Ринат Абдуллин
Ринат Абдуллин стал победителем конкурса на замещение вакантной должности первого зама сити-менеджера Набережных Челнов

МЕСТО ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ

Сегодня руководитель исполкома автограда Наиль Магдеев должен подписать постановление о назначении своим первым заместителем 52-летнего Рината Абдуллина, который вчера стал победителем конкурса, организованного муниципалитетом на замещение вакантной должности. До последнего времени Абдуллин был председателем совета директоров ООО «Бугульма-Водоканал», а с декабря 2009 по июнь 2011 года работал первым заместителем министра экологии и природных ресурсов РТ.

Всего же претендентов на кресло первого зама сити-менеджера Набережных Челнов, то есть, по сути, второго человека в городе, было четверо, как первым сообщил об этом «БИЗНЕС Online». Кроме Абдуллина это еще директор МУП «Предприятие автомобильных дорог» Фарид Киямов, директор ООО «Мастер дом», бывший сити-менеджер Елабуги Марат Махмутов и шеф-редактор бюро закамского региона «БИЗНЕС Online» Равиль Сабиров. Напомним, что основная задача сотрудника нашей редакции была вовсе не в том, чтобы бороться за чиновничью должность, а в том, чтобы прояснить условия суперсекретности, созданные вокруг проведения конкурса исполкомом автограда, получить исчерпывающую информацию и довести ее до общественности.

Начало заседания конкурсной комиссии было назначено на 20 ноября в 11:00 в одном из залов челнинской мэрии. В назначенное время в назначенном месте собрались все четыре кандидата. Сотрудники исполкома проводили их в зал 405, где обычно проходят деловые понедельники и сессии горсовета, и сообщили, что конкурсная комиссия вызовет каждого на собеседование в порядке подачи документов. «БИЗНЕС Online» же решил представить их своим читателям в несколько ином порядке…

КАНДИДАТ №1. АБДУЛЛИН (ФАВОРИТ)

Слухи, ходившие по Челнам о том, что Магдеев возьмет к себе в ближайшие помощники давнего соратника из Бугульмы, подтвердились. Достаточно сравнить биографии Магдеева и Абдуллина, и становится видно, что они долго работали вместе. Скажем, в 1990 году Магдеев был заведующим идеологическим отделом бугульминского горкома КПСС, Абдуллин — инструктором того же горкома. В 1990 - 1995 годах Магдеев занимал должность заместителя главы администрации Бугульмы по вопросам коммунального хозяйства, а Абдуллин — главного инженера управления водопроводно-канализационного хозяйства «Татводоканал».

С 1996 по 2010 год, пока Магдеев был главой Бугульмы, Абдуллин успел сменить несколько должностей: директор предприятия тепловых сетей (БПТС), гендиректор РПО «Таткоммунэнерго», первый заместитель главы Бугульмы, а с 2004 по 2009 год Абдуллин возглавлял комитет Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию.

Собственно говоря, Абдуллин в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» не стал скрывать очевидное и признался, что «знаком с Наилем Гамбаровичем с юности» и участие в конкурсе — это не его личная инициатива. «Конечно же, было предложение со стороны Наиля Гамбаровича, — отметил Абдуллин. — Получить столь серьезное предложение от такого человека — это большое доверие, ведь я знаю его характер уже на протяжении долгих лет. Такое доверие нужно оправдывать, поэтому и согласился участвовать».

Вы ведь имеете опыт работы и в Госсовете Татарстана, и в министерстве экологии. Где уровень ответственности выше: в представительном органе власти или же в исполнительном?

— Конечно, в исполнительном! Он ближе к народу. Постоянный контакт с людьми — это же самое сложное. Не позавидуешь такой должности, очень ответственная, тяжелая работа.

А можно на уровне республиканского парламента через законотворчество влиять на развитие экономики Татарстана?

— Сегодня все-таки превалирует федеральное законодательство. Сложно в Госсовете принимать такие законы.

