Анастасия Алехнович
Анастасия Алехнович

«КРОМЕ ИНЖИНИРИНГОВЫХ ЦЕНТРОВ ПОКА НИЧЕГО НЕ ПРИДУМАЛИ»

В челнинском ІТ-парке вчера прошла стратегическая сессия Камского центра кластерного развития субъектов МСБ РТ. В настоящее время предприятия, входящие в этот кластер, реализуют проекты общей стоимостью около 665 млрд. рублей. Цель — довести к 2020 году этот показатель до 2 трлн. рублей. Как этого достичь? Поиску ответа на этот вопрос и было посвящено пленарное заседание, модератором которого стала Анастасия Алехнович, координатор общественных омбудсменов аппарата уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

Она заметила, что встреча эта должна стать не протокольной, а превратиться в рабочее совещание. «У нас тут два основных проекта — ІТ-кластер и машиностроительный. Это очень хорошая связка с той точки зрения, что есть доступ малых и средних промышленных и сервисных компаний к крупным предприятиям. То есть, имеется шанс подтянуть собственный технологический уровень и кадровый, а также обеспеченность финансовыми ресурсами. Не секрет, что банки смотрят на малый и средний бизнес скептически из-за того, что у них нет доступа к заказам, которые дают гарантии ритмичной и прибыльной работы. И это, в свою очередь, перекрывает многие возможности по привлечению инвестиций», — отметила Антихович.

Министр экономики РТ Артем Здунов заметил, что в последние годы в республике испробовали много форм поддержки, которые предлагает федеральный центр. Татарстанские компании участвовали практически во всех заявленных программах. «Соответственно, у нас возникают новые институты — некоммерческие партнерства, инжиниринговые центры, центры поддержки экспорта. И сейчас мы должны скоординировать действия этих институтов, понять основные стратегические направления, по которым кластер будет развиваться. И это поможет республиканским министерствам и ведомствам правильно расставить акценты господдержки», — подчеркнул он.

Как напомнил Здунов, в республике работает около 140 тыс. субъектов МСБ, в этой сфере занято 480 тыс. человек. Доля МСБ в экономике РТ по итогам первого полугодия составляет 25,5%, а доля оборота в промышленности увеличилась с 13,3% до 14,8%. Министр также доложил, что в Татарстане уже создано несколько инжиниринговых центров. Еще один — как раз для Камского кластера — будет создан в области механообработки. Здунов пояснил, что проект уже защищен в федеральном центре. Более того, накануне уже вышел протокол минэкономразвития: Камскому кластеру выделено 246 млн. рублей на создание инжинирингового центра. Оборудование, добавил Здунов, будет куплено уже в этом году.

В конце своего выступления министр неожиданно заявил, что «пока кроме инжиниринговых центров ничего не придумали». «Этот способ мы знаем. Что вы предложите нам сегодня еще — было бы интересно услышать. И еще одна деталь: сейчас формируется стратегия развития Татарстана до 2030 года. Именно на таких сессиях мы питаемся идеями. Для вас это реальная возможность войти в план развития республики и найти финансовую поддержку», — обратился к челнинским предпринимателям Здунов.

«САМОЕ ПЛОХОЕ ТО, ЧТО КРОМЕ НЕФТИ У НАС НЕТ ПРАКТИЧЕСКИ НИЧЕГО»

Чуть позже к трибуне вышел Александр Идрисов, президент «Стратеджи партнерс групп» — компании, которая занимается темой кластеров уже больше 10 лет в партнерстве с Гарвардским университетом. Совместная их разработка — методика развития кластеров — является одной из пяти самых применяемых в мире.

Идрисов для начала рассказал о преимуществах кластеров. По его словам, это повышение производительности труда, за счет концентрации компетенций и ресурсов в одном месте, обмена новыми идеями и технологиями (по статистике, производительность труда внутри кластеров на 30% превышает аналогичный показатель предприятий-одиночек), более активное формирование новых компаний и, самое главное, выживаемость этих компаний, а также рост инновационной активности. Кстати, более 50% рабочих мест в мире создано в кластерах.

Александр Идрисов
Александр Идрисов

Идеальные параметры кластера, по словам Идрисова, таковы: территориально все его участники должны быть расположены в радиусе 200 - 250 км; критическая масса участников — не менее 50 предприятий, и не всегда в ядре должна быть одна крупная компания или холдинг; наличие связей внутри кластера, в том числе и неконтрактное взаимодействие. «По сравнению с другими странами, у нас, к сожалению, пока низкая конкурентоспособность кластеров, — сообщил Идрисов. — Но сейчас происходят масштабные изменения в этом направлении. В том числе есть и поддержка властей. Так что ситуация может измениться».

В качестве положительного примера Идрисов привел химический кластер в бельгийской провинции Фландрия. Там кластер имеет совокупный годовой оборот в 50 млрд. евро, напрямую обеспечивает работой 62 тыс. человек (10% от всей численности Бельгии), а с учетом смежных организаций — 160 тыс. (25%). 80% продукции кластера экспортируется, химическая промышленность в структуре доходов Фландрии занимает 11%. Кластер ежегодно инвестирует в производство 1 млрд. евро, еще 1,5 млрд. — в НИОКР, что составляет половину аналогичных инвестиций во всей Бельгии.

