За последнюю четверть века Россия пережила духовный подъем невиданной силы — такое мнение высказал ректор Казанской духовной семинарии игумен Евфимий в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Он рассказал, что думает о влиянии Ватикана на нынешнюю ситуацию на Украине, объяснил, как в свое время пришел к принятию монашества и почему невозможна общечеловеческая религия. Кроме того, игумен Евфимий дал согласие в будущем стать одним из постоянных авторов нашей газеты.
«Я ЧАСТО ЕЗДИЛ В ОПТИНУ ПУСТЫНЬ...»
— Отец Евфимий, из истории духовного образования в Казани известно два интересных случая. Один из ректоров Императорского Казанского университета принял монашество, стал епископом, профессором, ректором Императорской Казанской духовной академии. А один из профессоров Казанской духовной академии оставил монашество и посвятил себя светской науке. Есть ли примеры подобных случаев тесного переплетения духовного и светского образования в современной истории КазДС? (Григорьев Евгений Иванович, краевед-любитель)
— В качестве примера могу привести свою историю: я окончил МГУ, а стал ректором Казанской духовной семинарии (смеется). Если серьезно, то традиционно ученые-гуманитарии всегда проявляли большой интерес к церковной науке, некоторые из них принимали священный сан и даже становились монахами. И сейчас таких примеров довольно много.
Если брать конкретно Казанскую духовную семинарию, то у нас трудятся много преподавателей из КФУ и других вузов Казани. Например, у нас есть священник отец Кирилл Бухараев, который одновременно является преподавателем КФУ и нашей семинарии, а его супруга заведует кафедрой религиоведения в КФУ. Вот вам пример, когда целая семья трудится на благо и светской, и духовной науки.
— Как вы сами пришли в религию, почему решили стать монахом? (Булат)
— В детстве я не был крещен, поэтому задумался о вечных вопросах уже в сознательном возрасте. В Московский университет я поступил в 1989 году. Там мы, с одной стороны, изучали историю КПСС, а с другой — уже тогда слушали лекции священнослужителей и богословов. За эту возможность я навсегда останусь благодарным университету. Впервые священника я увидел не в церкви, а именно в университетской аудитории. Это были открытые лекции, конечно, не обязательные для посещения, на которые студенты приходили абсолютно добровольно, поскольку им это было интересно. После того как я послушал эти лекции, пообщался с людьми, которые их читали, у меня сформировалось желание принять крещение. А по окончании МГУ я принял решение продолжить образование в Московской духовной семинарии.
— Но не все, получившие духовное образование, становятся монахами. Почему вы пошли именно по этому суровому пути?
Мусульманский, христианский православный и христианский католический духовные лидеры Татарстана |
— Господь каждого человека ведет особым путем и через обстоятельства нашей жизни, через людей, которые встречаются на нашем жизненном пути, дает нам понять, в каком направлении нужно двигаться. Так сложилось, что с первых лет своего пребывания в церкви я больше общался с монахами. Я часто ездил в Оптину Пустынь, меня очень интересовала жизнь православных обителей. Желание связать свою жизнь с монастырем возникло еще в середине 90-х годов, а в 2001 году, когда я был студентом выпускного курса Московской духовной академии, это желание было воплощено в жизнь.
— Вы ведь и преподавали в Московской духовной академии. Какой предмет?
— Я преподавал и филологические предметы, и богословские. Мои дисциплины — немецкий и русский языки, католическое богословие, история католицизма, общецерковная история. По истории западной церкви первого тысячелетия я специализировался за границей, два семестра учился на богословском факультете Бернского университета в Швейцарии.
— Выбрав путь монаха, не жалели потом, что лишили себя многих житейских благ?
— Если честно, глядя на многих своих сверстников, которые живут в миру, не пожалел. К сожалению, в наше время понятие семьи уже больше не отождествляется с благополучием — не только духовным, но и житейским. Счастливые семьи сегодня — исключение. В обществе практически утрачено христианское понимание семьи, и люди сами от этого очень сильно страдают...