— Скажите, сколько у вас ушло времени на сбор документов? Я, например, кое-как и с большим трудом это смог осилить.

Неделю где-то, наверное, собирал. Да, вы правы, столько справок сейчас надо всяких. Раньше этого не было.

— А это норма какого-то федерального закона или местные чиновники подсуетились?

— Нет, нет, это федеральное требование.

А вы в последнее время с состоянием дел в экономике Набережных Челнов интересовались? В курсе, что в городе вообще происходит?

— Конечно, по роду деятельности, по предпринимательским делам приходилось не раз бывать в Челнах. И знакомых у меня тут много. Так что хотя бы в общих чертах положение в городе знаю. Да и «БИЗНЕС Online» читаю постоянно — хорошо пишете! Можно почерпнуть много полезной информации.

Ринат Абдуллин и Фарид Киямов

— На ваш взгляд, Челны как-то отличаются от других городов? Каковы уникальные особенности?

— Да, Челны — это особый город. Хотя бы потому, что это моногород. Положение в Челнах всегда определял КАМАЗ. Вместе с тем я хотел бы подчеркнуть, что это очень современный город с широкими проспектами, улицами. Архитекторы, проектировавшие Челны, были способны смотреть далеко вперед: они как будто знали, каким будет будущее, строили с учетом того, что рано или поздно наши города столкнутся с проблемой автомобильных пробок. В то же время у каждого из старых городов тоже есть своя изюминка.

Вы говорите, что в последнее время занимались предпринимательской деятельностью. Значит, вы много общались с бизнесменами не как чиновник, а как их, скажем так, коллега. Какие настроения сегодня превалируют в предпринимательской среде? Как вы считаете, какая помощь от властей города нужна предпринимателям? И нужна ли вообще? Может, лучше просто не мешать?

— В основном, конечно, не мешать. Если есть какие-то проблемы, то, безусловно, надо помогать. Любой предприниматель — гордый человек. Если человек сам взялся за собственное дело — это же еще в какой-то мере и самоутверждение. Предприниматель — это самодостаточный человек, обычно такие люди бывают гордыми и не любят просить. Но жизнь переменчива, внешние условия меняются очень быстро, и в тяжелые моменты бизнесменам нужно помогать. Особенно в том случае, если они попали в жернова бюрократической машины. Тогда действительно очень сложно, без помощи не обойтись. Не зря ведь Сингапур все время приводят в пример, там каждого лелеяли.

(К сожалению, в этом месте наш разговор прервался, поскольку Абдуллина вызвали на собеседование к членам конкурсной комиссии. Пробыл он у них немало, но и не сказать, чтобы долго. Причем вернулся в очень хорошем расположении духа и приподнятом настроении.)

— Как прошел «экзамен», Ринат Азгарович? Какие впечатления?

— Сразу видно, что в челнинском исполкоме работают очень хорошие профессионалы, вопросы задавали со знанием дела, — ответил Абдуллин и поспешил откланяться.

Позже пресс-служба челнинской мэрии сообщила о том, что Абдуллин во время собеседования ответил на вопросы о путях привлечения инвестиций в автоград и сообщил, на что обратил бы внимание в первую очередь, будучи в должности первого зама. «Вопросы жизнеобеспечения в автограде, работа управляющих компаний, начисления по ОДН, также вопрос захоронения отходов — эти проблемы одни из самых важных, которые требуют решения», — сказал Абдуллин.

КАНДИДАТ №2. КИЯМОВ (ТЕХНИЧЕСКИЙ)

Самым спокойным выглядел директор МУП «Предприятие автомобильных дорог» Фарид Киямов. Он был немногословен и со скучающим видом сидел с планшетом. Стоит ли говорить, что он исполнял в этом конкурсе роль сугубо техническую — на случай, если в качестве альтернативы на должность зама никто кроме Абдуллина не заявился бы.

Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», он охарактеризовал свое видение работы первого замруководителя кратко, выступив эдаким борцом за свободные парковки в городе: «Нужно ввести ограничение для движения и парковки грузового транспорта в городе. Коммерческий транспорт должны оставлять не на проспектах, а на специализированных стоянках. За городом у нас есть заводские стоянки, которые сегодня пустуют. Если отработать этот вопрос, в городе и парковочные места освободятся, и очистка проспектов будет более эффективной».

Фарид Киямов
Фарид Киямов был немногословен и со скучающим видом сидел с планшетом

Добавим, что 39-летний Киямов — уроженец Черемшанского района РТ. Средне-специальное образование получил в Камском автомеханическом техникуме, где изучал автомобилестроение. Позже по специальности «менеджмент организации» окончил Московский институт государственного управления, права и инновационных технологий. Вся его трудовая карьера связана с ремонтом автомобилей. Авторемонтом он занимался в ООО «ТЭФ «Каматранссервис», с 2001 по 2007 годы, затем 5 лет проработал заместителем начальника автоколонны легковых автомобилей в камазовском департаменте техобслуживания. В январе прошлого года Киямов устроился начальником цеха в терминал по перегрузке мазута из железнодорожных цистерн на танкеры — ООО «Чулман-Транс». ПАД Киямов возглавил всего год назад, в период намечающегося банкротства и череды забастовок. Его персона вызывала много вопросов в части опыта руководства, тем более в столь проблемной организации.

К слову, как уже писал «БИЗНЕС Online», Киямов вовсе не родственник заместителю руководителя исполкома — начальнику управления ЖКХ Рафаилю Киямову, но все же знает его не первый день и даже не первый год. Рафаиль Киямов давно дружит с земляком из Черемшанского района Хади Киямовым, отцом Фарида.

«Все замечательно, — поделился впечатлениями после собеседования Киямов. — Только вопросов много было. Большей частью они касались благоустройства города. Я свое видение в общих чертах обрисовал».

Однако при всей очевидности того, почему он принимал участие в конкурсе, все же возникает один вопрос. Директор ПАД, как мы уже отметили, это креатура своего однофамильца, чиновника исполкома от ЖКХ. Магдеев в последнее время подвергал жесткой критике управленцев из этой отрасли, а на последней сессии горсовета, говоря о кадровых перестановках и структурных изменениях в исполкоме, и вовсе заявил о необходимости «усиления блока ЖКХ». После этого многие наблюдатели решили, что дни Рафаиля Киямова в должности сочтены. Тогда как же понимать, что его ближайший соратник Фарид Киямов подстраховывает ближайшего соратника Магдеева во время проведения конкурса на первого зама?

КАНДИДАТ №3. МАХМУТОВ (ИДЕАЛИСТ)

Марат Махмутов был единственным кандидатом из четырех, который собирался идти во власть не по принуждению, заданию или приглашению, а исключительно по зову сердца. Наверное, поэтому был самым разговорчивым кандидатом и заметно волновался.

У Махмутова большой стаж муниципальной службы — 13 лет и 3 месяца. С 1993 по 1999 годы он работал заместителем начальника управления здравоохранения мэрии Челнов, потом ушел в ОАО «КАМАЗ-Металлургия», в частности, был директором по развитию. В конце 2000-х работал директором по развитию ЗАО «Авиатранспортные информационные системы» и исполнительным директором аэропорта Бегишево, а в 2011-м был назначен руководителем исполкома Елабужского района. Сейчас у Махмутова свой бизнес — он стоит во главе строительной компании ООО «Мастер Дом», которую сам учредил, движимый желанием осуществить проект деревянного домостроения.

