МАЛЫЙ БИЗНЕС ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ПАТЕНТОВ

Экспертизу закона РТ о патентной системе начало минэкономики Татарстана. Как сообщает ведомство, по инициативе комитета Госсовета РТ по экономике начинается подготовка материалов по анализу закона РТ «О введении на территории Республики Татарстан патентной системы налогообложения». Закон действует с 1 января 2013 года.

Поводом для анализа стало «бегство бизнесменов» из патентной системы — предприниматели предпочитают иные формы налогообложения. Как полагают в минэкономики, этот факт может свидетельствовать о неудобстве или невыгодности патента. По итогам экспертизы будет принято решение о внесении поправок в закон, отмечает министерство экономики. Причем ведомство планирует широкое бизнес-обсуждение поправок — все, кому надо платить налоги, могут направлять свои идеи в минэкономики на электронный адрес: nail.madiev@tatar.ru. Консультации с бизнесом проведут после сбора информации с 24 ноября по 24 декабря.

Как сообщили «БИЗНЕС Online» в министерстве экономики РТ, в Татарстане по состоянию на начало 2014 года было выдано 1011 патентов 896 индивидуальным предпринимателям. Сумма исчисленного налога в связи с применением ПСН составляет 27,4 млн. рублей. Однако, по данным управления федеральной налоговой службы по РТ, к 1 июля остались действующими 624 патента. По данным службы уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей, с июля 2013 по июль 2014 года количество выкупленных патентов сократилось практически в 1,5 раза. Как рассказала «БИЗНЕС Online» помощник уполномоченного Венера Камалова, на 1 июля 2014 года всего 596 предпринимателей использовали эту систему. А по состоянию на 1 июля 2013 года бизнес выкупил 912 патентов.

Однако, несмотря на снижение количества выданных патентов, поступления в бюджет в 2013 году по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличились на 8,1 млн. рублей, или на 55,9%, и составили 22,6 млн. рублей (в 2012 году — 14,5 млн. рублей).

Наибольшее количество выданных патентов приходится ипэшников, занимающихся репетиторством. В этом году это 273 патента, то есть 27% от общего их количества. Предпринимателям они обошлись в 4,3 млн. рублей — это 15,7% от общей суммы налогов по патентной системе. Для сравнения: в 2012 году по данному виду деятельности было выдано 399 патентов. Далее по популярности автотранспортные услуги (такси, грузоперевозки, перевозка пассажиров) — 154 патента, или 15,2%. Сумма налога составила 3,6 млн.рублей, или 13,1% от общей суммы исчисленного налога. Однако в 2012 году по данному виду деятельности было выдано 2145 патентов, или 47,2% от общего количества!

Чаще всего патентами интересуются казанские бизнесмены. По данным на 1 июля, казанцы оформили 284 патента. 127 документов оформлено в Набережных Челнах, 19 — в Тукаевском районе, 18 — в Зеленодольске, 17 — в Альметьевске и 14 — в Елабуге.

Так что бегство из патентной системы, и в самом деле, приобрело небывалый размах. Кроме того, Татарстан бледновато выглядит и на фоне соседних регионов. Если в РТ, по данным на июль, выдано 624 патента, то в Башкортостане их более 3 тыс., в Удмуртии — свыше 1,5 тыс., а в Оренбуржье — более 4,5 тысяч.

654.jpg
Всего на 1 июля 2014 года в ПФО было выдано 16625 патентов на право применения патентной системы налогообложения

Следует отметить, что снижение количества ИП наблюдается не только по патентной системе налогообложения, но и по иным режимам налогообложения в связи с уменьшением общего количества ИП, состоящих на учете в налоговых органах. Если на 1 января 2012 года в Татарстане было 115 645 ИП, то на 1 января 2013 года — 108 139 ИП, а на 1 января 2014 года — уже 89 472 ИП.

Основными факторами снижения количества предпринимателей стал рост страховых взносов на пенсионное страхование. Такую причину при снятии с учета указали более 75% опрошенных экс-бизнесменов. Запрет на торговлю алкоголем стал причиной ухода 3,3% бизнесменов, закрытие фактически «мертвого» бизнеса указали почти 22%, повышение арендной платы стало причиной ухода с рынка 3,2%, а падение спроса убило бизнес 1,9% предпринимателей.

