«НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ ПЛОХО СЛЫШАТ»

Выходу нового альбома Flёur предшествовала акция краудфандинга на сайте «Круги»: за три с половиной месяца группа не только собрала заявленную сумму, но и перевыполнила план, финишировав с отметкой в 170% на счетчике сбора. О любви к странной полуэзотерической, полуроковой музыке Flёur свидетельствует и количество казанских зрителей, забивших под завязку зал в день концерта. Музыканты задержались на полчаса, а выйдя на сцену, сразу же, без приветствий, исполнили «Железо поет» — тревожную песню о дорогах и поездах из нового альбома. Эта тревога застынет в зале на протяжении всего концерта.

«Мы рады вас всех приветствовать, особенно тех, кто прислушался к нашей просьбе и не снимает, — обратилась к залу одна из двух фронтвумен команды Ольга Пулатова, но, заметив у края сцены человека с фотоаппаратом, раздраженно добавила. — Но некоторые люди плохо слышат».

В течение концерта Ольга время от времени отламывает кусочек шоколада и запивает его чем-то из белой чашки. В перерыве между песнями она рассказывает, как они с гитаристом Андреем Басовым придумали стихотворение: «Шоколадки — как гробы, внутри мертвые бобы». Солистка Елена Войнаровская, напротив, с публикой не разговаривает. Она сдержанна, сосредоточенна, ее тонкий голос летит в высоту; в этом альбоме ей принадлежат более спокойные, мелодичные песни с отголосками жалости и тоски: «Тростник», «Мы летали», «Черта», «После кораблекрушения». У Ольги более ясные, жесткие тексты, более нагнетенные образы — чего стоит одно только зомбированное человечество в «Кислороде».

Елена Войнаровская
Елена Войнаровская

«КОГДА Я ГОВОРЮ О СИЛЕ, Я НЕ ИМЕЮ В ВИДУ СПОРТ»

Девочки-подростки встают на цыпочки, желая получше разглядеть виолончелиста Алексея Полтавченко. Публика мирно покачивается в такт музыке и взрывается аплодисментами, услышав знакомые аккорды из старого «Шелкопряда» и «Колыбельной для солнца». По истечении часа становится сложно вникать в смысл спетого — слова песен делаются тяжелыми и густыми как дым. Концерты Flёur — это всегда некое таинство, оно возникает независимо от воли музыкантов, само по себе. В текстах присутствует что-то неуловимо печальное и трогательное — возможно, поэтому слушать их подряд, один за другим, сложно. Начинает казаться, что все они об одном и том же. Впрочем, в «Штормовом предупреждении» можно заметить даже некую полярность — здесь есть место как абсолютно христианским мотивам (так, песня «Утешитель» фактически представляет собой молитву о спасении), так и мотивам откровенно шаманским.

«Следующая песня в стихотворной форме описывает упражнение силы, — поясняет Ольга в перерыве между композициями. — Когда я говорю о силе, не имею в виду спорт. Как вы могли такое подумать? Это о шаманизме. Поэтому она и называется «Магия».

Ольга Пулатова
Ольга Пулатова

«ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ У НАС ВНУТРИ, МЫ КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ ОТОБРАЖАЕМ»

В разное время музыкальные критики относили Flёur к разным стилям музыки, приписывая группе сходство с «этереал», «дарквэйв», «неоклассикой», «дрим-поп». Спустя 14 лет после рождения группа так и не смогла определиться с жанром, в котором работает. Да это ей, кажется, и не нужно. «Я думаю, что мы просто честно делаем то, что должны делать, — делится Войнаровская своими мыслями после концерта с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Все, что есть у нас внутри, мы каким-то образом отражаем. А насчет жанра, это должны определять другие люди. Сами мы никак не определяем наш жанр. Может быть, это просто искренняя музыка».

Примечательно, что в творчестве Flёur по сей день сохраняется чередование песен авторства и исполнения — в альбом включается четное число песен, поровну от каждой исполнительницы. На вопрос, насколько сложно сохранять такой порядок вещей, другой лидер группы Пулатова ответила просто: подобные правила существуют для того, чтобы избежать конфликтов и борьбы. «Мы не задумываемся о различиях, и наши интересы никак не сталкиваются, — говорит она. — Каждая отвечает за свою часть, и потом это гармонично сочетается. У нас не бывает такого, чтобы было что-то совсем из ряда вон выходящее, чтобы кто-то из нас стал вдруг читать рэп или что-то такое».

«ЧУДЕСА ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОИЗОЙДУТ»

Так или иначе, «Штормовое предупреждение» оправдало свое название — новый альбом получился надрывным, нервным, напряженным. В нем чуть чаще и громче звучат слова «отчаяние» и «боль». «Настроение наших песен связано с эмоциональным восприятием мира, — говорит Войнаровская. — Мы не сможем рассказать о нашем состоянии лучше, чем наши песни. Мы вложили в них все, что хотели, объяснять что-то дальше было бы уже неправильно». По ее словам, «Штормовое предупреждение» — это альбом о катастрофах личного масштаба. Ольга добавляет, что вопреки впечатлению слушателей в последнее время в репертуаре группы стало меньше депрессивных песен.

Солистки не любят говорить о политической ситуации в своей стране и родной Одессе — в прессе они не раз упоминали, что тяжело переживали события последнего времени: «У нас в городе нет катастроф, у нас все спокойно. Не знаю, что у вас там показывают...»

Концерт Flёur заканчивается двумя старыми хитами, исполненными на бис. Но до этого, завершая основную программу вечера, Елена обращается к залу с загадочными словами: «Если вы пришли за посланием, то нам сообщили, что все будет хорошо. У всех. И чудеса обязательно произойдут, нужно только быть к этому готовыми».