Сегодня в Госсовете прошло заседание комитета по бюджету, налогам и финансам, на котором был рассмотрен проект бюджета республики на 2015 год

ОБЛОЖИТЬ НАЛОГОМ 94 ТЫС. ОБЪЕКТОВ

Сегодня на комитете Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам депутаты рассмотрели законопроект, который вводит новый порядок расчета налога на имущество физлиц — по кадастровой стоимости объекта, а не более низкой инвентаризационной — уже с 1 января 2015 года. О предлагаемых изменениях депутатам рассказал министр финансов РТ Радик Гайзатуллин. Он уточнил, что граждане «почувствуют» новый налог только в 2016 году — в случае принятия законопроекта на заседании республиканского парламента (оно состоится 30 октября) граждане должны будут заплатить налог по-новому за 2015 год до 1 октября 2016 года.

Однако сколько именно должны будут заплатить граждане и вообще сколько в масштабах республики планируется собрать налога по-новому, Гайзатуллин сказать затруднился, т.к. расчеты еще ведутся. По налогу, рассчитанному по-старому, то есть по инвентаризационной стоимости, в прошлом году было собрано 694 млн. рублей, в этом планируется собрать 701 млн. рублей, в следующем — 730 млн. рублей.

Отметим, что решение о расчете налога физлицам по-новому является федеральной инициативой. На региональном уровне власти пока уточняют сроки введения, а конечную налоговую ставку определяют непосредственно муниципалитеты. Кадастровая стоимость объектов является более приближенной к рыночным ценам, чем инвентаризационная.

Оценку кадастровой стоимости объектов проводило минземимущества РТ, на сегодня формирование базы объектов практически завершено. Теперь после принятия решения Госсоветом каждый из 955 муниципалитетов РТ должен будет утвердить размер налоговой ставки — от 0,1 до 0,3% либо вообще равным нулю (что, конечно же, крайне маловероятно). После 15 ноября минфин пообещал сообщить сумму, планируемую к сбору с физлиц. Налог будет полностью поступать в бюджеты муниципалитетов, он платится физлицом он раз в год, уточнил министр «БИЗНЕС Online». Уведомление об оплате будет приходить физлицу заранее по почте.

Гайзатуллин сообщил, что дополнительной нагрузки пенсионерам не будет — они не будут платить налог, если имеют одну квартиру, один жилой дом и один гараж. Однако им придется заплатить, если на них числится, скажем, несколько квартир или гаражей, но таких в республике немного, отметил министр.

Есть и другие льготы. Налогоплательщикам, владеющим квартирой, вычитается 20 кв. м (при площади в 54 «квадрата», налог платится с 34 «квадратов»). При владении дома вычитается 50 «квадратов». «Например, если у меня дом числится в 49 квадратных метров, то у меня налога не будет, хотя сегодня я плачу от инвентаризационной стоимости», — пояснил министр. Кроме того, резкого повышения тоже не будет, предусмотрено поэтапное повышение.

Депутат Леонид Барышев уточнил: будет ли льгота для частных предпринимателей, которые выбрали патентную систему налогообложения? Пока они не попадают под данный налог, пояснил Гайзатуллин, однако в федеральном центре могут быть приняты «определенные изменения» и предпринимателю придется платить налог уже и с 1 января 2015 года. Ясность должна наступить в ближайшее время.

Глава комитета Леонид Якунин пояснил, почему необходимо вводить новый расчет с 2015 года — с огромного количества объектов не собираются налоги. «С 1 января 2013 года все построенные объекты не имеют инвентаризационной стоимости. Почему? Потому что реорганизация, которую провело минэкономразвития, лишила бюро технической инвентаризации полномочий об оценке — остался только заявительный характер. И у нас все имущество, построенное в республике за два последних года, сегодня не налогооблагается», — пояснил глава комитета. По его данным, речь идет о 94 тыс. объектах в РТ, которые не имеют ни инвентаризационной, ни кадастровой стоимости. Новый законопроект, по мнению главы минфина, позволит их полностью охватить, а это дополнительные поступления в бюджет.