ЗАПЛАТИ ОДИН РАЗ — И СПИ СПОКОЙНО. НО... ДОРОГО

Стоит отметить, что недостатки патентной системы критиковали давно — еще в ходе принятия закона. Однако тогда чиновники и законодатели не прислушались к этим мнениям. Как рассказал «БИЗНЕС Online» зампредправления ТПП Владимир Жуйков, решение изначально не было до конца продуманным. Но «тучные годы» сделали свое — закон приняли, хотя и в ТПП, и в кулуарах Госсовета РТ высказывали критику. Спорили об этом и впоследствии, например, в декабре прошлого года в ТПП заявили, что с принятием закона стоимость патента на услуги такси в Казани выросла в 11 раз, в других городах РТ — в 5,5 раз. Автотранспортные услуги по перевозке пассажиров — в 40 раз и 22,2 раза соответственно. Услуги общепита с площадью зала не более 50 кв. м — в 65 и 40 раз. Патент на парикмахерские услуги и техобслуживание автомобилей в Казани подорожал с этого года более чем в 8 раз, в других городах РТ немногим меньше — в 7 - 7,5 раз. И проблема совсем не в том, что новинка не идет в массы из-за незнания предпринимателей, а в том, что патент просто-напросто дорогой.

За первый год работы закона число предпринимателей, ведущих бизнес в РТ на основе патента, сократилось в 6 раз.

«Проблема в том, что предприниматели Татарстана, которые решат перейти на патентную систему, оказываются по многим позициям в невыигрышных условиях по сравнению с рядом расположенными субъектами, и это беспокоит, — отмечает Жуйков. — Потому что инвестиционная привлекательность, конкурентоспособность наших предпринимателей должна быть обеспечена всеми формами поддержки, в том числе и законодательными актами, которые либо ее усиливают, либо ухудшают».

Хотя сам по себе патент — штука удобная. «Заплатил один раз — и спи спокойно, занимайся своими делами», — перефразировал известный рекламный ролик Жуйков. Патентная система, по его словам, упрощает повседневную жизнь предпринимателя, ему можно сконцентрироваться на решении повседневных вопросов бизнеса. Но расчеты показывают, что по ряду видов бизнеса система в Татарстане получилась слишком дорогой и предприниматели предпочитают другие формы налогообложения.

О стоимости патента говорил и министр финансов РТ Радик Гайзатуллин при принятии закона

ЦЕНА ВОПРОСА

Сколько стоит патент? Ответить на этот вопрос не так-то просто. Дело в том, что закон включает 47 видов деятельности, по каждому из которых патент стоит по-разному.

В целом о стоимости говорил министр финансов РТ Радик Гайзатуллин при принятии закона. Ставка налогообложения — 6% с потенциально возможного годового дохода. Так что с 1 января 2013 года у предпринимателя появился выбор: или брать патент, или платить «вмененку», или оставаться на «упрощенке» с фактически полученного дохода по той же ставке 6%, а также декларировать свои доходы по налогу на доходы физических лиц по ставке 13%.

Пример расчета стоимости патента и целесообразности его применения по запросу «БИЗНЕС Online» провели в юридической компании ЮНЭКС.

«В качестве примера можно рассмотреть жителя Казани или другого крупного города РТ с населением свыше 1 миллиона человек, имеющего в собственности квартиру и сдающего ее внаем за 15 тысяч рублей в месяц, — говорит директор департамента юридического агентства ЮНЭКС Оксана Далидан. — Находясь на патентной системе налогообложения, он уплачивает налог в 18 тысяч рублей в год, или 1,5 тысячи рублей в месяц. Если же он находится на упрощенной системе с объектом налогообложения «доходы», то налог составит всего 900 рублей в месяц».

Но если обладатель недвижимости вообще не будет регистрироваться в качестве ИП, а будет уплачивать с полученных доходов НДФЛ 13%, для него это будет еще выгоднее. Хотя бы потому, что он освобождается от необходимости уплаты страховых взносов, а это более 20 тыс. рублей в год, которые будет обязан уплатить в первых двух случаях. Поэтому решить вопрос об оптимальной системе налогообложения можно только с учетом индивидуальных особенностей, считает Далидан. Например, это размер фактически получаемого дохода и места жительства предпринимателя. Ведь налог дифференцируется в зависимости от того, осуществляется деятельность в крупном городе или небольшом населенном пункте.

ВСЕ ПЛЮСЫ ПАТЕНТА УБИВАЕТ ЕГО ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ

С тем, что денежные параметры патентной системы для бизнеса неподъемны, согласен и уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов. Вся ее идеология патентной системы заключается в том, что это удобная, простая, не требующая дополнительных затрат на ведение бухгалтерии для самых небольших предпринимателей, полагает он. Система, предложенная в Татарстане, удобна сама по себе, но недоступна с учетом применяемых ставок.

