«Нижнекамскнефтехим» увеличил выручку на 7,9% за январь-сентябрь этого года до рекордного для себя показателя в 97,08 млрд. рублей. Такие данные содержатся в ежеквартальном отчете общества. Но из-за того, что себестоимость продукции и коммерческие расходы росли темпами почти в два раза большими, чем выручка, чистая прибыль компании сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,4 млрд. рублей. Негативное влияние на доходы оказывает сложная экономическая ситуация в мире и в России, которая давит на цены, а поддержку финансы НКНХ получают от слабеющего рубля.

СЕБЕСТОИМОСТЬ ПОДКОСИЛА ПРИБЫЛЬ

Согласно опубликованному на днях ежеквартальному отчету, выручка ОАО «Нижнекамскнефтехим» выросла на 7,9%: с 89,97 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года до 97,08 млрд. рублей за 9 месяцев 2014 года. В то же время себестоимость выросла на 14,7% — до 82,2 млрд. рублей, а коммерческие расходы увеличились на 14% — до 3,295 млрд. рублей. Затраты растут по нескольким причинам. Во-первых, растут расходы на сырье, энергию, оплату труда. Так, цены на прямогонный бензин для НКНХ в третьем квартале этого года повысились на 6,5 % по сравнению с третьим кварталом 2013 г. (во втором квартале было плюс 17%, в первом — плюс 12,3% к аналогичному периоду прошлого года). Согласно отчетности по МСФО за первое полугодие 2014 года, сырье и материалы подорожали на 4 млрд. рублей, расходы на электроэнергию выросли на 1 млрд. рублей, а затраты на оплату труда увеличились на 0,6 миллиарда. Чтобы сдержать расходы на персонал, но продолжить увеличивать зарплату, НКНХ сокращает работников — за 9 месяцев этого года численность персонала сокращена на 634 человека и составила 17072 человека.

1.jpg

Во-вторых, НКНХ для сохранения своих рыночных позиций вынужден запускать производство новых видов продукции (в компании в частности взят курс на импортозамещение), а это не только капвложения, но и рост расходов на покупку все тех же сырья и материалов, электроэнергии и пр. В-третьих, компании необходимо осваивать новые рынки, что разгоняет затраты на логистику, маркетинг и сбыт, таможенное оформление и пр.

Еще одно следствие диверсификации производства — увеличение долговой нагрузки. Портфель краткосрочных и долгосрочных займов НКНХ потяжелел на треть — до 6,15 млрд. рублей на 30 сентября 2014 года. Что отразилось ростом выплаченных процентов на 105 млн. рублей — до 260 млн. рублей.

2.jpg

В итоге все вышеперечисленные факторы самым прямым образом сказались на чистой прибыли компании, которая сократилась на 21,9% с 6,5 млрд. рублей за 9 месяцев 2013 года до 5,1 млрд. рублей за 9 месяцев 2014 года. Показатель чистой прибыли оказался самым слабым с кризисного 2009 года, но по сравнению с результатами первых двух кварталов, когда чистая прибыль просела на 38%, дела идут на поправку.

НКНХ помогает слабый рубль, который делает продукцию НКНХ более конкурентоспособной на внутреннем рынке (по сравнению с импортными аналогами), а также помогает частично компенсировать неблагоприятную внешнюю ценовую конъюнктуру, прежде всего, на синтетический каучук — основной экспортный товар из Нижнекамска. При этом экспортные доходы все равно сократились — их доля в выручке уменьшилась на 4 п.п. — до 45,85% (44,5 млрд. рублей).

СЛИШКОМ МНОГО КАУЧУКА

В целом на рынке каучуков сохраняется негативная конъюнктура из-за дисбаланса спроса и предложения. По мнению аналитиков The Rubber Economist Ltd., по итогам 2014 года профицит каучука может достигнуть 366 тыс. метрических тонн, что становится достаточно критичным для рынка, ведь в прошлом году также был зафиксирован профицит в 336 тыс. тонн. Производство каучука, по оценкам аналитиков, вырастет в 2014 году на 3,3% — до 11,97 млн. тонн (год назад прогноз был 3%). В тоже время мировое потребление каучука растет меньшими темпами: в 2014 году прогнозируется рост на 3,1% — до 11,6 млн. тонн.