— «Почему некоторые люди принимают для себя такое решение — стать монахом? В советское время про таких говорили, что таким образом люди убегают от жизненных трудностей, что это слабаки. А как вы считаете?» (Марина Гришина) Кстати, и в комментариях к анонсу о встрече с вами было высказано такое же «советское» мнение. Что вы на это скажете?
— Да, был такой штамп советской атеистической пропаганды, даже удивительно, что кто-то еще его помнит. Если серьезно, могу сказать только одно: любой христианин, а тем более монах, ведет непрерывную духовную брань — постом, молитвой и совершением христианских добродетелей борется с грехом, гнездящемся в его сердце. Как говорил Достоевский, диавол борется с Богом, а поле битвы — сердце человека. Эта брань и есть тот духовной труд, часто незримый миру, но столь необходимый и для личного спасения человека, и для спасения мира, как о том говорил преподобный Серафим Саровский: спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи.
«КУЛИКОВСКАЯ БИТВА — ЭЛЕМЕНТ ПРЕДАНИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ»
— Вы видите какие-то особенности в православной общине в Татарстане?
— Это в первую очередь неподдельное уважение к людям иных взглядов и религиозных убеждений. Думаю, что это в крови у жителей Татарстана вне зависимости от того, православные они или мусульмане. Когда я прибыл в Казань, то с некоторым удивлением и, конечно, с большой радостью отметил доброжелательность по отношению к духовенству со стороны жителей Татарстана независимо от их национальности.
Мне кажется, что татары даже как-то подчеркнуто уважительно относятся к православным священникам, что для меня и приятно, и необычно как для человека, который большую часть жизни прожил в Москве. Отношение москвичей к священнослужителям сегодня в большей степени индифферентное, равнодушное. В этом смысле я очень рад, что переехал в Казань. Мне здесь очень нравится во многом благодаря тому, что здесь доброжелательная атмосфера.
— Почему РПЦ поддерживает и поощряет до сих пор крестные ходы на Куликовом поле, понимая, что Куликовской битвы как таковой на том месте не было и что это лживая дата? (Равкат)
— Я знаю, что есть такая точка зрения, но насколько мы можем считать ее доказанной и принятой абсолютно всем научным сообществом — это большой вопрос. Я могу сказать только одно: Куликовская битва является элементом предания русской церкви. В житии преподобного Сергия Радонежского мы читаем, что он благословил иноков своей обители на участие в этой битве.
— А в каком веке написано это житие?
— В XV столетии.
— Может, могли дописать в XIX веке?
— Думаю, мы не вправе сегодня ставить под сомнение всю церковно-историческую школу, которую развивали до революции четыре духовные академии. Тем более что среди церковных историков были и те, кто имел очень критический взгляд на многие события, но я ни разу не слышал, чтобы кто-то отрицал факт Куликовской битвы.
Хотел бы обратить внимание на то, что сам факт военного конфликта, имевший место в истории, не может бросать тень на сегодняшние отношения между русскими и татарами. В Гражданскую войну русские с русскими воевали, а сейчас воюют русские и украинцы. Это весьма печально, но неужели нам теперь не нужно искать путей примирения? Если проблема Куликовской битвы кого-то серьезно волнует, то нужно собраться, привлечь специалистов, спокойно обсудить эту тему и найти какие-то приемлемые для всех подходы.
«ПО ВНУТРЕННЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОСЛАВИЕ БЛИЖЕ К ИСЛАМУ, ЧЕМ К КАТОЛИЧЕСТВУ»
— Некоторые ученые считают, что ислам и православие намного ближе, чем православная и католическая ветви христианства. Вы знаете эту версию?
— Да, есть такая геополитическая версия. Дело в том, что католицизм очень жестко структурирован: во главе стоит Папа, который обладает исключительными полномочиями и даже, согласно доктрине римско-католической, является непогрешимым в вопросах вероучения, ему подчиняются все епископы и вообще все католики по всему миру.
А в православии и исламе это не так. В православии есть сообщество поместных церквей, возглавляемых предстоятелями, которые являются равными в своем достоинстве. Есть патриарх Константинопольский, которому принадлежит первенство чести, но не власти. Мы отдаем ему дань уважения, так как мы получили крещение от Константинополя, но административно русская церковь с середины XV столетия совершенна независима. Так что действительно в плане своей внутренней организации православие ближе к исламу, потому что мусульманская умма тоже не имеет жесткой централизации.
