложение адресовал законотворцу гендиректор ООО «КАМАЗ-Марко» Роман Мугерман. Он уверен, что государству следует поддержать предприятия, занятые локализацией иностранных производств, те из них, у которых проект подразумевает высокую добавочную стоимость, но которые не располагают достаточными собственными средствами. Когогина в ответ напомнила, что существует программа импортозамещения объемом 40 млрд. рублей и предложила Мугерману самостоятельно ее изучить, оформить предложения в рамках регламента и получить доступ к требуемым средствам.
Вторым делегатом от бизнеса стал специалист по работе с органами власти компании «Раритэк» Олег Парамонов. Компания занимается дистрибуцией камазовской газомоторной техники, и Парамонов поставил вопрос о развитии инфраструктуры для газомоторного транспорта. Кроме того, он заявил о необходимости сделать программу субсидирования покупок такой техники долгосрочной. Сегодня в данной программе участвуют 29 субъектов федерации, однако на реальные закупки даже на условиях софинансирования у регионов денег нет, поскольку расходы не закладывались в бюджеты. Если программа станет длинной, она заработает, потому что регионы смогут предусмотреть средства на будущий год. Когогина ответила, что такая инициатива уже звучала и она закреплена, а распоряжению об инфраструктуре исполнился уже год, и пока выполнять его никто не торопится.
Роман Мугерман уверен, что государству следует поддержать предприятия, занятые локализацией иностранных производств, те из них, у которых проект подразумевает высокую добавочную стоимость, но которые не располагают достаточными собственными средствами |
Гендиректор Торгово-промышленной палаты Набережных Челнов и Закамья Иван Шигин попросил содействия в создании республиканского кадрового центра на базе ТПП, а представитель ООО «Кама Кристалл Технолоджи» Виталий Валиев рассказал, что закрытому от публики предприятию по выращиванию сапфиров ради конкурентоспособности необходимо увеличивать объемы производства, и поэтому компания нуждается в субсидировании научных разработок. В этом отношении надо отметить, что Когогина упоминала в предварительном докладе о 5 млрд. рублей субсидий, предусмотренных правительством на НИОКР в гражданских отраслях, — это деньги на 3 года, они есть, на них надо заявляться. В ответ же на речи Шигина и Валиева она напомнила о цели собрания, поскольку никто из спикеров пока не попал в повестку дня — проработку законопроекта о промышленной политике.
«В ПЕРЕРАБОТКЕ МЯСА НА КОЛБАСУ НЕТ ДЕФИЦИТА, ЕСТЬ ДЕФИЦИТ В МЯСЕ»
Выступление гендиректора ТД «Челны Хлеб» Эдуарда Юнусова неожиданно добавило перчику в дискуссию. Надо отметить, что его речь предварял доклад заместителя руководителя исполкома города по экономике Наталии Кропотовой, которая в числе прочего упомянула федеральную программу поддержки моногородов. Именно эта программа в 2010 году дала путевку в жизнь компании «Кама Кристалл Технолоджи», а также производствам по забою скота и переработке мяса, птицеводческому комплексу и реконструкции птицефабрики — в совокупности 4 челнинских проекта получили по ней 16,3 млрд. рублей. Как отметила Кропотова, продолжая программу, муниципалитет считает, что для повышения конкурентоспособности необходимо реализовывать крупные проекты с использованием инновационных технологий. К примеру, 4 запущенных проекта, по словам Кропотовой, помогли «диверсифицировать экономику на 12% и выпустить продукцию, направленную на импортозамещение». В этом году Челны снова попали в программу — не без участия Когогиной, как озвучили на встрече.
«Мы включаем в программу новые проекты, один из которых — это предприятие по глубокой переработке мяса и производству колбасных изделий «Камская Нива» на сумму 2,3 миллиарда рублей, — рассказала Кропотова. — 4 - 5 декабря мы планируем участвовать в международном форуме «Город будущего», где как раз будут обсуждаться вопросы моногородов».
Именно на этой почве и возникли претензии у Юнусова, который заговорил о том, что программа моногородов в ее нынешнем виде стимулирует создание новых крупных компаний, потенциальных монополистов рынка. Как минимум доля малых и средних предприятий в такой ситуации расти не будет, хотя для концепции импортозамещения полезно разнообразие игроков на рынке.
Наталия Кропотова отметила, что муниципалитет считает, что для повышения конкурентоспособности необходимо реализовывать крупные проекты с использованием инновационных технологий |
Позднее Юнусов раскрыл свою позицию в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». «В стране законов много, и закон о промышленной политике прекрасен, но я беспокоюсь, что развитие малого и среднего предпринимательства в этих законах мало отражается, — пояснил Юнусов. — Хотелось бы, чтобы это развитие отражалось в цифрах, а отсутствие измерений опять приведет к тому, что тот, кто умеет проводить заявки по программе моногородов, запустит суперпроизводство, и все. Я просто знаю, что в отрасли переработки мяса на колбасу нет никакого дефицита, мы сами такой переработкой занимаемся. Есть дефицит в самом мясе. Как руководитель розничной сети могу сказать, что поставщика выбирать не приходится, именно поэтому мы работаем с наценкой в 5 процентов, почти в убыток. Говядины нет, свинины мало. Зачем же производить колбасу? Я не готов говорить о корректировке программы субсидирования, это не моя область, но все-таки надо смотреть на те направления, которые демонстрируют дефицит, а не на те проекты, которые по бумагам соответствуют регламенту программы. 2 миллиарда — это очень большие деньги. В республике по мясу на сегодня три небольших предприятия: Мамадыш, «Челны-мясо» и мы. Появление гиганта, взращенного на федеральной субсидии, просто уничтожит нас всех».
