ПОНЯТЫЕ ДАВНО НЕ ВЫПОЛНЯЛИ СВОЕЙ ФУНКЦИИ НА ДОРОГАХ

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, вступившие в силу в минувшую субботу, касаются сразу нескольких аспектов. К примеру, полицейским теперь запрещено снимать номера, если водитель не вписан в страховой полис ОСАГО, ездит с тонированными передними стеклами или с незаконным проблесковым маячком. Теперь за эти нарушения водителям грозит только штраф. Региональный представитель МОО «Федерация автовладельцев» в РТ Рамиль Хайруллин считает, что мера эта своевременная, потому что в сегодняшних условиях, когда в частных мастерских можно подделать идентичный государственному номер, наличие подобного пункта в правилах не имело смысла. Другое дело, что любители полностью тонированных машин празднуют победу.

«Начал почитывать тематические форумы, и водители ликуют», — говорит Хайруллин. Дескать, лучше заплатить штраф, чем иметь неприятности со снятием номеров. Думаю, особо рьяные сегодня поехали тонировать передние стекла своих автомобилей. Другое дело, что теперь не совсем понятно, как будут разворачиваться действия. Остановили нарушителя, выписали штраф, и он едет дальше. Как с ними бороться в таком случае? Я слышал, что татарстанские гаишники заявили, что регистраторы будут с тонированных автомобилей снимать, это наше местное ноу-хау. Если таким способом будут действовать, то волну тонирования можно будет остановить. Так же можно нарушителя по нескольку раз в день останавливать, чтобы тонировка «золотой» стала. Будем смотреть, как станут действовать наши инспекторы».

В ГИБДД по РТ, куда обратилась газета «БИЗНЕС Online», пообещали предоставить комментарий позднее.

Другое изменение касается наличия понятых. Теперь их присутствие перестает быть обязательным при проведении медицинского освидетельствования водителя. Их заменяют видеосъемкой. Флешка с записью процесса освидетельствования должна теперь прикладываться к протоколу. Похоже, что закупка носителей памяти станет новой статьей расходов в ведомстве. Правда, понятые остаются при досмотре автомобилей, здесь все по-старому. Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов в данном случае на стороне ГИБДД. «Институт понятых во многих случаях препятствовал тому, чтобы освидетельствовать пьяного водителя. У нас в стране довольно большие расстояния, и есть дороги, на которых машины проезжают раз в три часа. И найти понятых в малонаселенных районах, а тем более ночью — их не сыщешь. Должна была существовать альтернативная процедура. И использование видеозаписи — это выход из положения. Во многих случаях видеозапись может больше отразить, чем два понятых», — рассказал он «БИЗНЕС Online».

Хайруллин, в свою очередь, считает, что понятые давно перестали выполнять ту функцию, которая на них возложена. «Я сам как-то участвовал в этой роли, это формальность. Инспекторы останавливали первых двух попавшихся водителей и просили поставить автограф в уже составленный протокол. И понятые, не особо вникая в суть дела, часто не читая, расписывались. У нас ведь психологически водители не могут отказать инспектору. Так что проку от понятых никакого не было».

ЗАЧЕМ АРЕСТОВЫВАТЬ, ЕСЛИ «ПИСЬМО СЧАСТЬЯ» НЕ ДОШЛО ДО АДРЕСАТА?

Новые поправки в КоАП также затруднят использование различных технических приспособлений, которые помогают автомобилистам скрывать свои номерные знаки от видеокамер. В частности, вне закона окажутся рамки-перевертыши — устройства, которые способны подменять номер или поворачивать его. За частичное закрытие знака также грозит штраф. За данное нарушение предполагается штраф в размере 5 тыс. рублей или лишение прав на срок от одного до трех месяцев.

Хайруллин привязывает эти изменения к тому, что в центре многих городов, в том числе и Казани, сейчас планируют вводить платные парковки: «В Москве любят закрывать часть номера «фиговыми» листочками и спокойно прятаться от парконов, у нас в преддверии ввода платных парковок водители этот метод на вооружение уже приготовили». Шкуматов считает, что от этого изменения могут пострадать и добропорядочные водители: «В правилах написано, что штрафовать будут за видоизмененный номер. Дело в том, что под эту формулировку попадают любые номера, которые чуть-чуть деформированы. Они читаются, все хорошо, но немного помяты. А ездить после каждой ямы и выправлять вмятинки — это абсурд, денег не напасешься. Инспекторы ГИБДД могут трактовать действие данного закона слишком широко».

