САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ АВТОМОБИЛИ В ТАТАРСТАНЕ ПО ИТОГАМ 9 МЕСЯЦЕВ 2014 ГОДА

Автомобильный рынок Татарстана продолжает пике. В январе-сентябре спрос на новые автомобили в республике снизился на 16,2%, достигнув рекордно низкого уровня за последние четыре года. Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», ожидают кратковременного всплеска продаж в конце года, вызванного распродажей не успевших подорожать иномарок и госпрограммой утилизации автохлама. Однако после этого автобизнес ждет еще более глубокий обвал. Все нипочем лишь премиальному сегменту: как выяснил «БИЗНЕС Online», продажи Lexus в Татарстане выросли на четверть, а Mercedes — на 44%.

«АВТОМОБИЛЬНЫЙ РЫНОК ЖДУТ ТРУДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ»

Спрос на новые авто в Татарстане, как и по всей России, продолжает заметно снижаться. Согласно данным агентства «Автостат», количество новых автомобилей, зарегистрированных в Татарстане, сократилось на 16,2%: с 91 569 авто за 9 месяцев 2013 года до 76 739 авто за 9 месяцев 2014 года. Впрочем, если взять поквартальную разбивку, то видно, что основной спад случился в конце прошлого года, а в нынешнем продажи вышли на стабильный уровень в 25 - 26 тыс. авто в квартал (см. диаграмму).

1.jpg
2.jpg

Такое снижение вполне объясняется циклическим фактором. По словам ведущего аналитика агентства «Автостат» Азата Тимерханова, средний срок владения машиной в России составляет четыре-пять лет, так что сейчас в основном меняют авто те, кто купил их в острую фазу кризиса — 2009 - 2010 годах, когда авторынок достиг рекордов падения.

Согласно этой логике, как отмечает замгендиректора ГК «АКОС» Михаил Котляров, массовых замен автомобилей, которые повлияют на рост рынка, стоит ждать ближе к 2016 году, когда будут менять машины, купленные в конце 2011 и начале 2012 годов. Точно так же было в 2012 году, когда на замену пошли автомобили, купленные в рекордных 2007 - 2008 годах.

Еще одним негативным фактором для рынка, по общему мнению автодилеров, стало ужесточение кредитной политики банков.

Ставки повышаются, растет доля отказов потенциальным заемщикам. По словам Котлярова, этот тренд уже очевиден: «Весь год доля продаж в кредит в нашей компании держится на уровне 45 процентов, что несколько ниже прошлогодних 52 процентов. Это свидетельство того, что банки более тщательно стали подходить к автокредитованию. Причем лучше дела обстоят у тех брендов, у кого есть своя эффективная финансовая программа с кэптивным банком».

Безусловно, на спрос влияют ухудшение экономической ситуации в стране и резкая девальвация рубля. Впрочем, эти факторы еще не раскрылись в полной мере — пока производители и автодилеры стараются держать цены, несмотря на изменение курса, проводят различные акции, предоставляют скидки. Основной удар ожидается в следующем году.

«В отличие от предыдущего кризиса в 2009 году, который был краткосрочным, я думаю, текущий будет более затяжным, — дает прогноз председатель совета директоров «ТрансТехСервиса» Вячеслав Зубарев. — Это обусловлено сложной экономической и политической ситуацией как в мире, так и в стране, а значит, необходимо не пережить кризис, а научиться в нем жить… Падение рынка будет нарастать по мере повышения цен на новые автомобили. Кто-то из производителей повысит цены в этом году, у большинства же мы ожидаем резкого повышения цен в начале следующего года. Думаю, автомобильный рынок России и Республики Татарстан в первом квартале следующего года ждут трудные испытания».

БЕНЕФИЦИАРОМ УТИЛИЗАЦИИ ВНОВЬ СТАНЕТ АВТОВАЗ

Слабым утешением в этих обстоятельствах служит ожидаемый всплеск продаж в конце этого года. Помимо сезонных факторов он будет вызван двумя причинами: ажиотажными покупками последних не успевших подорожать иномарок и запущенной в сентябре госпрограммой утилизации старых автомобилей. Напомним, на этот раз в нее включены не только легковые, но и коммерческие авто. А помимо полной утилизации автомобиля со снятием его с учета можно воспользоваться и схемой trade-in, получив чуть меньшую компенсацию (40 тыс. рублей вместо 50 тыс.).

