Камиль Самигуллин

«КОРРУПЦИЯ ВОЗНИКАЕТ ИЗ-ЗА СЛАБОСТИ ВЕРЫ»

Имамы мечетей Татарстана начали выступать со специальными проповедями антикоррупционной направленности, в которых, ссылаясь на священное писание, говорят о пагубном влиянии коррупции. Как стало известно «БИЗНЕС Online», кампания ведется Духовным управлением мусульман РТ, ннформационное послание, обращенное к прихожанам, подписано муфтием Камилем Самигуллиным, а его текст подготовлен имам-хатыбом Апанаевской мечети Ниязом Сабировым, который одновременно является руководителем отдела пропаганды татарстанского муфтията.

«Коррупция — это большая проблема, и ее примеры мы можем увидеть во многих госучреждениях, — рассказал «БИЗНЕС Online» Сабиров, комментируя новшество. — Часто появляется информация о том, что чиновники дают или берут взятки. Поэтому мы в типовых проповедях старались разъяснить греховность этого деяния, объяснить, к чему приводит этот грех, привели изречения пророка Мухаммада, аяты Корана, привели примеры из жизни справедливых и мудрых мусульманских правителей и показали на их примере, каким нужно быть, чтобы достичь довольства Всевышнего».

Нияз Сабиров
Нияз Сабиров

В распоряжении «БИЗНЕС Online» имеется текст проповеди. «Ислам строго запрещает давать и получать взятки, — говорится в ней. — Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Проклятие от Всевышнего падет на того, кто дает взятку, и на того, кто берет ее» (Ибн Маджа). В другой версии данного хадиса сказано, что проклятие падет и на посредника между ними (Ахмад ибн Ханбал).

О запрете коррупции в Коране сказано следующее: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем» (сура 2 «аль-Бакара», 188 аят).

О судьях, которые обогащаются за счет взяток, данных им взамен на вынесение несправедливого решения, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Есть три типа судей: двое из них будут ввергнуты в ад, а третий попадет в рай. Если человек знал истину и вынес справедливый приговор, то он попадет в рай. Если человек знал истину и вынес несправедливый приговор, то он будет ввергнут в ад. И если человек не знал истину и вынес невежественный приговор, то он также будет ввергнут в ад» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и Ибн Маджа)».

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

«Духовно богатый человек далек от коррупции. Она возникает из-за слабости веры. Не только чиновники должны об этом задумываться, но и каждый человек. Каждый верующий должен чувствовать ответственность перед Всевышним», — добавил Сабиров.

«КОРРУПЦИЯ — ЭТО ТЛЕНИЕ И РАЗЛОЖЕНИЕ ОБЩЕСТВА»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», идея выступлений с проповедями такого характера возникла совместно у ДУМ РТ и управления президента Татарстана по вопросам антикоррупционной политики. Впрочем, в ведомстве Марса Бадрутдинова предпочли воздержаться от комментариев по этому поводу.

Интересно, что это уже не первый опыт такого рода. Напомним, ранее к имамам мечетей Татарстана обратились судебные приставы, которые находятся в постоянном поиске новых инструментов для взыскания долгов со злостных неплательщиков. Они попросили мусульманское духовенство перед намазом объяснять о том, что иметь долги грешно.

«Ислам обязует нас отдавать долги вовремя. Если человек сказал свое слово перед Господом, то он обязан его сдержать и выполнить свое обязательство именно в тот момент, за который дал обещание. По закону Шариата, наличие долга и его невыплата считается большим грехом. Еще при жизни человеку нужно вернуть долги, не унося их в могилу. В изречении пророка сказано, что если умерший оставил долги перед кем-то в этой жизни, то он понесет за это сильное наказание в могиле. Невозврат долга — это самый большой грех», — гласил текст этой проповеди.

Практика проведения проповедей не столь распространена в православии. Но, как стало известно «БИЗНЕС Online», священник Валерий Варнашов не так давно также сформулировал позицию казанской епархии относительно коррупции в своей статье. Правда, как объяснил сам автор, она не предназначена для проповедей и, скорее, формулирует позицию епархии по этому вопросу.

«Тема данного доклада предполагает рассмотрение проблемы коррупции с нравственной точки зрения, с точки зрения церковной морали. Если в этом необходимость? Я думаю, что есть. Любое общественное явление имеет множество измерений, на него можно посмотреть с разных углов зрения (не только с правовой, политической, психологической). С точки зрения церковного учения любое общественное явление подлежит прежде всего оценке с точки зрения нравственной, а потом уже со всех остальных. Православие смотрит на любую общественную проблему через призму нравственной ценности или ничтожности происходящего. Слово «коррупция» не встречается в русском переводе Библии. Однако встречается в латинском. Да и не мудрено, ведь это латинское слово: от латинского corrumpere — растлевать, латинского corruptio — подкуп, порча). Как правило, однокоренные слова к слову «коррупция» обозначают «тление», «растление», «растлевание», иногда даже «могила», «воспаление». В Библии «тление» означает «гниение», «разложение». Это наводит на мысль, что коррупция — это ведь тоже тление, разложение, гниение общества, болезнь, подобная гниющему нарыву. Второе значение слова — «подкуп» — в латинской Библии не встречается», — пишет Варнашов.

