Почти год загадочный обличитель ОБНОН оставался в тени — и вот сегодня впервые после скандала Кучаев явил себя миру

ПОДСУДИМЫЙ НЕ ДОЛЖЕН ДАВАТЬ ИНТЕРВЬЮ

Сегодня в Вахитовском районном суде Казани стартовал процесс по делу Олега Кучаева — он обвиняется по ряду статей, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Кучаев — личность более чем одиозная. Что известно о нем? Трижды судим по статьям 117 УК РФ («Истязание») и 228 УК РФ («Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств»). Провел в местах лишения свободы в общей сложности 16 лет. В настоящее время на показаниях Кучаева строится громкое «дело ОБНОН». Сейчас высокопоставленные фигуранты этого дела — начальник казанской полиции Руслан Халимдаров, начальник ОБНОН МВД по РТ Андрей Алексеев, начальник ОБНОН УВД по Казани Дмитрий Андриенко и старший оперуполномоченный ОБНОН МВД по РТ Марат Садыхов — находятся в московском СИЗО.

Почти год загадочный обличитель оставался в тени — и вот сегодня впервые после скандала явил себя миру. Кучаева вели по коридору суда под конвоем. Оказавшись в клетке, до прихода судьи он вел себя довольно вызывающе.

— А без этого нельзя? — явно играя на публику, поинтересовался Кучаев, указывая на камеру оператора.

Повисла долгая пауза. Очевидно, что Кучаев, пользуясь тем, что судьи нет, хотел о чем-то рассказать.

— Я признаю вину, — заявил он. — Но от своих показаний не отказываюсь. Все было так, как было...

По всей видимости, Кучаев имел в виду не показания, которые дал во время следствия по своему делу, а выразил свое отношение к своим показаниям по «делу ОБНОН». Узнать точно не удалось: откровения подсудимого прервали судебные приставы, заявив, что он «не должен давать интервью».

Последний раз Кучаев был осужден в 2008 году — он получил наказание в виде 6 лет колонии строгого режима. Но в 2012 году оставшуюся часть срока ему заменили на исправительные работы

«ЧТОБЫ ЖУРНАЛИСТОВ НА ПРОЦЕССЕ НЕ БЫЛО!»

Напомним, четверо высокопоставленных полицейских сейчас обвиняются в незаконном обороте наркотиков, превышении должностных полномочий, воспрепятствовании расследованию и других тяжких и особо тяжких преступлениях. Впервые о резонансном скандале стало известно в ноябре 2013 года, когда московские оперативники арестовали в Казани высокопоставленных сотрудников МВД по РТ.

В начале сентября Всеволод Добрынин — адвокат Халимдарова, сообщил «БИЗНЕС Online» о том, что обвинение его подзащитному, равно как Андрееву, Алексееву и Садыхову, по-прежнему строится лишь на показаниях Кучаева.

В декабре прошлого года адвокаты задержанных чиновников из МВД обнародовали видео, которое предоставило новую пищу для размышлений. На записи Кучаев сидит и беседует за чашкой чая с представителями правоохранительных органов — нетрудно догадаться, что это сотрудники ОБНОН. Судя по их диалогу, разговор идет весьма откровенный, и непохоже, что Кучаев говорит под каким-то давлением. Что заставило мужчину впоследствии дать показания против сотрудников ОБНОН, остается только догадываться.

Сперва Кучаев рассказывает о методах работы ФСКН: сотрудники этого ведомства, по его словам, в борьбе за результативность искусственно создают и «крышуют» группировки, которые занимаются сбытом наркотиков в особо крупных размерах. А когда сеть создана, накрывают ее. При этом вся ответственность, со слов Кучаева, ложится на «лохов» — в основном на тех, кто «покупает». Про экономическую сторону вопроса речь не идет.

Это видео наглядно продемонстрировало, что за «делом ОБНОН» скрывается давнее противостояние между отделом по борьбе с незаконным оборотом наркотиков в структуре МВД и Госнаркоконтролем.

Видимо, откровения Кучаева дорого ему стоили. Покидая зал, он с вызовом крикнул прокурору: «Прошу ходатайствовать, чтобы журналистов на процессе не было!»

ДЕЛО КУЧАЕВА РАССМОТРЯТ В ОСОБОМ ПОРЯДКЕ

После того как в процессе была решена образовавшаяся заминка (к началу заседания не подошел адвокат подсудимого), судья Лилия Галимова, которая ранее выносила приговор в отношении виновника крупного ДТП Артема Точилкина, зачитала Кучаеву его права.

Подсудимый рассказал судье о том, что он был задержан в апреле прошлого года и работал на тот момент в ЖЭУ «Ягодная гора». Последний раз Кучаев был осужден в 2008 году — он получил наказание в виде 6 лет колонии строгого режима. Но в 2012 году оставшуюся часть срока ему заменили на исправительные работы (которые, впрочем, он не выполнил).

— Я против присутствия в зале журналистов, — объяснил Кучаев судье, подавая ходатайство о проведении процесса в отсутствие представителей прессы, хотя в зале находился только корреспондент «БИЗНЕС Online».

Олег Кучаев обвиняется по ряду статей, связанных с незаконным оборотом наркотиков

— А чем вы можете это объяснить? У нас ведь открытое судебное заседание, — развела руками Галимова.

— Журналисты вмешиваются в мою личную жизнь. Они и так вмешались, излишнее внимание проявляют...

Судья тем не менее согласилась с позицией прокурора и не стала закрывать процесс от прессы. После этого при изучении документов выяснилось, что Кучаев заключил досудебное соглашение со следователями. Это значит, что при рассмотрении дела в суде будет применен особый порядок. Следовательно, решение суда можно будет оспорить лишь в части наказания, но не в части квалификации деяния.

Также сегодня суд определился с мерой пресечения для подсудимого — ближйшие два месяца он проведет под стражей.

Газета «БИЗНЕС Online» будет следить за развитием событий.