Как пояснил Идрисов, предприятия в кластере используют все инструменты господдержки, которые существуют, а их около 20 — гранты, инвестиции, поддержка маркетинга, дорожная карта снижения административных барьеров, тарифное регулирование, налоговые послабления для работ НИОКР и так далее.

«Одна из самых слабых сторон российских кластеров — это развитие стратегии, — сравнил зарубежный опыт с российским Идрисов. — Как правило, она вообще отсутствует, в том числе потому, что нет инициативы. В мире в этом плане часто играет активную роль государство. В частности, именно им финансируются работы по разработке стратегии. А мы часто предпринимателей просим собрать на это деньги. Но как раз на самый первый шаг они и не готовы скидываться».

У нас же государство не может особо раскидываться деньгами, признал Идрисов, просто потому, что бюджеты ограничены. Однако власти могут оказывать и нематериальную поддержку. В частности, это лоббирование выпускаемой продукции на рынке, подготовка кадров, привлечение инвестиций, координация участников кластера и качественная аналитика. Кстати, по мнению Идрисова, одна из самых главных задач, которую должны решать кластеры, это создание новых рабочих мест.

«Мы живем в сложное время, — сказал эксперт, подводя итог. — Но самая большая неприятность, которая с нами происходит, это даже не падение цен на нефть, которое было ожидаемо. Самое плохое то, что кроме нефти, у нас нет практически ничего. И проблема в том, что если Китай создает около 10 миллионов рабочих мест в год, Индия чуть меньше, Бразилия — около 2 миллионов, Турция — больше 1 миллиона. Для того, чтобы нам просто конкурировать, надо создавать хотя бы на уровне Турции. А мы за последние 3 года потеряли около 1 миллиона рабочих мест только в промышленности. Россия — единственная страна развивающихся рынков, которая не создает, а теряет рабочие места».

Идрисов напомнил, что существует указ президента РФ Владимира Путина о том, что до 2020 года в стране должно быть создано дополнительно 25 млн. рабочих мест. Но реализовывать его не получается. «Ваш покорный слуга этот указ активно лоббировал. Но параллельно появился указ об исполнении социальных обязательств, — отметил эксперт. — И он свел на нет создание новых рабочих мест. В ряде регионов люди просто дорогу не могут подтянуть к промышленной зоне, потому что они заимствовали средства на исполнение майских указов. И сегодня в мире идет война за рабочие места. И у нас теперь всего два варианта: либо обратиться к священникам, чтобы они молились за цену на нефть, раз мы по-другому на нее не можем влиять, либо пытаться все-таки реально развивать кластеры, двигаться вперед и создавать рабочие места. И у нас эта возможность существует».

«ЕСТЬ МЕНЕДЖЕРЫ, КОТОРЫЕ КЭМБРИДЖИ ПОЗАКАНЧИВАЛИ, А СПЕЦИАЛИСТОВ НЕТ»

Алмаз Хусаинов, заместитель министра промышленности и торговли РТ, рассказал о программах, действующих в стране, по импортозамещению в промышленности. По его словам, на федеральном уровне поставлена задача до 2020 года уменьшить долю импорта, в частности, в легкой промышленности с 72,5% до 60%, в радиоэлектронной — с 82% до 44%, в гражданском авиастроении — с 92% до 71%, в медицинской промышленности — с 81% до 60%, в фармацевтической отрасли — с 73% до 50%. Минпромторг РФ реализует пять госпрограмм: развитие авиапромышленности, судостроения, электронной промышленности, фармацевтической и медицинской промышленности, а также программу повышения конкурентоспособности промышленности. Каждая из них имеет свои более узкие подпрограммы. Объемы финансирования по данным программам, как заявил Хусаинов, на 2015 год составят 130,8 млрд. рублей, на 2016-й — 121,3 млрд., на 2017-й — 93 млрд. рублей. Все эти программы подразумевают получение бизнесом субсидий, грантов, компенсаций ставки рефинансирования и так далее. По некоторым пунктам можно вернуть затраты даже до 100% расходов.

Хусаинов рассказал также и о проекте нового федерального закона о промышленной политике. Он подразумевает введение дополнительных льгот и преференций, например, налоговые каникулы для инвесторов, целевое субсидирование НИОКР, освобождение от уплаты отдельных налогов на определенный срок, механизмы возвратного финансирования и так далее.

— По импортозамещению много говорится, — прервала докладчика Алехнович, — но до конкретных действий пока не дошло...

— У нас есть дорожная карта, — ответил замминистра.

— Да, под грифом ДСП — для служебного пользования. То есть информация до предприятий не доходит, — покритиковала модератор сессии.

— В рамках этой дорожной карты и работаем, — максимум, что смог ответить Хусаинов.

После этого он рассказал, что в Татарстане тоже будут разработаны свои программы импортозамещения. В данный момент минпромторг проводит опрос местных производителей: составляются списки сырья, технологий и оборудования, которые они вынуждены приобретать за границей. На основе этих данных программа импортозамещения и будет составлена. Кроме того, составляется электронный каталог местных производителей для продвижения их продукции на республиканском, российском и международном рынках.

Гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин попытался сравнить мировую и российскую практику создания кластеров. В этом плане он припомнил все тот же химический кластер во Фландрии. «Эта же база была применена на «Нижнекамскнефтехиме» и «Казаньоргсинтезе», — заявил докладчик. — А дальше все зависит от уровня компетентности. И получаем, что продукция, которую получают в Бельгии, пятого и седьмого переделов, а мы остановились на третьем-четвертом».

Рафинат Яруллин
Рафинат Яруллин

Далее Яруллин рассказал, что еще одним из факторов, мешающих развиваться российским кластерам, является человеческий. «Вот выставка в фойе была, — пояснил он, — хорошие разработки. Но надо, чтобы они дошли до реального производства. Их надо продвигать по горизонтали. С госорганами в этом плане нелегко работать. Мы говорим: у нас есть разработки. А они отвечают, что у них нет экспертов. И их действительно нет в министерствах. Есть менеджеры, которые кэмбриджи позаканчивали, а специалистов нет, не с кем говорить. Программы есть, а взаимодействия между людьми нет. И когда оно будет, тогда и будут продвигаться кластерные дела».

Впрочем, подлил ложку меда Яруллин, есть к этому направлению внимание государства. В частности, на развитие кластеров в 2013 году было выделено на федеральном уровне 1,3 млрд. рублей, в этом — 2,5 миллиарда. Заявилось в этом году 25 участников, и Татарстан — в тройке лидеров.

По окончании пленарного заседания участники сессии разошлись по круглым столам. На них они должны не только получить информацию по тому или иному направлению, но и предложить свои пути развития Камского кластера. На основе этих предложений и будет сформирована стратегия развития объединения.

«НАКОНЕЦ-ТО К БИЗНЕСУ ПОВЕРНУЛИСЬ ЛИЦОМ. НАДЕЮСЬ, ЧТО МНЕ НЕ ПОКАЗАЛОСЬ...»

Участники сессии, опрошенные «БИЗНЕС Online», выразили надежду, что сегодняшнее мероприятие действительно принесет свои практические плоды.

Марат Хусаинов — директор ООО «Лиин Вектор»:

— Первое, что приятно, мы все здесь собрались. Очень много знакомых, редко получается видеться вне таких мероприятий. А на таких встречах мы уже обсуждаем что-то, договариваемся о новых взаимодействиях. Так что с точки зрения коммуникации, проведение таких мероприятий — это уже большой плюс. Ну, а что касается стратегии развития Камского кластера, то это будем обсуждать уже на круглых столах. Скажу, что у меня есть свое видение этого момента, есть свои конкретные предложения. Они касаются и ІТ-сферы, и производства. Но озвучивать свои мысли я бы пока не стал. Дождемся, когда их поддержат мои коллеги. Думаю, что в ходе круглых столов мы наработаем конкретные решения, которые лягут в основу стратегической карты. Ведь Камский кластер очень важен не только для нашего региона, но и всей республики, да и для экономики страны он окажется полезен. Но эффект будет, конечно, только если правильно разработать стратегию его развития и правильно и грамотно реализовывать.

Тагир Ахметзянов — директор ООО «Риэль Инжиниринг»:

— Я надеюсь, что сегодня все участники круглых столов получат возможность обменяться своим видением ситуации в России, как нам двигаться дальше, становиться конкурентоспособными, как мы можем сообща развивать и улучшать нашу производимую продукцию. Что касается пленарной части, то главное, что мы услышали, это посыл всем нам — не закрываться в формальное мероприятие. Очень надеюсь, что у нас произойдет именно обмен мнениями, именно диалог, а не только слушание докладов. Что сессия не будет воспринята, как площадка для представления своих интересов. Очень надеюсь, что какие-то практические результаты эта сессия принесет. Ну, а в перспективе, надеюсь, что не очень далекой, ожидаю, что эта сессия повлияет на развитие Камского кластера положительно. И мы действительно сможем диверсифицировать нашу экономику, уйти от такой сильной зависимости от нефти и газа и не только снизить импорт, но и существенно нарастить экспортную составляющую бизнеса Закамья и Татарстана.

Николай Рагинов — генеральный директор ООО «Рабика»:

— Главное, что я вынес с пленарного заседания, это то, что мне показалось, что наконец-то к бизнесу реально повернулись лицом. Надеюсь, что мое «показалось» мне не показалось. Да, у нас много делается для развития предпринимательства. Но зачастую эти схемы либо слишком сложны, либо требуют много времени, потратить которое не каждый готов. А в рамках кластера, большой мощной структуры, возможно, какие-то такие программы станет легче использовать. Может, на самом деле государство поняло, что нельзя уповать только на нефть. Нужно развивать и другие сферы рынка — как производства, так и разработок. А теперь будем работать на круглых столах, посмотрим, что из этого получится. Дальше будем ждать конкретных шагов претворения разработанной сегодня стратегии в жизнь.