Положительный настрой и идеалистичные взгляды кандидата просто обескураживали. «У меня есть давняя мечта, мое участие в этом конкурсе — это следующий шаг к ней», — рассказал Махмутов корреспонденту «БИЗНЕС Online» перед тем, как зайти на собеседование с членами конкурсной комиссии. А мечта кандидата очень простая — стать мэром Челнов. Об этом заветном желании он поведал еще в то время, когда проходил согласование на должность руководителя исполкома Елабуги. «Меня спросили, зачем я туда иду, — объяснил он. — Я на полном серьезе ответил, что хочу стать мэром Челнов, а для этого нужно проходить соответствующие стадии. Тогда надо мной посмеялись. «Доброжелатели» так раздули эту тему перед главой Елабуги, что я потом долго некомфортно себя чувствовал».

Марат Махмутов
Марат Махмутов был единственным кандидатом, который собирался идти во власть не по принуждению, заданию или приглашению, а исключительно по зову сердца

В Челнах он живет уже 20 лет. По специальности он военный медик, окончил военно-медицинский факультет Куйбышевского мединститута. И родные его, и сам он родом из Татарстана, но армейскую службу Махмутов проходил в Казахстане. Причем совпал этот период с процессом распада Советского Союза. «Я тогда, чтобы вернуться на родину, два года увольнялся, — припомнил он. — Тогда такой порядок был. Но служить в казахской армии у меня желания не было, поэтому я и вернулся в Челны».

Вспомнил он и о своей работе в управлении здравоохранения при экс-мэре Челнов Рафгате Алтынбаеве: «Это были тяжелые в финансовом плане годы. Нам давали запчасти КАМАЗа и говорили: «Город должен работать». Нам приходилось менять эти запчасти на медикаменты, на спирт. И все это было под «колпаком» ОБЭП. Но, несмотря на тяжелое время, я многому научился. На совещания к Алтынбаеву ходил как в университет — все конспектировал. Это была хорошая жизненная школа».

Кадровый офицер и после беседы с членами конкурсной комиссии не потерял оптимистичного вида. «Комиссия, конечно, спрашивает много всего, и по законам гоняет. Но я уверен в том, что стопроцентно подхожу, — заявил Махмутов своим конкурентам. — Но подхожу ли я Наилю Гамбаровичу? Жаль, не было личного общения (Магдеев был с деловой поездкой в Казаниприм. авт.). Это плохо. Но будем надеяться, что предложенная мною система менеджмента качества в муниципальных услугах сыграет свою роль». Далее Махмутов долго объяснял своим конкурентам суть этой системы, после чего посетовал на то, что даже не видел должностной инструкции, а вопросы комиссии были именно по ней. «Меня спросили, знаю ли я, чем буду заниматься. Конечно, я не знаю! — воскликнул Махмутов. — Я лишь могу предполагать, что и как будет. Хотя должностная инструкция должна быть выложена в конкурсных документах. И я, как претендент, должен знать квалификационные требования, которые ко мне предъявляются. Думал, на сайте мэрии найду, но там ее тоже нет…»

КАНДИДАТ №4. САБИРОВ («ЛАЗУТЧИК»)

Последним на собеседование был вызван шеф-редактор бюро закамского региона «БИЗНЕС Online» Равиль Сабиров. Кстати, последним не потому, что не уважают, а просто в порядке подачи заявок на участие в конкурсе. Поскольку кроме него самого и членов конкурсной комиссии в кабинете №402 больше никто не присутствовал, думаем, что далее будет уместнее продолжать наш рассказ от первого лица.

Зайдя в кабинет, я обнаружил, что в состав комиссии входят руководитель аппарата исполкома города Ильдар Яруллин, начальник управления персоналом и муниципальной службой Роза Гадельшина, председатель Контрольно-счетной палаты Татьяна Шливе и заместитель начальника правового управления, начальник отдела аналитической работы Гюзель Сунгатуллина (председатель комиссии Магдеев, как уже было сказано выше, находился вчера в служебной командировке). Естественно, все всё понимали, но закон есть закон. Поскольку я по всем пунктам подхожу для участия в конкурсе на первого зама, эту роль нужно было сыграть до конца, причем не только мне, но и членам комиссии.