По словам Зубарева, буквально за первый месяц работы по программе утилизации «ТрансТехСервис» ощутил почти двукратный рост приема автомобилей с пробегом. При этом рост продаж новых автомобилей в сентябре по сравнению с августом прошлого года составил 13%. И если по иномаркам доля trade-in в сентябре составила 25%, то по автомобилям LADA процент покупателей, которые воспользовались программой утилизации, – 60%. Помимо LADA наибольшим спросом у участников программы пользуются Renault, KIA, Hyundai.

original.jpg
По мнению Михаила Котлярова, запуск программы утилизации сказался прежде всего на автомобилях «ГАЗ» и Datsun, на остальные же бренды программа пока не оказала существенного влияния

Интересно, что спрос на продукцию АвтоВАЗа превысил возможности компании: в конце октября тольяттинский автозавод, получив 70 тыс. заявок, был вынужден временно приостановить их прием. Впрочем, по мнению Котлярова, запуск программы утилизации сказался прежде всего на автомобилях «ГАЗ» и Datsun. На остальные же бренды программа пока не оказала существенного влияния.

Однако в любом случае эффект от антикризисных мер правительства будет краткосрочным: «Несмотря на свою популярность, в текущих условиях программа утилизации способна лишь снизить темпы падения, поскольку российский автомобильный рынок находится под воздействием тех же факторов, которые и повлекли его снижение», — считает Тимерханов.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ŠKODA И NISSAN

Нынешний высокий спрос на продукцию АвтоВАЗа отчасти носит отложенный характер. По итогам 9 месяцев продажи LADA обвалились более существенно, чем в среднем по рынку — на 29,8%. Покупатели откладывали покупку, ожидая пряников от государства.

По словам Зубарева, по некоторым маркам к особенно резкому падению продаж привела не очень гибкая и продуманная маркетинговая политика автопроизводителей. В качестве примера он приводит Chevrolet, Peugeot и Ford. «В третьем квартале мы прекратили продажи новых автомобилей Peugeot по причине резкого снижения спроса и непонятных перспектив этой марки на российском рынке. Тем не менее по соглашению с производителем мы продолжаем сервисное обслуживание и ремонт марки, а оставшуюся часть автомобилей продаем с большими скидками. Мы вынуждены были пойти на этот шаг, чтобы оптимизировать свои затраты, так как бизнес был убыточным», — говорит Зубарев.

Судя по данным в нашей таблице, к упомянутому списку «неудачников» можно добавить и Daewoo, которая из последних сил цепляется за модель Gentra. Что касается Ford, то не приходится удивляться тому, что его питерский завод работает по 4 - 8 дней в месяц. На стареньком Focus при нынешней конкуренции далеко не уедешь.

3.jpg

На фоне общего спада выделился ростом продаж Nissan. Прошлогодние проблемы с поздним запуском обновленного седана Almera, что называется, сыграли на руку производителям и продавцам в 2014 году. Увеличение спроса составило 21,6% — до 3 277 авто по итогам 9 месяцев, и 963 приобретенных машин (почти треть) пришлось именно на модель Almera. По России Nissan прибавил 12%.

Завидный результат продемонстрировала и чешская Škoda. В пользу этой марки сыграло несколько факторов. Это и поступление в продажу более доступных комплектаций (после старта с топовых версий) популярной модели Octavia (864 единицы), а также попадание в яблочко с новым Rapid (542 единицы). Все вместе взятое обеспечило прирост сбыта на 21,8% до 2 302 авто в январе-сентябре 2014 года. При этом Škoda уже с середины текущего года входит в Топ-10 самых популярных марок в Татарстане.

Впрочем, на российском рынке в целом Škoda потеряла 2%. Тут нельзя не напомнить том, что дилером марок Nissan и Škoda в Татарстане является компания «РРТ», которая в прошлом году испытывала серьезные трудности, обусловленные чрезмерной долговой нагрузкой. А в 2014 году эти проблемы так или иначе разрешились, что не замедлило сказаться на результатах.

BMW УВЕЛИЧИЛ ОТРЫВ ОТ AUDI

Единственные, кто сохраняет оптимизм на авторынке, — дилеры люксовых авто. Лидером сегмента в Татарстане остается BMW. Хотя прибавка по сравнению с прошлогодними результатами вроде и невелика, 1,5%, но позиции бренда пока непоколебимы. В абсолютном выражении продажи составили 1 126 машин, что на треть больше, чем у основного конкурента Audi, который к тому же еще и показал спад на 2,8%.

