РУБЛЬ «НА СВОБОДЕ». НО ПОД ПРИСМОТРОМ

Центральный банк России фактически принял решение о досрочном (не с 1 января 2015 года, а с 5 ноября 2014-го) переходе к свободному от валютных интервенций курсообразованию рубля. В конце октября расходы ЦБ РФ на поддержание курса составляли порядка $2,5 млрд. в день. Если бы такая практика валютных интервенций сохранилась, то до конца года резервы ЦБ РФ сократились бы на $100 млрд. (только в октябре было продано $29,26 млрд.). Теперь же размер потенциальных потерь резервов ограничится суммой в $14,35 миллиарда (из расчета максимальных интервенций $350 млн. в торговый день).

У этого решения (как и практически любого решения в сфере кредитно-денежной политики) существуют две стороны. С одной стороны, ЦБ продемонстрировал прагматизм. Регулятор исходил из соображения, что действительного дефицита валюты до конца года на рынке не будет, а сейчас есть только ажиотажный спрос, который можно и нужно сбить.

Механизм ограничения спроса, в сущности, очевиден — это кратковременные количественные ограничения на выдачу рублевой ликвидности банкам. Именно таким образом были остановлены две последние девальвации рубля (2008 - 2009 годов и начала 2014 года). Ажиотаж останавливался, как только у банков не оказывалось средств для покупки валюты. Вот повышение ставки рефинансирования банки не напугает — при падении курса рубля даже на 1% в день ставка в 9,5% годовых «отобьется» стремительно. Но ограничение ликвидности может заставить отказаться от игры на валютной бирже. Подтверждение этой логики можно найти в статистике ЦБ РФ. В начале октября долг банков перед Центробанком по операциям РЕПО (рублевый кредит под залог ценных бумаг) составлял 1,8 трлн. рублей, а сейчас — почти 3 трлн. рублей. Нетрудно увидеть, что ЦБ за месяц предоставил банкам 1,2 трлн. рублей. Арифметика убедит нас в том, что эти 1200 млн. рублей примерно равна тем самым $30 млрд., потраченным Центробанком на интервенции за октябрь. Получается, что ЦБ сам профинансировал валютные операции банков, если он перестанет это делать, то банкам не на что будет покупать валюту. Собственно, председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина именно так и обещала в телеэфире: «Мы временно ограничим предоставление рублевой ликвидности, потому что она используется не только для финансирования экономики, но и для игры на валютном рынке».

Угрозы в адрес валютных спекулянтов прозвучали и из уст высшего политического руководства страны.

ЛЕКАРСТВО ХУЖЕ БОЛЕЗНИ

Проблема здесь в том, что такое лекарство, как ограничение на выдачу ликвидности, имеет побочный эффект — рост ставки на рынке межбанковских кредитов. Обычно она составляет ставку рефинансирования ЦБ плюс один процентный пункт (то есть всего 10,5% годовых).

В случае если рынок пойдет вверх, у ЦБ есть два варианта действий — выдача банкам рублевой ликвидности либо повышение ключевой ставки. А поскольку она и так в течение года выросла без малого вдвое (с 5,5% до 9,5%), ее дальнейшее повышение чревато проблемами реального сектора, а то и кризисом ликвидности у банков. И так плохо, и так нехорошо.

Сам Центральный банк оценивает перспективы экономики вполне пессимистично. Из опубликованных им основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов следует, что регулятором ожидается замедление роста ВВП до 0,3% в этом году (два месяца назад ЦБ прогнозировал прибавку ВВП на 0,4%), а в следующем году экономика не вырастет вообще. Инфляция будет выше 8%, а отток капитала должен составить $99 миллиардов (вместо $35 млрд., на которые власти рассчитывали в начале года). К слову, согласно последним данным Росстата, инфляция уже превысила официальный прогноз правительства на весь 2014 год, который составляет 7,5%.

