ИМИДЖ — ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ НИЧТО

Маркетинг «Ак Барса», никогда не считавшийся лучшим в хоккейной лиге, в новом сезоне наконец-то стал работать по-настоящему. Доказательством тому служат полные трибуны на домашних матчах. Скептики могут сказать, что большие цифры посещаемости — результат всевозможных акций, направленных на резкое снижение цен на билеты. Но по большому счету заработок на билетах для хоккейного клуба стоит обсуждать при условии полной заполняемости трибун на протяжении всего сезона. Пока же «Ак Барс» успешно создает ажиотаж и всячески пытается привлечь интерес горожан к хоккейной команде. На улицах столицы можно увидеть рекламу матчей, а на официальном сайте клуба регулярно появляются отличные видеоролики с красочными обзорами игр или интересными интервью прямо из раздевалки команды. Ведется работа и в социальных сетях.

При этом в клубе стали понимать необходимость изменения внешнего вида атрибутики клуба и формы хоккеистов (не спортивной формы, а игровой). Игровая форма была изменена, правда, по ряду отзывов, крайне неудачно, но лиха беда начало. И наконец, в «Ак Барсе» началась работа по разработке нового логотипа. На двух прошедших заседаниях общественного совета «Ак Барса», сам факт создания которого также можно отнести к мерам по «сближению» команды и публики, обсуждалась необходимость изменения эмблемы казанского клуба.

«Старый логотип кому-то нравится, а кто-то подвергает его критике. Вообще, мы находимся в республике, где все то, что много лет служило, так просто никто не меняет. Да, есть мнение специалистов клуба, которые считают, что клуб должен идти по пути модернизации логотипа. Есть некие варианты его модернизации. Мы пока пробуем, и, в принципе, мысли такие есть. Мы пока делаем выводы из ошибок, которые допускают другие клубы. Могу сказать, что мы не будем принимать каких-то принципиальных решений без учета общественного мнения. В принципе, логотип же у нас неплохой», — сказал на одном из заседаний совета директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов.

СИМВОЛЫ СТАРЫЕ И НОВЫЕ

Отметим, что найти людей, которым бы нравился нынешний логотип «Ак Барса», очень нелегко. Для обычных зрителей эмблемой команды уже давно является герб Татарстана, а федеральные издания называли лого «кошкой, выпрыгивающей из телевизора», а зачастую подбирали и вовсе некорретные характеристики. Нынешняя эмблема используется клубом с 1995 года, то есть будущим летом логотипу будет уже 20 лет — он старше, чем некоторые игроки казанской команды. Небрежные линии, непонятные штрихи, шрифт с тенями, совершенно необъяснимая форма... И все это усугубляется еще и тем, что в эмблеме «зелено-бело-красной» команды использован голубой цвет. Этот вариант устарел во всем, в чем мог устареть, но его все так же активно размещают и на форме хоккеистов, и на официальных документах клуба. Нет его только на фронтальной части игровых свитеров, где и должно располагаться лого, — на протяжении 20 лет с небольшими перерывами хоккеисты казанского клуба играют с гербом республики на груди. По легенде, это было личным желанием многолетнего президента Татарстана Минтимера Шаймиева, для которого на протяжении долгих лет «Ак Барс» был главным спортивным клубом всего региона. Решение себя полностью оправдало, заодно сняв проблему неудачной эмблемы. Но сегодня проблема заключается уже в том, что в континентальной хоккейной лиге (КХЛ) запрещено использование символа региона как логотипа команды. Более того, такого права нет больше ни у одной команды, ни в одном виде спорта в РТ.

К тому же, это несправедливо по отношению к другому татарстанскому клубу — «Нефтехимику». Но стоит признать, что герб Татарстана вполне хорошо выглядит в качестве эмблемы для «Ак Барса» — здесь в наличии и полное соответствие цветов, и барс, пусть и крылатый, и национальный орнамент, и идеальная круглая форма. Тем не менее для всех будет лучше, если клуб начнет играть под своим собственным гербом.

Понятно, что консерватизм в вопросе смены логотипа связан отчасти с тем, что именно под ним «барсы» добились всех своих побед, и этот логотип ассоциируется с золотым временем команды. Но время диктует новые требования. К примеру, клубы НХЛ не стесняются менять или реформировать свои эмблемы чуть ли не ежегодно. Если оставить в стороне сложные маркетинговые комбинации, то следует признать, что одна из основных причин смены логотипа в спорте — это создание новой линии атрибутики и обновление ассортимента клубного магазина. Рынок диктует свои условия. Безусловно. болельщики могут ходить на матчи своей команды в старой экипировке, но с точки зрения продаж «фанатской» атрибутки нет ничего хорошего в том, что игровой свитер, шарф или кепка 2006 года и 2014 будут идентичны. В России пока таких стимулов к постоянному обновлению имиджа нет, зарплаты игроков и расходы на содержание клубов таковы, что выйти на самоокупаемость или просто заработать на фанатах крайне сложно. Цена билетов, уровень спроса на фирменную символику и благосостояние зрителей никак не соотвествуют масштабу затрат на содержание команды. Таковы реалии российского профессионального спорта, но это не причина прекращения попыток по самостоятельному зарабатыванию денег спортивными клубами. К слову, у «Ак Барса» всего лишь один «фирменный» магазин.