Леонид Якунин пояснил, почему необходимо вводить новый расчет с 2015 года — с огромного количества объектов не собираются налоги

В итоге комитет рекомендовал принять данный законопроект на ближайшем заседании Госсовета сразу в трех чтениях.

ДЕФИЦИТ ЗАКРОЮТ ЗА СЧЕТ КРЕДИТОВ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

А о том, что дополнительные поступления бюджету крайне необходимы, стало понятно, когда Гайзатуллин сообщил о предлагаемых изменениях в бюджет Татарстана на этот год.

Доходы предлагается увеличить на 14 млрд. рублей до 164,9 млрд. рублей. Опять ожидаемо вытягивают нефтедобыча и на этот раз машиностроение — из 8 млрд. налоговых и неналоговых доходов на налог на прибыль приходится 5,5 млрд. рублей, главным образом за счет этих отраслей. А вот НДФЛ поступит на 500 млн. рублей меньше. Еще 6,5 млрд. рублей пришли из федерального бюджета — 2,5 млрд. рублей на развитие сельского хозяйства, 1,9 млрд. рублей — на поддержку малого и среднего бизнеса, 939 млн. рублей — на модернизацию региональных систем дошкольного образования...

Однако расходы предлагается увеличить еще больше — на 25,6 млрд. рублей до 188,4 млрд. рублей. «В основном расходы идут на выполнение «дорожных карт» по зарплате (выполнение майских указов, доля затрат на которые с каждым годом возрастаетприм. авт.), а также на ремонт школ, клубов, дорог», — уточнил Гайзатуллин «БИЗНЕС Online».

Таким образом, дефицит бюджета планируется утвердить в 23,5 млрд. рублей. Отметим, что впервые за последние годы к декабрю дефицит бюджета не сокращается с астрономического, а, наоборот, разрастается.

На вопрос «БИЗНЕС Online», за счет чего планируется восполнять дефицит бюджета, Гайзатуллин ответил следующее: «За счет выполнения доходной части, а также за счет привлечения кредитов из федерального бюджета. На какую сумму, сейчас уточняется».

Напомним, что по итогам полугодия Гайзатуллин рассказывал о дефиците бюджета 7,3 млрд. рублей (доходы — 82,3 млрд. рублей, расходы — 88 млрд. рублей).

Члены комитета Вячеслав Зубарев и Дмитрий Самаренкин

КТО СКОЛЬКО ДОЛЖЕН БУДЕТ ПЛАТИТЬ

По расчетам экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», если ранее гражданин платил налог 1 тыс. рублей за двухкомнатную квартиру, то после утверждения новшеств налог может вырасти до 1,5 - 3 тыс. рублей.

Анна Бодрова — старший аналитик «Альпари»:

— Новое изменение будет ощутимо прежде всего для малоимущих граждан, имеющих жилье в центре города, где кадастровая стоимость недвижимости заведомо больше. Это, в свою очередь, рано или поздно приведет к перекрою рынка жилья в центре: квартиры будут продаваться с небольшим, вероятно, дисконтом с тем, чтобы позже купить жилье в спальном районе, налог на которое будет ниже.

Выгода муниципалитетов будет зависеть напрямую от эффективного управления этими налоговыми средствами. Но это очень тонкая материя, которая все еще требует проработки. Если отчетности по данным налоговым поступлениям будут предельно строгими и жесткими, местные бюджеты, действительно, получат новые поступления.

В период экономического застоя не стоит провоцировать настроения граждан. Социальная напряженность может дать «крен» в том месте, в котором власти и не ожидали. Социальные протесты в России имеют отлаженные технологии, многие из них плачевно заканчивались даже для ярких представителей региональной власти, особенно в предвыборный период.