— Мне непонятно, в чем основное отличие православия от католиков и что вас объединяет? (Семен Николаев)
— Основное отличие в том, что с православной точки зрения в католицизме Папа Римский подменяет собой Христа. Согласитесь, если земной человек наделяется свойством непогрешимости, возникает вопрос: а зачем тогда Бог?
— Это его позже наделили таким свойством, а раскол-то произошел раньше.
— Это учение было принято официально в 1870 году, но до этого на протяжении многих столетий по факту оно уже существовало и имело распространение. Уже к середине XI столетия, когда западная церковь отделилась от восточной, претензии римского епископа на господство над вселенской церковью и стали, по сути, главной причиной разделения.
— Кстати, в Казани есть католическая церковь. Она была открыта после 2005 года. Вы удивились этому?
— Действительно, несколько необычны были обстоятельства ее открытия. Насколько мне известно, она была открыта в знак благодарности за передачу в Казань чудотворного списка Казанской иконы Божией Матери.
— В России, наверное, не так много католических церквей?
— Думаю, что и не так мало. Может быть, не везде есть католические храмы — костелы, но, наверное, в каждом крупном городе есть община римско-католической церкви.
— Костел Воздвижения Святого Креста — это форпост католицизма в Казани, как считаете?
— В каком-то смысле, наверное, да, если учесть, что исторически русские немцы проживали несколько южнее — на территории нынешней Саратовской области, а в 1990-е и 2000-е годы в основной своей массе выехали на историческую родину. Впрочем, лучше спросить об этом настоятеля прихода отца Диогениса. Как бы то ни было, Казань — это столица Поволжья, и наличие здесь величественного костела, несомненно, подчеркивает весомый статус католической церкви в регионе.
— В католической церкви вы видите врага, конкурента, друга?
— Думаю, что в Татарстане ничто не должно препятствовать нашим вполне дружественным отношениям с католиками. Но вообще очень многое зависит от того места, где встречаются представители православия и католицизма. Если вы приезжаете в Западную Европу, то различия в вероучении и практике церковной жизни не воспринимаются как абсолютные. Более того, многие католики искренне помогают русской православной церкви, например, совершенно безвозмездно предоставляют свои храмы для совершения богослужений. Совсем другое дело — Западная Украина или Польша. И здесь мы опять возвращаемся к вопросу о неразрывной связи религиозной и национальной традиций. Сегодняшние события на Украине во многом имеют и религиозную подоплеку.
— Вы не считаете, что на Украине чувствуется рука Ватикана?
— Во многом, несомненно. Влияние Ватикана проявляется там в первую очередь в усилении позиций греко-католической церкви в традиционно православных областях — в так называемой левобережной Украине. Не так давно в Киеве, именно на левом берегу Днепра был построен кафедральный собор украинской греко-католической церкви. Это, очевидно, символический шаг, ведь левый берег традиционно всегда был православным.
— Католическая церковь — это же сила?
— Это очень серьезная церковно-общественная и церковно-политическая сила, с которой у православной церкви много общего, в том числе и общая тысячелетняя история. Но последнее тысячелетие было ознаменовано многими противоречиями. Но следует иметь в виду, что католическая церковь очень неоднородна: есть католические деятели, которые весьма дружественно настроены к православию, но есть и такие, которые занимают прямо противоположную позицию.
— Можно сказать, что православие и католицизм — это две параллельные линии?
— Пожалуй, что можно, хотя у нас много общих интересов, например, в социальной, научной и образовательной сферах. Но в плане богословия, в плане понимания ключевых вопросов духовной жизни, думаю, наши пути разошлись весьма далеко.
«УМЕЮ ЖИТЬ В СКУДОСТИ, УМЕЮ ЖИТЬ И В ИЗОБИЛИИ...»