СМОТРИМ И ОБСУЖДАЕМ?

Тем временем разговоры о необходимости обновить бренд «Ак Барса» ходят уже давно. Об истории названия «Ак Барс» в интервью газете «БИЗНЕС Online» рассказывал бывший вице-президент клуба (1995 - 1997), основатель судостроительной компании «Панбот» Булат Яушев, участвовавший в переименовании «Итили» в «Ак Барс».

«Название «Ак Барс» появилось больше из утилитарных соображений. Моторостроительный завод уже тогда не мог содержать клуб, и формы финансирования были совершенно непонятны. Мы боролись за выживание клуба. Тогда и появилась идея навести мосты с новым банком «АК БАРС». И мы решили, что если поменяем название клуба с «Итиля» на «Ак Барс», нам будет легче договориться с банкирами, — рассказал Яушев. — Расчет оправдался. Потом все стало хорошо, какое-то время клуб был собственностью кабинета министров РТ, потом его передали нефтяникам».

Очевидно, что логотип клуба устарел и морально, и с профессиональной точки зрения — технологии маркетинга и рекламы кардинально изменились с прошлого века. Но до последнего времени фирменный стиль главного хоккейного клуба Татарстана был столь же незыблем, как символика республики, герб которой красуется на форме хоккеистов.

На данный момент у «Ак Барса» в разработке два варианта новой эмблемы. Проблема обоих в том, что они совсем не новые. На заседании общественного совета были представлены эмблемы, уже давно используемые клубом.

ВАРИАНТ 1

2.jpg
3.jpg
Процесс создания логотипа
4.jpg
Старый клубный автобус

Барс похож на мультипликационного персонажа, в логотипе использовано чересчур много цветов, обрамления как такового нет — космы гривы торчат в разные стороны. Собственно, что-то похожее уже было...

5.jpg

Вариант 2

6.jpg
Дополненная версия с леттерингом
7.jpg
Используемый с 2013 года автобус
8.jpg
Основной вариант, которым пользуются в роликах «Ак Барс Инфо»

Недостаток этого логотипа в том, что его будет очень тяжело разместить на форме — он не симметричный и слишком сильно вытянут в длину. Хотя в целом смотрится симпатично и свежо, если не смотреть на шрифт. Отметим, что логотип сильно напоминает эмблемы легендарного клуба по американскому футболу «Нью Ингланд Пэтриотс». Оба этих логотипа подготовила команда Ильи Фомина — сына известной в Татарстане бизнес-леди Ларисы Фоминой. Однако в хоккейном клубе решили не торопиться с принятием окончательного решения, тем более что практически параллельно завязывалась новая мыльная опера под названием «ребрендинг «Рубина».

Также клубом были представлены еще два концепта, которые явно включены в список для количества. Говоря откровенно, ничего стоящего из себя они не представляют.

9.jpg
10.jpg

КУДА БАРСУ ПРЫГАТЬ ДАЛЬШЕ?

Обобщая, можно сказать, что «Ак Барсу» следует как можно тщательнее проработать новые варианты логотипа и привлечь к работе максимально возможные ресурсы. Небедный клуб может себе позволить один раз потратить хорошую сумму на грамотных дизайнеров и приобрести хорошую символику на долгие годы.

Чего точно стоит избегать, так это уклона в ретро, потому что казанская публика уже дала понять, что она видит в зиланте с герба Казани. Важно отметить, что «Ак Барс» сейчас действует довольно осторожно — все новые идеи изначально тестируются в качестве альтернативных и проходят проверку публикой. В этом отношении хоккейный клуб поступает более дальновидно, чем футбольный «Рубин», который свою затею с ребрендингом абсолютно провалил во многом из-за волюнтаризма тех, кто принимал итоговые решения и затеивал всю эпопею со сменой образа клуба. Как минимум нужно прощупать почву перед резкими переменами, чем «Ак Барс» сейчас и занимается. В клубе обещают общественную дискуссию, и это, в отличие от обещаний «Рубина» образца лета 2013 года, не пустые слова.

Но полагаться на мнение публики целиком и полностью тоже нельзя. Например, если бы не вмешательство руководства магнитогорского «Металлурга», новым символом клуба стал бы угловатый сталевар с кочергой, которого выбрали болельщики, а не оригинальный лис.

11.jpg
Эмблема казанского хоккейного клуба с 1987 по 1993 годы, которая практически идентична нынешней рубиновской

«ВИДНА ТВОРЧЕСКАЯ РАСТЕРЯННОСТЬ»

Михаил Антипин — автор формы и логотипов «Амура», «Адмирала» и «Автомобилиста»:

— Удивительно, что такой клуб, как «Ак Барс», до сих пор имеет худший логотип в лиге. Необходимость ребрендинга была очевидна с первого сезона КХЛ. Жаль, что потеряно столько времени, но хорошо, что работа по ребрендингу все же идет. Полагаю, что после провального опыта футбольного «Рубина» клуб проводит смену «айдентики» более осторожно и планомерно, анализируя обратную связь.

