«КАЖДЫЙ ФАКТ ПЕРЕХОДА АКЦИЙ БЫЛ НЕПРАВОМЕРЕН»

Сегодня в Арбитражном суде Москвы прошло рассмотрение иска генпрокуратуры РФ об истребовании акций «Башнефти» в пользу РФ. Надзорный орган требовал вернуть в госсобственность акции нефтяной корпорации, приватизированные ранее решением Республики Башкортостан. В данный момент акции принадлежат АФК «Система» и ЗАО «Система-Инвест». В качестве обеспечительных мер по иску суд 25 сентября арестовал 122,9 млн. штук обыкновенных именных акций и 6,1 млн. штук привилегированных именных акций НК «Башнефть», принадлежащих АФК «Система» и ЗАО «Система-Инвест».

Прокурор Юлия Малышева, выступая на сегодняшнем заседании, заявила, что акции «Башнефти» были федеральной собственностью, а при приватизации мнение Российской Федерации на отчуждение имущества не запрашивалось, заявка в Росимущество не поступала, хотя этого требует закон. Далее спорное имущество — акции ОАО «Башнефть» — активно перепродавалось и вносилось в уставный капитал разных компаний. По словам Малышевой, «сделки по отчуждению акций сопровождались также противоправными действиями, направленными на то, чтобы придать этим сделкам легитимность». В итоге прокурор пришла к выводу, что каждый факт перехода акций от одного собственника к другому был неправомерен, соответственно, последние их покупатели — АФК «Система» и ЗАО «Система-Инвест» — владеют спорным имуществом незаконно.

Что касается истечения срока исковой давности, то, по ее словам, он начинается только со дня, когда был обнаружен факт пропажи имущества. При этом прокурор напомнила, что право истребования имущества из чужого незаконного владения было предоставлено генпрокуратуре РФ лишь в августе нынешнего года. Последующее затем выступление юриста Росимущества было немногословным. Он просто заявил, что позиция его ведомства полностью совпадает с мнением генпрокуратуры.

«СИСТЕМА» ПРЕДЛОЖИЛА ВЗЫСКАТЬ УБЫТКИ С БАШКОРТОСТАНА

Представитель АФК «Система» в своем выступлении подчеркнул, что компания иск не признает. Он заявил, что требования генпрокуратуры РФ не должны быть удовлетворены, поскольку спорные акции и не находились во владении РФ. Кроме того, «Система» заявляет, что если генпрокуратура ссылается на незаконные решения Башкортостана о приватизации имущества, то в этом случае было бы логичнее требовать возмещения убытков с властей республики, а не с «Системы». Кроме того, представитель АФК настаивал, что генпрокуратура пропустила-таки срок исковой давности.

В «Системе» уверены, что компания является добросовестным приобретателем акций «Башнефти». «Прокуроры отмечают, что не знали о нарушениях со спорными акциями, а каким образом «Система» могла об этом знать? — задается вопросом выступающий. — К моменту приобретения акций АФК «Система» другие собственники владели ими 15 лет», — сказал юрист компании, завершая свое выступление. Далее слово было дано представителю ОАО «Реестр», которое является на данный момент держателем спорных акций. Он также заявил, что возражает против исковых требований генпрокуратуры.

А вот представитель ОАО «Башнефть» сообщил, что если суд сочтет необходимым истребовать акции, то его компания не будет выставлять какие-то контраргументы, так как попросту не является владельцем спорных акций.

В прениях представитель генпрокуратуры пояснила, что ее ведомству стало известно о нарушениях в приватизации «Башнефти» после возбуждения некоторых уголовных дел. Речь идет о делах в отношении крупнейшего совладельца «Системы» Владимира Евтушенкова и бывшего бенефициара предприятий башкирского ТЭКа Урала Рахимова, которые сейчас расследуются. Рахимов обвиняется в хищении и легализации акций «Башнефти», Евтушенков — в легализации средств или имущества, приобретенных другими лицами, он находится под домашним арестом.