УВАЖАЕМЫЕ ДОЛЖНИКИ

Ключевая проблема ЦБ РФ в том, что причина российских экономических трудностей лежит не в сфере денежной политики. Тренд на падение рубля носит фундаментальный, а не краткосрочный характер и связан не только с сокращением доходов бюджета в связи с падением цен на нефть, но и с недостатком валюты у крупных российских заемщиков. Дело в том, что на протяжении последнего десятилетия основным источником финансирования деятельности крупнейших российских компаний были кредиты западных банков. В этом году совокупный внешний долг российских банков и компаний достиг рекордных значений ($615 млрд. на 1 октября 2014 года). Это в полтора раза больше валютных резервов ЦБ. До весны 2014 года эти кредиты рефинансировались практически без проблем, но известные события заставили западных банкиров пересмотреть отношение к перспективам работы с российскими заемщиками. Говоря проще, только в четвертом квартале этого года российским должникам предстоит перечислить за рубеж $29 млрд. (странным образом эта цифра практически совпадает с объемом валютных интервенций ЦБ РФ в октябре, и заметим, продав эти миллиарды, регулятор заявил о том, что оснований для дальнейшего наращивания интервенций уже нет); а в 2015 году вернуть необходимо $106 млрд., при этом в «настоящее время в распоряжении российских банков имеется $48 млрд. ликвидности, которую можно использовать для финансирования этого объема погашений», сообщает Sberbank CIB. Оставшиеся $58 млрд. предстоит откуда-то получить. Или купить.

Основной спрос на валюту, очевидно, предъявят те, кто в ней более всего нуждается. Основными покупателями валюты в этом случае окажутся компании, подпавшие под санкции США и ЕС, обязательства которых составляют в следующем году $84 миллиарда. Почти три четверти этой суммы приходятся на обязательства нефтегазовых компаний, остальное — долги банков. Понятно, что эти деньги хозяева российской экономики найдут (на что тогда и резервные фонды правительства?). Но вот всем остальным придется жить в условиях снижающегося курса национальной валюты, при этом помня о том, что предсказать колебания этого курса в краткосрочном периоде едва ли будет возможно, а значит, и производители, и продавцы товаров будут учитывать эти гипотетические колебания в своих ценах.

Падение рубля сильнее всего скажется на строительстве, предсказывают экономисты Sberbank CIB, выпустившие во вторник масштабный доклад, посвященный оценке ситуации на валютном и денежном рынках. По их оценке, сокращение реального эффективного курса рубля на 5% приводит к сокращению строительства на 1,6 п.п. В этом году сектор сократится на 2,3%, а в следующем — перестанет расти. Сокращение строительства, в свою очередь, замедлит и динамику металлургического сектора, который в следующем году вырастет лишь на 0,7%. Рост же будет полностью зависеть от внешнего спроса.

Проблемы возникнут у сектора услуг, бурно развитие которого определялось доступным кредитованием. Предпринимателям придется снижать издержки, то есть избавляться от лишних заимствований и сокращать персонал.

Ослабление реального эффективного курса рубля на 5% также приводит к сокращению продаж ретейла на 1,2 п.п. В секторе экономисты ждут роста на 2,3%, но если рубль будет обесцениваться и дальше, продажи вырастут лишь на 1,1%. Таким образом ничего утешительного не ждет и торговлю.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

В свою очередь, перечисляя виновных в снижении курса рубля, Набиуллина упомянула и население, запасающееся валютой.

Председатель партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин немедленно предложил Центробанку рассмотреть возможность введения в России ограничений для физических лиц на покупку иностранной валюты. И хотя регулятор пообещал рассмотреть это обращение, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев, выступая на заседании правительства 11 ноября, заявил, что «позиция правительства РФ и Центрального банка РФ по этому вопросу абсолютно едина — никаких ограничений на продажу валюты вводиться не должно. Такая ситуация обеспечена нашими золотовалютными резервами, которые весьма значительны, и общей макроэкономической ситуацией».

Вопрос в том, есть ли у россиян лишние деньги на покупку валюты. За 9 месяцев этого года реальный располагаемый доход вырос всего на 0,7%. Розничные продажи, которые как раз и показывают уровень потребления простых граждан, в сентябре выросли всего на 1,7%. За первые 9 месяцев этого года потребление выросло всего на 2,3%. Спад выглядит вполне предсказуемым: люди начинают меньше покупать из-за стремительного роста цен. А к этому росту в значительной степени привели как раз девальвация рубля и продуктовое эмбарго, введенное Россией. Пока люди продолжают активно покупать только товары длительного пользования, цены на которые еще не успели вырасти.