Максим Клягин — аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— Основное нововведение заключается в определении налоговой базы объектов налогообложения исходя из кадастровой стоимости, существенно более близкой к рыночным оценкам, а также в прогрессивном характере шкалы ставок. В случае отсутствия кадастровой оценки по-прежнему используется инвентаризационная стоимость, утвержденная органами БТИ. Эта норма действует следующие 5 лет, с 2020 года предусмотрено повсеместное введение оценки по кадастровой стоимости.

В формуле расчета налога используются предельные ставки от суммарной стоимости недвижимости, определяющиеся в зависимости от типа, оценочной стоимости, а также территориального расположения объектов недвижимости. Ставка, не превышающая 0,1 процента, используется для жилых помещений, жилых домов и ряда других объектов с определенными параметрами. Ставка в размере до 2 процентов применяется к объектам, стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, а также к объектам, специально определенным законодательством. Ставка в размере до 0,5 процента применяется в отношении остальных объектов недвижимости. При этом в рамках первого и второго пунктов муниципальные власти специальными решениями могут либо уменьшить размер ставки до нуля, либо увеличить, но не более чем в три раза от действующих параметров.

Также можно отметить, что при расчете налога учитываются льготы и вычеты. Ключевые — вычет кадастровой стоимости 20 квадратных метров из облагаемой базы для квартир (10 квадратных метров — для комнат) и вычет 50 квадратных метров — для жилых домов, снижение налоговой базы для комплексов жилых объектов на 1 миллион рублей, а также значительный пакет дополнительных льгот для специальных категорий граждан.

По существу реформы можно отметить, что фактически продолжаются процессы, ориентированные на частичное внедрение дифференцированного налогообложения. Задача в целом, безусловно, актуальная. Основной целью выступают повышение фискальных сборов и стабилизация локальных бюджетов. Поступления от налогообложения земли и недвижимости могут быть одним из ключевых источников наполнения местных бюджетов, что позволит снизить их зависимость от региональных и федеральных поступлений. В том числе и для Москвы, даже с ее сильнейшей экономикой, максимальной концентрацией капитала и большим количеством различных доходных статей бюджета, это очень злободневная проблема. Кроме того, частично реформа решает и задачу снижения спекулятивной активности на рынке жилой недвижимости.

Основным фактором, затрудняющим эффективное администрирование и повышение фискальных сборов, выступает незавершенная программа кадастрового планирования. В различных регионах ситуация в значительной степени варьируется, но в целом, конечно, далеко не все административные единицы готовы к введению новых нормативов налогообложения, что и объясняет значительный переходный период, предусмотренный новым законом.

Что касается издержек рядовых потребителей, то думаю, что в среднесрочной перспективе не стоит ожидать их критического роста. При условии сбалансированного подхода административных субъектов к распределению фискальной нагрузки заметных негативных последствий для основной массы потребителей не последует. Так как в среднем, даже с учетом привязки к рыночным ценам, налоговая нагрузка на основную массу населения вырастет не столь значительно.

Жилой фонд даже в рамках отдельного населенного пункта, естественно, может быть очень неоднородным. Вместе с тем с определенными допущениями, ориентируясь на существующие жилищные нормативы, можно говорить о том, что в городах примерный средний размер налога для единственного собственника, допустим, двухкомнатной квартиры площадью около 50 квадратных метров до реформы не превышал 1 тысячи рублей в год. После завершения переходного периода налоговая нагрузка вырастет до 1,5 - 3 тысяч рублей. На отдельных, наиболее капиталоемких рынках типа столичной агломерации расходы по налогу могут приблизиться к 5 - 6 тысячам рублей.

Одновременно малообеспеченные слои населения получают возможность снизить отчисления за счет дополнительных льгот, а для крупных владельцев жилой недвижимости размер фискальных платежей существенно возрастет, обеспечивая необходимое перераспределение налоговой нагрузки.