Прений между сторонами не было, суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения. Минут через 20 судья огласил решение: истребовать весь спорный пакет акций в пользу государства. Таким образом, иск удовлетворен полностью. Решение суда может быть обжаловано в течение месяца. Стороны не стали по горячим следам комментировать вердикт.

НЕ САМЫЙ ПЛОХОЙ ДЕНЬ ДЛЯ «СИСТЕМЫ»

Решение суда аналитики и эксперты назвали ожидаемым. Акции «Башнефти» и «Системы» на 17:00 по московскому времени выросли на ММВБ почти на 10%, несмотря на решение не в пользу компании Евтушенкова.

«Новость о том, что Московский суд постановил истребовать акции «Башнефти» в пользу РФ, вызвала позитивную реакцию игроков рынка и вывела бумаги АФК «Система», «Башнефти» и МТС в лидеры роста. Ожидания об изъятии пакета были давно заложены в стоимости акций, сейчас инвесторов больше интересует вопрос по возмещению дивидендов. Поэтому отсутствие упоминания о возврате дивидендов в сегодняшнем постановлении суда было воспринято почти как «разрешение оставить их на счетах АФК» — по принципу «отсутствие плохих новостей есть хорошая новость», — отмечает София Кирсанова, аналитик УК «Райффайзен Капитал».

Напомним, что ранее следственный комитет предлагал взыскать с АФК «Система» и «Системы-Инвест» 190 млрд. рублей, которые они получили от «Башнефти» в виде дивидендов в 2009 - 2013 годах. Но сегодня утром стало известно, что генпрокуратура не стала включать это требование в свой иск. Стоит отметить, что всего за акции башкирских компаний «Система» заплатила $2 миллиарда. 190 млрд. рублей — это примерно $5,75 млрд. по среднему курсу на указанный период. Так что АФК, даже с учетом изъятия акций, все равно остается в плюсе. В компании, правда, говорят, что инвестировали в «Башнефть» 230 млрд. рублей, но, вероятнее всего, речь идет о заемных средствах, которые оформлялись как долг не «Системы», а «Башнефти», которая по нему и расплачивалась, параллельно выплачивая и дивиденды акционерам.

«РОСНЕФТЬ» ИЛИ САМ ЕВТУШЕНКОВ?

Теперь участников рынка заботят два вопроса: будут ли в дальнейшем новые иски к Евтушенкову и «Системе» и кому достанется «Башнефть»? Ответа на первый вопрос пока нет, ведь неизвестно, достигнуты ли какие-то негласные договоренности между бизнесменом и представителями власти.

Относительно будущего «Башнефти» эксперты дают несколько версий. Наиболее распространенная заключается в том, что компания, скорее всего, не останется в госсобственности, а будет выставлена на торги. Основным претендентом на нее считается «Роснефть», которую в прессе иногда называли заказчиком дела против АФК. Специалист по экономической безопасности РАНХиГС при президенте РФ Вениамин Вутянов говорит, что фактов, которые подтверждали бы интерес компании Игоря Сечина к башкирской нефтянке, «у нас на руках нет, можем только предполагать и думать». «Поэтому, скорее всего, если это делалось в таком ракурсе, то компания вскоре окажется составной частью «Роснефти». «Роснефть» — достаточно сложносоставная компания, сеть раскидана по всей стране, начиная от элементов на Сахалине, со сложными элементами финансового управления; компания, которая преимущественно имела в качестве основного источника финансирования своей деятельности приток иностранных инвестиций, кредитование у иностранных банков. Поэтому вливание «Башнефти» оздоровило бы компанию», — отмечает он.