— Почему в православных церквях такое пышное убранство, а служители РПЦ разодеты в золотом шитые одежды?! И в мечетях то же самое! Вы не считаете, что это мало вяжется с основными постулатами религии? Люди от вас слышат одно, а видят в церквях совсем другое. Вам не кажется, что и поэтому в том числе сегодня молодые люди уходят к ваххабитам? (Ильнур) Религия сейчас поставлена на коммерческую основу. Высшие духовные лица как среди православия, так и мусульман разъезжают на служебных джипах стоимостью несколько миллионов рублей в то время, когда немало людей влачат жалкое существование. А ведь Христос призывал к бедности. К чему такая показуха? И какой пример мы показываем? (Мифтах Сагиров)
— Хотел бы в этой связи напомнить об одном факте нашей истории. Когда киевский князь Владимир, ныне почитаемый как равноапостольный, выбирал веру для своего народа, он, как гласит предание, отправлял послов и к иудеям, и к мусульманам, и к христианам. Так вот окончательный выбор в пользу христианства был сделан именно под воздействием удивительной, неземной красоты храма Софии Константинопольской. Как сообщает летопись, послы князя Владимира, оказавшись в этом храме, не знали, где находились — на земле или на небе. То есть момент эстетического воздействия оказался решающим в духовном выборе!
Таким образом, в основе традиции благоукрашения храмов лежит идея свидетельства о горнем мире, о красоте и величественности жизни с Богом. Если рассматривать вопрос о том, на какие средства благоукрашаются храмы, то чаще всего это делается благодаря добровольным пожертвованиям верующих людей. Как правило, эти пожертвования делаются в качестве благодарности Богу за какую-то помощь в жизни. Мы не можем запретить людям выражать эту благодарность в тех формах, которые представляются им наиболее приемлемыми.
— Ну и строили бы на эти пожертвования больницы и школы!
— Могу сказать, что за последнее время в России построено большое количество церковных больниц, социальных учреждений и православных школ. Однако реализация подобных проектов лежит в церковно-общественной сфере, а иногда даже и в церковно-политической сфере. Иными словами, не всегда церковь, даже если у нее есть необходимые средства, способна одна решить вопрос создания больницы или школы. В этом смысле сделать прямое пожертвование на храм проще прежде всего для самих верующих: заказать оклад на икону, сделать иконостас, починить крышу, наконец. Но, повторюсь, в основе любого пожертвования лежит именно благодарность Богу за то или иное благодеяние.
— Но в вопросе читателя вопрос осуждаются не верующие, а церковь...
— Но ведь церковь — это не только священнослужители, но и миряне! Кстати, это тоже один из элементов, который отделяет православное учение от католического: согласно католическому учению, церковь делится на учащую и учащуюся, то есть на духовенство и мирян. Миряне практически не имеют права голоса при решении церковных, тем более богословских вопросов, соответственно, не несут и ответственности за эти решения.
Православная церковь такое учение не разделяет и исходит из того, что за судьбу церкви ответственность несет вся ее полнота, то есть все верующие вне зависимости от того служения, которое они исполняют. С этой точки зрения служением считается не только, собственно, священнослужение. Есть свои служения и у мирян. Например, материнство с точки зрения церкви — это тоже очень высокое и ответственное служение.
О духовном смысле традиции благоукрашения храмов я уже сказал выше, но при этом хотел бы отметить, что далеко не каждый храм может похвастаться богатым убранством: посмотрите, например, на сельские храмы, на деревянные церкви Русского Севера. Для христианина в вопросе об отношении к материальному богатству ключевыми являются слова апостола Павла: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии... Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:12-13). В греческих или сербских храмах вы, кстати, не увидите такого богатого убранства...
— Может быть, у них более чистая вера?
— Не знаю. Скорее всего, у них просто золота меньше (смеется)...
«ИДЕЯ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕЛИГИИ НИКОГДА НЕ СТАНЕТ ТРЕНДОМ»
— Каждая религия призывают к добру, к любви к ближнему, но почему тогда религия не объединяет людей разной веры, а разобщает и даже делает их врагами?
— Давайте посмотим на этот вопрос с другой стороны: если распадаются семьи, разве мы должны ставить Господу Богу в вину, что он создал мужчину и женщину? По крайне мере у нас в Татарстане традиционно между мусульманскими и православными священнослужителями всегда были хорошие человеческие, дружеские отношения.