Ринат Абдуллин (справа) в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Равилем Сабировым (слева) признался, что «знаком с Наилем Гамбаровичем с юности» и участие в конкурсе — это не его личная инициатива

К слову сказать, на официальном сайте мэрии моей скромной персоне тоже уделили некоторое внимание. В частности, написано следующее: «О том, что можно изменить в вопросах жизнеобеспечения в городе, как построить работу с советами территорий ответил Равиль Расимович Сабиров. «Все челнинцы должны четко представлять себе, в каком состоянии находится экономика города, куда мы стремимся и за счет чего будем расти, привлекая для этого эксперта». Вы что-нибудь поняли? Я — нет. На самом деле мы очень мило пообщались с членами конкурсной комиссии. Меня спросили о том, с чего бы я начал, если бы выиграл конкурс. Я ответил в том духе, что живу и работаю в Набережных Челнах 19 лет и все это время писал, интересовался, вникал в те проблемы, которые в первую очередь волнуют горожан. И, по моим ощущениям, в последнее время самые острые вопросы возникают в сфере ЖКХ. Люди в большинстве своем совершенно не понимают, кому они платят, за что и почему так много. Один из путей решения проблемы, на мой взгляд, в прозрачности деятельности управляющих компаний, усилении конкуренции на данном рынке за счет допуска в него частного капитала, создания понятной схемы ценообразования на коммунальные и жилищные услуги, контроля обоснованности повышения тарифов и так далее.

Потом у нас произошел непродолжительный спор, связанный с тем, что члены комиссии посчитали, что это очень красивые лозунги, но как же я всего этого намерен добиваться? В конце концов сошлись на том, что если будет политическая воля руководства города, можно продвинуться в этом вопросе достаточно далеко. Затем мы обменялись мнениями о том, как бы можно было привлечь к этой работе ТОС (о чем так непонятно написано в сообщении официального сайта мэрии), затем меня «погоняли» немножко на знание основных положений законов о муниципальной службе и об общих принципах организации местного самоуправления. Я не юрист, и то, что знал, ответил. Но признаюсь, меня вогнал в ступор вопрос: «А что такое муниципальная служба? Как вы ее понимаете?» Ну, вот бывает же такое на экзамене, например, когда даже то, что знаешь, вылетает из головы, мозг совершенно пустой! Выдержав достаточно продолжительную паузу, я сказал, что прямо сейчас не смогу сформулировать определение. Кстати, потом я посмотрел это в интернете и, оказывается, по закону муниципальная служба — это «профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора; нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя; представителем нанимателя может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя».

Если вернуться к собеседованию, то я также высказал мысль о том, что у города должна быть четко выстроенная стратегия развития. Я понимаю, что некий документ на эту тему составлен, но когда перечисляются все области городского хозяйства и, как говорится, раздается всем сестрам по серьгам, то это, скорее, больше некий тактический план, чем стратегия. Необходимо определить приоритетные направления. К примеру, ЖКХ, жилищное строительство, развитие малого и среднего бизнеса, но эти приоритеты должны определяться не волюнтаристским способом, а на основе широкого изучения общественного мнения.

И, наконец, мы дошли до самого главного, что я хотел донести до членов комиссии, — до информационной открытости власти. Если ее не будет, то не будет и доверия со стороны народа, а у власти, которой население не доверяет, сколько бы она ни рисовала красивых картинок, ни обещала молочных рек и кисельных берегов, шансы на успех будут минимальными.

На том и разошлись. Мне сообщили, что результаты голосования членов комиссии мне сообщат в письменном виде. Правда, я все же решил подождать окончания заседания, и когда Яруллин вышел из кабинета, я, уже как просто рядовой журналист, спросил об итогах, которые и так уже были известны еще до начала заседания…