«С начала текущего года мы этот вопрос неоднократно поднимали. Но пока, к сожалению, пролоббировать его не можем — минфин и правительство достаточно жестко стоят на том, что это адекватные ставки, которые отвечают всем требованиям. На самом деле мы видим, что это недоступно, и снижение количества тех, кто работает на патенте, об этом говорит. Патент проигрывает с точки зрения денег, плюс там есть некоторые нюансы, связанные с удобством пользования патентом, но это уже нюансы федерального законодательства.

Мы совместно с налоговой инспекцией РТ наше предложение неоднократно направляли через Бориса Титова (уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей, председатель общероссийской общественной организации «Деловая Россия» прим. ред.). Наши вопросы связаны с тем, чтобы можно было приостанавливать действие патента, пересчитывать, разрешить продление на какой-то срок и так далее».

Но ключевым является цена вопроса — каждый субъект РФ самостоятельно устанавливает эти ставки, и в Татарстане они одни из самых высоких в Поволжском федеральном округе. Так что предприниматели волей-неволей предпочитают другие формы налогообложения — и все плюсы патента убиваются его высокой стоимостью.

Кроме того, сейчас вообще неясно, что будет в будущем, предупредил Нагуманов.

«Сейчас комитет Госдумы одобрил поправки в Налоговый кодекс по введению ежеквартальных сборов с 22 видов деятельности по 26 видам сборов. Так вот, эти 26 видов сборов подразумевают, что если деятельность относится к этим видам, то применять патент в данном виде деятельности будет нельзя. Само собой разумеющееся, что они будут вынуждены применять другую систему налогообложения».

Патентная система вроде бы всем интересна, всем нравится, но в последнее время она начинает умирать, не эволюционирует и не пользуется спросом у предпринимателей, констатировал бизнес-омбудсмен.

«Дорогая, есть нюансы в использовании, но это сейчас в меньшей степени влияет на картину, и если будут применяться новые правила, то, что мы видим в проекте закона, патентная система станет совсем не интересна для предпринимателей, ее станет нереально использовать», — подытожил Нагуманов.

ОПЫТ РЕГИОНОВ: В МОСКВЕ ПАТЕНТ ПОПУЛЯРЕН

Стоит отметить, что целый ряд изъянов есть и на федеральном уровне. Так, в середине сентября парламент Челябинской области предложил федеральному центру отказаться от драконовских штрафов за минимальную задержку в оплате патента. За задержку выплаты за патент предпринимателю начислялись пени и штрафы, сейчас же даже небольшая задержка влечет отмену патента и выплату огромных налогов. Депутаты предложили вернуть систему наказания, сходную с применяемой при других видах налогообложения.

Справедливостью налогообложения по патенту озабочены и власти Москвы, они уже устанавливают более справедливую стоимость патента. К слову, патентную систему в Первопрестольной применяет 81% субъектов малого бизнеса. Популярность патента в Москве связана с тем, что патент снимает кучу проблем: получить его можно за пять дней, после чего можно не покупать кассовый аппарат, сказать прощай бухгалтеру и забыть об отчетности. Плюсом идет и то, что не надо платить подоходный и НДС, а ставка налога — 6%. Попробовать свои силы в бизнесе можно, купив эту бизнес-индульгенцию даже на месяц. Но московские депутаты обнаружили в этом крупный изъян: патент не учитывает обороты бизнеса. И в итоге за сдачу квартиры в центре можно заплатить казне ту же сумму, что и за квартиру на окраине. Несправедливости власти Москвы устранят в будущем году.

К слову, стоимость патентов по одинаковым видам деятельности в Москве значительно выше, чем в Татарстане. Как отмечают в минэкономики РТ, в Москве размер потенциально возможного к получению годового дохода при применении патентной системы налогообложения является более высоким в отношении практически всех видов деятельности по сравнению с Республикой Татарстан.

Москва и Московская область, по данным УФНС по РТ, в лидерах по числу патентов в России. По состоянию на 1 июля в Москве почти 14 тыс. патентов, в Подмосковье — более 19 тысяч.

ВМЕСТЕ СО СТРАХОВЫМИ СБОРАМИ В ПФР И ОФМС ПАТЕНТ МАЛОИНТЕРЕСЕН

Какую систему налогообложения выбрали вы для своего бизнеса? С таким вопросом корреспондент «БИЗНЕС Online» обратился к участникам рынка и экспертам.

