Василий Лихачев
Василий Лихачев

КОЛЕБАНИЙ С ВЫБОРОМ ПРИНЦИПИАЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ФОРМ И ВИДА ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ

В народе с незапамятных времен откровенно, хотя и жестко, говорят: «Если бог кого-то хочет наказать, он его лишает разума». Ситуация на Украине, особенно на территории Донбасса, многократно подтверждает эту мысль. Налицо растущие факты непрекращающихся преступлений против человечности, мира, военные преступления, совершенные украинскими вооруженными силами, национальной гвардией. Это факты, на которые уже не могут закрыть глаза официальные структуры: ООН, ОБСЕ, Совет Европы, МККК, «Мемориал», Amnesty International, другие правозащитные структуры. Они требуют поставить вопрос ответственности в международно-правовом, национально-уголовном смысле не просто как пожелание, но и как настоятельное требование. И его надо переводить в практическую плоскость.

Колебаний с выбором принципиального решения, форм и вида ответственности не должно быть. Императивность, срочность и конкретика наказания обусловлены рядом факторов и фактов. Все они не придуманы, идут от жизни, от разрушенной государственности Украины под влиянием радикальных, националистических, неонацистских сил, получающих мощную идеологическую и материальную подпитку с Запада, от тех стран, которые мнят себя великими реформаторами и демократами. Какова цена этой роли, этих мотивов, допускающих покушение на общепризнанные права и свободы человека, понятна. Иллюстрация такой политики — артиллерийский обстрел ВС Украины и нацгвардией мирных гражданских объектов в Куйбышевском районе города Донецка 5 ноября 2014 года. Разрушена школа №63, погибли дети (по данным ОБСЕ, число погибших детей за время АТО превысило цифру 40), десятки получили ранения. О моральном ущербе говорить не приходится — он очевиден.

ЭТИ ЗЛОДЕЯНИЯ ОТОЗВАЛИСЬ В НАШЕЙ СЕМЬЕ ОСОБЫМ НАБАТОМ

С начала Киевом так называемой контртеррористической операции ситуация на юго-востоке Украины, Новороссии проходит через сердце каждого гражданина России. Злодеяния (другого слова не подберешь) в Куйбышевском районе Донецка отозвались в нашей семье особым набатом. Объектом преступных действий на западе Донецка стала школа, в которой училась моя супруга, ее сестра, работал учителем их отец. Возникло ощущение (как и у многих дончан) гибели, боли близких людей...

Цивилизованная реакция, первая мысль: сколько же мы (люди-миротворцы) будем наблюдать за происходящей вакханалией в центре Европы? Когда скажем правду о безумии власти на Украине (ведь эти бациллы способны распространяться не хуже Эболы или СПИДа)? Когда сконцентрируем внимание нормальных людей и политиков на аномалии, человеческой и государственной трагедии Украины? Когда вынесем вердикт неэффективности международных институтов и скажем о запросе на их реформу?

Вопросов много. И отвечать на них придется не только в режиме публичной, парламентской, общественной дипломатии. Наша большая государственная политика устами и реальными действиями президента России, МИД, Федерального Собрания Российской Федерации должна решительно внести тему ответственности (без всяких колебаний и тем более компромиссов) на международную площадку, не боясь кого-либо «обидеть», «задеть», вызвать неприятные ощущения у наших визави. Молчание и бездействие в этом положении — плохие слуги.

БОЛЕЕ СИСТЕМНЫЙ ДИАЛОГ ПО УКРАИНСКИМ ДЕЛАМ НАДО ВЕСТИ С КОМИТЕТАМИ ООН

Естественно, что-то делается. Декларации и резолюции с осуждением государственного переворота в Киеве, его последствий для безопасности Европы, с указанием опасности для двусторонних российско-украинских отношений, дружественных и братских связей народов двух стран принимались и будут приниматься. Но нужны и другие, в частности, юридические шаги комплексного характера с использованием потенциала российского, украинского законодательства, а также потенциала международного уголовного и гуманитарного права. Конечно, полезную работу проводят в этом направлении генеральная прокуратура, следственный комитет РФ. Ее всячески надо продолжать и поддерживать.

Но следует не забывать и о потенциале международного права, о наличии международных механизмов защиты прав человека. Более системный диалог по украинским делам надо вести с комитетами ООН по правам человека; по экономическим, социальным и культурным правам; по ликвидации дискриминации в отношении женщин; против пыток; по правам ребенка; по правам инвалидов; по насильственным исчезновениям. Вне всякого сомнения, в короткие сроки имеет смысл изучить и применить возможности международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека для оценки юридических нарушений Украиной ее международно-правовых обязательств. Не имеет смысла снимать с повестки дня вопрос о создании спецтрибунала по расследованию преступлений представителей украинской власти и вооруженных сил на территории юго-востока.

В политическом смысле Россия должна формировать интернационал здравомыслия, уважение права и морали из всех заинтересованных стран и международных институтов. Такая задача и работа ей по плечу. Для принятия новых политических решений по событиям на Украине, связанным с грубым нарушением Киевом минских договоренностей, имеет смысл провести специальное заседание Государственной Думы с участием представителей правительства и совета безопасности Российской Федерации.

Василий Лихачев