«Лишний» товар на рынок выбрасывают страны юго-восточной Азии, производящие натуральный каучук. Лидерами по наращиванию объемов производства в этом году остаются Вьетнам, Мьянма, Камбоджа, Таиланд, Индонезия.

Спрос прежде всего в странах ЕС, куда НКНХ в основном и экспортирует свою продукцию, растет, но поглотить весь профицит пока не получается. Неплохие новости приходят с авторынка Старого Света, который за 9 месяцев текущего года увеличился на 5,8% — до 9,907 млн. штук. Однако это оживление наблюдается после провала до минимальных значений за 14 лет по итогам 2013 года. Ситуацию мог бы вытянуть Китай, но в Поднебесной не сильно, но снижаются темпы роста экономики. Подводя итоги 9 месяцев, Всемирный банк понизил прогноз роста ВВП Китая в 2014 году с 7,6 до 7,4%, а для 2015 года показатель был пересмотрен с 7,5 до 7,2%.

НОВЫЕ ПРОДУКТЫ ПОМОГУТ НИЖНЕКАМСКУ

Напомним, что 2013 год также стал крайне неудачным для производителей каучука, которые вынуждены диверсифицировать свой продуктовый портфель. Так, Lanxess — мировой флагман по объему производства синтетического каучука — останавливал заводы в США и Европе и объявил о планах сократить несколько тысяч работников. Для выправления ситуации Lanxess запустил в частности производство антиокислительной присадки для биодизеля. В 2013 году корейская Kumho, производитель эмульсионных каучуков, работала только на 70% своей мощности. Объемы продаж Kumho сократились на 9,1%. «Дочка» Eni компания Versalis планирует в 2014 году закрыть завод синтетических каучуков в городе Хайт (Великобритания). Компания будет уделять больше внимания востребованным продуктам: эластомерам и полимерам на основе стирола.

НКНХ в текущем году также продолжает осваивать новые продуктовые ниши. В первом полугодии уже были освоены новые марки полипропиленов: высокотекучие блоксополимеры РР8348Р (ПТР=15-25) и РР8348R (ПТР=25-35), являющиеся аналогами известных марок Braskem C706-21NA, Borealis BH381MO. Данные марки применяются при выпуске изделий на рынке жесткой упаковки. Также были освоены блоксополимеры с высоким содержанием этиленовых звеньев (12 - 15%) марок РР9240N (ПТР=10-15) и РР9240Р (ПТР=15-20) для производства изделий с высокой ударной вязкостью и морозостойкостью.

В июле в рамках реализации программы импортозамещения был освоен выпуск марки полипропилена РР4445T. Этот продукт представляет собой статистический сополимер пропилена с этиленом с целевым показателем текучести расплава (ПТР), равным 60 г/10 мин. При этом новая марка отличается высокой прозрачностью. Область ее применения — скоростное, тонкостенное литье пищевой и технической упаковки. Продукт является аналогом импортной марки PP QR 675K компании Sabic с названием Qrystal.

29 октября 2014 года на заводе окиси этилена в эксплуатацию первой технологической нитки по производству носителя для микросферического катализатора дегидрирования изопарафинов. Данный проект осуществлен в рамках программы импортозамещения совместно специалистами завода и учеными Казанского федерального университета (КФУ). Планируется ежегодно производить 2,4 тыс. тонн катализатора КДИ-М для процесса дегидрирования изобутана в изобутилен.