Те варианты логотипа, что мне довелось посмотреть, по умолчанию лучше действующего, но еще недостаточно хороши, чтобы стать основным лого «Ак Барса». Возможно, они стали бы спасательным кругом, для социального проекта «Сочи», но у Казани должен быть более серьезный подход.

Из двух потенциальных претендентов, одному из которых лет пять, мне более симпатичен вариант номер два.

Василий Иванов — автор идеи логотипа магнитогорского «Металлурга»:

— В первую очередь хочу поздравить клуб и болельщиков с приближающимся ребрендингом. Последнее время все больше и больше команд лиги решаются поменять логотип и форму. Если честно, не думал, что такая консервативная команда, как «Ак Барс», решится на этот непростой шаг в ближайшем будущем, и я очень рад, что ошибался!

Первый вариант лично мне не очень нравится. Много лишних деталей (усы, странные линии под глазом и на лбу), невыразительные глаза, явный перебор с зубчиками справа, странная круглая челюсть и форма рта, и самое главное — очень уж доброе лицо. Тут, конечно, можно спорить, но хоккей — жесткий и агрессивный вид спорта, и здоровой агрессии в логотипе не помешает, как мне кажется.

Второй мне намного ближе. Сначала о хорошем: качественная отрисовка и агрессивный настрой греют душу, очень радует прыгающий барс. Теперь о том, что не понравилось. Очень смутило отсутствие нижнего ряда зубов на челюсти. Но это мелочь. А вот леттеринг совсем никуда не годится и портит все впечатление от логотипа, такое ощущение, что барса и название команды делали разные люди.

И тот и другой вариант имеют право на существование. Но первый требует существенных доработок. Боюсь, что после всех преобразований он просто превратится во второй

Андрей Горбунов — арт-директор портала «Чемпионат.com», дизайнер и создатель фирменного стиля ХК «Атлант», арт-директор ХК «Спартак»:

— Эмблемы и логотипы по уму строятся не с «головы», не с визуальной части, а со смысловой — как должен работать логотип? Для кого он? Что должен обозначать? О чем должен рассказать логотип? Что должен почувствовать человек, когда увидит этот посыл? И так далее, вопросы и цели у всех разные. Пока не будет этой основы, четкого понимания и направленности, ничего хорошего не выйдет.

У «Ак Барса» все варианты очень формальные и, по сути, ничем друг от друга не отличаются. Я вижу творческую растерянность и беспомощность дизайнеров: «Вот барс, и вот название. Что с этим делать?» Ведь смысл не в том, как бы прикольнее барса нарисовать, а как вложить характер и уникальность. Непонятно, почему нет никакого намека ни на Казань, ни на Татарстан — в ту же шрифтовую часть можно было вплести какую-то историю, какие-то намеки или те же банальные национальные узоры (тут сам бог велел). Сейчас же все элементы случайные. Например, треугольник в одной из версий. К чему он? О чем говорит? Я так понимаю, что это отсыл к «хоккейным традициям» в общем и к Pittsburgh Penguins в частности. Но, в отличие от «Ак Барса», у энхаэловцев треугольник со смыслом — он символизирует центральный район Питтсбурга, «Золотой треугольник», и даже окрашен в соответствующий цвет. Это не просто фигура.

А у казанцев сейчас просто барс и просто бесхарактерная надпись. И их случайные комбинации. Нужно работать дальше, эти варианты не тянут даже на концепт.

Александр Карпухин — руководитель направления клубной символики ХК «Сибирь»:

— Начну с первого логотипа. В принципе, нарисовано неплохо, но не на пятерку. Логотип имеет динамику, но мне несколько непонятно завершение, то есть очевидна недоделка шеи барса. Взгляд устремлен куда-то в пол, это тоже минус. Все-таки такой агрессивный зверь должен смотреть в глаза. С симметричностью у логотипа тоже проблемы. Считаю, что симметричность — это один из основных факторов удачного логотипа. Приведу в пример лого «Флориды Пантерз» и хабаровского «Амура». Просто, четко, симметрично, и очень агрессивно выглядит. Как раз то, что нужно и «Ак Барсу».

12.jpg

Теперь ко второму логотипу. Проблемы те же: симметричность и шея. Вариантов с шеей на пол-логотипа уже предостаточно. Ниже примеры «Магнитки» и «Рэмс» из американского футбола. Тем более в КХЛ есть «Барыс», у которого тоже барс в пол-оборота на эмблеме. Вторичность, думаю, никому не нужна.

13.jpg
Баран — «Рэмс», барс — «Барыс», лис — «Металлург»

Если подвести итог всему вышесказанному, то оба логотипа не дотягивают до оценки 5. Но то, что они на порядок лучше существующего лого, это бесспорно. Считаю, что такому клубу, как «Ак Барс», нужно искать свой путь. Хочу предложить проработать подобный вариант компоновки лого, не исполнение, а именно компоновки. Или же что-то подобное, но обязательно с лапами или вообще все тело. Тогда получится и оригинально, и симметрично, и агрессивно.