Оксана Далидан — директор департамента юридического агентства ЮНЭКС:

— Патентная система рассчитана только на малый бизнес. Применять ее могут индивидуальные предприниматели, занимающиеся определенными видами деятельности. В основном это бытовые услуги, торговля и услуги общественного питания, если площадь магазина или кафе не превышает 50 квадратных метров, сдача внаем объектов недвижимости, услуги по перевозке пассажиров и грузов автомобильным или водным транспортом, такси и тому подобное. Всего законом Республики Татарстан предусмотрено 47 таких видов деятельности. При этом количество наемных работников у предпринимателя не должно превышать 15 человек, а доходы от реализации за год не должны превышать 60 миллионов рублей.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, и юридические лица применять патентную систему не могут. Сама по себе патентная система достаточно удобна для предпринимателей. Достаточно подать заявление в налоговую инспекцию о выдаче патента и уплатить сумму налога в установленные Налоговым кодексом РФ сроки. Сумма налога и сроки уплаты указаны в самом патенте. Налогоплательщики, применяющие патентную систему налогообложения, не уплачивают НДФЛ с доходов, полученных от соответствующего вида деятельности, а также налог на имущество в части имущества, используемого в том виде деятельности, на который выдан патент. Кроме того, они не являются и плательщиками НДС.

Поэтому наиболее вероятной причиной малого количества налогоплательщиков, выбравших эту систему, является именно слишком высокий размер потенциально возможного к получению дохода, с которого как раз и рассчитывается стоимость патента. Размер этого дохода установлен как раз законом Республики Татарстан. Кроме того, еще одним негативным фактором является то обстоятельство, что обладатели патента не освобождаются от уплаты страховых взносов в пенсионный фонд и в фонд обязательного медицинского страхования, размер которых является существенным. В сумме с налогом («стоимостью патента») они зачастую лишают смысла применение патентной системы.

Егор Макаров — председатель гильдии малого и среднего бизнеса Казани:

— Насколько мне известно, со следующего года хотят отменить так называемую «вмененку» (единый налог на вмененный доход) и ввести патентный налог. Я отношусь к этой системе положительно, хотя пока сам не пользуюсь. Смысл патента в авансовой уплате налогов. Можешь на год сразу его взять, можешь на полгода. Но проблема в том, что ты заплатил за какой-то период вперед, а принесет ли тебе это прибыль — непонятно. Сумма тут зависит от вида деятельности. Хотя вмененный налог, по сути, то же самое. Здесь ты платишь за определенную площадь, вне зависимости от выручки, но такая система более гибкая. Она давно работает, 15 лет точно, она устоявшаяся, рельсы уже накатаны. Патентная система, хоть и является новой, похожа на действовавшую еще в советские времена. Цифры у патентной системы и у вмененного налога примерно сопоставимы.

«Вмененка» создана для малого бизнеса, так, речь идет о 300 - 500 рублях за квадратный метр торговой площади. Однако под нее «залезают» сетевики. Задача: власть хочет убрать вмененный налог, потому что под нее залезают сетевые ретейлеры, в итоге они платят очень маленький налог относительно их оборотов. Они таким образом уходят от налогообложения, а патентная система им доступна не будет. Там действуют ограничения по площади, количеству сотрудников, и ее введут только для мелких компаний. На мой взгляд, власти нашли такой выход: «вмененку» убрать вообще, а для малого бизнеса оставить патентную систему. Я плачу налоги по вмененной деятельности, но операции кассовые я должен все фиксировать, хотя мой налог от этого не зависит. Сейчас работает и старый и новый закон, платить можно и так и так.

Артур Уразманов — генеральный директор аптечной сети 36,6:

— Патентная система подходит исключительно для малого бизнеса. В таком случае человек берет патент на какой-то вид деятельности и работает, а наша работа, к сожалению, под эту систему не подпадает. У нас система единый налог на вмененный доход. Я не слышал, чтобы эта система была очень распространена, она, в принципе, была. Но сейчас ее расширяют, упрощают какие-то процедуры.

Евгений Иосипов — зампредседателя гильдии малого и среднего бизнеса Казани:

— Каждый выбирает для себя удобную систему для оплаты налогов. Тот же единый налог на вмененный доход — удобная форма оплаты, за нее надо бы памятник поставить. Очень хороший подход при упрощенной системе: если налог оплачивается по доходам, то не нужно отчитываться о расходах. Вот, например, человек сдает в аренду помещение, у него договор, он один раз в год платит по упрощенной системе, и нет никаких проблем. Существует форма оплаты по доходам и расходам: 15 процентов налог (из доходов вычитаются расходы и от полученной суммы оплачиваются 15 процентов). А по доходам — всего 6 процентов. О патентной системе слышал, но сам не применяю.