3.jpg

СОКРАЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА СОВЕРШЕННО ЛОГИЧНО В НЫНЕШНИХ УСЛОВИЯХ

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

— В условиях, когда ситуация в экономике остается сложной, спрос на продукцию падает, предприятию нужно действовать крайне осторожно, чтобы не ухудшить свое состояние. К тому же кризисные явления носят столь масштабный характер, что в компании вряд ли найдутся решения, которые смогут изменить ситуацию, тем более в таком масштабе. Можно попробовать диверсифицировать деятельность предприятия, как по продуктовой линейке, так и в географическом плане, но, во-первых, это может потребовать весьма значительных затрат, которых у него может не оказаться, а кроме того, конкуренцию на этом рынке никто не отменял, и так просто другие производители свои доли рынка НКНХ не отдадут. Предприятие может сократить свои издержки, оптимизировать оргструктуру и численность, реализовать непрофильные активы, если они у него есть, повысить эффективность собственной деятельности. Эти меры отчасти могут способствовать улучшению экономического положения компании, но все же главный фактор, который сможет исправить ситуацию — это улучшение рыночной конъюнктуры, рост спроса на продукцию компании со стороны основных потребителей.

Не исключено, что если у НКНХ есть соответствующее оборудование, специалисты, сырье и технологии, оно может включиться в процесс импортозамещения, главное точно выбрать ту продукцию, которую нужно замещать, оценить спрос на нее внутри страны и тот объем средств, который будет необходим для этого. Если, как говорится, все совпадет, то компания может начать выпускать эту продукцию, что, конечно же, положительно скажется на экономических показателях компании.

Сокращение персонала является одной из наиболее распространенных мер повышения эффективности деятельности, сокращения расходов компаний разных отраслей. Такое решение совершенно логично в нынешних условиях, ведь лучше сократить часть персонала и оставить работающее предприятие, чем держать всех и постепенно двигаться к банкротству. К тому же не исключено, что в случае улучшения ситуации в экономике и роста производства, многие из сокращенных вновь будут приняты на работу на НКНХ.

4.jpg

СЛАБЫЙ РУБЛЬ ДАЕТ ШАНС ВЫЙТИ НА НОВЫЕ РЫНКИ

Нарек Авакян — директор отдела финансового анализа BPS Consult:

— Опережающий рост себестоимости производства «Нижнекамскнефтехима» главным образом связан с депрессивным состоянием европейского авторынка. Несмотря на то, что рынок вырос почти на 6 процентов за первое полугодие, этот рост основан, скорее, восстановлением от минимумов 2012 - 2013 года. Поэтому спрос на автокомпоненты пока еще не слишком высок, а ведь основной производимый продукт компании — каучуки — используется главным образом в производстве шин. Вследствие этого компания вынуждена снижать цены на продукцию для удержания рынков сбыта. Некоторую поддержку финансовым показателям оказала девальвация рубля — российская валюта с начала года подешевела на 35%, что компенсировало значительную часть потерь от низких цен на отпускную продукцию. В ближайшее время менеджменту «Нижнекамскнефтехима» стоит особый акцент сделать на освоении новых экспортных рынков сбыта — благодаря опять же девальвации рубля российская продукция стала более конкурентоспособной по сравнению с зарубежными аналогами. Этот момент необходимо использовать для освоения новых рынков и получения дополнительных доходов.

Основные экономические показатели ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Наименование показателя

9 мес. 2013

9 мес. 2014

Абсолютное изменение 2014 к 2013

Изменение в %

Выручка от реализации, млн. руб.

89971

97082

7111

7,9

Себестоимость, млн. руб.

71699

82211

10512

14,7

Затраты на 1 рубль продукции, руб.

0,797

0,847

0,050

6,3

Валовая прибыль, млн. руб.

18272

14870

-3402

-18,6

Коммерческие расходы, млн. руб.

2893

3296

403

13,9

Управленческие расходы, млн. руб.

3868

3889

21

0,5

Операционная прибыль, млн. руб.

11510

7685

-3825

-33,2

Доходы от участия в других организациях, млн. руб.

74

23

-51

-68,9

Проценты к получению, млн. руб.

250

146

-104

-41,6

Проценты к уплате, млн. руб.

155

260

105

67,7

Прочие доходы, млн. руб.

38633

39608

975

2,5

Прочие расходы, млн. руб.

41496

40682

-814

-2,0

Чистая прибыль (убыток), млн. руб.

6502

5112

-1390

-21,4