Михаил Жванецкий

ПРО ГРЕБЕНЩИКОВА И ЦОЯ

Активности Михаила Жванецкого можно только позавидовать. В свои 80 (!) главный писатель-сатирик «всех времен и народов» регулярно появляется в телеэфире программы «Дежурный по стране» и продолжает активно гастролировать, в том числе частенько появляясь и в Казани. И аудитории в столице Татарстана, как оказалось, у него по-прежнему предостаточно. Во всяком случае, зал КСК «УНИКС», если и не был переполнен, но все равно порадовал артиста количеством зрителей. И, кстати, это отнюдь не было похоже на вечер «кому за...» Конечно, взрослая публика доминировала, но на концерт пришло и достаточно людей, которые не могли застать, к примеру, на эстраде дуэт Виктор ИльченкоРоман Карцев просто-напросто в силу возраста. Попадались и девушки, которые отнеслись ко встрече с ветераном сатиры и юмора как к выходу в свет, замечена была и парочка хипстеров.

Плюс ко всему, публика, конечно, отличалась от типичного мероприятия, на котором герой вечера со сцены пытается рассмешить зал. Жванецкий — это не просто очередной хохмач, и многие люди пришли на концерт не просто для того, чтобы просто отдохнуть и расслабиться после трудовой рабочей недели, желая понаблюдать «игру ума» в исполнении героя вечера, что так несвойственно нынешнему поколению всевозможных юмористов. Кроме того, аудитория ждала от одессита важных для себя слов, выраженных ли эзоповым языком или сказанных напрямую, но так или иначе касающихся дел в нынешней России, ну и, конечно, ее болевых точек, о чем сейчас не так уж и принято говорить в больших аудиториях. Из-за чего сама аура вечера не была лишена легкого диссидентского флера, а зрители могли считать себя за избранных. Да и сам Жванецкий уверенно выделяет себя из коллег по цеху, хотя из непосредственно таковых, кажется, и остался один Михаил Задорнов, при всей непохожести этих двух персонажей, и в рассказах мэтра все сплошь избранные имена: Владимир Спиваков, Борис Гребенщиков, Виктор Цой, художник-концептуалист Илья Кабаков. Кстати, в зале тоже можно было увидеть известных людей, при беглом взгляде из известных лиц были обнаружены генеральный директор агентства по госзаказу РТ Яков Геллер, директор КСК «УНИКС» Александр Щербаков, известный казанский адвокат Эдуард Иванов.

ВО ВСЕМ ВИНОВАТ ФОТОКОРР «БИЗНЕС ONLINE»

«Есть три пути развития: первый путь — стоять на месте, второй путь — лежать на месте, и наш третий путь — лежать на правильном пути», — с места в карьер стартовал Жванецкий, появившись на сцене со своим знаменитым портфелем. Вечер острой политической сатиры продолжился: «Крышку приоткрыли — все веселятся, закрыли — тишина. Открыли — веселье, закрыли — тишина. Многие думают, что там веселье все время. Нет — только когда открывают». Это было посвящено Олимпиаде в Сочи. И в этот момент мэтр заметил фотокорреспондента «БИЗНЕС Online» и вдруг выпалил: «Что это вы там снимаете на треноге? Прекратите». Вообще, казанские организаторы концерта хотели организовать нашей редакции встречу с писателем, но последний наложил вето на любое общение с прессой. И даже вчера после легкой истерики Жванецкого они пытались добыть в антракте у Михал Михалыча возможность для журналистов делать свою работу, но тот оказался непреклонен — никаких фото и видео. Пришлось довольствоваться тем, что удалось снять в первые четыре минуты концерта.

Заботится ли Жванецкий об авторских правах на свои произведения? Или у любого человека с возрастом портится характер? Кстати, артисту точно нечего боятся за свои изображения на фото, решительно невозможно поверить его нынешнему возрасту. Так откуда такая непреклонность? Думается, что причины все те же — любые публичные люди в стране боятся собственных слов, которые могут быть растиражированы масс-медиа. Но если любую молодую, да и не очень молодую поп-звезду, категорически отказывающуюся общаться на те или иные темы, можно понять, то в случае со Жванецким это вызывает серьезный когнитивный диссонанс. Неужели можно быть 80-летним выдающимся человеком в своем артистическом жанре и все еще чего-то бояться?

«МИША, КАК Я ТЕБЕ ЗАВИДУЮ»

Хотя сами два часа концерта показали, что писатель-сатирик по-прежнему в хорошей форме, так что если какая-то из его острых шуток, записанная зрителем на смартфон или планшет, окажется на YouTube и станет предметом «гонений» на героя вечера, то аншлаги среди русскоязычной аудитории Нью-Йорка и Тель-Авива Жванецкому грозят еще долгие годы. Любопытно, что когда со сцены вдруг вспомнили, что еврейский новый год отмечается в сентябре, в зале кто-то зааплодировал. «Я увидел свою фотографию семи лет и сказал: «Миша, как я тебе завидую, ты еще будешь молодым», — собственная национальность и возраст были предметами для ностальгических шуток. Ну, и еще алкоголь, о котором мэтр умеет рассказывать так вкусно, что это можно даже счесть бессовестной рекламой вредных привычек. Жванецкий, конечно, прекрасно владеет словом, и сам факт красивого, острого и точного русского языка со сцены ласкал слух. Возможно, кто-то пришел сюда именно за этим.

Яков Геллер

«В условиях нынешнего экономического кризиса налоговики получили право не стричь, а брить», — это опять из остро социального. «Или я буду жить хорошо, или мои произведения станут бессмертными», — это уже о тяжелом выборе, стоящим перед человеком пишущим. Кажется, Жванецкий выбирает первое и ничуть не жалеет о своем выборе, занимая свою тихую интеллигентскую гавань, где можно иногда незаметно доставать фигу из кармана, имея при этом собственный эфир на главном госканале страны.