«ВЕРУЮЩИЕ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ, КАК ОТНОСЯТСЯ К КОРРУПЦИИ ИХ ДУХОВНЫЕ УЧИТЕЛЯ»

Ринат Набиев — завкафедрой мировой политики и международных экономических отношений, экс-председатель совета по делам религии при кабинете министров РТ:

— Думаю, к борьбе с коррупцией вполне можно привлечь требования и нормы ислама. На верующих это будет оказывать влияние, поскольку будет акцентировать внимание на нравственных устоях, прописанных в Коране, Сунне. Хотя, если человек глубоко верующий, в его сознании уже заложены эти нормы: не обманывать, не красть. Но есть люди, которые приходят к вере постепенно. И для них это будет в какой-то степени сигналом.

Моральные ценности — это общенравственная категория. Речь не идет о политизации этих норм. Напомнить об этих нормах верующим не будет лишним, в том числе и в форме проповеди. Причем этим нужно заниматься системно.

Ильдус Янышев — депутат Казгордумы, директор по связям с госорганами и международными организациями компании «Дельта»:

— В борьбе с коррупцией все средства хороши, но это уж очень похоже на социальный заказ. Я сторонник того, что религия должна заниматься чисто духовными вопросами. В любой религии достаточно существующих заповедей, которые дают нравственные ориентиры поведения человека. Сейчас и так религия активно уже занимается социальными, правовыми и другими вопросами, хотя должна работать только в духовной сфере. В дальнейшем так можно создавать и проповедь против наркомании, и проповедь против угона автомобиля — как бы это ни было оправдано, такие вопросы должна решать светская государственная власть. Опускаться до социальных заказов, пусть даже и полезных, я считаю религии не к лицу.

Чтобы загрузить картинку, нажмите на нее

Рафик Мухаметшин — ректор Российского исламского университета:

— Для общества коррупция стала большой проблемой. Если верующие узнают, какое отношение к этой ситуации высказывают их духовные учителя, определенный эффект будет. Не знаю, насколько сильный, но в мусульманском сообществе все равно пустит корни.

Вообще, в исламе нет четкого деления на светское и религиозное. Особенность ислама заключается в том, что его приверженцы должны жить в рамках Шариата полноценной жизнью. Быть мусульманином — это не просто читать намаз и быть богобоязненным, но и реализовывать себя в обществе. Мусульмане должны активно участвовать в экономической, общественно-политической жизни общества.

Николай Рыбушкин — депутат Госсовета Татарстана, доцент кафедры уголовного права КФУ:

— Проповедь в любом случае влияет на сознание человека, воспитывает его в правильном направлении, формирует правильное отношение к такому негативному явлению. В борьбе с коррупцией, на мой взгляд, все средства хороши, в том числе и проповедь, которую разработало Духовное управление мусульман. Ведь в мечеть люди приходят со своими заботами, болями. Они молятся за то, чтобы мы жили лучше.

Религия должна заниматься вопросами духовными, в первую очередь вопросами воспитания человека: в мусульманской, православной традиции. А вот в политику вмешиваться ей не нужно, поскольку у нас все-таки светское государство.

Лариса Астахова — доктор философских наук, заместитель директора по науке Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета:

— На мой взгляд, антикоррупционная проповедь — это достойное решение ДУМ РТ. Ведь с духовной точки зрения коррупция — это духовная болезнь, поражающая человека. Аналогия понятна, и хотя большинство религиозных деятелей осознают, что если болезнь уже поразила нынешних власть имущих, шансов на излечение мало, есть надежда, что апелляция к духовным ценностям позволит сохранить хотя бы новое поколение, вырастить здоровую паству. Не думаю, что этот опыт — опыт проповеди — даст повод говорить о слишком тесном слиянии власти и представителей конфессий, ведь коррупция поражает самые разнообразные слои общества, не только политику.

Андрей Кураев — российский религиозный и общественный деятель:

— В исламе нет принципа разделения жизни на светскую и собственно религиозную. Это интегральный, всеобъемлющий образ жизни. Поэтому с точки зрения ислама, я думаю, это вполне правомочное и компетентное выступление. Могу отметить, что буквально на днях аналогичное антикоррупционное послание приняла украинская православная церковь киевского патриархата. И в то же время борьба с коррупцией не так хороша, как кажется. Это я говорю не как гражданин России, а как человек с определенным вкусом к истории. Тут имеет место подстраивание всех человеческих обществ на планете под одну западную модель современной жизни, для которой коррупция — это зло. Конечно, коррупция противоречит тем правовым принципам, которые заложены в современном обществе. Но ведь для многих традиционных моделей, в том числе русской, турецкой, арабской, коррупция — это способ существования государственного аппарата. Люди направлялись на определенное «кормление»: власть дает тебе какую-то территорию или отрасль, а ты с нее кормишься. Это была культура подарка и взятки: были представления, как брать «по чину» или «не по чину», и чрезмерность, конечно, наказывалась. Но если какие-то проявления коррупции считались ненормальными, то, значит, были и представления о ней как о норме. В связи с этим реакция мусульманской общины может быть тоже не так линейна и очевидна.
Что же касается жизни православной церкви, то здесь коррупция въелась не то что в обои, а в несущие конструкции. Тут в порядке вещей нести начальникам (епископам) ценные подарки и конвертики. Причем как добровольно, так и по приказу епископского секретаря. И не только для того, чтобы получить некий бонус, но и просто для того, чтобы остаться на месте своего служения. Поэтому любые призывы о борьбе с коррупцией из уст православных епископов я считаю проявлением крайнего лицемерия. В своих епархиях они успешно построили такие модели отношения с подчиненными им священниками, которые с точки зрения непредвзятого юриста нельзя охарактеризовать иначе как коррупционные.