Сбербанк.jpg

«И ЛЮДЕЙ БЫЛО МНОГО, И В КАССЕ ДЕНЕГ НЕ ОСТАВАЛОСЬ»

«БИЗНЕС Online» провел собственный мониторинг ситуации в пунктах обмена валюты, рассчитывая увидеть людей, которые, говоря словами премьера Медведева, «далеки от биржевых торгов и от того, чтобы следить за всеми колебаниями курса», тем не менее «отправились в обменники».

Как убедился наш корреспондент, действительно, в банках Казани покупать и продавать валюту стали больше, причем в отдельные дни «вычистили» кассы до дна. Хотя нашествие покупателей было эпизодическим и коснулось отдельных банков.

В головном отделении «АК БАРС» Банка на Декабристов, 1 посетителей было много, но в основном пенсионеры и мамы с детьми — и пришли они не за долларами. Из кабинки с надписью «Обмен валюты» вышла лишь одна представительная женщина, на ходу застегивая кошелек. «Покупают и намного больше, чем обычно, — рассказала кассир корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Но сказать, что скупили все, нельзя. Деньги в кассе есть».

Р’РўР‘-24-(1).jpg

Никого из посетителей не было в обменных пунктах в банке «БТА-Казань» на Ибрагимова, 58. Охранник у входа в офис удивился, зачем фотографировать вывески с курсом доллара: «У нас же курс по три раза на дню меняется». Офис-менеджер того же банка торопливо отвечает: «Покупают как раньше — те, кому надо. Дефицита валюты никакого нет».

В отделении Сбербанка на Чистопольской, 4 тоже тихо и спокойно. «Обменивать рубли приходят те, кто едут в отпуск, — поясняет консультант у входа. — Но такого, чтобы наплыв или тем более ажиотаж, нет».

В отделении Татсоцбанка по соседству и вовсе был один посетитель. Зато довольно колоритный — молодой человек с бородой менял на доллары... тысячу рублей. «400 долларов у меня уже есть. Еще нужно», — загадочно заявил он. Кассир в том же отделении рассказала, что, пока курс доллара держался вокруг 45 рублей, доллары приносили. Поднялся — берут. Всего в кассе для обмена $4500 — деньги есть.

Среди посетителей «Уралсиба» на Чистопольской, 16 своей очереди в «обменник» ждали двое — улыбчивый мужчина в кепке и женщина с большим блестящим чемоданом на колесиках. Сотрудница банка в разговоре отмечает: ажиотаж был да весь вышел. «На этой неделе кто продает, кто покупает. Кому-то рубли нужны, кому — доллары», — рассуждает она.

С этим философским мнением солидарна и офис-менеджер банка ВТБ24 (по соседству — Чистопольская, 26). На прошлой неделе, когда было зафиксировано рекордное повышение курса, скупили все подчистую. «И людей было много, и в кассе денег не оставалось. Хотя вчера, например, тоже все забрали. Сегодня с утра деньги привезли — пока есть».

Уралсиб.jpg

БЫЛА ТАКАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ ПАНИКА

В официальных комментариях представители банков сообщили «БИЗНЕС Online», что в отдельные дни покупка евро и доллара подскакивала в 3 - 4 раза.

Михаил Юрков — начальник отдела глобальных рынков отделения «Банк Татарстан» ОАО «Сбербанк России»:

— В октябре было продано 9573,08 тысячи долларов и 4131,14 тысячи евро, что на 60 процентов превысило объемы продаж наличной валюты в сентябре. Также обороты по продаже наличной валюты банком в 2,5 раза превышали объемы ее покупки у населения. В условиях повышенного спроса на наличную валюту Сбербанк своевременно обеспечивает необходимый объем предложения без потери качества обслуживания. Курс продажи/покупки валюты банком изменяется в зависимости от динамики биржевых котировок. Никаких ограничений на снятие наличности со вкладов ни в рублях, ни в иностранной валюте не установлено и устанавливать не планируется.