Интересное предположение высказал «БИЗНЕС Online» аналитик «ФИНАМа» Антон Сороко. На его взгляд, не исключено, что в итоге «Башнефть» может остаться у «Системы», но Евтушенкова «попросят» за нее доплатить. «Можно быть почти на 100 процентов уверенным, что на деятельности самой нефтяной компании данные события сказаться не должны, т.к. разбирательство идет не вокруг «Башнефти», т.е. ей не грозят какие-либо штрафные санкции, запреты или ограничения, — говорит он. — А вот на вопрос, кто в конечном итоге станет бенефициаром компании, ответить сейчас сложно. Компания может как остаться в федеральной собственности, так и выйти на открытый рынок (что привлечет деньги в бюджет). Но нам кажется, что оптимальным вариантом для страны стало бы решение оставить актив АФК «Система», но с возмещением части потерянных средств. В такой ситуации и бюджет бы получил свое, и инвесторы бы получили сигнал, что вложения в российский рынок акций не являются чем-то сверхрискованным».

Такая схема еще может быть реализована, поскольку точку в судебном разбирательстве должна поставить высшая арбитражная инстанция. А там ситуация может измениться, поскольку позиция генпрокуратуры небезупречна. Ангелина Фитоз и Светлана Анохина — управляющие партнеры Staub Prinzip Law Firm, отмечают, что на основании сведений материалов дела, которые являются общедоступными, можно сделать вывод, что в деле присутствуют несостыковки и шаткость позиции государственного обвинителя по отдельным существенным вопросам. В частности, вопрос оспаривания решения зависит от квалификации судом разграничения федеральной и региональной собственности, вопроса истечения срока исковой давности по подобным сделкам, начала течения такого срока. Отдельного внимания заслуживает компетентность суда рассматривать вопрос о разграничении федеральной и региональной собственности.

«ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ ОТ ЭТОГО ДЕЙСТВА ОЧЕНЬ ВЫСОКИ»

«БИЗНЕС Online» попросил оценить экспертов влияние «дела Башнефти» на деловой климат в стране и дать прогноз, станет ли нынешнее решение суда прецедентом, на основании которого государство может начать масштабную кампанию по деприватизации собственности.

Алексей Панин — заместитель директора центра политической информации:

— Что касается деприватизации, то сказать так совершенно точно нельзя. Давно говорилось, что деприватизация в России не планируется и что дело «Башнефти» — это некий частный случай, который будет вынесен за скобки. С другой стороны, убедить инвестиционное сообщество в том, что действительно дело не является началом какой-то масштабной кампании, будет очень тяжело. На мой взгляд, инвестиционные риски от этого действа очень высоки. Что касается прецедента, то право России основано на кодексах, а не на прецедентах. И такая новация со стороны генпрокуратуры, как обращение частной компании в пользу государства под тем или иным предлогом, прецедентом является, но не в правовом смысле. Таким образом, институт, в соответствии с которым можно будет в массовом порядке забирать компании у бизнеса, не создается. Думаю, создание такого института и не планируется.

Владимир Рыжков — политик, председатель общественного движения «Выбор России»:

— Я считаю, что это не новая политика, а продолжение старой. Если посмотреть, то за последние 10 лет, начиная с национализации «ЮКОСа», фактически еще целый ряд активов в энергетическом секторе так или иначе перешел в руки государства. «ЮКОС» просто был экспроприирован за бесценок, потом была куплена компания «ТНК-ВР» и так далее. Идет уже 10-летний процесс концентрации энергетических активов в руках государства. Это старая политика. Я считаю ее неправильной.

Если конкретно говорить про «Башнефть», то это была высокоэффективная компания, она наращивала добычу, генерировала прибыль. Если мы возьмем госсектор, то он выглядит как менее эффективный, менее прибыльный. Растет монополизация энергетического сектора, мы видим парадоксальную ситуацию, когда мировые цены на нефть падают, а цены на бензин внутри России растут. Это свидетельство того, что просто энергетический сектор оказался у нас в руках монополий. И как любая монополия, она неэффективна, наращивает издержки, цены на внутреннем рынке, при том что добыча падает и наращиваются долги. Поэтому это негативный сигнал, который показывает бизнесу, что государство продолжает свою экспансию, забирает активы, а общая эффективность и конкурентоспособность экономики от этого падают.