С другой стороны, и между единоверцами порой вспыхивают жестокие конфликты, свидетелями чему мы все сегодня являемся, наблюдая ситуацию на Украине. Нужно понимать, что любая религия предлагает некий свод духовно-нравственных требований — заповедей, но заповеди Божии — это своего рода дорожные знаки, указывающие нам путь, но пойдет ли человек этим путем, он должен решить сам.
— Ваша точка зрения: к Богу сколько тропинок — одна или несколько?
— Пути Господни неисповедимы, но, несомненно, о каждом человеке, который приходит в этот мир, есть особый замысел Творца. Согласно учению православной церкви, Господь благ, Промысл Божий является благим и всесовершенным, он устраивает все обстоятельства жизни человека наилучшим образом с точки зрения его духовной пользы.
Конечно, нам не дано знать всех глубин Промысла Божия. Но как православные христиане мы верим, конечно, и в благость Божию, и в премудрость Божию. Надо исходить из того, что Страшный суд Господь будет вершить на основании конкретных поступков человека и обстоятельств его жизни.
Благость Божия непостижима и неизмерима, и я думаю, что нам самим надо стремиться к этой благости, уподобляясь по мере своих сил Творцу, и не осуждать тех людей, которые, возможно, не разделяют наших убеждений, имеют другие взгляды.
— Возможно ли, что в будущем основные религии объединятся и будет одна общая религия, которая возьмет все самое лучшее ото всех? (Дервиш)
— Это старая утопическая идея, в основе которой лежит синкретизм. Но я думаю, что такого формального объединения религий никогда не будет, эта идея по сути своей обречена на провал по многим причинам. Ведь религии живут благодаря не богословским изысканиям, а духовному горению простых верующих людей, для большинства из которых важна связь религии и национальной, семейной традиции. Иными словами, я делаю так, потому что так делала моя бабушка. Это и есть религиозная мотивация подавляющего числа приверженцев любой религии.
У идеи объединения религий, как и у любой другой идеи, могут быть и, наверное, есть свои последователи, как есть, например, любители эсперанто. Но как эсперанто никогда не станет общечеловеческим языком, так и идея создания единой общечеловеческой религии никогда не станет трендом общечеловеческой религиозности.
«В РОССИИ ДУХОВНЫЙ ПОДЪЕМ НЕВИДАННОЙ СИЛЫ»
— Можно ругать большевиков за то, что они разрушили церкви и мечети, но ведь и народ своих пастырей не защищал... Может быть, народ в основной своей массе отвернулся от духовенства по той причине, что оно слилось с властью и бизнесом?
— В этом суждении есть доля правды. До революции церковь была государственным институтом, почему во многом и подверглась репрессиям наряду с представителями царской власти.
— Как вы считаете, сегодня вера в России осталась?
— Если сравнивать с современным Западом, то несомненно. Наша страна за последние 25 лет пережила духовный подъем невиданной силы. Возможно, что-то не получилось, а что-то можно было бы сделать лучше. В эти годы мы шли во многом наощупь, часто не имея опытных духовных руководителей, совершая ошибки, допуская просчеты. Но надеюсь, что в очах Божиих очень многое покрывалось искренностью людей, стремлением возродить основы духовности, веры. В целом это были очень светлые, хотя и непростые годы. И этот процесс возрождения веры в душах людей в России проходил на фоне очевидного религиозного декаданса на Западе.
— А у вас есть объяснение, с чем это связано?
— Я считаю, что это связано практически с полной утратой традиционных христианских ценностей, благодаря которым Европа стала той Европой, которую мы знали еще не так давно, — с ее достижениями в культуре, технике, в сфере общественного устройства. Такое впечатление, что европейцы рубят сук, на котором они сидят (и сидят пока еще очень хорошо!), с упорством, достойным лучшего применения.
— Может, Европа стала технически передовой благодаря тому, что преодолела вековые традиции? Ведь в восточных странах, где по-прежнему сильно влияние религии, таких успехов нет.