Когогина ответила на слова Юнусова тем, что сельхозпроизводителям деньги тоже выделяются — 20 млрд. рублей по программе импортозамещения на Россию, хотя вопрос, конечно, был адресован в первую очередь муниципалитету, формирующему заявку по программе.
«РАДИ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СИСТЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МЫ ПОЗВОЛИЛИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РАСПЕЧАТАТЬ РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД»
Самые интересные темы прозвучали вне регламента встречи, подняли их гендиректор ООО «Завод «Профтермо» Анатолий Цвеер и гендиректор КИП «Мастер» Максим Стеблов. Первый напомнил, что в Татарстане сейчас аккредитованы 16 муниципальных промпарков, и практически все деньги по госпрограммам собирают они. А как быть с теми, кто уже по 10 - 15 лет работает самостоятельно? Отвечал на это заместитель министра промышленности и торговли РТ Алмаз Хусаинов, признав, что действительно правительство сейчас ориентируется на промышленные парки, а остальным приходится довольствоваться по большому счету одним только «Лизинг-грантом». Цвеер резюмировал, что и по «Лизинг-гранту» получить деньги на металлообрабатывающее оборудование, например, практически нереально — требования лизинговых компаний по залогам делают такое оборудование элементарно неликвидным. В команде Когогиной с проблемой тоже знакомы.
Анатолий Цвеер напомнил, что в Татарстане сейчас аккредитованы 16 муниципальных промпарков, и практически все деньги по госпрограммам собирают они. А как быть с теми, кто уже по 10 - 15 лет работает самостоятельно? |
«Да, проблема, поднятая Цвеером, нам понятна, — сообщил «БИЗНЕС Online» Жижимов. — Я тоже считаю, что тут проявляется какая-то дискриминация: те, кто самостоятельно традиционно развивался, сейчас отстранены от внимания государства в вопросах развития инфраструктуры. В ОЭЗ, например, предприятия сидят замечательно — им и дороги сделали, и таможню подтянули, и от налогов освободили, торгуй — не хочу. Для резидентов жилья настроили, школ наоткрывали. Налицо неравный доступ к государственным ресурсам. Понятно, что таким образом мы генерируем количество налогоплательщиков, но надо объяснить бизнесу, долго ли так будет продолжаться».
Объяснить, впрочем, пока оказалось некому, как и внятно ответить на вопрос Стеблова.
— Я удивляюсь, как наша промышленность вообще выживает, глядя на проценты по кредитам, — заявил Стеблов. — 15 - 16 процентов годовых! Я не знаю, что нужно делать, чтобы с такими процентами развиваться, разве что наркотиками торговать. Почему во всем мире ставки рефинансирования центробанков гораздо ниже, чем у нас? Вы говорите сейчас о фонде развития отечественной промышленности объемом 20 миллиардов рублей, который предполагает кредиты под 4,5 - 5,5 процентов годовых. Значит, такие кредиты возможны?
— Но это из бюджета, — возразила Когогина.
Максим Стеблов (в центре): «Чтобы с такими кредитами развиваться, нужно наркотиками торговать» |
— А Центробанк у нас не государством контролируется?
— Центробанк не берет деньги из бюджета. Я с вами полностью согласна, кредиты на развитие бизнеса необоснованно дороги. Такова макроэкономическая ситуация в России. Правительство пытается каким-то образом консолидировать бюджетные средства для того, чтобы разработать альтернативную систему кредитования приоритетных отраслей экономики. Для этого не только фонд создается, но еще и 50 миллиардов направлено в банки из бюджета, чтобы они выдавали кредиты по ставке рефинансирования плюс 1 процент. Для этого мы дали правительству право распечатать резервный фонд и разрешили израсходовать 500 миллиардов на импортозамещение и развитие промышленности. Я сейчас не могу сказать, когда банковская система начнет выдавать по своей воле дешевые длинные деньги — она не регулируется, это рыночная система.
Радмир Беляев (слева): «Как могут наши производители конкурировать с европейскими, если для них кредит стоит 3 - 4 процента?» |
— Во всем мире она регулируется, а в России — нет, — отрезал Стеблов на удивление аудитории, поскольку главный оппонент Когогиной, напомним, возглавляет индустриальный парк КАМАЗа, чьим лоббистом в Госдуме выступает Когогина. Она, кстати, пообещала выступить с этим вопросом на ближайшем совещании у премьер-министра РФ.
Отметим, что свое согласие с постановкой вопроса Стебловым выразили и в муниципалитете. Заместитель Кропотовой, начальник отдела поддержки предпринимательства Радмир Беляев заявил «БИЗНЕС Online», что банковские 15% ставят вопрос о том, зачем вообще поддерживать бизнес в таких обстоятельствах. «В России поддержка предпринимательства должна в первую очередь сводиться к дешевым кредитам. Как могут наши производители конкурировать с европейскими, если для них кредит стоит 3 - 4 процента? Я считаю, что нужно субсидировать процентные ставки и влиять на банковский сектор, не пускать этот вопрос на самотек. А если вспомнить еще и о ценах на энергоресурсы, то, само собой, себестоимость нашей продукции не может соответствовать уровню наших зарубежных коллег. Либо мы сегодня стимулируем внутренний рынок и модернизацию кредитами, либо завтра будет поздно», — считает Беляев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.