Наибольшим спросом среди моделей BMW у татарстанцев пользовались седаны 5-Series (271 единица) и кроссоверы X3 (230 единиц). Примечательно, что, согласно данным ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в целом по РФ BMW показал спад на 11%.

Что касается Audi, то самым востребованным автомобилем оказался компактный кроссовер Q3 (205 единиц), а вслед за ним идет A3 (161 единица) — модель, позволяющая бороться за покупателей ценового сегмента 1 - 1,2 млн. рублей.

4.jpg

Завидную динамику продемонстрировал Mercedes. Плюс 44,2% — 727 авто за три квартала 2014 года. Бестселлер марки — кроссовер GLK-Class (128 единиц), а вот на второе место по популярности вышел внедорожник M-Class, хотя еще по итогам полугодия уступал седану E-Class. И «по России» в целом Mercedes демонстрирует прирост продаж на 14% — до 36 433 автомобилей за 9 месяцев текущего года. Таким образом, обновление всего модельного ряда от A до S-Class нашло отклик в сердцах поклонников продукции автостроителей из Штутгарта.

В свою очередь, Lexus удачно обновил свой бестселлер RX, продав 144 единицы за 9 месяцев 2014 года. Вывод на рынок новой версии популярной модели позволил добиться впечатляющих результатов и в масштабах России — плюс 19% за январь-сентябрь 2014 года.

Добавим, что Lexus вывел на российский рынок любопытную новинку в сегменте компактных люксовых кроссоверов — NX, успех которой должен будет укрепить позиции марки по итогам года. На руку «японцам» и слабая йена, которая падает по отношению к доллару почти так же стремительно, как рубль. Немаловажен и местный фактор: в августе 2012 года республиканский дилер марки Lexus — компания «ТрансТехСервис» — открыл новый центр «Lexus-Казань». С этого момента спрос на премиальную марку в Татарстане только растет.

Это не скажешь о другом партнере «ТрансТехСервиса» — Land Rover, который сдает позиции в нашей республике. Откровенно говоря, после ажиотажного спроса на модный кроссовер Range Rover Evoque основатель моды на люксовые внедорожники не порадовал своих фанатов ничем особенным.

5.jpg

Стоит сказать пару слов о Volvo и Jeep. Обе марки демонстрируют в Татарстане сильную положительную динамику. Здесь сказывается как успешное обновление модельного ряда, в первую очередь бестселлеров марок XC60 от Volvo и Grand Cherokee от Jeep, так и активная работа дилеров в республике. Группа компаний «Прогресс» официально представляет в Татарстане обе эти марки, а «Барс Авто» усиленно продвигает именно Volvo наряду с другими более демократичными брендами компании.

==table413==

ДОРОГИЕ ИГРУШКИ

В сегменте сверхдорогих автомобилей наше внимание привлек Rolls Royce Wraith, зарегистрированный в третьем квартале 2014 года. Напомним, что именно такой автомобиль, помимо всего прочего, подарили председателю правления Татсоцбанка Анастасии Колесовой на день рождения.

Цена на такой автомобиль стартует с отметки 18 млн. рублей. Это самый высокий ценник для новых автомобилей, зарегистрированных в Татарстане за 9 месяцев 2014 года. Интересная деталь: год выпуска Rolls Royce Wraith — 2013-й, а не 2014-й. Так что теоретически даритель мог сэкономить кругленькую сумму, но рискнем предположить, что дело здесь было все-таки не в цене.

Не менее интересный момент — появление в республике сразу трех автомобилей американской марки Tesla, работающих на электрической тяге. Топовый вариант Tesla Model S P85+, доставленный в Казань в июле 2014 года, обошелся президенту компании FIX Дмитрию Еремееву примерно в 6,5 млн. рублей. Теперь у него появились последователи.

65907.jpg
Топовый вариант Tesla Model S P85+ обошелся президенту компании FIX Дмитрию Еремееву примерно в 6,5 млн. рублей

Кстати, электромобили постепенно становится не роскошью, а средством передвижения. В Татарстане зарегистрировано четыре электромобиля от АвтоВАЗа Ellada (авто приобретены еще в первом квартале 2014 года). Тут ценник для продвинутых любителей экотехнологий и вовсе скромный: 1 - 1,25 млн. рублей, в дальнейшем ожидается снижение до 700 - 800 тыс. рублей.

Наконец, в третьем квартале года, как и во втором, кто-то порадовал себя новеньким Bentley Continental GT стоимостью 10 млн. рублей.

==table414==

==table415==