Еще одна поправка отменяет арест как меру наказания для тех, кто систематически не оплачивает штрафы с камер. Теперь за неоплату штрафов в 60-дневный срок водителям грозит либо взыскание в двукратном размере от неуплаченного, либо общественные работы. Кроме того, оплатить штрафы придется тем, кто был лишен прав, но решил снова сесть за руль. Представитель «Федерации автовладельцев» Хайруллин считает, что арест как крайняя мера должна оставаться в законодательстве и применяться должна только в том случае, если водитель находится за рулем в пьяном состоянии: «Некоторые инспекторы иногда использовали арест, если водитель начинал спорить по поводу законности того ли иного решения. Если у автомобилиста были неоплаченные штрафы, то сотрудник ГИБДД в качестве наказания на законных основаниях использовал эту норму».

«Многие штрафы, которые выписывают в автоматическом режиме, часто просто не доходят до водителя», — говорит лидер «Синих ведерок» Шкуматов. — Письмо счастья может дойти не туда. Человек, может быть, даже не в курсе, что на него наложен штраф. И арестовывать его за это совершенно неправильно».

С 15 ноября владельцев скутеров и мопедов приравняли к остальным участникам дорожного движения. Отныне они будут нести ответственность наравне с автомобилистами (ранее максимальный штраф для скутеристов составлял 1,5 тыс. рублей). Как и других автомобилистов, их будут лишать прав за пересечение сплошной линии, за езду в нетрезвом состоянии и оставление места ДТП. Мастер спорта по мотокроссу, инструктор по вождению мотоцикла Никита Береснев только поддерживает эти изменения: «Раньше владельцы за любое нарушение платили определенную сумму, и пьяными могли разъезжать по городу, и сейчас наконец и на них распространяются правила. Ели ты выехал на дорогу общественного пользования, то должен нести равную ответственность вне зависимости от транспортного средства, которым ты управляешь».

В целом, одни эксперты «БИЗНЕС Online» положительно охарактеризовали новые поправки в КоАП, отметив, правда, что существующая сегодня мера наказания для водителей не совсем адекватная. До сих пор неопасный вид нарушения стоит дороже, чем опасный. Проезд на красный свет обходится дешевле, чем неправильная парковка. Хайруллин предложил законодателям в разы повысить штрафы за красный свет и выезд на «встречку», чтобы у водителей не было желания нарушать. Другие эксперты, как, например, Леонид Ольшанский, вице-президент «Движения автомобилистов России», нововведения оценили скептически.

— Никакому улучшению ситуации на дорогах изменения способствовать не будут. В 2000 году был принят нынешний КоАП. Он был взвешенный, и Владимир Владимирович Путин, прежде чем его подписать, сделал замечание по различным главам — по налоговым, по таможенным. По 12-й автомобильной главе, о которой мы сегодня говорим, у него замечаний не было. А вот в 2003 году пришло новое руководство профильного комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. И вот с тех пор посыпались только реакционные, репрессивные поправки. Постоянно растут штрафы и постоянно растут санкции. Это азбука криминологии, что повышением санкций вопрос не решить.

Поэтому что касается понятых, то нужно отметить, что наказывается водитель за отказ от медицинского освидетельствования, поэтому наш совет — хоть понятые, хоть нет, в трубочку не дуть из рук инспектора, а требовать поехать в больницу. Отсутствие понятых — это путь к репрессиям и к обману. Что касается, что номерные знаки снимать не будут, то это просто автоматически вытекает из того, что их можно заказывать где угодно с целью борьбы с автомобильными ворами.

Скутеры. Мало взяли взрослых, теперь еще ответственность детям присовокупили. Я разговаривал со скутеристами, они мне сказали: «Номеров не имели и иметь не будем. В основном ездим по деревням, а если работник полиции будет останавливать, будем удирать по лесам, полям и другим местам, где не может пройти машина полиции». Так что ответственность скутеристов приведет к погоням, а следовательно и к жертвам на дорогах.

Все поправки не нужны. Нужно понять, что это поправки только в КоАП, попутно поднялись тарифы ОСАГО. Представители страхового сообщества кричат, что надо снова повышать. Действуют драконовские правила эвакуации, платные парковки. Поэтому автомобилистов обложили непосильным бременем. Это может привести к социальному взрыву. Об этом авторы поправок должны задуматься.