— Ну это как посмотреть. Вообще-то недавно, если я ничего не путаю, совокупный объем ВВП стран БРИКС, где Индия и Китай играют значительную роль, превысил соответствующий показатель «Большой семерки». Да и Россия с Бразилией считаются весьма религиозными странами. Так что получается, что в стратегическом плане страны, сумевшие сохранить свою религиозность, оказываются лидерами мирового прогресса.
«ПРИШЕСТВИЕ АНТИХРИСТА — ЭТО РАДОСТНАЯ ВЕСТЬ ДЛЯ ХРИСТИАНИНА»
— Строится все больше церквей и мечетей, но становятся ли люди лучше и добрее? В чем причина? (Ришат Нурутдинов)
— Я знаю бесконечное множество случаев, когда искреннее обращение к вере заставляло человека измениться к лучшему, расстаться, например, с вредными привычками, вернуться в семью. Обратных случаев, когда отход от веры влиял бы на человека положительно, я, если честно, не знаю, как не знаю и того, что было бы с нашим обществом, если бы в последние годы многие люди не открыли для себя мир веры. Но что-то мне подсказывает, что вряд ли наше общество в этом случае стало бы лучше. Косвенным подтверждением этого является опять же духовно-нравственная ситуация на Западе — она более чем плачевная.
— В чем все-таки смысл строительства все большего и большего количества мечетей и храмов?
— Смысл в том, что люди получают возможность через участие в богослужении, через молитву укреплять свои духовные и нравственные силы. Сам факт того, что в России, несмотря на все экономические сложности, строятся храмы, а в Европе эти храмы закрываются, говорит о многом — хотя бы о том, что людям в России небезразлично будущее их детей.
— Как считаете, антихрист уже пришел?
— Может быть, и пришел, я не знаю. В Евангелии сказано, что о времени пришествия антихриста нам не дано знать, только Господь об этом знает. Но церковь Христова с первых лет своего бытия живет мессианскими ожиданиями, то есть ожиданиями второго пришествия Христа, которому будет предшествовать приход антихриста. В этом смысле пришествие антихриста — это радостная весть для христианина, поскольку она означает близкую встречу со Христом.
«БИЗНЕС ONLINE» ЧИТАЮ КАЖДЫЙ ДЕНЬ»
— Газету «БИЗНЕС Online» вы читаете?
— Читаю практически каждый день. Первое интервью в Казани я дал корреспонденту вашей газеты Татьяне Мамаевой — так началось мое знакомство с «БИЗНЕС Online». Воспринимаю ваше издание как авторитетный источник информации о политической, экономической и общественной жизни Татарстана. Поскольку я здесь живу и работаю, то, естественно, интересуюсь происходящим в республике. Ваше издание меня до сих пор меня не разочаровывало.
— Пожелания газете есть?
— Мне было бы приятно, если бы среди ваших постоянных авторов был и православный богослов или священнослужитель.
— Мы предлагаем вам вести свой блог в нашей газете. Думаю, нашим читателям будет интересен взгляд православного человека на события, происходящие в мире, стране и республике.
— Я с благодарностью принимаю ваше предложение, только прошу некоторое время, чтобы распределить свою нагрузку. Честно говоря, в последнее время я больше занимаюсь административными вопросами, но я люблю писать и скучаю по этому занятию.
— На хобби, спорт время у вас остается?
— Как я уже сказал, президент республики построил нам спортзал, и я уже мечтаю о том, как после рабочего дня буду заниматься в тренажерном зале, тягать штангу. Еще люблю кататься на лыжах — беговых и горных, поэтому с нетерпением жду зимы. Я слышал, что в Татарстане есть хороший горнолыжный комплекс.
Интересуюсь культурной жизнью. Познакомился с руководителем симфонического оркестра Александром Сладковским и со своей стороны содействую организации в Казани концерта видного церковного иерарха и композитора митрополита Волоколамского Иллариона. Надеюсь, что симфонический оркестр Республики Татарстан исполнит его произведения уже весной будущего года.
— Отец Евфимий, спасибо за интересный разговор. Успехов вам!
— Спасибо «БИЗНЕС Online» за внимание к Казанской духовной семинарии.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.