Дамир Габдулхаков — управляющий ВТБ24 в Татарстане:

— Пик спроса на валюту мы видели в последнюю неделю октября. По сравнению с предпоследней неделей покупка евро и долларов в нашем головном офисе в Казани выросла в 3 - 4 раза (и это несмотря на то, что в предпоследнюю неделю также был повышенный спрос). В праздничную неделю ноября рост конверсионных операций сгладили праздники — их число значительно уменьшилось. Сейчас мы видим повышенный спрос, но не такой, как несколько недель назад.

В последние недели октября население более активно покупало валюту, хотя вырос и объем обратной конверсии — в рубли. Сейчас количество клиентов, которые хотят поменять валюту обратно, еще выросло.

Марсель Зиляев — управляющий казанским филиалом ОАО «Бинбанк»:

— Количество сделок на прошлой неделе в отдельные периоды увеличилось в 3 - 4 раза. Я считаю, что такой ажиотаж уже прошел, мы видим, что это была такая краткосрочная паника. Мы были к этому готовы, у нас достаточный объем ликвидности. Лично мое мнение, и я еще раз призываю клиентов: потерять при покупке валюты можно гораздо больше, поэтому не стоит поддаваться панике. Тем более не стоит кардинально пересматривать свои сбережения: планируйте исходя из того, в какой валюте вы работаете и в какой тратите. Люди растеряны, не знают, что делать, в этой ситуации наихудшее — это эмоции. Да, если вы планируете покупки в иностранное валюте, то нужна валюта под эту сделку, но если вы собираетесь покупать автомобиль, то мы видим, что цены в рублях на автомобили не растут. Поэтому если вы в рублях копите на автомобиль, то зачем вам покупать доллары? Если вы копите на недвижимость, то здесь тоже мы видим, что цены не меняются. Покупка долларов в такой ситуации — неразумный шаг.

В нашем банке исключено введение ограничения снятия наличности в рублях. Мы полностью отвечаем по своим обязательствам и никогда не практикуем ограничений для наших клиентов, потому что это противоречит законодательству и банковской этике.

Айрат Камалов — председатель правления «БТА-Казань»:

— Да, мы наблюдаем существенное увеличение спроса на валюту. Объем валютообменных операций увеличился в 2,5 - 3 раза за последний месяц, отчасти это связано еще и с тем, что мы сейчас нарастили свой бизнес. Но так или иначе увеличение спроса налицо. Если до начала этой недели шло именно приобретение валюты, то в начале этой недели на первое место вышла уже продажа. Мы с этим справляемся и вполне готовы, лишь немного перестроили свою работу — увеличили закупки валюты. Есть повышенный спрос — валюту покупают — у нас появляется предложение для его удовлетворения. Мы никаких ограничений по снятию наличности не вводили — у нас это стандартная процедура: ни сейчас, ни в дальнейшем не планируется.

Ринат Абдуллин — председатель правления банка «Кара Алтын»:

Спрос на валюту для нашего банка не критичен, поскольку у нас небольшие валютные обязательства. Банк «Кара Алтын» готов выполнить свои обязательства немедленно по предъявлении. Если судить по операциям купли-продажи наличной валюты, то остаток наличной валюты в нашем банке незначительно увеличился. Вместе с тем следует отметить небольшой объем таких операций в нашем банке.
Курс продажи и покупки валюты напрямую связан с биржевым курсом и зависит также от амплитуды колебаний биржевого курса. Ограничений для снятия наличных денежных средств в нашем банке никогда не вводилось и не будет вводится, если эти операции не связаны с легализацией средств, полученных преступным путем.

Доллар

Евро

«АК БАРС» Банк

Покупка

45,60

56,66

Продажа

46,88

58,09

«БТА-Казань»

Покупка

45,80

56,80

Продажа

47,10

58,40

Татсоцбанк

Покупка

44,50

55,50

Продажа

48,00

59,00

Газпромбанк

Покупка

44,95

48,15

Продажа

48,15

59,25

Сбербанк

Покупка

45,65

56,80

Продажа

48,05

59,55

«Уралсиб»

Покупка

45,60

56,80

Продажа

47,06

58,65

ВТБ24

Покупка

45,38

56,78

Продажа

47,32

58,92